В какой аптеке лучше всего работать. Фармацевт — что это за профессия? Кто может работать в аптеке
Вопрос:
Возможен ли прием для работы в аптеке на должность консультанта, продавца-консультанта, кассира (или как-то иначе) работника с медицинским или каким-то иным, но не фармацевтическим образованием? Как это правильно оформить юридически?
Ответ:
Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.
Согласно части 2 статьи 52 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 25.06.2012) физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.Согласно пункту 33 статьи 4 Закона фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Из совокупности приведенных выше норм следует, что непосредственно отпуском лекарственных средств в торговом зале аптечной организации должны заниматься лица с фармацевтическим образованием.
Согласно пункту 4 «д» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 04.09.2012) одним из лицензионных требований при осуществления розничной торговли лекарственными средствами является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста.
Согласно пункту 8.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 18.04.2007 г.), фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты-провизоры или фармацевты в соответствии с установленным порядком. При этом пунктом 8.3 Стандарта установлено, что в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов.
Анализ совокупности приведенных выше норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что на должностях, не связанных с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, в аптечных организациях могут работать сотрудники, не имеющие специального образования.
Таким образом, кассир в аптеке может не иметь фармацевтического образования, если он полностью исключен из процесса торговли лекарственными средствами, а осуществляет исключительно прием денежных средств у покупателей и выдачу кассовых чеков. На должность консультанта торгового зала может быть принят работник с медицинским образованием. Во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов целесообразно оформить должностные обязанности кассира и консультанта отдельными локальными актами организации приказом), отдельным пунктом выделив в нем запрет на любые операции, связанные с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, а также четко прописать должностные обязанности таких работников в должностных инструкциях и трудовых договорах.
Наименование должности «продавец – консультант» для работника без фармацевтического образования устанавливать не рекомендуется, поскольку понятие «продавец» формально непосредственно связано с продажами.
16.10.12
Новый человек в аптеке - это всегда интересно, ведь он может сделать работу аптечного коллектива профессиональнее и динамичнее. Однако, чтобы адекватно встроиться в работу с первого дня, вы должны многое знать и уметь.
Изучите нормативные документы
Если вы - новичок в аптеке, убедитесь, что вы ориентируетесь в следующих документах:
- Должностная инструкция
Главный документ для первостольника, поскольку именно в ней описаны основные обязанности провизора/фармацевта. - Федеральный закон 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
Основные положения Закона помогут получить представление о регистрации ЛС, контроле качества ЛС, реестре ЛС, хранении ЛС и т. д. Данный законодательный акт ссылается на множество других подзаконных актов, более подробно ознакомиться с которыми специалист сможет уже в процессе работы. - Закон о защите прав потребителей
Особенно пункты, касающиеся возврата и обмена товара: их знание поможет спокойно объяснить покупателю все возможные пути решения возникшей проблемы. - Трудовой кодекс РФ
Его следует изучить, чтобы понимать свои права как работника.
Проверьте, обладаете ли вы необходимыми знаниями и навыками
Таковыми можно считать знание фармакологических групп препаратов и понимание того, какая группа при каком заболевании применяется. Порекомендовать комплексное лечение и сделать допродажу безрецептурного лекарственного средства первостольник сможет лишь в том случае, если знает основные симптомы заболевания и побочные действия лекарственных средств, применяющихся при его лечении. А вот знание множества торговых наименований придет уже в процессе работы - тут помогут программы-шпаргалки и обучающие мероприятия.
Помимо продажи лекарственных средств, в обязанности первостольника входит поддержание установленного фармпорядка, разборка товара, ведение журналов дефектуры, заполнение журналов температурных режимов и ведение прочей отчетности, установленной в аптеке. Все это также потребует от новичка определенной базы знаний, но выполнять эти обязанности можно и нужно учиться в процессе работы.
Придерживайтесь стандартов обслуживания
Главное, что необходимо знать, - любая продажа строится из одинакового числа этапов:
- Приветствие
Позволяет фармацевту установить контакт с покупателем. - Уточняющие вопросы
Важно выявить потребности покупателя - это позволит предложить именно то, в чем он нуждается. - Презентация товар
Предлагайте покупателю 3-4 препарата разных ценовых категорий, рассказывая о преимуществах каждого. - Работа с возражениями
Важно наладить конструктивный диалог с клиентом, выяснив причину его недовольства. - Завершение продажи
Оставьте приятное впечатление о покупке, аккуратно упаковав товар.
Соблюдайте основные принципы общения
С клиентами
Самая большая ошибка, которую зачастую совершают новички в аптеках, - это навешивание ярлыков. Недопустимо оценивать покупателя по его внешнему виду либо основывать презентацию товара на собственном представлении о его дороговизне: не решайте за покупателя, по карману ли ему ЛС, лучше выявите его истинные потребности, задав ему дополнительные вопросы.
В наши дни современному человеку практически невозможно обойтись без лекарств, когда болеет он сам или родственники. А иногда просто требуется приобрести или для поддержания своего организма в бодрой форме и проведения профилактических мероприятий. В крупных и малых городах можно встретить множество аптек и аптечных киосков. Что же ждет нас на полках? Упаковки с таблетками, капсулами, ампулами для инъекций, грелки, тонометры, пипетки, эластичные бинты, термометры, мази, суспензии, сиропы, глюкометры… долгим может быть список.
У некоторых людей сложилось ошибочное мнение о том, что отпускающий все аптечные товары фармацевт – это всего лишь продавец в чистом беленьком халате, ловко достающий красивые и яркие упаковки с линиментами, драже, каплями из множества ящичков и шкафчиков. Вот и решил МирСоветов рассказать о том, чем же занимаются фармацевты, раскрыть особенности, тонкости их сложной работы. Эта статья будет полезна и тем, кто хочет связать свою жизнь с лекарственными средствами и лечением пациентов. Правильно в жизни – задача непростая.
Так какие же знания и личные качества важны для аптечных работников?
Общие сведения о профессии
Фармацевтом называют квалифицированного специалиста, занимающегося приготовлением лекарств, их исследованием, контролем качества, хранением и отпуском (продажей). Профессия престижная, по востребованности она находится на седьмом месте. У слова «фармацевт» очень древнее происхождение, в переводе с греческого оно означает «дарующий исцеление и оберегающий от болезней». В античные времена существовали лекари, успешно пытавшиеся лечить людей снадобьями, которые сами же и готовили. И только в тринадцатом веке в Европе произошло разделение труда и обязанностей между фармацевтами и врачами. Поначалу в России знатоков лекарств называли просто аптекарями.Получить эту социально значимую специальность можно в фармацевтических колледжах или на фармацевтических отделениях медицинских колледжей или училищ. На овладение всеми премудростями уйдет примерно 3 года. При желании и старании со временем можно стать и главным фармацевтом – провизором, пройдя обучение в академии, университете или институте на очной или заочной форме, совмещая работу и учебу.
В школе стоит особое внимание уделять изучению химии, ботаники, анатомии, математики. Ответственность, внимательность и хорошая память очень пригодятся в дальнейшей учебе.
Несколько сведений о заработной плате
Назову лишь средние цифры:- по всей России она составляет от 15000 до 21000 рублей;
- в малых городах и поселках – от 12 до 19000 рублей;
- в Москве гораздо больше – от 32 до 42000 рублей.
- в аптеках, причем любых форм собственности – частных, муниципальных, государственных;
- на крупных и мелких складах;
- в центрах, осуществляющих контроль за качеством лекарственных средств и аптекоуправлениях;
- в лабораториях, научно-исследовательских институтах (НИИ) и других учреждениях, занимающихся созданием новых препаратов, сбором и переработкой лекарственных растений;
- на фармзаводах и фармфабриках, осуществляющих промышленное производство препаратов;
- в фармацевтических компаниях, производящих лекарственные препараты, являясь их медицинским представителем.
Знания и навыки
Мне на всю жизнь запомнилось меткое изречение врача из Индии Сушруты, прочитанное давным-давно в одной из книг по Аюрведе (науке жизни): «Лекарство в руках знающего человека уподобляется бессмертию и жизни, в руках невежды – огню и мечу».Среди преподавателей бытует мнение, что стать хорошим фармацевтом могут или одаренные личности, или очень старательные. Ведь в аудиториях и кабинетах учебного заведения будущему специалисту придется изучить множество спецдисциплин. Перечислю лишь некоторые из них:
- Фармакология – наука, которая поможет понять, как же влияет лекарственное средство на организм, знакомит с дозами, побочными (нежелательными) эффектами и противопоказаниями.
- Фармакогнозия – весьма интересная и перспективная наука, изучающая лекарственные растения, животное сырье (пчелиный, змеиный яд, плацента) и препараты, в состав которых они входят. Эти знания помогут понять полезные свойства растений и научиться составлять лечебные чаи и сборы для исцеления многих недугов.
- Фармакотерапия – изучение заболеваний и принципов их лечения препаратами.
- Технология лекарств – предмет, на котором учат правильно готовить лекарственные формы по рецептам (прописям) врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений, их укупоривать, оформлять соответствующим образом.
- Фармацевтическая химия – наука, дающая знания, как правильно проводить контроль качества приготовленных лекарственных форм.
- Организация и экономика фармации (сокращенно – ОЭФ) – знакомит с основами организации работы аптечных учреждений, правилами отпуска лекарств из аптек и их хранения.
Особая роль отводится также основам психологии, биоэтики и деонтологии, ведь фармацевт весь день общается с людьми.
Да и без знаний латыни не обойтись, ведь придется читать рецепты, выписанные неразборчивым почерком врачей.
К тому же надо уметь владеть навыками работы на современных кассовых аппаратах, ведь во многих аптеках должность фармацевта и кассира совмещены.
Учебный процесс изобилует множеством часов практических занятий в специально оборудованных для этих целей лабораториях и кабинетах.
Чтобы овладеть профессией, связанной со здоровьем и жизнью человека, потребуется много сил, выдержки и целеустремленность.
Важные личностные качества
Сегодня квалифицированному фармацевту требуется владеть огромнейшим багажом знаний и постоянно их самостоятельно совершенствовать, ведь часто на фармацевтических рынках появляются новые лекарственные средства. Для этого нужна уникальная память, прилежность, аккуратность, высокий самоконтроль, организованность, ответственность за результат своей деятельности. Отличительные качества людей этой профессии – честность, гуманность, выдержка и терпение, доброжелательность, человеколюбие. На своем опыте убедилась, что всех лекарств целебнее – сердечность. Чуткое, внимательное отношение к каждому пациенту, помогут вселить в сознание человека уверенность в том, что лекарство ему обязательно поможет. Во время общения с больными людьми и их родственниками недопустимы раздражительность, безразличие, заносчивость, спешка в обслуживании, вспыльчивость, обиды. Надо больным людям грубость и раздражительность, которые они часто вольно или невольно проявляют. Надо уметь понимать таких людей, находящихся в стрессовой ситуации и столкнувшихся с болезнью. Коммуникабельность и отзывчивость помогут избегать конфликтов, получать моральное удовлетворение от того, что вы смогли внести вклад в выздоровление больного.Человеку, решившему освоить специальность фармацевта, надо быть готовым и к минусам, трудностям. Вот некоторые из них. Будьте готовы к тому, что рабочий график будет «скользящим», то есть трудиться иногда понадобится в выходные и праздничные дни. Очень много времени приходится проводить стоя, к концу смены ноги устают, отекают, «гудят». Есть и профессиональные заболевания – им подвержены суставы и вены конечностей. Высок и риск заболеваний дыхательных путей, ведь в аптеку идут люди с и другими инфекциями. Признаюсь вам, нелегко работать весь день, когда случаются эпидемии гриппа, в «маске». Тогда даже на минутку присесть некогда.
Должностные обязанности при работе в аптеке
Фармработнику полагается знать:- Не только нормативно-правовые акты, регламентирующие его работу, но и законодательство Российской Федерации, поправки и приложения к ним местных органов власти, касающиеся фармации.
- Основы всех фармдисциплин.
- Классификацию, номенклатуру и назначение лекарственных препаратов и изделий аптечного ассортимента.
- Правила и методы оказания доврачебной помощи.
- Все тонкости приготовления лекарственных форм в аптечных условиях и особенности их хранения и отпуска.
- Обеспечивает население лекарственными средствами, учитывая спрос и потребность в них. Своевременно составляет заявки-заказы на лекарства и товары аптечного ассортимента.
- Вместе с другими сотрудниками принимает товар, грамотно располагает его по местам хранения, учитывая надлежащие условия и особенности согласно правил.
- Осуществляет отпуск (продажу) готовых и приготовленных в аптеке лекарств клиентам по рецептам (и без них) и снабжает больницы и другие учреждения по оформленным требованиям.
- Внимательно следит, чтобы рецепты и требования были правильно оформлены.
- Проверяет совместимость ингредиентов и соответствие доз возрасту больного. Нет никаких сомнений, что именно точная доза делает любое вещество мощным лекарством, побеждающим болезни, или ядом, ведущим к гибели.
- Предотвращает врачебные ошибки.
- Занимается изготовлением лекарственных форм (порошков, микстур, мазей) по рецептам или требованиям из больниц, соблюдая все правила.
- Осуществляет внутриаптечный контроль качества, сроков годности, выявляет поддельные препараты и проводит их изъятие из продаж.
- Информирует и консультирует пациентов о способах применения лекарств, дозах и времени приема, рассказывает, как правильно хранить препарат дома. Часто больной человек идет за помощью и назначением к фармацевту, а не к врачу. Важно выслушать больного и оказать ему посильную помощь. Например, предложить средство от , кишечных расстройств или температуры. Но если симптомы серьезные, то ненавязчиво, но убедительно рекомендовать посетить врача.
- Случается, что внезапно пациенту становится нехорошо, тогда надо оказать до приезда « » доврачебную помощь.
- Соблюдает все правила санитарно-гигиенических норм и фармпорядка.
- Выполняет требования техники безопасности при работе с приборами и оборудованием, противопожарной безопасности.
- Рационально организует рабочее место.
- Следует правилам этики и морали при профессиональном общении с клиентами, врачами и сотрудниками своего коллектива.
- Если требуется, то информирует врачей о новых препаратах и изменениях в правилах отпуска лекарств из аптеки.
Права специалиста
Фармработник имеет право:- Получать информацию, необходимую для качественного выполнения им своих профессиональных обязанностей.
- Повышать уровень своих знаний на специальных курсах, проводящихся один раз в пять лет, и получать при этом сертификат соответствующего образца; проходить аттестацию для присвоения квалификационной категории.
- Принимать активное участие в работе фармацевтических кружков, конференций, совещаний, конкурсов, выставок.
- На основе полученного опыта внедрять новые технологии и совершенствовать организацию трудовой деятельности среднего фармацевтического звена.
- Вносить рациональные предложения и идеи своему руководству по улучшению качества обслуживания населения лекарственными препаратами товарами аптечного ассортимента.
Ответственность за нарушения в профессиональной деятельности
Провинности, за которые фармацевту придется отвечать:- За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника обязанностей и задач – в пределах, предусмотренных и определенных пунктами действующего трудового законодательства страны.
- За совершенные в процессе работы правонарушения – согласно гражданским, административным и даже уголовным законодательным актам.
- В случае причинения материального ущерба предприятию – возмещение, предусмотренное пунктами трудового договора, гражданским и трудовым кодексами Российской Федерации.
А теперь мне хотелось бы затронуть еще один важный момент. Уверяю вас, мои дорогие читатели, что истинный фармацевт в первую очередь думает не о получении прибыли, а о том, как помочь больному человеку. И если у вас небольшой , не смущайтесь, расскажите аптечному работнику об этом, что не хватает средств на выписанное врачом лекарство. В таком случае будет найден выход, вам порекомендуют синоним, то есть препарат, содержащий такое же действующее вещество, но стоящий дешевле. МирСоветов искренне желает всем чутких и доброжелательных фармацевтов в ближайшей аптеке и крепкого здоровья!
Наш эксперт - декан фармацевтического факультета НижГМА, председатель Нижегородской ассоциации фармацевтов, член-корреспондент РАЕН Светлана Кононова .
Документ с «пробелами»
Елена Шитова, АиФ Здоровье. « Лекарственное обозрение» : Светлана Владимировна, чем «не угодил» фармацевтической общественности новый проект ФГОС?
Светлана Кононова: Данный проект, как и многие ранее действующие документы, не отвечает требованиям времени. Его содержание не обеспечивает опережающего профессионального образования и не обеспечивает готовности специалиста к саморазвитию. Сегодняшний подход к формированию ФГОС является количественным, а не качественным и не соответствует темпам развития фармацевтического рынка. Надеюсь, что в новый документ будут включены предложения профессионального сообщества и что его обсуждение будет достаточно длительным и всеобъемлющим. Тех пятнадцати дней, в течение которых проект находится в открытом доступе в Интернете, явно недостаточно для взвешенного решения. Принятие таких важных документов требует процедуры осмысления.
- В чем вы видите основной «пробел» этого документа?
- Беда в том, что мы не нацелены на формирование нравственного человека. Для профессионала нравственные понятия должны стоять во главе угла, сейчас этого не происходит. Один из результатов такого подхода в том, что происходит искажение социальных, профессиональных и нравственных ценностей, квалифицированные специалисты уходят из профессии, а ценность образования падает. Это касается всех отраслей, но в медицине и фармации эти негативные процессы особенно заметны.Кодекс чести или прибыль любой ценой?
Не кажется ли вам, что в современных «недорыночных» экономических условиях требование воспитывать нравственного человека воспринимается едва ли не как дурной тон? В крайнем случае, оно сводится к религиозному подтексту.
Восприятие этого понятия не одинаково в разных возрастных аудиториях. Студенты употребляют его совершенно адекватно, чего не скажешь о многих преподавателях. Меня пугает, когда я вижу на лицах образованных взрослых людей кривую гримасу при одном только употреблении слова «нравственность». Чему может научить преподаватель медицинского вуза, считающий, что это понятие имеет только религиозный аспект? На самом деле понятие нравственности далеко не тождественно религиозным представлениям.
- Что вы включаете в это понятие?
Главный критерий нравственности - соблюдение определенных норм: правовых, профессиональных, духовных и т. д. А у нас сегодня в медицинской и фармацевтической сферах сплошь и рядом игнорируются требования законодательства. Необходимо вернуть в профессию нравственные ориентиры. Если врач выписывает вместо рецепта бумажку, а фармацевт отпускает по этой бумажке лекарство, то оба они проявляют профессиональную безнравственность.
Получается, что если фармацевт не отпустил лекарство по бумажке, то он поступил правильно. А вдруг пациент, не получивший лекарственную помощь, в результате пострадает или даже погибнет?
- Может быть и обратная ситуация: пациент пострадает от того препарата, который обозначен «на бумажке». При этом врач рецепт не выписывал и ответственности за ущерб, нанесенный пациенту, не понесет, «стрелки» будут переведены на фармацевта. Сегодня аптечный работник оказывается «крайним» и если отпустил, и если не отпустил лекарство. Но если бы в каждой аптеке требовали рецепты, а не бумажки, то и врачи вели бы себя иначе. Однако, пока в аптеках сохраняется приоритет прибыли любой ценой, это вряд ли произойдет.- Насколько реально соблюдать нравственные правила в рыночной экономике?
Вполне реально, если создать соответствующую законодательную базу и воспитывать настоящих профессионалов, которые считают неприемлемым нарушать свой «кодекс чести».
- Но в аптеках работают и непрофессионалы…
К сожалению, действительно так, и это одно из самых ярких проявлений безнравственности в нашей отрасли. О проблеме непрофессионалов неоднократно заявлялось на самом высоком уровне, но я не знаю случаев, когда владелец аптеки понес реальное наказание за то, что у него работают люди без профильного образования. Думаю, что существующий сегодня порядок проверок в известной степени способствует тому, чтобы можно было скрыть даже вопиющие нарушения в этой части. Проверяющий обязан предупреждать заранее о своем визите, и к моменту проверки в документах все будет исправлено, и ни одного неспециалиста на рабочем месте он не увидит. Кроме того, любая проверка является тематической, и если в теме заявлено хранение лекарственных средств, то только хранение и будет проверено.
За первым столом часто работают не фармацевты, а медицинские сестры, что в принципе недопустимо. Каким бы квалифицированным ни был медработник, он не является специалистом в области фармации. Имеет значение и тот факт, что при всеобщем дефиците медицинских сестер в лечебных учреждениях аптеки создают предпосылки для дальнейшего оттока среднего медперсонала.
Властелины аптек, они же - работодатели
Может быть, пойти по другому пути и узаконить то, что реально происходит, то есть дать право медицинским работникам заниматься фармацевтической деятельностью?
- Такие предложения поступали неоднократно, более того, они лоббируются определенными кругами. Акцент делается, в частности, на том, что существуют компьютерные программы, позволяющие справиться с задачами фармацевта любому человеку с медицинским образованием. Но компьютерная программа никогда не заменит человека! Так мы скоро докатимся и до того, что врача заменим компьютером.Второй аргумент лоббистов заключается в том, что фармацевтических специалистов не хватает, так как очень много аптек. Но именно непомерное количество аптек порождает многочисленные нарушения!
- Часто говорят, что конкуренция позволяет снижать цены.
Где и когда сейчас снижаются цены на лекарственные препараты? Они как росли, так и растут, сдерживающим фактором является отнюдь не количество аптек, а покупательная способность населения. Качество обслуживания конкуренция тоже не улучшает: если за первым столом стоит непрофессионал, о каком качестве вообще может идти речь?
Наша кафедра проводила исследования социальной значимости фармацевтической профессии, в том числе и ее востребованности у разных категорий населения. Среди посетителей аптек 87% считают, что провизоры и фармацевты необходимы, в экспертных группах врачей и фармацевтов этот показатель находится на уровне 82-84%. Зато владельцы аптек, работодатели только в 38% случаев считают, что для удовлетворения запросов потребителей нужны провизоры и фармацевты.
Возможно ли, что при такой «заинтересованности» работодателей в специалистах аптеки скоро останутся вообще без фармацевтов?
- Здесь неоднозначная ситуация. По мнению самих фармацевтов и провизоров, работающих в аптеках, работодатели мало заинтересованы в профессионалах: так считают 42% опрошенных. Это косвенно подтверждается тем, что работодатели не стремятся к повышению квалификации своих сотрудников: только 14,3% специалистов имеют доплаты за наличие квалификационной категории и только 42,8% - за профессиональный стаж.Однако на самом деле владельцы аптек не хотят оставаться совсем без профессионалов: 54% работодателей хотели бы иметь «страховку» в виде опыта и знаний специалистов. При этом потребители, по мнению владельцев аптек, вполне могут обойтись и без специалистов (напомню, так считают 38% работодателей).
Ни перспектив, ни творчества
- А хотят ли сами работники аптек расти в профессиональном плане?
Самое страшное то, что специалисты в аптеках не видят перспектив для своего профессионального развития. Наши исследования показали, что по окончании учебного заведения в аптечные организации идут работать 65-70% новоиспеченных провизоров и 90-95% фармацевтов, при этом в фармацевтические компании отправляются 30-35% провизоров. Но через год-другой ситуация полностью меняется: специалисты уходят из аптечных организаций, где остается только 45-50% провизоров и 75-80% фармацевтов. По мере возможности провизоры уходят работать в фармацевтические компании.
- Вероятно, причиной исхода специалистов из аптек в первую очередь является низкая зарплата?
Это существенный, но не решающий фактор, гораздо важнее отсутствие профессиональных перспектив и неинтересная работа. Многие профессионалы считают работу в аптеках безнравственной. Влияет и то, что корпоративное обучение носит узкую направленность, ограниченную, как правило, сферой продаж. Кроме того, специалистам не нравится то, что в аптеках работают лица без фармацевтического образования, имеющие практически такие же обязанности и оплату труда. Провизоры уходят в фармацевтические компании, потому что там не только зарплата выше, но и есть перспективы карьерного роста, интересная работа, творческий подход.
Хочу учиться!
Получается, что провизоры, работающие в аптеках, не особенно стремятся к повышению квалификации. А хотят ли получать новые знания фармацевты со средним образованием?
- По нашим исследованиям, выпускники фармацевтических колледжей в 87% случаев стремятся продолжить обучение в вузе по заочной форме обучения. Мотивом служат необходимость систематизации и увеличения знаний, самосовершенствование, престиж, будущая зарплата, повышение общей культуры и расширение кругозора. В этих условиях отмена системы заочного образования приведет к тому, что фармацевтам будет закрыт путь к профессиональному росту.Не секрет, что вузовское образование порой находится в отрыве от практики, и вчерашние студенты разочаровываются в профессии, даже не успев ее освоить.
В отношении работников аптечных организаций это справедливо. Приходя из вуза в реальные учреждения, студенты и молодые специалисты чувствуют противоречие между теоретической частью уровня нравственного сознания и эмпирически воспринимающимися ценностями, реальными отношениями. Все то, чему провизора учили в вузе, остается на минимуме востребованности, его работа и зарплата практически совпадают с работой и зарплатой фармацевтов, а то и вовсе работников без профильного образования.
- Это аптеки не соблюдают правил или вузы ушли в отрыв от реальной действительности?
Оба фактора имеют место. О том, как влияет непомерное количество аптек на качество их работы, мы уже говорили. Но и вузы во многом недорабатывают. Доминантами современного фармацевтического образования должны стать, во‑первых, сотрудничество с практикой, а во‑вторых, нравственные регуляторы: норма, закон.
Важные шаги
- Какие практические шаги необходимо предпринять для того, чтоб реализовать эти доминанты?
Необходим целый комплекс различных мер. В первую очередь следует законодательно разграничить функции провизора и фармацевта, предусмотрев эти разграничения в образовательных и профессиональных стандартах, квалификационных характеристиках и других нормативных документах. Для начала целесообразно ввести норматив о том, что заведовать аптекой могут только лица с высшим профессиональным образованием. В перспективе придется менять всю концепцию фармацевтической деятельности, результатом чего станет перераспределение обязанностей специалистов с высшим и средним образованием.
В частности, за первым столом останутся только провизоры, как это сейчас принято в развитых странах. При этом высшее фармацевтическое образование примет вид последовательной двухуровневой системы, где средние учебные заведения органично включатся в структуру вузов. А до введения единой системы нужно обязательно сохранить заочное высшее образование для выпускников фармколледжей.- Нужно ли при этом менять программу обучения в вузах?
Да, это вызов времени, нуждающийся в адекватном ответе. От нас требуется консолидировать научный и практический опыт педагогов и фармацевтических работников для разработки ФГОС нового поколения, предусмотрев изменение названий некоторых дисциплин и их рациональный объем. В частности, я считаю крайне важным усилить гуманитарный блок. Но не за счет обычного лекционного материала, а за счет тренингов в форме ситуативного обсуждения. Целесообразно не ставить за подобные занятия оценок студентам, разбор ситуации в неформальной обстановке гораздо эффективнее семинара с «угрозой неуда».
- Какие специалисты будут выходить из фармацевтического вуза в итоге?
По окончании дипломного уровня вуза нужно выпускать провизоров общей практики. Перечень специальностей необходимо пересмотреть с учетом прохождения интернатуры и ординатуры. Мы уже говорили о том, что проект профессиональных стандартов необходимо пересмотреть и провести его самое широкое обсуждение среди специалистов.
Важно, чтобы разработку и экспертизу профессиональных стандартов проводила не одна структура, как это происходит сейчас, а независимые инстанции.Единый госреестр провизоров и фармацевтов
- А как бороться с засильем непрофессионалов помимо неэффективных на сегодняшний день формальных запретов?
Требуется создать единый государственный реестр провизоров и фармацевтов, работающих в фармацевтических организациях всех форм собственности, и предусмотреть обязательное членство всех профильных специалистов во Всероссийской саморегулируемой общественной организации. Причем это членство не должно носить формальный характер, каждый человек должен понимать, что он на виду у всего профессионального сообщества, и дорожить своей репутацией.
Сегодня на уровне Министерства здравоохранения России поставлена задача создать единый реестр медицинских работников. Но почему-то речь идет только о тех, кто трудится в государственных и муниципальных медицинских организациях, а частные клиники выпадают из поля зрения. И про фармацевтическую отрасль пока не говорится вообще ничего.
Считаю целесообразным создать реестр и медицинских, и фармацевтических работников, включающий сотрудников всех профильных учреждений, независимо от формы собственности. Сейчас у нас в стране неизвестно не только точное число специалистов, но и количество фармацевтических организаций, что затрудняет объективный анализ ситуации.
Думаю, что совместными усилиями государства, профессиональной фармацевтической общественности, работников учебных заведений вполне реально восстановить нравственные ориентиры в отрасли и сделать выполнение норм органичной потребностью специалистов.