Креативные технологии в образовании презентация. Презентация "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" по педагогике – проект, доклад
От понимания – к использованию Значение реализации принципа интерактивности для модернизации профессионального образования в духе требований Болонского процесса Определение сущности интерактивного обучения и стереотипные заблуждения Роль компьютера в реализации преимуществ интерактивной модели обучения Возможности применения интерактивного обучения
Интерактивное обучение и модернизация ВПО повышении его эффективности и качества подготовки освоение и расширение Одно из важнейших направлений в совершенствовании ВПО, повышении его эффективности и качества подготовки профессионалов в современном вузе – это освоение и расширение применения форм и методов интерактивного обучения.
Интерактивное обучение и модернизация ВПО в профессиональном образовании сегодня Основные методические инновации в профессиональном образовании связаны сегодня также именно обучения воспитания (. с применением форм и методов не только интерактивного обучения, но и воспитания (в частности, в работе кураторов).
Интерактивное обучение и модернизация ВПО модернизацией системы российского профессионального образования (). Это направление стало усиливаться особенно в последние годы в связи с модернизацией системы российского профессионального образования в духе требований Болонского процесса (). с переходом на уровневое образование. Обратного хода нет, особенно в 2011 г. с переходом на уровневое образование.
Реализация принципа нтерактивности Через реализацию принципа интерактивности решаются задачи: демократизации образовательного процесса;демократизации образовательного процесса; интеграции в европейское и мировое образовательное пространство;интеграции в европейское и мировое образовательное пространство;
Интерактивное обучение и модернизация ВПО активизации участия обучающегося в создании образовательного результата;активизации участия обучающегося в создании образовательного результата; формирования творческих общепрофессиональных компетенций, востребуемых современным работодателемформирования творческих общепрофессиональных компетенций, все более востребуемых современным работодателем (таких, как способность откликаться на быстро меняющуюся ситуацию).
Понятие о сущности интерактивного обучения Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» «взаимный», «act» «действовать»). эффективное взаимодействие как вершинный результат общения Таким образом, интерактивный – основанный на взаимодействии, а эффективное взаимодействие как вершинный результат общения всегда диалогично.
Понятие о сущности интерактивного обучения непосредственное или опосредованное Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся, непосредственное или опосредованное (в том числе в значительном числе случаев - с помощью электронной/ компьютерной техники)
Основные заблуждения 1.Интерактивное обучение осуществляется только с использованием компьютерной техники социально-психологический тренинг в изучении дисциплин Психология самопрезентации/МТ и Психологический практикум/СП (а социально-психологический тренинг в изучении дисциплин Психология самопрезентации/МТ и Психологический практикум/СП?)
Компьютер в интерактивной модели обучения Компьютерное тестирование (учебное и психологическое)Компьютерное тестирование (учебное и психологическое) Выполнение практических творческих заданий в программах офиса (или специальных)Выполнение практических творческих заданий в программах офиса (или специальных) Интернет консультирование по дисциплине/исследовательской работеИнтернет консультирование по дисциплине/исследовательской работе
Преимущества интерактивной модели обучения Исключается доминирование какого- либо участника учебного процесса или какой-либо идеи; из объекта воздействия студент превращается в субъекта взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, в конструировании индивидуального образовательного маршрута;
Преимущества интерактивной модели обучения Использование этой модели предусматривает моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем; (в отличие от имитационных).дает возможность использования ролевых деловых игр (в отличие от имитационных).
Применение интерактивного обучения Определяется: Характером образовательной программы (основная/дополнительная)Характером образовательной программы (основная/дополнительная) Спецификой учебной дисциплиныСпецификой учебной дисциплины Целью конкретного занятияЦелью конкретного занятия Возрастными и иными особенностями обучающихсяВозрастными и иными особенностями обучающихся Возможностями и предпочтениями преподавателяВозможностями и предпочтениями преподавателя
Применение интерактивного обучения ВПО Сочетание игровых методик с другимиСочетание игровых методик с другими Поиск проблем и решений формулируемых задачПоиск проблем и решений формулируемых задач СПО Активное использование игровых методикАктивное использование игровых методик Поиск решения уже поставленных задачПоиск решения уже поставленных задач
МОУ «Топкановская основная общеобразовательная школа»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Современные образовательные технологии»»
Современные
образовательные технологии
Венина В.А.
учитель русского языка и литературы
Применение современных образовательных технологий и/или методик
Современные образовательные технологииПрименение современных образовательных
технологий и/или методик
Технологии и методики
Современные образовательные технологииТехнологии и методики
Какая разница между методикой и технологией?
(по В.И.Загвязинскому)
Методика обучения – совокупность методов и приемов,
используемых для достижения определенного класса целей.
Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от
характера материала, состава учащихся, ситуации обучения,
индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые
методики превращаются в технологии.
Технология – это достаточно жестко зафиксированная
последовательность действий и операций, гарантирующих
получение заданного результата. Технология содержит
определенный алгоритм решения задач. В основе использования
технологий положена идея полной управляемости обучения и
воспроизводимости типовых образовательных циклов.
Образовательная технология
Современные образовательные технологииОбразовательная технология
Технология и методика
Современные образовательные технологииТехнология и методика
Цели
Содержание
Методы
Формы
Средства
ПриемыСовременные образовательные технологии
Термин
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»,
появившийся в 1960-х гг.,
означает построение
педагогического процесса
с гарантированным результатомСовременные образовательные технологии
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne - искусство,
мастерство, умение и греч. logos -
изучение) - комплекс организационных мер,
операций и приемов, направленных на
изготовление, обслуживание, ремонт и/или
эксплуатацию изделия с номинальным
качеством и оптимальными затратамиСовременные образовательные технологии
М.В. Кларин
«Системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных,
инструментальных, методических средств,
используемых для достижения
педагогических целей».
Г.Ю. Ксенозова
«Такое построение деятельности педагога,
в котором все входящие в него действия
представлены в определенной целостности
и последовательности, а выполнение
предполагает достижение необходимого
результата и имеет вероятностный
прогнозируемый характер».
ЮНЕСКО
«Системный метод создания,
применения и определения
всего процесса преподавания
и усвоения, ставящий своей задачей
оптимизацию форм
образования».
В.П. Беспалько
Педагогическая
технология
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях
модель педагогической
деятельности, включающая в себя
проектирование, организацию и
Проведение учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся
и учителя».
«Совокупность средств и методов
воспроизведения процессов обучения
и воспитания, позволяющих успешно
реализовать поставленные
образовательные цели».
В.В. Гузеев
«Это упорядоченная совокупность действий,
операций и процедур, инструментально
обеспечивающих достижения
прогнозируемого результата в изменяющихся
условиях образовательно-воспитательного
процесса».
Критерии технологичности
Современные образовательные технологииКритерии технологичности
Образовательная технология должна
удовлетворять основным требованиям
(критерии технологичности):
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Критерии технологичности
Современные образовательные технологииКритерии технологичности
Концептуальность. Каждой
образовательной технологии должна
быть присуща опора на научную
концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Критерии технологичности
Современные образовательные технологииКритерии технологичности
Системность. Образовательная
технология должна обладать всеми
признаками системы: логикой
процесса, взаимосвязью всех его
частей, целостностью.
Критерии технологичности
Современные образовательные технологииКритерии технологичности
Управляемость предполагает
возможность диагностического
целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения,
поэтапной диагностики, варьирования
средствами и методами с целью
корректировки результатов.
Критерии технологичности
Современные образовательные технологииКритерии технологичности
Эффективность. Современные
образовательные технологии
существуют в конкурентных условиях и
должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по
затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта обучения.
Критерии технологичности
Современные образовательные технологииКритерии технологичности
Воспроизводимость подразумевает
возможность применения (повторения,
воспроизведение) образовательной
технологии в других однотипных
общеобразовательных учреждениях,
другими субъектами.
Образовательные технологии
Современные образовательные технологииОбразовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
- Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета,
формирующего человека
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Образовательные технологии
Современные образовательные технологииОбразовательные технологии
Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса
Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных схем при комментируемом управлении
-Технологии уровневой дифференциации
-Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
(В.В.Фирсов)
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам
детей (И.Н.Закатова).
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
- Технология программированного обучения
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
- Групповые технологии
- .
Образовательные технологии
Современные образовательные технологииОбразовательные технологии
Педагогические технологии на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования материала
- «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
- «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
- Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)
- Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)
Частнопредметные педагогические технологии
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
(В.Н.Зайцев)
- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин)
- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
- Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Образовательные технологии
Современные образовательные технологииОбразовательные технологии
Альтернативные технологии
- Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
- Технология свободного труда (С.Френе)
- Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
- Технология мастерских
Природосообразные технологии
- Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
- Технология саморазвития (М. Монтессори)
- Общие основы технологий развивающего обучения
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие
творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер,
И.П.Иванов)
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)
-
Методики обучения
Современные образовательные технологииМетодики обучения
(А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и методикам)
Классические отечественные методики
- Система обучения М.В.Ломоносова
- Свободная школа Л.Н.Толстого
- Дидактика П.Ф.Каптерева
- Система обучения С.Т.Шацкого
- Система обучения А.С.Макаренко
- Методика А.Г.Ривина
Инновационные методики обучения
- Программированное обучение
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Эвристическое обучение
- Природосообразное обучение
- Личностно-ориентированное обучение
- Продуктивное обучение
Методики авторских школ
- Методика Шаталова
- Методика "погружения"
- Школа свободного развития
-Русская школа
-Школа диалога культур
-Методологический колледж
-Школа самоопределения
Зарубежные методики
- Система Сократа
- Новая школа С.Френе
- Система М.Монтессори
- Вальдорфская школа
- Школа завтрашнего дня (Д.Ховард)
- Дальтон-план и другие системы
обучения
СЕЛЕВКО Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современные образовательные технологииСЕЛЕВКО Г.К.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИСовременные образовательные технологии
Селевко
Герман Константинович
(1932-2008) заслуженный работник Высшей
школы, академик МАНПО,
профессор, кандидат
педагогических наук, автор
«Энциклопедии образовательных
технологий», автор школы
саморазвития личностиСовременные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Современные образовательные технологииПедагогические технологии на основе личностной
ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества
Современные образовательные технологииПедагогика сотрудничества
Особенности методики:
гуманно-личностный подход к ребёнкуновый взгляд на личность как цель образования,
гуманизация и демократизация педагогических отношений,
отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в
современных условиях,
формирование положительной Я-концепции.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс:
-содержание обучения рассматривается как средство развития
личности,
-обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и
навыкам, способам мышления,
-вариативность и дифференциация обучения,
-создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Педагогика сотрудничества
Современные образовательные технологииПедагогика сотрудничества
Концепция воспитания:
-превращение школы Знания в школу Воспитания,
- постановка личности школьника в центр всей учебновоспитательной системы,
-гуманистическая ориентация воспитания, формирование
общечеловеческих ценностей,
-развитие творческих способностей ребёнка.
Педагогизация окружающей среды:
- сотрудничество с родителями,
-взаимодействие с общественными и государственными
институтами защиты детства,
-деятельность в микрорайоне школы.
Современные образовательные технологии
Технология
Критическое мышление – это способность
анализировать информацию с позиции логики и
личностно-ориентированного подхода с тем,
чтобы применять полученные результаты, как к
стандартам, так и нестандартным ситуациям,
вопросам и проблемам. Критическое мышление –
это способность ставить новые вопросы,
вырабатывать
разнообразные
аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления
Современные образовательные технологииТехнология
развития критического мышления
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления
посредством интерактивного включения учащихся в процесс
обучения.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление:
способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и
продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет воспитанникам использовать свои знания для
наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем
неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой
деятельности.
Технология развития критического мышления
Современные образовательные технологииТехнология
развития критического мышления
Критерии оценки результата в условиях технологии
развития критического мышления учащихся
Основным критерием оценки результата является
критичность мышления, которая может быть раскрыта
через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите
контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Современные образовательные технологии
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
« Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из
разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных
группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления
проблем, сбора информации, наблюдения, проведения
эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Технология проектного обучения
Современные образовательные технологииТехнология проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей
личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого
ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических
функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт
универсального их использования в разных ситуациях.
Технология проектного обучения
Современные образовательные технологииТехнология проектного обучения
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик
в процессе работы над учебным проектом
постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно
предполагает проживание учеником конкретных
ситуаций, приобщение его к проникновению
вглубь явлений, процессов и конструированию
новых объектов.
Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся
Современные образовательные технологииПедагогические технологии на основе активизации и
интесификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Игровые технологии
Современные образовательные технологииИгровые технологии
Игра – это самая свободная, естественная форма
погружения человека в реальную (или воображаемую)
действительность с целью её изучения, проявления
собственного «Я», творчества, активности,
самостоятельности, самореализации.
Игра несёт на себе функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя
эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребёнку изменить
отношение к себе и к другим, изменить способы
общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление
из рациональной сферы в сферу фантазии,
преображающей реальную действительность.
Игровые технологии
Современные образовательные технологииИгровые технологии
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры,
учебный материал используется в качестве средства игры,
в учебную деятельность включается элемент соревнования,
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса
подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические.
Игровые технологии
Современные образовательные технологииИгровые технологии
По игровой методике:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
драматизации.
Младший школьный возраст-
сравнивать, сопоставлять их.
Игровые технологии
Современные образовательные технологииИгровые технологии
Младший школьный возраст-
игры и упражнения, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их.
*Группы игр на обобщение предметов по определённым признакам.
*Группы игр, воспитывающих умение владеть собой,
быстроту реакции на слово, фонетический слух, смекалку и т.д.
Игровые технологииперсонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений
Буратино», «Сам Самыч» В.В. Репкина и другие.
Игровые технологии
Современные образовательные технологииИгровые технологии
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
Этап подготовки-
1. Разработка игры:разработка сценария,
план деловой игры, общее описание игры,
содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.
Ввод в игру:
*постановка проблем, целей,
*регламент, правила,
*распределение ролей,
*формирование групп,
* консультации.
Этап проведения:
1.Групповая работа над заданиемработа с источниками, тренинг,
мозговой штурм.
2. Межгрупповая дискуссиявыступления групп,
защита результатов,
работа экспертов.
Этап анализа и обобщения:
* вывод из игры,
*анализ, рефлексия,
* оценка и самооценка работы,
* выводы и обобщения,
* рекомендации.
Проблемное обучение
Современные образовательные технологииПроблемное обучение
Проблемное обучение это организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение
Современные образовательные технологииПроблемное обучение
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти
способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например,
командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику
рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например:
исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными
исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным
временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
Современные образовательные технологииПедагогические технологии на основе
эффективности управления и организации
учебного процесса.
Технология уровневой
дифференциации
обучения
Компьютерные
(новые информационные)
технологии
Групповые технологии
Технология уровневой дифференциации
Современные образовательные технологииТехнология уровневой дифференциации
Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса, при
которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у
них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная
группа).
Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу
формирования гомогенных групп:
*по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы),
* по полу(мужские, женские, смешанные классы, команды),
*по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др.
группы)
*по уровню умственного развития (уровню достижений),
*по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д.)
Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик):
*внутриклассная дифференциация обучения,
*развивающий цикл уроков по теме.
Технология уровневой дифференциации.
Современные образовательные технологииТехнология уровневой дифференциации.
По каждой учебной теме пять типов уроков:
1- урок общего разбора темы (лекция),
2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного
материала в процессе самостоятельной работы учащихся(от 3х до 5 уроков),
3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачёты),
4-уроки межпредметного обобщения материала(уроки защиты тематических
заданий),
5-уроки- практикумы.
Разноуровневые задания для учащихся (дидактический материал для
самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий):
первый вариант С- соответствует обязательным результатам обучения
(стандарт),
второй вариант В-предполагает включение дополнительных задач и упражнений из
учебника,
третий вариант А- включение дополнительных заданий из вспомогательной учебнометодической литературы.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому
школьнику.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в
индивидуализацию- индивидуальный учёт достижений каждого учащегося.
Групповые технологии
Современные образовательные технологииГрупповые технологии
Цели-
*обеспечение активности учебного процесса,
*достижение высокого уровня усвоения содержания.
Особенности организации:
-класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных
задач,
- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща
под руководством лидера группы или учителя,
-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы,
-состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли
реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в
зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Групповые технологии
Современные образовательные технологииГрупповые технологии
Технологический процесс групповой работы:
1.Подготовка к выполнению группового задания-
*постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),
*инструктаж о последовательности работы,
*раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа:
*знакомство с материалом,
* планирование работы в группе
*распределение заданий внутри группы,
*индивидуальное выполнение задания,
*обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
*обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
*подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть-
*сообщение о результатах работы в группах,
*анализ познавательной задачи,
*общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Разновидности групповых технологий:
* групповой опрос,
* нетрадиционные уроки* урок-конференция,
* урок-суд,
* урок- путешествие,
* урок-игра,
* интегрированный урок и др.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Современные образовательные технологииКомпьютерные
Цели:
формирование умений работать с информацией, развитие
коммуникативных способностей,
подготовка личности «информационного общества»,
дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
формирование исследовательских умений,
умений принимать оптимальные решения.
Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том,
что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают
способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с
ними в диалог.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Современные образовательные технологииКомпьютерные
(новые информационные) технологии обучения
Компьютер используется на всех этапах процесса обучения-
* при объяснении нового материала,
*при закреплении знаний,
*при повторении,
*при контроле ЗУН.
В функции учителя компьютер представляет:
* источник учебной информации;
* наглядное пособие (качественно нового уровня с
возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
*индивидуальное информационное пространство;
* тренажёр;
* средство диагностики и контроля.
Исследовательская деятельность
Современные образовательные технологииИсследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность,
направленная на обучение учащихся алгоритму ведения
исследования, развитию у них исследовательского типа мышления
Этапы построения учебного исследования:
Постановка проблемы
Постановка целей и задач исследования
Формулировка рабочей гипотезы
Изучение теоретического материала
Подбор и освоение методик исследования
Сбор материала
Анализ и обобщение собранного материала
Представление результатов работы
Технологии развивающего обучения
Технологииразвивающего
обучения
Личностно – ориентированное
развивающее
обучение
Технология
саморазвивающего
обучения
(Г.К. Селевко)
Технологии развивающего обучения
Современные образовательные технологииСистема развивающего обучения Л.В. Занкова,
технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-
В.В.Давыдова,
системы развивающего обучения с направленностью
на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,
Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
личностно- ориентированное развивающее обучение
(И.С. Якиманская).
Технологии развивающего обучения
Современные образовательные технологииТехнологии развивающего обучения
Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену
объяснительно- иллюстративному.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности
развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают,
стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных
данных личности.
В развивающем обучении ребёнок является полноценным субъектом
деятельности.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной
совокупности качеств личности.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития
ребёнка.
Современные образовательные технологии
Технология личностно ориентированного обучения
представляет сочетание обучения, понимаемого как
нормативно-сообразная деятельность общества, и
ученья, как индивидуально значащей деятельности
отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы
направлены главным образом на то, чтобы
раскрыть и использовать субъектный опыт каждого
ученика, помочь становлению личностно значимых
способов познания путем организации целостной
учебной (познавательной) деятельности.
Личностно ориентированное развивающее обучение
Современные образовательные технологииЛичностно ориентированное развивающее обучение
Для каждого ученика составляется образовательная
программа, которая в отличие от учебной носит
индивидуальный характер, основывается на знании
особенностей ученика как личности со всеми только
ей присущими характеристиками. Программа
должна быть гибко приспособлена к возможностям
ученика, динамике его развития под влиянием
обучения.
Личностно ориентированное развивающее обучение
Современные образовательные технологииЛичностно ориентированное развивающее обучение
Поскольку центром всей образовательной
системы в данной технологии является
индивидуальность ребенка, то ее методическую
основу представляют индивидуализация и
дифференциация учебного процесса. Исходным
пунктом любой предметной методики является
раскрытие индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ученика.
Личностно ориентированное развивающее обучение
Современные образовательные технологииЛичностно ориентированное развивающее обучение
Постоянно наблюдая за каждым учеником,
выполняющим разные виды учебной работы, педагог
накапливает банк данных о формирующемся у него
индивидуальном познавательном «профиле», который
меняется от класса к классу. Профессиональное
наблюдение за учеником должно оформляться в виде
индивидуальной карты его познавательного
(психического) развития и служить основным документом
для определения (выбора) дифференцированных форм
обучения (профильных классов, индивидуальных
программ обучения и т.п.).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологииДеятельность ребенка организуется не только как удовлетворение
познавательной потребности, но и целого ряда других
потребностей саморазвития личности:
в самоутверждении (самовоспитание, самообразование,
самоопределение, свобода выбора);
в самовыражении (общение, творчество и самотворчество,
поиск, выявление своих способностей и сил);
в защищенности (самоопределение, профориентация,
саморегуляция, коллективная деятельность);
в самоактуализации (достижение личных и социальных целей,
подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологииТехнология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Особенности содержания
Технология саморазвивающего обучения включает три взаимосвязанные,
взаимопроникающие подсистемы
1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В
учебный план школы вводится существенная, принципиально важная
компонента курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.
2. «Практика» - формирование опыта деятельности по
самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные
занятия ребенка во второй половине дня.
3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения
в преподавании основ наук.
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологииТехнология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Курс «Самосовершенствование личности» дает ребенку
базовую психолого-педагогическую подготовку,
методологическую основу для сознательного управления
своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять
цели, программу, усвоить практические приемы и методы
своего духовного и физического роста и совершенствования.
Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории
в развитии личности; он является теоретической базой для
всех учебных предметов.
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологииТехнология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Курс построен с учетом возрастных возможностей и
представляет следующую структуру по классам:
I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);
V кл. - Познай себя (психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл - Учись учиться (самообразование);
VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);
IX кл. - Самоопределение;
X кл. - Саморегуляция;
XI кл. - Самоактуализация.
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологииТехнология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
В процессе занятий половина учебного времени
отводится практической, лабораторной и
тренинговой формам работы, включающим
психолого-педагогическую диагностику и
самодиагностику учащихся;
составление программ самосовершенствования по
разделам и периодам развития;
осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;
тренинги и упражнения по самовоспитанию,
самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
Здоровьесберегающие технологии
Современные образовательные технологииЗдоровьесберегающие технологии
Создание
здоровьесберегающей
инфраструктуры
Реализация
модульных
образовательных
программ
Эффективная
организация
физкультурнооздоровительной
работы
Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни
Просветительская
работа с
родителями
Рациональная
организация
учебной и
внеучебной
жизни
обучающихся
Технология «Дебаты»
Современные образовательные технологииТехнология «Дебаты»
Формирует умения
Умение критически мыслить
Умение отделить важную информацию от
второстепенной
Умение определить и вычленить проблему
Умение определить причины и возможные
последствия
Умение определить факты и мнения
Умение эффективно решать проблемы
Умение оценивать доказательства
Умение работать в команде
Технологии «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)
Современные образовательные технологииТехнологии «ТРИЗ»
(технология решения изобретательских задач)
ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного
мышления и воспитание творческой личности,
подготовленной к решению сложных проблем в
различных областях деятельности. Её отличие от
известных средств проблемного обучения – в
использовании мирового опыта, накопленного в
области создания методов решения изобретательских
задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с
целями педагогики. Под методом решения
изобретательских задач прежде всего подразумеваются
приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а
также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.
Портфолио
Современные образовательные технологииПортфолио
Портфолио – технология, позволяющая решать проблему
объективной оценки результатов деятельности
Портфолио – технология планирования профессиональной
карьеры
Типы портфолио
достижений, тематический
презентационный, комплексный
Новые формы портфолио
Электронный портфолио
Паспорт компетенций и квалификации
Европейский языковой портфолио (единый европейский
образец, принятый Советом Европы)
Технология модернизации
Современные образовательные технологииТехнология модернизации
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет
значительно повысить результативность и качество
образовательного процесса. Эффективность модерации
определяется тем, что используемые приемы, методы и
формы организации познавательной деятельности
направлены на активизацию аналитической и рефлексивной
деятельности обучающихся, развитие исследовательских и
проектировочных умений, развитие коммуникативных
способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью
приемов и методов модерации способствует снятию барьеров
общения, создает условия для развития творческого
мышления и принятия нестандартных решений, формирует
и развивает навыки совместной деятельности.
Технология модернизации
Современные образовательные технологииТехнология модернизации
В модерации также применяются хорошо известные сегодня
техники решения проблем и поиска оптимальных решений –
кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть
шляп мышления, синектика и др.
Цели применения модерации – эффективное управление детьми
в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех
учеников в процесс обучения, поддержание высокой
познавательной активности обучающихся на протяжении
всего занятия, гарантированное достижение целей занятия.
Таким образом, обеспечивается оптимальное использование
времени занятия (внеклассного мероприятия), а также
энергии и потенциала всех участников процесса обучения
(учителя, воспитателя, обучающихся).
Современные педагогические технологии, используемые коллективом школы
Современные образовательные технологииСовременные педагогические
технологии, используемые
?%
?%
коллективом школы
Проблемное
обучение
Игровая
?%
Здоровьесберегающая
?%
?%
Разноуровневое
обучение
?
%
Проектная
Информационно
коммуникационная
технология
Развивающее
обучение
?
%
?%
ГрупповаяЗакон РФ «Об образовании» предписывает в
обучении ориентироваться на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для
ее самореализации.
И сегодня создан инструмент, позволяющий эту
задачу решить, то есть построить такое
образовательное пространство, в котором наиболее
эффективно развиваются деятельностные
способности учащихся. Таким инструментом и
являются инновационные технологии обучения.Современные образовательные технологии
Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством. Искусство
основано на интуиции, технология - на
науке. С искусства всё начинается,
технологией заканчивается, чтобы затем
всё началось сначала.
В.П.БеспалькоСовременные образовательные технологии
Творческих успехов и
эффективной работы
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Подписи к слайдам:
Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе
- Методический день
- 15 апреля 2009
- МОУ «СОШ № 13»
- Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.
- Адольф Дистервег
- Знакомство с инновационными технологиями
- Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
- Открытые уроки:
- 1.Баландина И.С. -7б кл.
- 2.Кудрявцева Ю.В. – 6а кл.
- 3.Молодецкая Д.А.- 8б кл.
- Открытый классный час – 8классы
- Педсовет – подведение итогов
- Технология обучения (педагогическая технология) – новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
- Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
- Педагогическая
- технология
- М.В. Кларин
- «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей»
- Г.Ю. Ксенозова
- «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
- В.П. Беспалько
- «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели»
- В.М. Монахов
- «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»
- В.В. Гузеев
- «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса»
- ЮНЕСКО
- «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
- Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
- На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, то есть совокупности методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы руководителя, учителя, воспитателя).
- Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, отдельных мероприятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
- Традиционные технологии
- Технология уровневой дифференциации
- Технология проблемного обучения
- Технология проективного обучения
- Технология модульного обучения
- Игровая технология
- Информационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Тестовые технологии
- Технология развивающего обучения («Школа 2100»)
- Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
- Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.
- Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и макросоциума.
- Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.
- 2009 год
- Технология уровневой дифференциации
- 1.Повышается уровень мотивации учения.
- 2.Кажый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей
- 3.Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые – получают возможность испытывать учебный успех
- Игровые технологии
- Формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, развитие общеучебных умений и навыков
- Научно – исследовательские технологии
- Технология проекта:
- Формирование навыков проектной деятельности(знание алгоритма составления проектов). Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению
- создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.
- Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
- Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
- Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности.
- определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
- научно-методическое обоснование проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодействия между ними;
- программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);
- в работе учителей вызывают затруднения такие педагогические технологии : уровневой дифференциации, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения, технология проектов, групповые технологии, научно-исследовательские, информационные технологии
- Затруднения могут быть определены низкой осведомленностью учителей о существовании указанных технологий и их сущности. Кроме того, такие затруднения могут быть вызваны низким техническим обеспечением для проведения определенных технологий.
- Формирование умений учащихся работать с информацией,
- Развитие коммуникативных способностей,
- Формирование умений принимать оптимальные решения.
- Изменение и неограниченное обогащение содержания образования.
- Использование интегрированных курсов, доступ в интернет
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- - ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.П.ИВАНОВА -ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ -ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ -ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ -ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ -ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ -технология личностно-ориентированного воспитания
- Коллективное творческое дело
- Коллективное творческое дело
- Воспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:
- Коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно)
- Активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)
- Творческого подхода
- Основная воспитательная задача – развитие личностных качеств.
- Структура КТД
- Коллективное целеполагание
- Коллективное планирование
- Коллективная подготовка
- Проведение дела
- Коллективный анализ по итогам (рефлексия)
- коррекция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Определение цели. Мобилизация ресурсов.
- Представление советом основной идеи дела. Коллективное обсуждение.
- Разработка плана с указанием конкретных исполнителей и сроков.
- Контроль за выполнением плана(руководитель совета дела).
- Проведение дела.
- Анализ КТД(сбор, анкетирование, стенгазеты, линейки и т.д.). Внесение изменений в чередующиеся творческие задания. Планирование нового КТД.
- метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.
- Разработан А. Осборном в 1953 г.
- Правила проведения :
- Существует запрет на критику идей;
- Идеи оцениваются после штурма,
- В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом;
- Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям;
- Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников
- Спортивные КТД
- Познавательные КТД
- Общественные КТД
- Эстетически-развлекательные КТД
- Механизм анализа КТД (акцент на рефлексию воспитанником собственной деятельности)
- Последовательность:
- Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.
- Затем – участники группы.
- Завершают анализ педагоги.
- Примерные вопросы анализа:
- Что хорошего удалось?
- Как это меня лично продвинуло?
- Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
- Что мне следует изменить?
- Пожелания всем.
- Что делать дальше?
- Основные условия воспитательной результативности КТД
- Единство жизненно-практической и воспитательной направленности.
- Творческий характер каждого дела: поиск лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации.
- Единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведения итогов и ближайшего последействия.
- На основе представленных на педсовете материалов можно утверждать, что эффективность педагогического труда неразрывно связана с работой по созданию новой образовательной среды, основными принципами которой становятся субъект – субъектные отношения педагога и учащихся в учебном процессе. С целью успешного продолжения работы педсовет выносит решение::
- 1.Запланировать и провести семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии»
- 2.Организовать в рамках школы передового опыта систему открытых уроков по теме «Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс»
- 3.На ШМО изучить ресурсные возможности внедрения в практику работы инновационных технологий с целью совершенствования педагогической деятельности
- 4. В учебной деятельности:
- Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них практические навыки самообразования
- Увеличить время на самостоятельную работу(проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность)
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса
- Спасибо за сотрудничество!
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
3 слайд
Описание слайда:
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
4 слайд
Описание слайда:
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Педагогические технологии: 1. Пед. технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса; 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
5 слайд
Описание слайда:
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. В данной технологии предлагается введение 2 стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).
6 слайд
Описание слайда:
Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех уровней. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в | Московской Технологической школе в 1994 году.
7 слайд
Описание слайда:
Технологии компьютерного обучения. Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала (источник учебной информации), при повторении (дидактические материалы); для контроля знаний (тесты), с целью организации досуговой среды.
8 слайд
Описание слайда:
Технология проектно-исследовательского обучения Цель данного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. « Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л.Н.Толстой.
9 слайд
Описание слайда:
Технология лекционно-семинарской зачётной системы Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: 1. Осознанность школьниками процесса учения; 2. Возможность активного включения в него; 3. Планирование ими своей деятельности; 4.Возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; 5. Возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.
10 слайд
Описание слайда:
Технология проблемного обучения Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Педагогич.проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
11 слайд
Описание слайда:
Игровые технологии Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Современные технологии обучения ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО », кафедра педагогики, Малышева А.В.
ХАРАКТИРИСТИКИ ТРАДИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Основная миссия -подготовка подрастающего поколения Знания – из прошлого – «школа памяти» Образование – передача знаний, умений, навыков Обучаемый – объект педагогического воздействия Субъект-объектные монологические отношения педагога и обучаемого Репродуктивная деятельность обучаемого Основная миссия – обес- печение самоопределения, самореализации личности Знания – из будущего – «школа мышления» Образование – созидание человеком образа мира Обучающийся - субъект познавательной деятельности Субъект-субъектные диалогические отношения педагога и обучаемого Активная творческая деятельность обучающегося
Технология традиционного обучения Обучение, основанное на упорядоченном, логически правильном сообщении готовых знаний и их репродуктивном воспроизведении
Технология традиционного обучения Слабая мотивация Строгая регламентация Ориентация на среднего ученика Отсутствие рефлексии
Современные технологии обучения: основные характеристики Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. Изменение педагогической позиции «педагог - обучающийся». Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель) Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) Педагогическая технология – это продуманная во всех детялях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов) Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смысл всех определений предыдущих авторов (Г.К. Селевко) Педагогическая технология: определения
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ комплексная интегративная система, включающая Концептуальный компонент Целевой компонент Содержательный компонент Операционально-действенный компонент Управленческий компонент Результативный компонент
Современные педагогические технологии, основанные на компетентностном и деятельностном подходе. технология проблемного, проектного и исследовательского обучения развиваюшие технологии (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов) коллективные способы обучения технология развития критического мышления технология эвристического обучения педагогические мастерские ТРИЗ игровые технологии кейс-метод (метод анализа ситуаций) тренинговые технологии социальное проектирование
Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы (знания – «дети» удивления и любопытства); обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого (связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом); необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися (знания должны усваиваться с «аппетитом»);
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов (технологическая схема) возникновение проблемной ситуации; осознание сущности затруднения и постановка проблемы; нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблем.
Основные приемы проблематизации работы «волнующие вопросы» поддержка реплики, высказывания использование парадоксальных ситуаций использование яркой информации, впечатляющих примеров, убедительных данных столкновение альтернатив демонстрация собственных заблуждений изложение педагогом ложных суждений с последующим опровержением их ребятами рассмотрение ситуации с различных точек зрения
Какие компетентности формируются? учебно-познавательная компетентность Умение видеть и формулировать проблемы Умение оперировать гипотезами Умение находить пути (способы) решения проблемы Умение выбирать наиболее оптимальный способ решения проблемы Основы научного мышления: творческого, аналитического, критического и т.д. Умения реализовывать различные пути (способы) решения проблемы
Достоинства проблемного обучения: Высокая самостоятельность учащихся; Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; Развитие мыслительных способностей учащихся.
Недостатки проблемного обучения: В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.
Литература 1) Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. – М.,2006 2) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.-М.,2005. 3) Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М.,2006. 4) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.,2005.
Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры (примеры) Общая физическая подготовка. Действия учителя - характеристика упражнений общей физической подготовки (ОФП): название, описание, назначение, дозировка, последовательность выполнения, правила составления и смены комплексов, определение педагогического эффекта занятий. Действия ученика - изучение литературы по проблеме; самостоятельный подбор материала, обоснование и демонстрация на уроке физической культуры индивидуальных упражнений ОФП, комплекса утренней гимнастики. Обязательное ведение дневника самостоятельной тренировки и самоконтроля.
Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры (примеры) Легкая атлетика. Действия учителя - представление ходьбы как основного жизненно-необходимого двигательного акта человека, характеристика осанки, мужской и женской ходьбы, походки. Анализ вариантов ходьбы в зависимости от характера опоры. Действия ученика - самостоятельное изучение теории ходьбы по книгам и учебным пособиям. Ходьба на месте перед зеркалом; видеозапись походки и ее анализ; самостоятельное освоение различных вариантов ходьбы. Выработка красивой ритмичной ходьбы с правильной осанкой.
Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры (примеры) Шейпинг. Действия учителя - теоретические и практические сведения о здоровом образе жизни, рациональном питании, о принципах составления индивидуальных программ, основах индивидуального тестирования. Действия ученика: самостоятельное получение дополнительных знаний через изучение специальной литературы, через интернет. На основе индивидуального тестирования определение соответствующих проблем и решение их путем создания индивидуального комплекса с учетом личных потребностей.
Практическая работа 1 Разработка проблемных вопросов/заданий для решения предметных дидактических задач.
Проектная технология: основные характеристики Проектная технология всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результатом выполнения проекта должны быть продукт, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -предмет, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Типология проектов Типы проектов по принципу деятельности: Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Ознакомительно – информационные Практико – ориентированные
Проектная деятельность: основные понятия ПРОЕКТ – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания компетенций.
Проблема - противоречие между д о лжной (желаемой) и реальной ситуацией Результат проекта - изменение реальной ситуации Технология - строго заданная последовательность шагов, приводящая при одинаковых условиях к одинаковому результату Продукт - объект, созданный руками или по замыслу человека и отторжимый от создателя Понятия, описывающие проектную деятельность
Этапы реализации проекта Поисковый Аналитический Практический Презентационный Контрольный
Этапы работы над проектом ПОИСКОВЫЙ Моделирование идеальной (желаемой) ситуации. Анализ реальной ситуации. Определение и анализ проблемы. Анализ имеющейся информации. Определение потребности в информации. Сбор и изучение информации.
Этапы работы над проектом АНАЛИТИЧЕСКИЙ Постановка цели проекта. Определение задач проекта Анализ рисков. Составление плана реализации проекта. Анализ ресурсов. Планирование продукта. Анализ имеющейся информации. Определение потребности в информации. Сбор и изучение информации.
Этапы работы над проектом ПРАКТИЧЕСКИЙ Выполнение плана работ. Текущий контроль.
Этапы работы над проектом ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Предварительная оценка продукта. Планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Презентация продукта.
Этапы работы над проектом КОНТРОЛЬНЫЙ Анализ результатов выполнения проекта. Оценка продукта. Оценка продвижения.
Практическая работа 1 Определение деятельности педагога и учащегося на каждом этапе проектной деятельности
Поисковый этап идентификация проблемы Аналитический этап целеполагание и планирование Практический этап реализация, текущий контроль, корректировка Презентационный этап представление продукта Контрольный этап оценка продукта \ результата Проектная деятельность: классификация Учебный проект
Поисковый этап идентификация проблемы Аналитический этап целеполагание и планирование Практический этап реализация, текущий контроль, корректировка Презентационный этап представление продукта Контрольный этап оценка продукта \ результата Проектная деятельность: классификация Социальный проект
Поисковый этап идентификация проблемы Аналитический этап целеполагание и планирование Практический этап реализация, текущий контроль, корректировка Презентационный этап представление продукта Контрольный этап оценка продукта \ результата Проектная деятельность: классификация Личный проект
По своей сути проектирование – это планирования и осуществления изменения реальности. Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Какие компетентности формируются? Информационная компетентность: Поиск, систематизация, анализ и обработка необходимой информации Презентация продуктов деятельности Коммуникативная компетентность Планирование учебного сотрудничества Распределение ролей и функций участников группы Согласование действий с партнерами Лидерство и руководство совместными усилиями группы Социально-трудовая компетентность Ценностно-смысловая компетентность Личностная компетентность
Какие компетентности формируются? Исследовательская компетентность анализ проблемной ситуации, выявление проблемного поля, наблюдение практических ситуаций, фиксация и анализ результатов, выдвижение и проверка гипотез обобщение полученных результатов, выводы.
Отличительные особенности проектной технологии Реализует все три образовательные цели (обучающая, развивающая, воспитывающая) Направлена на формирование и развитие информационной, коммуникативной, социально-трудовой, ценностно-смысловая, личностной и др. компетенций Реализуется в различных видах образовательной деятельности (урочной, внеурочной, воспитательной) Применима в рамках любой предметной области (общеобразовательных и специальных дисциплин) Возможно выполнение проекта любым обучающимся Наличие личностно и социально-значимого продукта деятельности С очетание различных видов познавательной деятельности …
Практическая работа 2 Характеристика деятельности учителя и учащегося на каждом этапе проекта.
Проект наличие продукта деятельности результат ожидаем; практикоориентированное знание; носит ситуативный характер; прогнозирование детерменированно; как правило, выполняется группой; движущая сила – решение проблемы ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ Исследование результат заранее не известен; научное (фундаментальное) знание; носит пролонгированный характер; прогнозирование вероятностное; как правило, выполняется индивидуально; движущая сила – поиск истины ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС
Технология исследовательского обучения Особая форма организации обучения, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования.
Практическая работа 3 Определите темы исследовательских работ в предметной области «Физическая культура».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРОВЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ Игра должна соответствовать целям обучения; Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию; Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры; Возможность использования творческих элементов в игре; Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
Технологическая схема обучающей игры Этап подготовки: разработка сценария, содержания инструктажа, подготовка материального обеспечения. Ввод в игру: постановка проблемы, целей, инструктаж, регламент, формирование групп, создание игровой атмосферы. Этап проведения: групповая работа над заданием, выступление групп, защита результатов, дискуссия, работа экспертов. Подведение итогов: оценка и самооценка, выводы и обобщения, рекомендации как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).
Классификация педагогических игр Педагогические игры Физические Интеллектуальные Трудовые Социальные Психологические по области деятельности по характеру педагогического процесса Обучающие; Тренинговые; Контролирующие; Обобщающие Познавательные Воспитательные Развивающие Репродуктивные Продуктивные Творческие Коммуникативные Диагностические Профориентационные Психотехнические По игровой методике предметные сюжетные ролевые деловые Имитационные Драматизации По предметной области Математические Химические Биологические Физические экологические Музыкальные Театральные литературные Трудовые Технические Производст- веные Физкультурные Спортивные Военно-прикладные Туристические народные Обществоведческие Управленческие Экономические коммерческие По игровой среде Без предметов С предметами Настольные Уличные, комнатные На местности Компьютерные Телевизионные ТСО Технические, Со средствами передвижения
Классификация педагогических игр Событийная игра – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация. Имитационная игра – в ходе занятия имитируется деятельность какой-либо организации. Тренинговые игры – направлены на отработку конкретных действий с заданными внешними правилами
Технология коллективного обучения: основные характеристики парная и групповая работа, активное взаимодействие учащихся друг с другом, происходит преобразование позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, удовлетворяются потребности в самореализации и самовыражении (Я знаю, Я умею), взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление, многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся, самостоятельная работа.
Здоровьесберегающая технология: определение Понятие « здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Человек удерживает в памяти 10% от того, что читает 26% от того, что слышит 30% от того, что видит 50% от того, что видит и слышит 70% от того, что обсуждает 80% от того, что основано на личном опыте 90% от того, говорит и делает 95% от того, чему обучает сам
Литература Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Танио, 1989 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. Педагогические технологии./ Под ред. В.С. Кукушина. М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д, 2006. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2005.
Зачет Обоснуйте актуальность деятельностных технологий обучения. Перечислите основные характеристики деятельностных технологий обучения. Приведите примеры педагогических технологий наиболее актуальных в предметной области «Физическая культура» и дайте им характеристику.