Уровень Ниже среднего для исследуемых показателей. Показатель: “Уровень знаний по предмету”
Зубкова Наталья Петровна,
учитель английского языка
МБОУ «Безруковская ООШ»
Из опыта работы по методической теме:
В последнее время к школе предъявляется все большее число требований повышения качества знаний учащихся, улучшения их подготовки к самостоятельной жизни и деятельности. Появляется потребность полноценного лингвистического образования для каждого школьника, необходимость достижения всеми выпускниками средней школы гарантированного уровня подготовки по предмету, что поможет им в дальнейшей жизни. За последнее время отмечается, что качество лингвистических знаний многих школьников не соответствует требованиям жизни.Причины такого состояния подготовки кроются во многом, икак показывают наблюдения за учебным процессом, одна из наиболее значимых причин заключается в том, что многие учащиеся на каждом этапе в школе не достигают уровня подготовки по предмету, обеспечивающего дальнейшее успешное его изучение.Все это побуждает к специальной организации контроля усвоения знаний учащимися. Рациональное управление учебным процессом не возможно без четкой системы контроля за ходом становления речевых навыков и умений учащихся. Необходимость в правильной организации контроля очень важна для учителя. В ходе контроля он получает представление об уровне обученности учащихся, возможность правильно корректировать учебную деятельность учащихся.
Отмечается, что существуют проблемы с этим подходом. Кроме того, учащиеся, достигшие шестого класса, должны пройти национальный экзамен, чтобы продолжить свое образование. Крупные города обычно имеют свои собственные средние школы, но студенты из сельских районов часто посещают провинциальные школы-интернаты. Английский язык является языком обучения на вторичном уровне. Студенты, которые не посещают среднюю школу, могут учиться в двухгодичных профессиональных училищах или продолжать обучение в государственном колледже дистанционного обучения.
Основная задача контроля - определение уровня владения учащимися иноязычным материалом на каждом этапе становления его речевых навыков.
В ходе обучения иностранному языку учащиеся должны быть подготовлены к общению на этом языке в различных жизненных ситуациях. Проверяя результативность обучения, каждый учитель выясняет причины слабой успеваемости. Таким образом преподаватель диагностирует результаты протекания дидактического процесса; диагностика проявляется в форме контрольной работы, в любой характеристике как ученика, так и учителя.
Из тех, кто продолжает седьмой класс, около 67 процентов заканчивают десятый класс. В десятом классе учащиеся должны пройти второй национальный экзамен, чтобы получить сертификат об окончании средней школы. Большинство из них заканчивают свое образование после десятого класса, но около 20 процентов входят в один из четырех национальных средних школ. Уровень удержания национальных средних школ составляет около 95 процентов. Несмотря на это, большинство выпускников двенадцати классов имеют высшее образование.
Студенты также могут поступить в двухгодичную профессиональную или техническую школу после десятого класса. Те, кто заполняет верхний уровень средней школы, получают сертификат шестой формы или сертификат средней школы, в зависимости от школы, в которой они участвуют. Некоторые из лучших десятых грейдеров входят в годичную программу подготовки университетов в Университете Папуа-Новой Гвинеи, но большинство из этих студентов получают университетское признание, сдавая экзамен Национальной средней школы в конце двенадцатого класса.
В контроль вкладывается более широкий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождение. Контроль же учитывает:
Психолого-педагогические доминанты развития учащихся той или иной ступени обучения;
Причины слабой успеваемости, активности, такие как – день недели, какой это урок по счету, какой урок был перед уроком иностранного языка, предстоящие или прошедшие праздники (каникулы).
Это было связано с трудностями, с которыми сталкиваются выпускники этой системы образования, особенно на начальном и среднем уровнях. Большинство выпускников, которые получали образование на этих уровнях, не могли быть поглощены сокращающимся рынком труда. Это заставило правительство пересмотреть свою систему образования.
Цель реформы заключалась в обеспечении устойчивого, качественного, всеобщего базового образования и более продуктивного, квалифицированного населения. Реформа образования была направлена на создание более практичной учебной программы, которая обеспечивала бы широкий спектр возможностей для трудоустройства, обеспечивая справедливое распределение образовательных ресурсов по всей стране. Ожидается, что система образования обеспечит, чтобы учащиеся, окончившие на каждом уровне, обладали некоторыми научными и практическими знаниями, которые могли бы использоваться для самостоятельной занятости, наемного труда и дальнейшего обучения.
Теоретические основы понятия «контроль» и «качества знаний учащихся»
Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся – необходимый компонент учебного процесса. Он нужен учителю для того, чтобы иметь точное представление о том, насколько учащиеся продвинулись в выполнении программы, как они усвоили языковой материал, как овладели умениями устной речи, чтения и письма.
Он уделял больше внимания практическим и техническим аспектам образования. Главной целью образовательной реформы было обеспечить в течение десяти лет полный начальный курс для учителей бакалавриата, чтобы обеспечить достаточное количество подготовленных учителей. Кроме того, ожидается, что удовлетворительное количество учеников обоих полов получит образование до уровня сертификата. Однако этот план не был реализован, поскольку все расходы на начальное образование должны были покрываться провинциальными и местными органами власти, которые имели неадекватные финансы.
Что такое контроль? Контроль – это определенная система проверки эффективности функционирования учебного процесса».
Выявление и измерение навыков и умений называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Необходимо учесть, что основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся.
Австралийская помощь в области развития образования
В соответствии с этим правительство Папуа-Новой Гвинеи и правительство Австралии согласились добиться значительного измеримого прогресса в достижении всеобщего базового образования путем. Партнерство будет поддерживать и укреплять Программу улучшения образования в Папуа-Новой Гвинее, которая реализует Универсальный план базового образования, в целях достижения: увеличения чистого коэффициента охвата начальным и начальным уровнями, максимального размера класса в начальных и начальных школах в 45 человек, улучшения производительность учащихся, закончивших восьмой класс, процент учащихся начальной и начальной школы, которые являются женщинами, увеличивается в направлении достижения гендерного равенства, улучшает возможности управления на всех уровнях системы образования.
Оценка – это одно из средств, в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критичное отношение к своим успехам. С этой точки зрения ныне существующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. При существующей системе контроля подросток приучается оценивать вероятность тех или иных действий, мотивов учения. Начинаются подсказки, списывания, возникают стрессовые состояния при проверке, доминирует мотив – учение ради оценки. Все эти явления чужды сущности процесса обучения, при нормальной его организации они не должны возникать. Возможно, они будут преодолены, если проверка знаний станет ежедневной, привычным делом для каждого ребенка, если он сам сможет прогнозировать результаты такой проверки. Создание этих условий – важнейшая задача педагогического контроля.
Ключевые области поддержки Австралии
В докладе определены следующие основные проблемы. В последние годы был достигнут значительный прогресс в обучении и удержании начальных и начальных учеников. Увеличение числа учащихся в начальной школе - это не просто увеличение числа учащихся. Учителя должны обучаться, разрабатывать учебные программы и классы и ресурсы, полученные и поддерживаемые.
Тексты особенно важны для отдаленных школ, где трудно разместить ресурсы. Австралия ожидает, что это повлечет за собой Папуа-Новую Гвинею, Австралию и других доноров, чтобы иметь более синхронизированный и согласованный прямой путь с системными недостатками, стоящими перед сектором образования.
Рационально поставленный контроль обеспечивает учителю возможность анализировать свою деятельность, своевременно замечать упущения, при подготовке к очередному уроку намечать пути исправления допущенных учащимися ошибок.
О качестве знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем повышение качества знаний остается постоянной проблемой. Что же представляет собой качество знаний учащихся? Качество знаний учащихся – это показатель усвоения учащимися содержания обучения.
За период реформы Австралия предоставила ресурсы для расширения участия и повышения качества системы образования. Кроме того, Австралия продолжит оказывать практическую поддержку для предоставления услуг и результатов обучения для школ, а также для улучшения систем.
Также оказывается помощь в разработке навыков планирования, составления бюджета и реализации решений лиц, принимающих решения на национальном, провинциальном и школьном уровнях. Однако основные системные недостатки остаются. В то время как общий уровень охвата начальными школами был увеличен за последние годы, удивительно, что многие дети по-прежнему либо не поступают в школу, либо выходят из школы до окончания базового образовательного цикла продолжительностью 9 лет.
К числу качеств полноценных знаний учащегося относят: полноту и глубину, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, систематичность и системность, осознанность и прочность. Между всеми качествами знаний имеется определенная связь. Каждое качество придает знаниям специфические черты, дополняющие друг друга. Так, на оперативность знаний влияет глубина и полнота, так как чем больше знаний связей между ними усвоит человек, тем больше ситуаций, к которым он может эти знания применить.
Поддержание минимальных стандартов качества представляет собой угрозу, когда региональные и гендерные диспропорции остаются на всей территории страны. С начала образовательных реформ начался огромный прогресс в расширении доступа к образованию. Это в два-три раза быстрее, чем рост населения с начала реформ. Но количество учителей, прошедших подготовку в этот период, совершенно неадекватно. Коэффициенты зачисления сильно различаются между провинциями и регионами.
В крупных городах и поселках практически все дети посещают школу, но в некоторых отдаленных районах нагорья менее 7 процентов детей получают официальное образование. Пани пришел к выводу, что большинство родителей, проживающих в сельских деревнях и городских поселениях, зависят от натурального сельского хозяйства для получения средств к существованию. Доходы, которые они получают от этой деятельности, недостаточны для предоставления жизненно важных услуг, включая образование для их детей. Исследования показывают, что многие родители считают, что лучшая отдача - это обучение сыновей, а не дочерей.
Об эффективности работы учителей и школ можно говорить в том случае, когда достаточно заданы требуемые качества знаний, уровни их сформированности.
Контроль знаний учащихся является одним из способов повышения качества обучения. Знание о том, как учащиеся «продвигаются» по учебному материалу, как усваивают различные элементы содержания, позволяет учителю рационально организовать весь учебный процесс и добиться высокого качества знаний. Вместе с тем контроль знаний может и должен стать частью самого процесса обучения.
Эти взгляды влияют на уровень поддержки, предоставляемой для доступа, участия, удержания и завершения обучения детей на разных уровнях. Таблицы и представляет набор учащихся и количество школ и учителей в стране на разных уровнях. Как отмечалось ранее, большинство из них являются сельскими жителями, которые зависят от натурального хозяйства. Сумма зависит от обучения учителей в каждой школе и общего качества ресурсов. Отмечается, что от 75 до 80 процентов студентов являются гражданами Папуа-Новой Гвинеи, хотя процентные доли в пределах отдельных школ составляют от 50 до 100 процентов.
Организация контроля на уроках иностранного языка
Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью, носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.
Остальные студенты приезжают в основном из Австралии, Новой Зеландии и Филиппин. Многие дети, особенно в бедных сельских районах, никогда не зачисляются, потому что их семьи не могут позволить себе плату за обучение, которая может составлять более 50 процентов от дохода некоторых семей. Некоторые начальные и большинство провинциальных средних школ взимают плату, а национальные высокие школы и большинство послесредних учреждений бесплатны или субсидируются государственными стипендиями.
Церкви также играют важную роль в образовательной системе Папуа-Новой Гвинеи. Католическая церковь была ведущим поставщиком образовательных услуг, управляя четвертью общественных школ и одной шестым провинциальных средних школ. Евангелический альянс, Объединенная церковь, Лютеранская церковь, адвентисты седьмого дня и англиканцы также предоставляют образовательные услуги. По оценкам Национального департамента образования, правительство предоставляет около 68 процентов услуг среднего образования, а церкви - 29 процентов, а в международных школах - около 3 процентов.
Овладение учащимися различными видами речевой деятельности на иностранном языке – это процесс постепенного и систематического формирования речевых навыков и умений. Постепенность и последовательность в овладении навыками находит свое выражение в разном уровне их сформированности. Контроль речевых навыков и умений служит выявлению этого уровня у всех учащихся для диагностики трудностей, испытываемых учащимися при овладении речевыми навыками и умениями, а также для проверки эффективности приемов и способов обучения.
Образовательное качество - учебная программа и текстовые книги
Австралия остается одним из основных торговых партнеров Папуа-Новой Гвинеи. Обширная иностранная помощь была израсходована в первую очередь на повышение качества образования. Универсальным фактом является то, что качество образования в первую очередь зависит от учебных программ, учебников и инфраструктуры в любой стране. В настоящее время на всех уровнях поощряется преподавание для реализации учебной программы способами, которые признают и устанавливают связи с местным контекстом. Это тот момент, который в настоящее время подчеркивается в начальном образовании, где преподавание ведется с использованием местного народного языка и развития опыта и знаний, основанных как можно больше в местном контексте.
Опытные учителя дифференцированно пользуются оценкой как средством воспитания у учащихся интереса к учебному предмету «иностранный язык», как стимулом для овладения им, определяя разную роль оценки и оценочного суждения учителя в разных видах контроля.
Объектом контроля на уроке иностранного языка являются речевые навыки и умения, т.е. степень владения различными видами речевой деятельности. При проверки речевых умений оценивается уровень владения данным видом речевой деятельности. Например, в говорении – уровень развития диалогических и монологических умений; в аудировании – объем, длительность звучания, полнота и точность понимания речи при одноразовом восприятии в записи и в живом общении; при чтении – умение извлекать необходимую информацию из читаемого текста.
По мере того, как цикл обучения переходит от элементарного к первичному, национальная учебная программа разрабатывается по различным специальностям, которые будут изучаться в школах. Окончательное решение относительно того, какие стратегии и материалы должны использоваться в классе для конкретной инструкции, является, однако, прерогативой учителя, на который влияют такие другие факторы, как их профессиональное происхождение, характер учебной задачи, привычки учащихся к изучению, доступность и доступность материалов и другие.
Учебные стратегии, как говорят, являются планами для учителей следовать, чтобы реализовать заявленные цели обучения. Таким образом, жизнеспособная стратегия обучения направлена на реализацию качественной образовательной цели. Он также в значительной степени определяет тип и форму учебных материалов, которые должны быть приняты в учебной ситуации.
Главное требование при выборе форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются. Итак, известны следующие формы контроля:
а) индивидуальные и фронтальные;
б) устные и письменные;
в) одноязычные и двуязычные.
В качестве вывода можно сказать, что, несмотря на очевидную важность контроля в педагогическом процессе, в методике обучения иностранным языкам данную проблему нельзя считать решенной. Многие вопросы контроля освещены недостаточно, ряд вопросов не поставлен. В освещении данной проблемы в методической литературе наблюдается определенная односторонность. В пособиях по методике преподавания иностранных языков вопрос о контроле поднимался неоднократно, однако имелся в виду, как правило, только контроль усвоения языкового материала (лексики, грамматики, фонетики) и почти не затрагивались вопросы контроля речевых умений (устной речи, чтения, письма).Как уже отмечалось, в условиях общеобразовательной школы нереально добиться безошибочного владения иностранным языком. Речь должна идти о характере ошибок – затрудняют или не затрудняют они коммуникацию. Типология ошибок могла бы помочь в решении этого вопроса, который почти не исследован в научно- методической литературе.
Процесс обучения-обучения предполагает целенаправленное взаимодействие между учителем и учащимся посредством эффективного отбора и использования соответствующего контента, стратегий и материалов. Эффективный учитель был описан как тот, кто не только выбирает и использует различные учебные стратегии и материалы, но также имеет соответствующие материалы.
Чтобы все эти реформы были успешно реализованы, в школах должно быть больше учителей. Существующие педагогические колледжи не могут удовлетворить спрос. Обучение учителей в режиме дистанционного обучения является единственным жизнеспособным решением, учитывая огромную сумму денег, связанных с обучением учителей в нормальном режиме.
Изучив теоретический материал, я постаралась на практике проверить, является ли контроль средством повышения качества знаний учащихся.
Итак, я решила остановиться на 7 классе в 2 четверти. Исходя из поставленной цели, были выделены несколько этапов работы.
1 Этап. Необходимо было установить владеют ли учащиеся опорными знаниями и разделить условно их на группы по уровню качества знаний по данному предмету. В комплекс контролирующих задач были включены задачи проверяющие:
Лексический материал по теме, которую мы изучали («Sport»);
Грамматический материал;
Текущий контроль на данном этапе проходил в форме фронтального опроса и с применением заданий на готовых карточках. Наряду с устным опросом проводились диктанты и письменные самостоятельные.
В результате проведенной работы и наблюдений за учебной деятельностью учащихся получила данные о качестве опорных знаний учащихся и их активности на уроке, а также разделила их на группы по уровню качества знаний.
Низкий уровень – учащиеся испытывают отставания в учебной деятельности, не обладают наличием требуемых знаний, их глубиной, обобщенностью, осознанностью и другими качествами, что проявляется во всей их деятельности.
Средний уровень – знания учащихся достаточно полные, но не глубокие, хорошо применяют знания по образцу, но в нестандартных ситуациях испытывают затруднения, связь между качествами знаний не совсем прочная. Учатся без интереса.
Высокий уровень – знания учащихся полные и глубокие, легко ими оперируют.
2 Этап . Одной из первых задач, которая встала предо мной на этом этапе – заинтересовать ребят, привлечь их внимание. Я смогла этого добиться при чередовании различных форм контроля, при подборе интересных контролирующих заданий, при выполнении которых учащиеся стремились высказать свои мысли. Таким образом, удавалось установить необходимый контакт с классом, создавалась рабочая обстановка. У учащихся с низким уровнем качества знаний, каждое умение старалась доводить до навыка, как можно чаще побуждая их к выполнению индивидуальных заданий, тестов, различных работ на карточках. Тем самым, повышая оперативность знаний учащихся.
В конце четверти по всей теме была проведена контрольная работа, в которую входила лексики и небольшой тест по грамматике. Но как тщательно не велась подготовка, ошибки в контрольной работе были все равно. Я их оценила, но не исправила. На следующем уроке раздала их в разброс и попросила их откорректировать, затем мы разобрали их вместе. Все работы были отданы домой, чтобы учащиеся сделали работу над ошибками.
По результатам итоговой контрольной, и вообще работы учащихся на уроке, стало видно, что уровень знаний по данной теме достаточно высок. Знания учащихся достаточно полные и осознанные.
\s
На основании этого, я снова распределила всех учащихся по уровням знаний. Из чего видно, что процент учащихся с низким уровнем понизился, т.е. эти учащиеся перешли на более высокую ступень, в то же время процент учащихся с высоким уровнем качества знаний немного подрос, т.е. знания стали лучше.
Этот результат был достигнут благодаря интенсивному контролю за наниями учащихся, с применением различных способов контроля. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чтобы повысить качества знаний учащихся необходимо применять различные способы контроля за усвоением знаний учащихся по данному предмету. Кроме повышения уровня знаний предложенные задания для контроля способствуют качественному усвоению темы в целом.
Проектная часть
Различные формы контроля за знаниями учащихся можно использовать и во внеурочной деятельности. Их достоинством можно считать возможность придания им игрового и соревновательного оформления. Данная методика открывает для творчески работающих учителей большое поле для деятельности. Ведь уже известные апробированные упражнения можно варьировать, привнося в них свои новые элементы и способы их применения в процессе учебной деятельности.
Заключение
Итак, при постепенном переходе к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий, к ослаблению централизации и повышению роли управленческих решений на уровне школы и учителя, все большее значение приобретает точнаясопоставимая информация о педагогических объектах, о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в сфере образования.
Контроль рассматривает результаты в связи с путями,способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Таким образом, контроль включает в себя проверку, оценивание и учет знаний и умений. Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включается в диагностирование школьной успеваемости как необходимые составные части. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому. При этом немаловажная роль отводится оценке, которая в системе диагностирования как средство стимулирования приобретает новые качества.
Об эффективности учебного процесса можно говорить лишь в том случае,если правильно проведен контроль, если учителями учтены основные психолого–педагогические доминанты учащихся. Эта проблема требует вдумчивого педагогического регулирования, направленного на переключение энергии подростков на учебу, на социально полезные, личностно значимые виды деятельности.
Я могу, сделать следующий вывод: использование различных форм контроля служит средством повышения качества знаний учащихся. Знание о том, как учащиеся усваивают различные элементы содержания учебного процесса, позволяют учителю рационально организовывать учебный процесс. Эти знания важны также и для самих учащихся. Учащиеся тренируют свой интеллект, память, мышление. Контролируемые знания, умения, навыки становятся более фундаментальными. Важно, чтобы проверка учителя была слита с самопроверкой учащегося. В сочетании с систематичностью это стимулирует их старания. Итак, от качества знаний зависит насколько успешно учащиеся смогут в дальнейшем овладетьспециальными знаниями.
Соотношение поставленной цели и полученного результата может явиться критерием качества образования.
Показатели оценки системы качества знаний учащихся.
О качестве знаний школа заботилась всегда. Особое значение этому вопросу придается сейчас. Обеспечение качества знаний остается проблемой, решением которой и школа, и общество в определенной мере не удовлетворены.
Что же представляет собой система качеств знаний, на каких уровнях она может быть сформирована?
Знания неоднородны. Можно и нужно различать виды знаний, этапы, уровни усвоения и, наконец, качество.
В педагогической литературе выделяют следующие виды знаний :
· знания о фактах, являющиеся основой всех других знаний;
· понятия и термины, с помощью которых оформляется мысль;
· законы и теории, отражающие связи факторов, объясняют, помогают осмыслить различные явления;
· знания о способах деятельности и методах познания;
· оценочные знания, с помощью которых формируется отношение к тем или иным объектам.
Процесс усвоения знаний проходит несколько этапов.
Этапы усвоения знаний
В основу выделенных этапов усвоения знаний положено содержание деятельности, в которой должны использоваться знания:
- репродуктивная (воспроизведение по образцу),
- продуктивная (поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия).
На начальном этапе усвоения знания можно определить как осознанно воспринятую и зафиксированную в памяти информацию об изучаемом объекте.
Мы же должны стремиться к тому, чтобы ученик достиг конечного этапа усвоения знаний, когда информация осознанно усвоена, зафиксирована в памяти и может быть применена и в сходных, и в незнакомых ситуациях, т. е. творчески.
Знания обладают разными качествами.
Качеством принято называть свойство объекта, которое составляет устойчивую, постоянную, выявляющую его сущность характеристику.
Понятие «качество знаний» является центральным в практической деятельности участников образовательного процесса в школе. Это целостная совокупность относительно устойчивых свойств знаний, которые характеризуют результат учебно-познавательной деятельности обучающихся. Разработкой системы оценивания результатов деятельности занимались ученые, и др.
Остановимся на системе оценки качества, предложенной. Выделяются три элемента: действенность , прочность, системность. Эти качества представляют собой целостную совокупность таких качеств, как полнота, глубина, осознанность и т. д.
1. Действенность знаний.
Это умение учащихся свободно оперировать знаниями, самостоятельно ставить и решать задачи, выделить все признаки понятия и связи друг с другом, творчески применить описание явлений, законов, а также применять полученные знания при решении задач не только учебного, но и жизненного характера.
2. Прочность.
Представляет собой целостную совокупность таких качеств, как осознанность, свернутость и развернутость и характеризующая устойчивость запоминания основных понятий. Прочнее запомнится материал тогда, когда он глубже осмыслен, когда понятны связи и отношения между его частями. Прочность предполагает умение обучающихся излагать свои знания компактно, умение развернуть их в ряд последовательных шагов.
3. Системность знаний.
Результат взаимодействия осознанности, полноты, системности, глубины, конкретности и обобщенности. Т. е. качество предполагает овладение не только понятиями, основными положениями, но и их связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия в их взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, относить частное к общему.
Системность знаний зависит от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т. к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Действенность способствует прочному усвоению материала, так как материал повторяется в различных формах.
Для того, чтобы не просто проконтролировать знания учащихся, которыми они овладели в итоге обучения, а и определить качество усвоения учебного материала, нужно знать уровни усвоения знаний. Уровни усвоения знаний следует понимать как «способность учащихся выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщенной ученику в процессе обучения ».
Уровни усвоения знаний |
Уровень «распознания» | Уровень «репродукции» | Уровень «умений» | Уровень «трансформации» |
Уровень «знакомства». Знания – «знакомства» позволяют выполнять действия распознания, действия различия, которые дают возможность опознать явления в ряду других. | Уровень «понимания». Знания – «копии» позволяют выполнять действия по образцу. | Знания – «умения» позволяют выполнять действия по применению на практике часто с опорой на внешние опоры (инструкцию, помощь и т. д.) без переноса на не изученные ранее ситуации. | Знания – «навыки» предполагают выполнение действий по применению знаний без внешних опор и с возможностью переноса в новые ситуации. |
Следует отличать уровни сформированности системы качеств знаний.
http://pandia.ru/text/78/041/images/image006_79.gif" height="38">.gif" width="85" height="38">
Воспроизводящий (репродуктивный) уровень | Конструктивный уровень | Творческий уровень |
Обучающийся умеет: |
||
распознавать учебную задачу, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, действовать с предложенным ему образцом. | предварительно использовав несколько алгоритмов, проанализировав возможные общие пути решения, распознать в измененной ситуации образец, а затем применить известный способ действия. | усваивать новый учебный материал и применять знания на практике на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования результатов решений, и способов деятельности. |
Прочем, следует иметь ввиду, что каждый последующий уровень включает в себя черты предыдущего и имеет особенные, отличающие его от предшествующего. А также и то, что ученик не может выйти на новый уровень, не усвоив знания предыдущего.
Рассмотрим показатели сформированности каждого качества и системы в целом на этих уровнях.
ПРОЧНОСТЬ
1. Воспроизводящий уровень.
Для учащихся характерно неполное вспоминание того материала, который необходимо было запомнить. Ученик не владеет умением выделять в учебном материале главное, необходимое для запоминания. Он не владеет в достаточной мере умением работать с учебной литературой . Потребность в самостоятельной познавательной деятельности не сформирована.
2. Конструктивный уровень.
Ученик воспроизводит существенные признаки понятия. Характерно воспроизведение более половины предложенного для запоминания материала. При выделении главного в учебном материале ученик испытывает некоторые затруднения. В основном умеет работать с учебной литературой. Эпизодически осуществляет самостоятельную познавательную деятельность.
3. Творческий уровень.
Ученик свободно воспроизводит существенные признаки понятий. Характерно увеличение объема воспроизводимого материала. Ученик выделяет главное в учебном материале и запоминает его с помощью структурирования. Владеет умением работать с учебной и дополнительной литературой. Осуществляет систематическую самостоятельную познавательную деятельность.
ДЕЙСТВЕННОСТЬ
1. Воспроизводящий уровень.
Ученик затрудняется в выборе правил, допускает ошибки в их применении. Запас применяемых знаний небольшой; применяет знания по образцу, выполняет предписания учителя в соответствии с точно поставленной задачей. В ситуациях, требующих самостоятельного решения, затрудняется. Умением самоорганизации и самоконтроля в основном не владеет.
2. Конструктивный уровень.
При объяснении соответствующими правилами ученик допускает некоторые неточности, не сразу может подобрать нужное правило. Свободно применяет правила в стандартных ситуациях с изменением условий. В основном самостоятельно проводит предварительное преобразование учебного материала. При самоорганизации и самоконтроле испытывает трудности.
3. Творческий уровень.
Ученик свободно объясняет явления соответствующими правилами, не допуская при этом ошибок. Свободно применяет знания в знакомых и новых ситуациях. Самостоятельно ищет новые пути решения, новые приемы работы. Осуществляет самоорганизацию, самоконтроль и самооценку своей деятельности.
СИСТЕМНОСТЬ
1. Воспроизводящий уровень.
Ученик указывает признаки понятий, но не отличает существенные от второстепенных. Не устанавливает связи (или устанавливает по образцу). Эпизодически приводит примеры (только из учебника). При анализе выделяет внешние, очевидные стороны и свойства. Обобщает на конкретном примере.
2. Конструктивный уровень.
Ученик отличает существенные признаки от второстепенных, допуская незначительные неточности при их перечислении. Связи устанавливает с помощью учителя. Приводит единичные примеры для подтверждения сказанного (чаще из учебника). При сравнении не указывает все признаки. Обобщает на основе типичного, но не всегда последовательно. Выделяет главное с помощью учителя.
3. Творческий уровень.
На творческом уровне ученик свободно отличает существенные признаки понятия и последовательно их перечисляет. Самостоятельно устанавливает связи. Приводит необходимые примеры, самостоятельно подобранные. Сравнение производит по системе существенных признаков отличия и сходства с указанием цели и вывода. Выделяет главное в учебном материале самостоятельно.
Качество каждой системы зависит от уровня ее целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой связи между ними.
Итак, сделаем вывод. На воспроизводящем уровне ученик умеет воспроизводить признаки понятия, решать задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей между изученными понятиями.
На конструктивном уровне ученик умеет использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями. Однако эти связи не позволяют делать глубоких обобщений и приводят к тому, что ученик не способен к переносу знаний и применению их в новых условиях.
На творческом уровне ученик умеет обобщать знания на высоком уровне, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, что способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях.
Уровень целостности системы качеств знаний тоже можно рассмотреть с точки зрения воспроизводящего, конструктивного, творческого.
СИСТЕМА КАЧЕСТВ ЗНАНИЙ (СКЗ)
На воспроизводящем уровне набор элементов полный, связи между элементами выражены слабо. Система находится на низком уровне целостности.
На конструктивном уровне набор элементов системы полный, полнота функционирования каждого элемента недостаточна. Система находится на невысоком уровне целостности.
На творческом уровне набор элементов полный, элементы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Система находится на высоком уровне целостности.
Какова же деятельность учителя по формированию системы качеств знаний учащихся?
Уточним: любая деятельность учителя предполагает наличие планирующих, исполнительских, контрольных действий и соответствующее их содержание. Рассмотрим эти составляющие применительно к деятельности учителя по формированию СКЗ.
Планирующие действия, которые должен осуществлять учитель:
· учитель определяет задачи формирования СКЗ с учетом конкретного содержания каждой темы, каждого урока в соответствии с дидактическими целями;
· выделяет из содержания темы основные знания, которые должны быть усвоены учащимися, основные умения и навыки, которыми должны овладеть школьники;
· определяет, какие из основных знаний будут даны в готовом виде, а какие могут быть добыты самостоятельно;
· подбирает для всех основных знаний задания на трех уровнях;
· определяет типичные затруднения учащихся; задания, дополнительные вопросы для предупреждения этих затруднений и коррекции;
· определяет методы и приемы формирования СКЗ с учетом конкретного содержания урока, каждого его этапа.
Вторая составляющая деятельности учителя по формированию СКЗ – исполнительские действия, которая включает в себя два этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – целеполагание и мотивация.
На этом этапе учитель осуществляет следующие действия:
· ставит перед учащимися цели и задачи;
· мотивирует деятельность учащихся;
· инструктирует
ВТОРОЙ ЭТАП - организация усвоения знаний учащимися в логике процесса усвоения (восприятие, осмысление, понимание, запоминание, применение, обобщение и систематизация знаний).
Основные действия учителя заключаются в следующем:
1. По организации восприятия знаний:
· структурирует учебный материал с точки зрения оптимального его восприятия;
· актуализирует знания учащихся;
· выделяет существенные признаки понятий.
2. По организации осмысления знаний:
· выделяет алгоритм определения сути изучаемого, приемы, доказательства, рассуждения;
· определяет новизну изучаемого;
· задает вопросы с целью установления связей между изучаемым и ранее изученным материалом;
· выделяет типичные ошибки и корректирует деятельность учащихся.
3. По организации запоминания:
· структурирует материал с целью выделения ведущих знаний;
· выявляет пробелы в знаниях учащихся и осуществляет коррекцию.
4. По организации применения знаний:
· предлагает задания на применение знаний в различных ситуациях;
· организует самостоятельную работу учащихся по применению знаний в соответствии с их возможностями;
· корректирует деятельность учащихся.
5. По организации обобщения и систематизации знаний:
· структурирует учебный материал с целью выделения главного и установления связей между различными видами знаний;
· предлагает вопросы и задания, подводящие учащихся к выделению существенных признаков, фактов, понятий и установления связей между компонентами знаний.
И, наконец, учитель выполняет контрольные действия:
· соотносит полученные результаты деятельности учащихся с первоначальной целью;
· выделяет причины типичных и индивидуальных затруднений школьников;
· оценивает конечный результат и процесс его получения;
· составляет самостоятельные работы по выполнению уровня сформированности СКЗ у учащихся.
Все эти действия являются основой управления учителями процессом формирования системы качества знаний учащихся (СКЗУ).
В практике качество знаний не существует отдельно, поэтому учитывать их надо в системе. С целью выявления уровня сформированности качества знания могут быть использованы самостоятельные работы. Работы следует проводить на уроках различных типов.
Самостоятельная работа на уроке открытия нового знания проводится с целью проверки того, как учащиеся овладели содержанием и основными признаками нового понятия.
Даются задания на воспроизведение определения, алгоритма. Это непосредственное воспроизведение. Такая же работа, проведенная через некоторое время (отсроченное воспроизведение), позволяет выявить кровень прочности знаний.
С\р на уроках закрепления, комплексного применения знаний проводится с целью определения уровня сформированности действенности знаний. Даются задания на применение знаний на определенном уровне: по образцу, в измененной ситуации, в новой ситуации.
С\р на уроках обобщения и систематизации знаний проводится с целью выявления уровня сформированности системности знаний. Даются задания на установление связей между фактами, понятиями, законами.
Анализ результатов таких работ можно провести по следующим позициям:
Используя данный подход, можно определить уровень сформированности СКЗУ.
Литература: Журнал «Завуч начальной школы» №1 2007г., с