Либих Юстус - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Юстус Либих — Агрономия для человечества Смотреть что такое "Либих Юстус" в других словарях
Юстус Либих (1803-1873)
Выдающийся немецкий профессор органической химии Юстус Либих всю свою жизнь исследовал способы питания растений, решал вопросы рационального использования удобрений. Он многое сделал для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Россия за оказанную ей помощь в подъеме земледелия наградила ученого двумя орденами Святой Анны, Англия сделала его почетным гражданином, в Германии он получил титул барона. Ему принадлежит заслуга в создании концентратов пищевых продуктов. Он разработал технологию производства мясного экстракта, который уже в наши дни получил название «бульонного кубика». Немецкое химическое общество воздвигло ему памятник в Мюнхене.
Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора, или закон минимума Либиха («бочка Либиха») — для организма наиболее значим тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения.
Интерес к химии Юстус перенял от отца, известного аптекаря в немецком Дарм- штадте. Кроме того, за городом отец имел небольшую химическую лабораторию, в которой проводил всевозможные опыты. И рядом с ним всегда был Юстус. Мальчик с огромным интересом наблюдал, как под воздействием пламени, спирта, воды одно вещество превращается в другое. В гимназии он тяготился изучением гуманитарных наук. Он жаждал поскорее вернуться домой и приступить к изучению свойств органических и неорганических веществ. Сколько стоит минвата . Чем они отличаются друг от друга? Отец не всегда мог ответить на его вопросы.
Юстус любил эксперименты. Не всегда они были удачны. За взрыв во время проведения химических опытов его выгнали из гимназии. Он устроился работать помощником в аптеку, которую тоже чуть не взорвал. И снова его выгнали. Тогда отец направил сына на учебу в Бонн, в университет, на химический факультет.
Юстус Либих оказался способным студентом, он быстро освоил курс традиционных наук, но и быстро разочаровался — профессора не могли ответить на многие его вопросы. Помог случай: талантливый юноша познакомился с гессенским герцогом, который, узнав о его научных интересах, направил на учебу в Париж, к самому члену Французской академии наук Гей-Люссаку. Три года работы со знаменитым химиком, три года экспериментов!
Юстус вернулся домой в 1824 году уже известным химиком, поступил работать в университет Эрлангена, стал доктором наук в 21 год! И тогда же получил место профессора химии Гиссенского университета. С 1852 года он — профессор Мюнхенского университета, а в 1860 году его выбрали президентом Баварской академии наук.
Наблюдая за ростом растений в питательной среде, он убедился, что наибольшее влияние на рост и плодовитость растений оказывают калий, азот и фосфор. Он решил вносить в почву эти вещества и с их помощью повысить урожайность сельскохозяйственных культур на посевных полях. Это было открытие. Но сколько нужно вносить удобрений? И Либих занялся проведением новых опытов. Его эксперименты доказали: с минеральными удобрениями растения лучше развиваются, приносят хорошие плоды, улучшается структура почвы.
Далеко не все с интересом отнеслись к результатам его экспериментов. Крестьяне не хотели вносить в почву фосфор, отказались от сжигания и перемола костей. И как Либих ни убеждал, что внесение удобрений повысит урожайность, ничто не помогало. Потребовались годы, прежде чем человечество осознало необходимость широкого использования минеральных удобрений.
Сегодня Либих по праву признан одним из основоположников агрохимии и биохимии. Он обосновал теорию минерального питания растений и повышения плодородия почв. Он также внимательно относился к проблемам качественного питания человека и предложил делить пищевые продукты на жиры, белки и углеводы. Это ему принадлежит утверждение, что жиры и углеводы служат для организма своего рода топливом. Он открыл один из фундаментальных законов экологии — закон ограничивающего фактора (известный также как «бочка Либиха»).
Либих предложил перестроить всю систему преподавания химии, рекомендовал проводить лабораторные занятия, давать учащимся больше возможности заниматься самостоятельно, поощрять их экспериментирование. Его новая учебная система распространилась не только в Германии — она была принята и в других странах Европы.
Биография
Первоначальное образование получил в дармштадтской гимназии. Университетское образование получил в Бонне и Эрлангене ( -).
Благодаря своим необыкновенным дарованиям Либих скоро стал главой научной школы. При поддержке правительства им была устроена первая в Германии образцовая лаборатория, которая более четверти столетия привлекала учёных всех стран.
Многие из русских учёных были учениками Либиха, как например А. Воскресенский , Н. Зинин , А. Ходнев , П. Ильенков , Н. Соколов , К. Шмидт . Либих великим герцогом гессенским произведён в бароны. С года состоял профессором в Мюнхенском университете, с года - президент академии наук и главный консерватор научных музеев государства.
Не менее известны его книги Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie («Органическая химия и её применения в физиологии и патологии») ( , третье изд. г.). Эти работы переведены на французский, английский, итальянский, венгерский и русский языки. Из других капитальных сочинений стоит указать на Theorie und Praxis in der Landwirtschaft (). Кроме большого числа научных работ, указанных ниже, Либих редактировал журнал «Анналы химии и фармацевтики», издаваемый им с 1832 года совместно с Гейгером, с 1851 года - с Велером и Коппом.
Либих открыл один из фундаментальных законов экологии - закон ограничивающего фактора (известный также, как бочка Либиха).
В память о Либихе выпущены монеты: 10 марок ГДР (1978, к 175-летию со дня рождения); 10 евро (2003, Германия, к 200-летию со дня рождения). Обе монеты серебряные.
Сочинения
- Письма о химии, т. 1-2, СПБ, 1861;
- Химия в приложении к земледелию и физиологии, М. - Л., 1936.
Напишите отзыв о статье "Либих, Юстус фон"
Литература
На русском языке- Красногоров В. Юстус Либих. - М .: Знание , 1980. - 144 с. - (Творцы науки и техники). (обл.)
- Энциклопедический словарь юного химика/ Сост. В.А, Крицман, В.В. Станцо. -М.: Педагогика, 1982.- С.10
- Мусабеков Ю.С . Юстус Либих. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.
- Гельман З.Е. Юстус Либих – выдающийся химик ХХ в. - Химия в школе, 1986, № 6, с. 13–15.
- Азимов А. Краткая история химии. М., 1983
- Hofmann, «The life-work of L. in experimental and philosophical Chemistry» (Лонд. );
- Bischoff, «Ueber d. Einfluss J. L-s auf d. Entwickelung d. Physiologie»;
- Vogel, «J. L. als Begründer d. Agrikulturchemie»;
- Erlenmeyer, "Ueber d. Einfluss L-s auf d. Entwickelung d. reinen Chemie;
- Partington J. R. A history of chemistry. - N. Y. , 1964. - Vol. 4, L.. - P. 294.
Примечания
Ссылки
- на официальном сайте РАН
Отрывок, характеризующий Либих, Юстус фон
В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни.Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка.
Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке.
Через минуту толстая большая фигура старика, в полной парадной форме, со всеми регалиями, покрывавшими грудь, и подтянутым шарфом брюхом, перекачиваясь, вышла на крыльцо. Кутузов надел шляпу по фронту, взял в руки перчатки и бочком, с трудом переступая вниз ступеней, сошел с них и взял в руку приготовленный для подачи государю рапорт.
Беготня, шепот, еще отчаянно пролетевшая тройка, и все глаза устремились на подскакивающие сани, в которых уже видны были фигуры государя и Волконского.
Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.
Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.
На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.
Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Шел обычный урок в Дармштадтской гимназии. В классе стояла тишина. И вдруг над партой, за которой сидел Юстус Либих, взметнулось пламя. Можно представить, какая возникла паника! Виновнику такого «опыта» пришлось в скором времени покинуть гимназию. Отец отдал его в обучение к аптекарю. Но и на новом месте юный химик не прекращал экспериментов со взрывчатыми веществами: во время одного из них даже сорвало крышу с мансарды.
Либиха интересовали не только эксперименты: он с увлечением читал сочинения великих химиков и физиков прошлого - Василия Валентина, Г. Шталя, П. Макёра, Г. Кавендиша и других.
Краткая биография Юстуса фон Либиха
Родился Либих в 1803 г. в Дармштадте в семье аптекаря. Учился в Боннском и Эрлангенском университетах, затем уехал в Париж, где работал у прославленных химиков Л. Тенара и Ж. Гей-Люссака. В Германию Либих вернулся известным химиком. В 21 год он стал профессором Гиссенского университета. С 1860 г. Либих — президент Баварской Академии наук.
Родился в Дармштадте 12 мая 1803. Учился в Боннском (1820), затем в Эрлангенском (1821) университетах, в 1822–1824 работал у Ж.Гей-Люссака в Париже. Вернувшись в Эрланген, защитил докторскую диссертацию. В 1824 по рекомендации А.Гумбольдта получил место профессора химии Гиссенского университета. С 1852 до конца жизни был профессором Мюнхенского университета; в 1860 стал президентом Баварской академии наук.
Научные достижения Либиха значительны и разнообразны. Один из основателей современной органической химии, он возвысил ее от умозрительных построений до подлинной науки. Ему принадлежит заслуга открытия важных органических соединений, разработка новых методов анализа органических веществ и синтеза новых групп соединений, создание теоретических основ органической химии. В 1832 он вместе с Ф.Вёлером разработал теорию радикалов. В своей статье о масле горького миндаля (бензальдегиде) они на примере бензольного радикала показали, что радикалы остаются неизменными в ходе последовательных реакций. Эта статья открыла новую эру в органической химии – эру органических радикалов. Вместе с Ж.Дюма Либих исследовал многоосновные органические кислоты. Изучая природу, структуру и химические превращения спирта и эфира, он открыл новые вещества: альдегид, ацеталь, хлороформ, хлораль, которые приобрели прикладное значение. Либих многое сделал и в неорганической химии. Он изучал галогены, фактически впервые получил бром (но счел его хлористым иодом). Исследовал активирующее действие платины, серебра, свинца, марганца, т.е. создал предпосылки для зарождения области, называемой ныне неорганическим катализом. Разработал ряд методов аналитической химии: метод отделения кобальта от никеля, определение синильной кислоты в лекарственных веществах, определение кислорода и т.д.
Либих считается одним из основоположников агрохимии и биохимии. Он обосновал теорию минерального питания растений и создал научные основы повышения плодородия почвы. Исследовал роль углекислого газа и связанного азота в физиологии растений. Изучал проблемы питания, разработал некоторые виды детского питания и мясные экстракты.
Широко известна роль Либиха как организатора науки. В 1824 он создал в Гиссене первую в Германии учебную лабораторию по химии, где работали ученые из разных стран. Из научной школы Либиха вышли А.Кекуле, А.Вюрц, А.Гофман, Н.Н.Зинин, А.А.Воскресенский и др. Он основал Анналы фармации (Annalen der Pharmacie) (1832), старейший химический журнал, который в год кончины ученого был переименован в Либиховские анналы химии и фармации (Liebigs Annalen der Chemie und Pharmacie), вместе с Ф.Вёлером и И.Поггендорфом издавал Словарь-справочник чистой и прикладной химии (Handw rterbuch der reinen und angewandten Chemie , 1837–1856). Главные труды: Органическая химия в ее приложениях к физиологии и патологии (Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie , 1842), Руководство по органическому анализу (Anleitung zur Analyse organischer K rper , 1837) и Естественные законы земледелия (The natural laws of husbandry , 1865). Умер Либих в Мюнхене 18 апреля 1873.
Юстус Либих 7 , современник Фридриха Вёлера, родился 12 мая 1803 г. в семье торговца москательными товарами в Дармштадте. Некоторые из продававшихся в его лавке товаров, например краски, отец Либиха изготовлял в собственной небольшой лаборатории. В этой лаборатории и провел первые научные работы его сын. Не заинтересованный в обучении в гимназии, где главным образом изучались древние языки, юноша ушел оттуда до сдачи выпускных экзаменов. Отец помог сыну в 1820 г. поступить в недавно основанный Боннский университет для изучения химии. В Бонне Либих слушал лекции К. Кастнера , считавшегося в то время одним из самых выдающихся химиков. Его лекции отличались натурфилософским подходом, бессистемностью и оторванностью от практики. Кастнер позволил Либиху работать в своей лаборатории, что было особой привилегией. Когда в следующем году Кастнер был приглашен в Эрлангенский университет, вслед за ним последовал и Либих. Кастнер не только разрешил Либиху опубликовать результаты исследования гремучего серебра, но и написал предисловие к этой статье. В Эрлангене Либих стремился заполнить пробелы в своем так рано завершившемся гимназическом образовании. Прослушав лекции Шеллинга по философии, Либих скоро понял узость и бесперспективность романтической философии, приверженность к которой, по его собственным словам, стоила ему потери двух драгоценных лет. По предложению Кастнера Либиху стали выплачивать стипендию для поездки в Париж, где он изучал химию.
Несмотря на попытки короля Карла X повернуть историю вспять, Франция в экономическом развитии продвинулась гораздо дальше Германии и переживала период расцвета естественнонаучных исследований. Во Франции в то время жили такие замечательные естествоиспытатели, как Ж. Гей-Люссак, Л. Тенар, Ж. Ламарк, Д. Араго и Ж. Кювье , получавшие значительную поддержку от правительства. Учителями Либиха в Париже были Гей-Люссак, Тенар и П. Дюлонг , с которыми его вскоре связали крепкие узы дружбы. Однако решающее влияние на научное развитие Либиха оказало знакомство с Александром фон Гумбольдтом, который не только помог ему во время пребывания в Париже, но приложил немало усилий, чтобы Либих в 1824 г. в возрасте 21 года был назначен экстраординарным профессором в Гиссенский университет. Благодаря деятельности Либиха этот маленький провинциальный университет стал местом паломничества химиков из разных стран мира. Свою первую лабораторию в Гиссене Либих устроил в караульном помещении бывшей казармы. Большую часть оборудования он приобрел на собственные средства. Хотя Либих постоянно заботился о расширении лаборатории, новое здание для нее было построено лишь в 1839 г., и тогда количество рабочих мест увеличилось с девяти до двадцати двух, размещавшихся в двух залах. Либиховская лаборатория стала образцом почти для всех немецких университетов и высших учебных заведений. Метод обучения Либиха - выдвижение простых положений, дающих направления для их экспериментальной проверки,- придавал его преподаванию творческий характер и возбуждал у студентов стремление мыслить самостоятельно. Основным направлением собственных исследований Либиха в Гиссене было совершенствование органического элементного анализа.
С 1826 г. началась дружба и совместная работа Либиха с Вёлером. С Вёлером, Гей-Люссаком и Берцелиусом Либих состоял в постоянной научной переписке.
В 1838 г. Либих выступил с критикой низкого уровня развития химии в Австрии, указав прежде всего на отсталость и неспособность к творчеству преподавателей высшей школы в этой стране. Спустя два года Либих возложил ответственность на правительство Пруссии за пренебрежение уровнем исследований и преподавания химии в этой стране. Но по вине реакционного прусского правительства был потерян еще десяток лет, пока не была наконец создана современная лаборатория под руководством Бунзена в Бреслау. И лишь спустя четверть века после опубликования критической статьи Либиха первый ученик Либиха А. В. Гофман получил кафедру химии в Пруссии. Правительство Австрии, признавая заслуги Либиха в развитии химии и справедливость его критики, пригласило немецкого ученого в 1840 г. в Вену. Но Либих отклонил это приглашение, поскольку либерально настроенный ученый не хотел жить в условиях реакционного режима Меттерниха. Отклонил Либих и последовавшее в 1851 г. приглашение Гейдельбергского университета, так как он надеялся добиться улучшения материальной поддержки своей лаборатории в Гиссене. Когда его надежды не оправдались, Либих с горечью написал об этом своему бывшему ученику М. Петтенкоферу, который выхлопотал у короля Баварии Максимилиана II приглашение Либиху работать в Мюнхене. Плохое состояние здоровья не позволило Либиху проводить занятия со студентами в мюнхенской лаборатории. В столице Баварии Либих читал свои знаменитые публичные лекции и посвятил себя главным образом изучению физиологической химии, биохимии и агрохимии. Юстус фон Либих умер 18 апреля 1873 г. незадолго до семидесятилетия. При жизни он был удостоен многих почетных званий и отличий. В 1845 г. ему был пожалован титул барона, а в 1859 г. Либих был избран президентом Баварской академии наук.
Мировоззрение и политические взгляды Либиха отражали идеологию немецкой буржуазии. Как и многие его современники, будучи студентом, Либих участвовал в патриотическом движении. Став уже в юности преподавателем высшего учебного заведения, он выступал против реакционной политики прусского и австрийского правительств в области высшего образования. Но к революции 1848 г. он отнесся выжидательно. В идеях организованного пролетариата Либих не смог увидеть прообраз будущего общества.
В опубликованных впервые в 1844 г. "Химических письмах" Либих 8 защищал виталистические взгляды и выступал против материализма, хотя следует заметить, что его статьи были направлены лишь против "Круговорота жизни" Молешотта.
Вклад Либиха в развитие органической х.шии сравним лишь со значением работ Берцелиуса для неорганической химии. Как и Берцелиус, Либих усовершенствовал применявшиеся ранее аналитические методы и аппаратуру и разработал новые, что создало решающие предпосылки для развития органической химии в XIX в. Интерес Либиха к анализу органических соединений возник в первую очередь под влиянием Берцелиуса.
Уже Лавуазье исследовал органические вещества, окисляя их хлоратом калия или оксидом марганца (IV) и анализируя продукты сожжения. Гей-Люссак, Тенар и независимо от них Дёберейнер ввели в качестве окислителя оксид меди (II). В работах Берцелиуса продукты сгорания органических соединений поглощались хлоридом кальция и едким кали. Либих ввел в употребление специальные раздельные печи для анализа органических веществ при их сожжении, трубку для сжигания с оттянутым концом и усовершенствованные сосуды для абсорбции. Либих разработал метод определения азота отдельно от углерода и водорода. Этот способ в усовершенствованном Ж. Дюма виде применяется и в настоящее время.
В работе "О новом аппарате для анализа органических веществ и о составе некоторых органических веществ" Либих описал разработанный им способ органического элементного анализа 9 . Созданные им методы позволили проводить целые серии анализов в довольно короткое время. Либих первый сумел доказать аналитическим путем, что полученный им фульминат серебра (серебряная соль гремучей кислоты) и исследованный Вёлером цианат серебра, несмотря на значительную разницу их свойств, имеют одинаковый процентный состав. Это наблюдение, а также получение Вёлером мочевины из цианата аммония дали Берцелиусу повод назвать эти явления изомерией и рассматривать их как следствие возможного различия в расположении одинаковых атомов элементов. Быстрое накопление фактов изомерии привело к созданию структурной теории.
Первый шаг в этом направлении сделали Либих и Вёлер в работе, посвященной исследованию бензоила. В этом основополагающем исследовании было доказано, что в многочисленных продуктах превращения бензальдегида (горькоминдального масла) и его хлор- и бромпроизводных остается неизменной группировка атомов, которая ведет себя как элемент. Авторы назвали эту группировку атомов радикалом бензоилом. В этой же работе Вёлер и Либих развили метод постепенного химического превращения органических соединений, принципы которого на протяжении столетия с большим успехом применялись как для установления структуры, так и для синтеза многих новых веществ.
В этом направлении Либихом были проведены выдающиеся экспериментальные исследования органических соединений, таких, как производные этилового спирта - моноэтиловый эфир серной кислоты, ацетальдегид (этаналь), ацеталь (диэтилэтаналь), хлораль (трихлорэтаналь) и т. д.
Своими указывающими новые пути исследованиями амигдалина и мочевой кислоты Либих и Вёлер создали образец будущих методов работы в органической химии.
Либих надеялся, что сотрудничество с Дюма позволит развить положения теории радикалов, независимой от Берцелиуса. Но его ожидало глубокое разочарование. Дюма отказался от теории радикалов и выдвинул собственную теорию замещения. Не сумев справиться с потрясением, Либих отстранился от научной полемики о структурной теории.
В работе "О конституции органических кислот", опубликованной в 1838 г., Либих изложил основы созданной им теории кислот и высказал соображения об основности. Он определил кислоты как соединения, в которые входит водород, способный замещаться на металлы.
С 1840 г. Либих посвятил большую часть своих работ решению проблем, важных для практики, особенно для развития сельского хозяйства. Громадное значение имел его труд "Органическая химия в применении к сельскому хозяйству и физиологии" 10 , опубликованный в 1840 г. В середине XIX в. юнкера-помещики и богатые крестьяне начали внедрять капиталистические методы в немецкое сельское хозяйство, превращаясь в значительную экономическую силу в стране. Они стремились изыскать новые способы повышения доходов от сельского хозяйства, в том числе путем использования новых машин и применения химических удобрений. Интенсификация сельского хозяйства была обусловлена увеличением населения Германии и уходом крестьян в города для работы на промышленных предприятиях. Существовавшие до этого способы обработки земли не могли обеспечить потребности в продовольствии и кормах и должны были уступить место методам, основанным на достижениях науки. В выполнении этой задачи важную роль сыграли работы Либиха о питании растений.
Учение о питании растений и почвоведение находились тогда еще в начале своей разработки. Этим объясняется тот факт, что вначале исследовались не связанные друг с другом частные вопросы, а не вся проблема в целом. Уже до работ Либиха Альбрехт Таер выдвинул теорию гумуса, где, однако, вопрос о питании растений ставился односторонне. Другие исследователи, среди которых были К. Шпренгель и Либих, теорию Таера отклоняли в принципе. Лишь позднее была преодолена односторонность таких точек зрения. Только тогда были признаны представления о питании растений, учитывающие всестороннюю связь между растениями, почвой и другими факторами окружающей среды.
Большой заслугой Либиха в развитии агрохимии были исследование им химической стороны питания растений и последовательная пропаганда данных этих исследований и следствий из них. Результатом этой деятельности Либиха было введение в немецкое сельское хозяйство в начале второй половины XIX в. химических удобрений и создание предприятий по производству этих удобрений (суперфосфата, сульфата аммония).
На основании проведенных обстоятельных анализов образцов растений и почвы Либих пришел к выводу, что растения во время своего роста извлекают из земли минеральные вещества, которые естественно не возвращаются на поля. В этом Либих видел причину падения урожаев. Одновременно Либих вывел закон минимума, в соответствии с которым максимальный доход от сельского хозяйства зависит от того минимума питательных веществ, которые растение может взять из почвы.
Из этого следовало, что применение удобрений, включающих минеральные вещества, может повысить доход от земли. Вначале Либих предполагал, что растения поглощают двуокись углерода и азот из воздуха, а из земли - воду и питательные соли. Лишь позднее он понял, что большинство растений получают азот также из почвы - в виде растворимых в воде солей.
Будучи одним из наиболее выдающихся агрохимиков, Либих много сделал для решения продовольственной проблемы растущего населения страны. Проведенные Либихом агрохимические работы, результаты которых обеспечили значительное увеличение урожаев сельскохозяйственных культур, явились серьезным аргументом в борьбе против мальтузианства.
Публикация Либихом в 1842 г. труда "Органическая химия в ее применении к физиологии и патологии" ознаменовала начало его исследований в области физиологической химии. Он изучал химические основы обмена веществ и дыхания. Позднее, работая в Мюнхене, Либих заложил основы науки о питании.
Среди многочисленных литературных работ Либиха наибольшее значение имели издание журнала "Анналы химии", который теперь носит его имя 11 , публикация вместе с Вёлером и Поггендорфом справочника по чистой и прикладной химии, ежегодных обзоров достижений химии. К ним принадлежат также и "Химические письма" Либиха, выдержавшие после смерти автора шесть изданий и в 1913 г. включенные в избранные труды ученого. Своими "Химическими письмами", отличающимися исключительной ясностью изложения, Либих смог показать, как можно о химии писать одновременно и научно, и популярно.
Даже многочисленные небольшие работы Либиха оказывали значительное воздействие на развитие химии. Это особенно относится к критике Либихом состояния химии в Пруссии и Австрии, которая диктовалась желанием способствовать подъему химии в интересах страны и народа.
Методы преподавания Либиха оказали далеко идущее влияние на химическое образование. Либих считал, что студенты лишь в результате собственной практической работы могут познакомиться с методами и законами химии, и сделал лабораторные занятия основой изучения химии. Лаборатория Либиха в Гиссене стала примером для всех немецких университетов и высших школ, хотя до него еще в 1811 г. практическими работами студентов руководили И. Дёберейнер в Йене, И. Троммсдорф в Эрфурте и Ф. Штромейер в Гёттингене. Либих ввел в преподавание принцип постепенности в прохождении практикума, при котором студенты знакомились вначале с качественным, затем с количественным анализом, после этого с препаративными методами и затем лишь приступали к самостоятельным исследованиям.
Применяя новые методы обучения, Либих воспитал целое поколение химиков из разных стран мира, ставших его последователями. Наиболее выдающимися из учеников Либиха были А. В. Гофман, Кекуле, Петтенкофер, Копп, Фелинг, Фрезениус, Эрленмейер, Фольгард, Жерар, Вюрц, Гиббс, Плейфер, Зинин, Воскресенский.