Панк в россии. Субкультура панки: знакомство с необычным движением Молодежная субкультура панки
Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки " Sex Pistols ", " Clash " и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по "Голосу Америки", ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как "нароста на гниющем теле буржуазной культуры”.
Если рок-музыка в СССР была в подполье, то панк был ": подполье подполья" . Он уже являлся контркультурой в силу своей запрещенности и противостоял Системе, неся новые ценности, а не бунт и протест подобно английским панкам.
Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя другим, представляли собой не столько музыкальное течение, сколько общественно-интеллектуальное . В СССР панк являлся контркультурой в силу своей запретности, поэтому он противостоял Системе, даже если в панк-песнях не было прямого политического подтекста.
С середины 1990-х российская панк-сцена начинает ориентироваться на соответствующие западные идеалы а именно: " Green Day " и прочие калифорнийские поп-панк-группы. (В лице таких групп, как например, московские "Тараканы!" и питерский "Король и шут").
В российском панк-роке 1990-х почти нет идей (тогда как на Западе панк - это прежде всего идейная музыка), а те, которые были, нивелируются, т.е. подравниваются под общеизвестные догмы. Большинство групп повторяют одни и те же стереотипы - "сдирают" с одного и того же западного образца .
Советские панк-группы: Сектор Газа, Гражданская оборона, Автоматические удовлетворители, Бригадный Подряд, Растущее Сопротивление и др.
Современные российские панк-группы: Тараканы!, Король и Шут, НАИВ, Пурген, Последние Танки в Париже, Азъ, весьма своеобразная группа LUMEN и др.
Идеология
1. Личная свобода и независимость. «Будь собой, убей стереотипы!»
Панки сосредоточены на реализации права каждого человека на свободу и жизнь, на которую не осуществляется давление. Панки ценят самостоятельность, прямые действия, не принимают общественную культуру, не признают авторитетов.
Ш “We"re tearing down the borders, we"re fighting for the right of freedom” - поют Anti-Flag.
Ш “Fight, rebel and riot!” - гласит одноименная песня НАИВа.
2. Агрессия. « Живи быстро, умри молодым».
Самый важный элемент панковского мироощущения -- агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом «Я ненавижу» в противовес хипповскому «Я люблю». Ненавидели всё: общество потребления, родителей, любые ценности. Себя величали цветами в помойке (Sex Pistols), белое называли черным, плохое хорошим, чистому предпочитали грязное, пению -- вопли, рассудку -- безумие, жизни -- смерть.
Ш “Если тебе нравится белый цвет, я буду черной. Если ты любишь черный, я буду желтой. Если ты ценишь все разумное, я буду безрассудной. Если ты дорожишь рассудком, я буду сумасшедшей. Если ты любишь мир и цветы, я принесу ножи и цепи,” - поют Slits.
Ш “Нам не нравятся те, кому не нравимся мы!” - заявляет Дима Спирин из Тараканов!
3. Протест. “You can kill the protester, you can"t kill the protest”
Можно сказать, что панки - это один огромный протест. Протест против всего, что ценится и признается обществом. Панки протестуют не только против системы, родителей, общепринятых порядков, правил и законов, но и против таких вещей, как расизм, сексизм, фашизм, войны.
Ш “Что, если он не такой, как ты? Разве это повод для начала войны?” - поют Тараканы!
Ш “Все джехады, вендетты, крестовые походы придумали суки, придумали уроды..” - говорят LUMEN.
Ш Как можешь гордиться ты тем, в чём нет заслуги твоей? Разве ты сам выбрал кожу и цвет и страну, чтобы родиться в ней?...Фамилия с именем, разрез глаз, возраст и пол - что именно сделал ты сам, в чём для гордости повод нашёл? - возмущается Дима из Тараканов!
4. Социальные и политические взгляды. “Долби систему!”
Довольно сложно судить о социальности-асоциальности и политичности-аполитичности панков. Они ни коим образом не хотят касаться политики, не признают власти, насмехаются над политическими лидерами. Вместе с этим, можно сказать, что некоторых панков можно отнести либо к левым, либо к приверженцам прогрессивизма . Часто панки принимают участие в протестах локального, национального и глобального масштабов. Панки призывают не бояться бороться за свои права и отстаивать свою точку зрения.
Многие панки выступают за защиту прав животных, поддерживают вегетарианство (тут мы наблюдаем переплетение с субкультурой стрейт эдж), поддерживают энвайронментализм .
Ш “Я так люблю свою страну, НО НЕНАВИЖУ ГОСУДАРСТВО!” - кричит Тэм из LUMEN.
Ш “Я хочу быть депутатом, в телевизоре кривляться! А идите в ***у все, до меня не докопаться!” - смеется над чиновниками Бригадный Подряд.
Ш “Они не видят смысла в том, что не даёт доход. Ты должен делать только то, что быстро схавает народ…” - говорит всё тот же Дима Спирин.
Ш “Если ты клиент с деньгами - не прошёл мой день за так, все карманы наизнанку, всех обчищу только так…” - поёт Юрий Клинских в песне “Мент” (кстати, Юрий сам служил в милиции, за подобные нахальные песенки его оттуда уволили).
5. DIY. “Делай сам!”
Принцип DIY, по-моему, прост и понятен: делай сам то, что тебе нужно. Тут считаю уместным процитировать целиком одноименную песню группы Тараканы!
«Просто так ничего никогда не случится само по себе,
Под лежачий камень не течёт вода, делай сам всё, что нужно тебе!
Встань! Оторви свою ***у и хотя бы на миг прекрати п***еть!
ДЕЙСТВУЙ! Начинай жить!
Делай сам, даже если это не нужно никому, кроме тебя!»
6. Борьба с обыденностью. “Громче! Громче, ещё громче!”
Панки никогда не скучают, они вообще не любят скуку и обыденность. Веселье, шум, сумасшедшие причёски, одежды и макияж, эпатаж, выходки на глазах у прохожих - одним словом, хаос - вот что они любят. Чем веселее, тем лучше!
Ш “ Смейся! Я хочу слышать громкий смех! Улыбайся - это раздражает всех!” - всё те же Тараканы!
Ш “ Брей быстрей ирокез снова, и будет веселей!.. Жизнь как йогурт, не будь скупой, как тень!” - призывает Руслан из Пурген.
Субкультуры существовали во все времена. Молодежь в надежде выразить свою индивидуальность старалась одеваться по-особенному, не так, как все. За одеждой следовало особое мышление, и в итоге это все перерастало в идеологию. Мир накрывала волна хиппи, диско, гранжа и панка. Панки считаются одними из самых вызывающих из всех направлений. О них слышали все, и при этом все еще находятся люди, задающиеся вопросом: панки - это кто? Попробуем разобраться в этом.
От музыки к субкультуре
Своим появлением панки обязаны одноименному музыкальному направлению - панк-року. Появился этот стиль музыки в 70-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Музыканты взбунтовались против всех остальных направлений рока, ставших в то время слишком лиричными и депрессивными. Так и появился панк-рок, сохранивший задорность старого доброго рок-н-ролла в соединении с примитивной игрой на музыкальных инструментах. Примитивность игры была нарочитой, ведь панк-рок - это то, что доступно всем желающим.
В 70-е годы мир узнавал все новые и новые группы: Pink Floyd, Deep Purple, Yes, Led Zeppelin, Genesis. Они быстро получили всеобщее признание, а вслед за этим и большие сборы за концерты. Участники этих групп жили в дорогих особняках, ездили в шикарных лимузинах с личными телохранителями. Того, что объединяло их с панк-молодежью, у них постепенно не осталось. Их в 12 минут и выступления под фонограмму просто не походили на то, что так любили уличные бунтари-подростки.
6 ноября 1975 года Лондонский колледж искусств потрясло выступление вызывающей панк-рок-группы с не менее вызывающим названием. Это были Sex Pistols. В последующем они стали идолом панков. У них было то, что нужно для настоящего панк-рока: простые аккорды, примитивная игра, не требующая больших затрат, доступные концерты.
Значение слова "панк"
Слово "панк" произошло от английского разговорного слова, означающего "нехороший", "дрянной". Достоверно неизвестно, как именно возникла у представителей идея называться именно так: то ли так обзывали бунтарей-анархистов, то ли потому, что их музыку называли именно так. Так или иначе, слово прижилось.
Идеология
Идеология панков основывается на свободе. Панк-субкультура выступает за реализацию человеческой свободы без какого-либо давления со стороны. Иначе говоря, если человек волен ходить, в чем он хочет, значит, он действительно должен иметь возможность идти по улице в рваных ботинках и не получать при этом тыканья пальцем в спину. Свобода слова - еще один важный момент для них. В своих песнях панки не стесняются в выражениях, используют нецензурную лексику, ведь право свободы слова гарантировано множеством конвенций по правам человека.
Несмотря на суждения общества, панк - это вовсе не мода, а идея, придающая смысл представителям этого течения. Многие считают это возрастным фактором, будто бы это лишь то, что пройдет после подросткового бунтарского возраста. В реальности это не всегда так. Истинный панк остается таким на всю жизнь.
Характерные черты личности
Вопрос о том, что такое панк, не совсем корректный. Лучше спрашивать, и тогда все сразу станет ясно. Один истинный представитель субкультуры способен дать представление о том, что собой представляет все направление.
Панк - это человек, стремящийся к независимости, иначе говоря, индивидуализму. Такой человек, даже несмотря на то что часто находится среди шумной компании, одиночка сам по себе. Его не волнует общество с его проблемами и потребности других людей. Для панков характерна анархия, антиавторитаризм, антигомофобия, нигилизм. Панк - это человек асоциальный, отрицающий любую культуру, не уважающий старшее поколение по принципу: «Если стар, значит, тебя уважают». Он всегда против любого порядка, власти.
Внешний облик
Панк-субкультура имеет свои характерные черты, благодаря которым ее можно отличить от всех остальных, в том числе и внешние. Несмотря на то что внешний облик для панков особого значения не имеет, все они выглядят похоже.
- Ирокез. Эта прическа зародилась еще до появления панков. Индейцы делали ее во время своих тайных обрядов, чтобы таким образом напугать всех вокруг. Панки используют разные варианты. В классическом варианте волосы выбриваются, и остается лишь полоса длинных волос вдоль головы. Их ставят при помощи лака как большие иглы.
- Прическа-"помойка". Подходит для всех, кто не любит заморачиваться. Достаточно просто взлохматить волосы, и прическа готова.
- Обилие аксессуаров. Это цепи, заклепки, нашивки, ошейники, напульсники, булавки. Ими покрывают весь образ с ног до головы по правилу «чем больше, тем лучше».
- Рваные штаны. Их рвут либо специально, в знак протеста, либо не зашивают после драки на концерте. Даже если из-за дыр в штанах видны пикантные области, это никого не смущает, ведь так даже лучше. Панк - это всегда свобода и нарушение общественных норм, и иногда это может шокировать.
- Косухи. От байкерских их отличает то, что они разукрашиваются при помощи баллончиков с краской. На них могут быть разные надписи и множество заклепок.
В представлении общества
Многолетняя практика показала, что люди отказываются понимать, что такое панк и что он хочет показать миру. По опросам, проводимым в свое время социологами, в столице России было выявлено, что большая часть населения считает их не более чем людьми, страдающими шизофренией. Их считают отклонением от нормы, больными и невоспитанными.
С одной стороны, эта точка зрения вполне оправдана. Многие панки сами показывают себя не с самой лучшей стороны, совершая преступления. Пропагандируя слова, действий, мыслей и взглядов, они в итоге не подумали о том, что сами нарушают эту же свободу других людей. Нельзя сказать, что все панки являются такими, потому что многие из них достойны уважения. Первоначально панк - это доступная музыка и протест против серости жизни. Со временем превращаясь в сборище настоящих оборванцев, панк потерял свое истинное лицо.
Увы, их называют отбросами, как и в 70-е. Молодежь, некогда захотевшая обрести свободу, в итоге не нашла всеобщего признания. И сегодня наблюдается спад панк-движения и замена его новыми направлениями.
Аверин Сергей
Работа ученика расскрывает основные моменты истории панк культуры в мире, а также музыку этого движения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Панинская средняя общеобразовательная школа
Реферат:
«Панк как молодёжная субкультура»
Выполнил: Аверин Сергей,
Ученик 8 класса
Руководитель: Белозёрова Л.Г.,
Учитель английского языка
Панино 2011
Введение………………………………………………………………………….3
Панк как субкультура…………………………………………………………....4
1.История панка…………………………………………….................................4
2.Стрейт-эдж…………………………………………………………………….13
3.Эволюция панка…………………………………………................................14
4.Скейтбординг………………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………...19
Приложение……………………………………………………………………..20
Введение
Я выполнил эту работу, потому что хочу узнать больше о такой молодёжной субкультуре как «панк». Мне нравится это движение, но я не знал, где и когда зародилось эта субкультура. Мне интересно, какая музыка популярна у Панков, какие традиции они имеют, когда зародились первые панки. Хочу узнать о разных панк группах, как русских, так и зарубежных. Насколько мне известно, панки выражают протест против общества и его устоев, поэтому большинство людей не принимают их, этой субкультуре пришлось пройти много трудных этапов, панки, к сожалению, до сих пор не поняты окружающими.
Таким образом, цель моей работы познакомиться с молодёжной субкультурой «панк».
В своей работе я ставлю следующие задачи:
1.Изучить материал об истории панков;
2.Познакомиться с основными этапами развития панков;
3.Выявить причины, по которым движение панков отвергается обществом.
1.История панка.
Для того чтобы понять, что представляет данная субкультура, необходимо познакомиться с историей формирования панковской идеологии и возникновения панка.
Из истории известно, что punk – означает на уличном жаргоне, девушек лёгкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира "Мера за меру". В Америке в начале XX века. Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь", Панк-рок 60-х годов принято называть "гаражным роком". Он появился в США в 1964 году, где под влиянием Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в основном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась "своя" музыка.
Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в историю рок- музыки под вышеупомянутым названием "гаражного рока". Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории. Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два десятка записавших на студии хотя бы одну грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу.
Рок-н-ролл оказался тем самым средством, которое объединило черных и белых подростков, одним мощным залпом смело расовые и социальные предрассудки. Два чернокожих идола молодежи 50-х - Литтл Ричард и Чак Берри - каждым сценическим жестом, каждым звуком своих песен выражали отказ повиноваться традиционно расистскому: "Поди-ка сюда, бой". Этот отказ безусловно принимали слушавшие их белые мальчики - они уже были подготовлены к такой музыке, они уже впитывали в себя чёрный ритм-энд-блюз, который крутили на местных радиостанциях. Эта музыка была их общей тайной, их заговором против родителей, не признававших цветных.
Рок-н-ролл оказался первой музыкальной формой, предложенной подростку и специально по нему скроенной: до этого были взрослые пластинки, детские пластинки, но не было ничего, что выражало бы сугубо подростковые надежды и мечты, сугубо подростковое отношение к действительности. Эту тягу подростков к "другой" музыке первыми заметили владельцы небольших студий грамзаписи, более мобильные в выборе и склонные к риску, нежели фирмы-гиганты. А поскольку многие из небольших кампаний, где записывались чёрные исполнители ритм-энд-блюза, пробавлялись ещё и белым кантри-энд-ветерном (и наоборот), то эти направления стали сближаться. Новое поколение охотно приняло это сближение. "Растление вкусов", "музыкальный ширпотреб", "потакание самым низменным инстинктам", - сетовали музыкальные критики (и в чем-то, безусловно, были правы, поскольку, помимо истинных звезд, тогдашней волной было вынесено на поверхность и много мусора).
В начале того десятилетия черная и белая музыка были разделены так же, как белая и черная общины. Но шло время, и радио, по которому - тоже на разных волнах - передавали эту музыку, позволяло черным слушать белую музыку и наоборот. Радиоволны приносили совершенно новую стилистику, и бескорыстные пионеры этой стилистики начали понемногу скрещивать две эти культуры. В лабораториях жизни рождалась новая, дикая, заразная музыка по имени рок-н-ролл.
Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамблем для своего времени. В пору расцвета культуры хиппи и лозунгов типа "непротивления злу насилием", они поднимали в своих произведениях темы, на которые было наложено табу: растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи.
Факел, зажженный "гаражниками" и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в двух клубах - "CBGB" и "Max"s Kansas City". Кумиром этой молодежи становятся новые группы: Talking Heads, New York Dolls, Ramones, которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока.
В российской рок-музыке продолжилось развитие жанров, популярных на Западе, с постепенным разделением единого движения на них. Появилось большое количество коллективов, исполняющих панк и гранж например: «Король и Шут», «Lumen», «Пилот», «Наив», «Тараканы!», «7раса», «Небо Здесь». Одна из популярных групп была группа Король и Шут. Группа основана в Ленинграде в 1988 году одноклассниками Михаилом Горшенёвым, Александром Балуновым и Александром Щеголевым под названием «Контора». В 1990 году Горшенёв познакомился с Андреем Князевым в ленинградском училище реставраторов и пригласил его в группу. Но когда начала разрабатываться новая концепция группы и сказочные тексты, то стало понятно, что нужно новое название. Были такие варианты, как «Зарезанный одуванчик», «Апокалипсис», но было решено остановиться на «Король Шутов» (позже стало «Король и Шут»).
Князев стал основным автором текстов «Короля и Шута». Начал использовать в своих песнях сюжеты народных сказок и «ужасов», вводя в тексты образы сказочных персонажей: троллей, хоббитов, вампиров и т. п. Из-за этого тексты группы с самого начала значительно отличались от традиционной социально-протестной тематики текстов панк-групп и были близки к тематике хоррор-панка и фолк-рока.
В начале 70-х деятельность американских панков не выходит за границы клубных вечеринок. Они остаются в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе - символизме, футуризме. В общем, интеллигенция развлекается. Ничего страшного. Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией два года спустя - в 1976 году.
Англичане точно скопировали американцев - и ошеломили респектабельную
Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю. А всему зачинщиком стал не очень известный содержатель лондонского магазина супермодной одежды и побрякушек Малькольм Макларен. В самом конце карьеры
New York Dolls был у них в качестве менеджера, тонко уловил основные тенденции нью-йоркского прото-панка и решил использовать этот опыт на родине. Результат получился ошеломляющим. Назывался он - Sex Pistols.
Старые мечты рухнули - новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума.
Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков. В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленках, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они оккупировали подворотни, местные пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией "потерянного поколения. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя. Кто же еще мог стать во главе молодежи, у которой остался лишь один лозунг: "Бороться против всего"? Нон-конформизм рок-н-ролла давно уже был забыт. Рок-ансамбли увязли в тоннах лектроинструментов и другой аппаратуры, их опусы в домашних условиях невозможно было воспроизвести, как когда-то песни Beatles или Rolling Stones. Рок-музыканты 70-х из Yes, Genesis, Zeppelin, Pink Floyd превратились в бизнесменов и жили в особняках, разъезжали в лимузинах под охраной телохранителей. У них уже не осталось точек соприкосновения с молодежью, 12-минутные гитарные соло или диско- танцы под фонограмму не имели никакого отношения к уличным подросткам или молодым безработным.
"100". К этому времени лидер Sex Pistols Джонни Лайдон уже взял себе псевдоним Джонни Роттен и превратился во "врага общественности номер 1", став одновременно лидером "потерянного поколения".
Большинство групп скучны, а панк - нет. Они пришли в самое время. Я не понимаю, почему некоторые их критикуют... Очевидно, они плохо слышат".
Из выступавших на фестивале ансамблей наибольший успех сопутствовал Sex Pistols. Из других групп лучше всего смотрелись Clash и Damned. Subway Sect не имели ничего своего за душой. Утверждая: "Мы говорим, что хотим", музыканты во всем повторяли Sex Pistols. У них не было собственной аппаратуры и места для репетиций, поэтому они неотступно следовали за Clash и, как только те отставляли в сторону свои гитары, "сабвэйсектовцы" немедленно "пользовались моментом" и начинали репетировать. Правда, отсутствие аппаратуры - общая беда "подпольных групп": их участники были, как правило, очень бедны. В связи с этим на фестивале произошла одна символичная история, о которой необходимо упомянуть. Для выступления группы Siouxsie & the Banshees потребовалась ударная установка и гитары.
Договорились с добряками Clash, что те дадут им свои. Но когда "клэшевцы" увидели, как Сиукси напяливает себе на руку повязку со свастикой, они тут же отказали ее группе в аппаратуре. "Мне кажется, она не совсем понимает, что делает, - сказал менеджер Clash Бернард Родз. - Мы не хотим иметь ничего общего с ЭТИМ". Среди песен, звучавших два вечера в клубе "100",
Панки пели о самих себе: о нищете, о детской преступности и неумолимом подорожании жизни, о жестокости на улицах и о наркомании, хаосе и анархии, о существовании вместо жизни, о нежелании подчиняться чужой воле и жажде быть свободными. Их песни были наполнены смутным недовольством и полной безнадежностью.
В первый год о панк-роке много писали и говорили как о музыке безработных, высказывались мысли об атаке на систему. Но даже в среде самих панков особых иллюзий на сей счет не было. Джо Стаммер из Clash говорил так: "Рок-н-ролл - совершенно бесполезен. Никто из нас ничего не изменит. Рок ничего не в силах изменить. Но после того, как я это сказал - а я это сказал только для того, чтобы вы поняли, что у меня нет особых иллюзий, - я все же хочу попробовать что-то изменить. Главное, за что я борюсь - за персональную свободу. За право выбора". В 1977 году в Великобритании счет панк-группам шел уже на тысячи. Быстро создавалась новая так называемая "независимая" система рок-индустрии. Появлялись маленькие частные фирмы грамзаписи - индиз ("independent labels"), начали выходить самиздатовские журналы - фанзины - с информацией о панк-роке. Но это все, даже мысли о возможной конкуренции, не волновали "большой" мир. Он испугался самой панк-революции и боялся только ее политического итога. Важно было привести его к нулю. В задачу входило погасить в панке его социальный, вернее, анти социальный заряд и выпустить пар вхолостую. Прибегнули к испытанному средству - поп- индустрии. Из панка сделали доходный бизнес. Поначалу знаменитые фирмы грамзаписи отвергали его: в ноябре 1976 года фирма "ЕМI" подписала контракт с Sex Pistols на 40 000 фунтов стерлингов, но в январе следующего года указала им на дверь. В марте "А&М" предложила 150 000 фунтов стерлингов, но уже на следующей неделе расторгла соглашение. Эта молодежь оказалась сделанной из того же теста, что и все общество потребления: как скоро на горизонте забрезжили крупные деньги, барыши, панк погиб. Те, кто год назад с ненавистью грозили кулаком вслед разъезжающим в лимузинах рок-звездам, теперь уже сами мечтали о подземных гаражах.
Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Индиз получили отдельную колонку в хит-парадах ведущих музыкальных изданий
Великобритании. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит анти система. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая анти система. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Молодежь - это наше спасение, нечто вроде сторожевой собаки. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Никто больше не запрещал турне Sex Pistols, не отменял их концертов, не арестовывал тиражи готовых пластинок. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов, помахивая перед носом пачками денежных купюр. Отсюда началась New Wave - "новая волна". Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями. Панк раздробился, как в свое время прогрессивный рок.
Garage rock. The punk-rock was be created in 60th years can be named "garage rock". It has appeared in the USA in 1964 where under impression Beatles and Rolling Stones there was a huge quantity of local ensembles.
The first rock groups have appeared in our country right at the beginning of the seventieth
Although punks are frequently categorized as having left-wing or progressive views, punk politics cover the entire political spectrum. Punk-related ideologies are mostly concerned with individual freedom and anti-establishment views. Common punk viewpoints include anti-authoritarianism, a DIY ethic, non-conformity, direct action and not selling out. Other notable trends in punk politics include nihilism, anarchism, socialism, anti-militarism, anti-capitalism, anti-racism, anti-sexism, anti-nationalism, anti-homophobia, environmentalism, vegetarianism, veganism and animal rights. However, some individuals within the punk subculture hold right-wing views (such as those associated with the Conservative Punk website), neo-Nazi views (Nazi punk), or are apolitical.
The punk subculture emerged in the United States, the United Kingdom, and Australia in the mid-1970s. Exactly which region originated punk has long been a major controversy within the movement.
The earliest form of punk rock, named protopunk in retrospect, started as a garage rock revival in the northeastern United States in the late 1960s. The first ongoing music scene that was assigned the punk label appeared in New York City between 1974 and 1976. At about the same time or shortly afterward, a punk scene developed in London. Soon after, Los Angeles became home to the third major punk scene. These three cities formed the backbone of the burgeoning movement, but there were also other scenes in a number of cities such as Brisbane and Boston.
ПАНК-РОК (PUNK ROCK). В музыкальной среде существует достаточно обильное количество гипотез, объясняющих появление слова "панн". Все они имеют разную степень правдоподобности. Классической версией является крещение панка благодаря возникшему в конце 75-го года в Нью-Йорке фэнзина PUNK, освещавшего жизнь местной альтернативной рок-туcoвки. В широкий обиход термин ввели британские журналисты, которым хотелось уколоть или грязно охаять поднимающуюся ораву неведомых рок-н-ролльных чудищ - Sex Pistols, Clash,Vibrators, Buzzcocks. Но те с неожиданной благосклонностью приняли это клеймо.
ПОСТ-ПАНК (POST-PUNK). Как правило, пост-панк имеет очень слабое сходство с панк-роком. Несмотря на приставку "пост" он появился почти одновременно с настоящим панком, У его истоков стояли американские новые коллективы (Talking Heads, Television, Blondie, Devo). Британские панк-группы, которые со временем решили творить в более легковесном жанре (Clash, Buzzcocks, Damned), и британские команды, которые поднялись на волне панк-революции, но сами к таковой не принадлежали - Stranglers, Police. Старики Iggy Pop и Lou Reed вложили наибольшее количество кирпичей в фундамент этого весьма разнородного жанра. Наиболее характерными представителями пост-панка можно назвать The Fall, Siouxsie And The Banshees, The Cure, Joy Division, Jesus, And, Mary, Chain, Sigue, Sigue, Sputnik, ранний U2, Biliy Idol, Birthday Party и армада других (как-никак в начале 80-х пост-паик в Англии вытеснил почти все остальное).
СКА (SKA.) Народная карибская музыка, которая впоследствии при слиянии с ритм-энд-блюзом породила регги. Ска отличается более простои и более танцевальной ритмикой, нежели регги, и белым гораздо проще адаптировать это к своим музыкальным нуждам (большим и малым). Этим воспользовались многие панки, которые принялись шпиговать свою музыку элементами ска, как это делают NOFX, а зачастую базируют практически всю свою ритмику на ска - как Operation tvy или Mighty Mighty Bosstones. Изначально в панк-рок ска пришло благодаря стараниям Clash.
ХАРДКОР (HARDCORE). У жесточенный американский панк-рок, порожденный в первую очередь стараниями группы Black Flag. Основные приметы: короткие песни, нарочитая двухаккордность, беспредельные скорости, полное игнорирование мажорных звукозаписывающих фирм. Первый хардкоровый альбом - "Group Sex" Circle Jerks (1980). В середине 80-х хардкоровые команды стали часто перелезать в металлический лагерь, и наоборот - многие металлисты стали углубляться в хардкоровые джунгли. Отсюда пошло всенародное, но все равно ошибочное мнение, что хардкор - это металлизированный панк. Надо бы заметить, что металлизированный панк носит название кроссовер. Еще позже ярлык "хардкор" стали клеить на металло-рэповые команды класса Biohazard, Pro-Pain, Dog Eat Dog и т.п., но к настоящему хардкору их оголтелые вопли и махание татуированными мышцами не имеет, ни малейшего отношения.
2.Стрейт-эдж.
Начало 80-х. Этот период нельзя назвать кризисом панк-движения, но многие начали осознавать бессмысленность саморазрушения, так свойственную представителям этой субкультуры. В данном случае саморазрушением является употребление наркотиков, алкоголя, никотина. Ведя такой образ жизни, панк-движение создало себе репутацию наркоманов и алкоголиков, абсолютно не заботящихся о своём моральном облике. Этот стереотип бытует и поныне, особенно в странах бывшего СССР.
Откуда пошло название? Существует 2 легенды о происхождение «термина» Straight Edge. Согласно первой Jeff Nelson, ударник "Minor Threat" -- одной из первых групп, проповедующих идею "будь панком, будь чистым" ("stay punk, stay clean") -- рисовал плакат для предстоящего концерта. При этом он использовал линейку и сравнил ее жесткий и четкий край со стилем жизни, который ведут участники группы. По второй легенде Ян Маккей выкрикнул это словосочетание со сцены на одном из концертов. И уже к 1981 это название прочно закрепилось за движением, и Minor Threat представили слушателям одноимённую песню.
Люди, которые поддерживали это движение, рисовали на своих руках кресты.
Потому что тогда при входе в клуб тем кто не достиг совершеннолетия охрана ставила на руку крест. В баре бармен смотрел на руку просящего выпить и если там стоял крест, то отказывал. А стрэйт-эджеры ставя себе кресты, как бы добровольно отказывались от спиртного. В музыке Straight Edge – самое агрессивное направление в хардкоре.
3.Эволюция панка.
К концу 90-х стали говорить о возрождении гитарной музыки, о возвращении духа чистого панк-рока. Он пришел на смену депрессивному гранжу и декадентскому брит-попу начала 90-х. Грусть-тоска и безысходность новому поколению осточертели. Захотелось веселья безудержного, анархического, вместо вялой депрессии - энергичного бунтарства.
Панк-рок был возращен к жизни шоу-бизнесом, убившим его на рубеже 70-х-80- х. Из прежнего, классического, панка в новый перекочевал в первую очередь характерный звук - энергичный, быстрый и тупой рок-н-ролл, очищенный от премудростей и красивостей. Как говорится, всего три аккорда, но зато правильных.
С идеологией дело обстояло сложнее. Самый важный элемент панковского мироощущения - агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом «Я ненавижу» в противовес хипповскому «Я люблю». Ненавидели всё: общество потребления, родителей, любые ценности. Главные принципы настоящих панков: «Будущего нет», «Живи быстро, умри молодым».
Было придумано, что надо сделать с панками, чтобы они не представляли угрозы для общества: их легализовали. Назвали анти системой, которая нужна для укрепления системы. Беснующейся молодежи была предоставлена законная возможность выпустить пар, а дельцы шоу-бизнеса стали зарабатывать на панк- роке деньги. Впрочем, панк-группы 80-х большой популярностью не пользовались. Мода на них постепенно сходила на нет. Но в 90-е годы панк- рок возродился - на сей раз сразу в коммерциализованном виде.
Коммерчески успешный Offspring прекрасно подходит для приручения экстремистки настроенных панков и вытеснения по-настоящему агрессивных музыкантов на второй план. Существуют, разумеется, и другие панки, бешеные и опасные, пропагандирующие в том числе и фашистские идеи, немыслимые для классических панков 70-х. К нынешним панкам прилипает любая идеология, не только «левая», как было тридцать лет назад. Панковской может показаться какая угодно экстремистская молодежная группировка. Или просто хулиганы, которым нравится колоритный прикид, и не более того. Такие музыканты, как правило, остаются маргиналами. Да и кому они особенно нужны, когда у подростков есть возможность легально проявить свою возрастную агрессию и жажду независимости через тот же Offspring?
Антиобщественные выпады Offspring, разумеется, всего лишь поза. Предполагается, что бунтовать и бить витрины никто не пойдет. Сами кумиры поколения не на шутку испугались бы такой агрессии. Тем не менее какую-то идеологию предъявить они должны. Только тремя аккордами, даже очень заводными, умами не завладеешь.
Холланд и его друзья выбрали учителем не Джонни Роттена, а взяли на вооружение идею более умеренных музыкантов из другой легендарной панк- группы 70-х Clash. Ее участник Джо Стаммер не верил в то, что рок-музыка и панк-движение, в частности, могут что-нибудь изменить. Поэтому он говорил, что отстаивать надо персональную свободу и право выбора. О том же поется и в главных хитах Offspring. Внутренняя свобода превыше всего. Ты можешь делать с собой все, что угодно, не считаясь с тем, чего от тебя ждут родители, учителя, общество. Можешь хулиганить, менять девчонок хоть каждый день, напиваться, гонять на тачке. У тебя есть свой путь, ты должен идти, не обращая внимания на препятствия. Никто не сможет тебе помешать.
Offspring сделали декоративным не только бунт панков. Они и музыку подвергли радикальному пересмотру. Их стиль описывают совершенно абсурдным на первый взгляд словосочетанием - поп-панк. Когда-то была такая формула: музыка без драйва - это попса, драйв без музыки - панк. Для Offspring этого противоречия не существует. У него есть и то, и другое - и весьма приличный драйв, и минимальная музыкальность. Будущее для такого сочетания - самое радужное. Как показывает практика, возможны бесконечные вариации в пропорциях панка и попсы. Достаточно послушать уже знаменитых Korn, Green Day, Guano Apes, NOFX или входящую в моду группу Strokes.
4.Скейтбординг.
На протяжении всего своего развития скейтбординг был неразрывно связан с различными музыкальными течениями. Конечно, субкультура скейтеров это сообщество индивидуальностей, музыкальные предпочтения которых могут быть абсолютно различными, однако, исторически сложилось так, что панк движение, оказало определенное влияние на эту субкультуру и во многом определило некоторые ее характерные особенности.
Первые скейтеры ни о каком панке и не подозревали, что не удивительно, тогда (где-то в середине 60-х) его еще попросту не было. Уставшие от кувыркания на волнах серверы спокойно, бороздили асфальтовые просторы на неуклюжих скейтбордах и слушали спокойную и занудную музыку, нечто вроде психологического буге с элементами хард-рока. И сегодня находятся оригиналы, исполняющие подобную музыку (FU MANCHU). В таком же жанре играл коллектив под названием SKOUNDRELZ, в котором принимал участие известный скейтер 70-х Tony Alva.
В течении последующих десяти лет сильно меняется катание. Оно становится более агрессивным и динамичным. Скейтеры осваивают бетонные бассейны и заброшенные дренажные трубы, строятся первые скейтпарки. Спокойное и размеренное катание по ровным асфальтовым поверхностям сменяется модой на преодоление различных препятствий и исполнение невиданных и невероятно сложных, по тем временам, трюков. В общем, скейтбординг перестает быть придатком серфинга и обретает собственное лицо. Тягучая и заунывная музыка 60-х не отвечает потребностям нового поколения. В это же время начинается борьба скейтеров за свои права. Дело в том, что скейтбординг никак не вписывался в рамки привычных представлений о спортивной активности, в связи с этим в США да и в других странах власти долгое время приравнивали его к уличному хулиганству. В большинстве американских Штатов до сих пор существуют законы, разрешающие катание только в строго определенных местах и запрещающие скейтерам появляться на улицах без шлемов и специальной защиты. Кроме того, скейтерам вменяется в вину порча государственной собственности, нарушение правил дорожного движения.
Подобная политика властей быстро приводит к тому, что скейтбординг окончательно уходит в подполье. Здесь и происходит его встреча с панк-роком. Обе формы самовыражения были в то время невероятно близки друг
Другу. И то и другое в то время можно было расценивать как бунт против системы ценностей, которая навязывалась обществом, как бегство от иерархии, законов и контроля со стороны школы и родителей. Быть панком и кататься на скейте значило громко и искренне сказать «Fuck Off» всем, кто мешал жить, стоял на пути, пытался контролировать. Для бунтующих тинэйджеров скейтбординг выглядел намного привлекательнее, чем, например бейсбол или баскетбол, которые чаще всего ассоциировались с ненавистным школьным спортзалом. Он был чем-то близким, так как отвергался обществом и стоял вне закона, чем-то настоящим. Что не покупается и не продается. Начинается активное взаимопроникновение скейтбординг и панк-рока. Этому во многом способствовал культовый скейтбордический журнал «THRASHER», всегда пропагандировавший независимую панк-музыку. В конце 70-х, первой половине 80-х скейтеры были панками, а панки катались на скейтбордах.
Заключение.
В ходе выполнения этой работы я узнал много интересного о субкультуре «панк». Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Мне удалость найти ответы на все интересующие меня вопросы. Так я познакомился с историей возникновения движения «панк», которое непосредственно связано с теми негативными явлении в обществе, существовавшие на тот или иной период времени. В своих песнях паки выражали протест против этих явлений. Именно из-за бунта общество их музыку не понимало. Мне было интересно узнать о развитии этого движения как зарубежом, так и в нашей стране.
Приложение.
LUMEN
ТАРАКАНЫ
КОРОЛЬ И ШУТ
Список литературы
- www.Infomania.ru Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или
товар//Философские науки. - 2003. №4, №5
2. www.oioioi.ru Андрей Кокарев, «Панк-рок от А до Я», 1992
3. www.pleasures.ru Молодежный Интернет журнал «Pleasures - живи в
Кайф»
4. www.stimullus.ru Грег Граффин (Bad Religion) - Панк не умрет
5. www.5ballov.ru Панк как субкультура
6. Книга Д.Спирина «Панк-рок для интеллектуалов»
Все люди разные по своему мировоззрению, очень редко можно встретить человека с пред-ставлением о жизни, похожим на ваше. Под влиянием родителей, школы, телевидения, интернета у каждого человека формируется свое мнение обо всем, которое часто отличается от того, что нам пытаются навязать власть имущие. И вот если у целой группы людей одновременно формируются одинаковые определенные взгляды на жизнь, то можно говорить о возникновении субкультуры. В этом обществе свои правила жизни, своя система ценностей, поведение, сленг, внешний вид. Именно по поведению и по внешнему виду субкультуры и различаются чаще всего.
В конце шестидесятых - начале семидесятых годов прошлого столетия в Америке, Англии, Австралии и Канаде возникла одна из неформальных молодежных субкультур - панки. Слово «punk» изначально имело несколько смыслов: женщина «легкого» поведения, заключенный нижнего ранга, ругательство. И вот в 1975-1976 годах в США появились музыкальные группы, которые определяли образ жизни и свое творчество, как панк - отбросы, грязь. Появилось панк движение, главной задачей которого было разрушение всяческих стереотипов и рамок посредством агрессии. Главный лозунг панков - «Я ненавижу». Они ненавидели все, начиная со своих родных и заканчивая обществом в целом. Себя называли «цветами на помойке», белое у них было черным, чистому предпочитали грязное, жизни - смерть. Главными принципами у панков были: «Будущего нет» и «Живи быстро, умри молодым».
Как стать панком?
Если есть желание стать панком, для начала изучите историю панк-движения, потому что, если сделаете прическу «ирокез», оденете рваные джинсы, но не будете знать, для чего эти атрибуты панков появились, то это будет только маскарад, не более того. Панки не подчиняются общественным нормам, а демонстрируют альтернативный образ жизни, в том числе и своим эпатажным внешним видом, рассчитанным на шок для окружающих. Их внешний вид говорит о желании выделиться из «серой толпы». Костюм панка - это смесь намеренно рваной одежды из «second hand», списанной военной формы, черной кожи и разнообразных дешевых побрякушек.
Прическа панков - это именно та отличительная особенность, по которой их чаще всего различают, а самая распространенная из причесок - ирокез. Это выбритые виски и залакированный вертикальный гребень, раскрашенный в разные цвета. Прически в стиле панк - это также прически могикан, помойка, колпаки. Для создания прически панка необходимо побольше вашей фантазии и бесбашенности, и вы будете неотразимы! Макияж панков напоминает театральный - выбеленные лица, черные губы и тени, черный лак на ногтях, пирсинг на многих частях тела.
Разновидности панковПанки, как субкультура, условно делятся на такие виды:
Чем занимаются панки?
Одно из основных занятий панков - музыка, они пишут панк-музыку и играют ее, уст-раивают даже фестивали и концерты, могут выпускать самодельные музыкальные журналы.
Основное отличие панков от остальных людей - это отрицание и непризнание любой власти, поэтому, пока существуют власть предержащие, диктующие свои законы и мораль, будет существовать и субкультура панк.
Общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.
Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур
Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором - приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.
Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других
Разновидности субкультур
Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.
Субкультура рабочей молодежи - тэдди-бойз
Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте "тэдд" выглядел следующим образом: брюки-дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.
Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.
Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса - моды
К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:
- Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
- Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
- Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
- Ученики художественных школ, студенты и так далее.
Субкультура - рокеры
Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.
Скинхэды или бритоголовые
Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.
Субкультура панки
В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.
Движение хиппи
Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность - ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:
- Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
- Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
- Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
- Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны - все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
- Совместное проживание - это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.
Стиляги
Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.
Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.
Социальные субкультуры
Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.
Субкультуры, популярные в современном обществе
Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.
За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.
Отличительные особенности современных молодежных направлений
Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:
- Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
- Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
- Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.
Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.
Деятельные виды субкультур - это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.
Что привлекает молодежь в субкультурах
Юношеские субкультуры на личностном уровне - это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.
Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:
- Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
- Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
- Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.
Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе - явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.
К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.
Источники появления субкультур в России
В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.
В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь - коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.
Стратегии в отношении молодежных видов деятельности
Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.
Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.
В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.
Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.
Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.