Продуктивные виды речевой деятельности на уроках английского языка. Типовые задания, направленные на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в среднем звене общеобразовательной школы Комплекс дифференцированных заданий к те
При проведении тестирования используются разные виды тестовых заданий, благодаря чему достигается большая достоверность результатов. Тестовые задания делят на две большие категории:
- тестовые задания закрытого типа
- тестовые задания открытого типа
В заданиях закрытого типа содержатся вопросы и даются варианты ответов на них. При этом могут быть задания с одним и с несколькими вариантами ответов. Кроме заданий на выбор существуют также на соотнесение и упорядочение.
При этом вопрос должен быть четко и грамотно сформулирован, а все варианты ответов должны выглядеть правдоподобно.
Пример задания с выбором одного правильного ответа:
___ Russian? - No, I can"t.
- Can you speak
- Speak you
- You can speak
В данном примере правильный ответ будет «Саn you speak », при этом учащемуся, не зная учебный материал. невозможно просто отбросить нелогичный или нелепый ответ.
В качестве примера на соотнесение можно привести следующий:
Соотнесите части слов:
Как Вы заметили, в таких тестовых заданиях возможны избыточные варианты ответов.
При обучении грамматически правильному построению предложения часто применяют задания на упорядочение слов в правильном порядке.
was, fine, The, yesterday, weather
Для облегчения выполнения задания, первое слово уже написано с заглавной буквы.
Открытые задания имеют, как правило, более высокую сложность. Они могут требовать краткого ответа, либо развернутого суждения по какой-либо тематике.
Пример тестового задания, требующего краткого ответа:
What is the capital of England?
Ответ будет однозначен London. При составлении заданий данного типа следует избегать общих вопросов, например: What is the weather like today? Вопрос не должен быть сложным, иметь союзы и подчинительные предложения. Ответ на такой вопрос не должен требовать распространенного определения.
Еще один вид тестовых заданий - открытые задания, требующие развернутого ответа, суждения, например:
Write an essay about your favourite book. (250 знаков)
Pay attention to the following points:
- The information about the author
- The main idea
- Why did you like the book?
В данных заданиях обычно указывается структура ответа, а также дается ограничение по объему. На выполнение открытых заданий дается больше времени, и соответственно - за них можно получить большее количество баллов.
Задание на прослушивание аудиотекста (аудирование) – специфическая черта тестов по иностранным языкам. При его выполнении учащийся должен прослушать текст несколько раз. При первом прослушивании проверяется общее понимание сказанного. Например, «Прослушайте текст, и выберите правильный вариант ответа»
Where did Tom live?
- In London
- In Cambridge
- In Brighton
При повторном прослушивании проверяется полное понимание, могут быть даны вопросы по содержанию аудиотекста.
Например:
- What time did Tom come home?
- What happened after he"d returned home?
- What was his reaction?
В заключение, отметим, что грамотно составленный тест по иностранному языку окажет незаменимую помощь для осуществления контроля.
Проблемное изложение - так дидакты называют такое введение нового материала, в процессе которого путь решения проблемы показывает учитель или учебник. Предположим, необходимо ввести английские слова: accord, bizarre, collaboration, consist, constant, disposition, intervention, permanent, positive, proclamation.
Прежде всего в этом списке учащимся предлагается найти слова, которые напоминают им по звучанию или написанию русские слова. К таким словам обычно относят constant (постоянный, константа, постоянная величина), positive (позитивный). Кроме того, учитель может напомнить русские слова перманентный и прокламация, которые без труда ассоциируются с английскими permanent и proclamation. Так устанавливаются связи между русскими и новыми французскими словами. Далее учащихся знакомят с примерами их употребления в речи (например: This book consist of two parts). После определения слов, близких по значению русским школьникам предлагается найти среди них те лексические единицы, которые напоминают им уже изученные английские слова. Так disposition с position. Употребление новых английских слов в контексте позволяет уточнить их значение.
Слово bizarre, объясняются на английском языке в процессе их употребления в речи: You have used a bizarre method in this task, it"s very interesting. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно и улучшает запоминание новых слов.
Проблемная эвристическая беседа.
Включает серию взаимосвязанных вопросов учителя (или вопросов, содержащихся в учебнике) к учащимся. В каждом таком вопросе имеется проблема, без решения которой нельзя перейти к следующему шагу в поисковой деятельности. Серия взаимосвязанных проблемных вопросов приводит к усвоению материала, следующего урока. Приведем пример эвристической беседы для введения грамматического времени Past Simple, Past Progressive, Past Perfect, Past Perfect Progressive.
Учащимся дается несколько английских фраз с их переводом на русский язык, в которых использованы неизвестные школьникам временные формы глагола write (писать).
I wrote a letter yesterday. Я написала письмо вчера.
Past Progressive
I was writing a letter while he was reading a book. Я написала письмо пока он читал книгу.
I had written a letter before you came home. Я написала письмо до того как ты пришел домой.
Past Perfect Progressive
I had been writing a letter for two hours when he came. Я писала письмо уже 2 часа, когда он пришел.
Учащиеся должны проанализировать предложенный им материал, назвать новые глагольные формы и попытаться определить их значение. Для выполнения этого задания ученики будут сопоставлять английские временные параллели.
Сопоставление примеров позволяет учащимся сделать вывод, что прошедшее время в английском языке имеет несколько форм: простое, продолженное (длительное), завершенное и длящееся в течение какого-то времени. Затем учащиеся должны проанализировать изменение глагола to write Past Tenses и определить, как образуются эти формы. Завершается эвристическая беседа самостоятельной формулировкой правила образования и употребления Past Tenses. Но рекомендуется брать в урок не больше двух временных форм Past Tenses или любого другого времени.
Проблемная задача
Как правило, задание может быть выполнено, если известны цель, которую следует достичь, предмет действия, которым следует манипулировать, и наконец, способ действия - как следует ее решать. Так, например, когда выполняются имитационные упражнения, то целью является отработка какого-либо грамматического явления (например, артикли a, an some, the), запоминание новой лексики или формирование произносительных навыков. Предметом этих упражнений могут быть грамматические структуры, новые слова или произношение тех или иных звуков. Способ действия - повторение. Хотя это, но скучно. Если же в задании отсутствует хотя бы один из компонентов (цель, предмет, способ действия), то оно превращается в задачу и получает название «проблемная задача». Например,
Сгруппируйте слова по признакам, положительно или отрицательно характеризующим человека: kind, clever, strong, ugly, foolish, greedy.
Проблемные речевые ситуации - это ситуации, побуждающие к речевым действиям. А их могут побуждать: задания (повторите - repeat, запишите - write down, ответьте на вопросы - answer the questions), стандартные ситуации (вам нужно узнать, как проехать к вокзалу, обратитесь к прохожему), реплики-побуждения (Кто сегодня дежурный? Who is on duty today? И др. В этих случаях требуется повторить заученные фразы, а следовательно, имеет место репродукция. Проблемные речевые ситуации, являясь одним из видов проблемных задач, провоцируют продуктивную речь, так как в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо, как говорят в данном конкретном случае (способ действия). Это бывает в ситуациях, когда необходимо, например, выиграть время (Вас просят: Talk with visitor, till I come back. Поговорите несколько минут с посетителями, пока я вернусь), при нестандартной провоцирующей реплике собеседника или необходимости самому найти такую реплику (Назовите, пожалуйста, ближайшие булочные. Call me the nearest bakers. Или: Ваша собака укусила мальчика. Your dog bitted a boy. Поэтому проблемные ситуации целесообразно использовать на продвинутом этапе обучения. Нужно находить ситуации, которые не требуют особой подготовки для проведения беседы. Например.
Продуктивные задания на уроках английского языка
в начальной школе.
Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД.
Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
Во втором классе, когда дети только учат алфавит, животных, цвета будут очень уместны и эффективны загадки-рифмовки. Они построены в виде стихотворения. Такая форма заданий очень нравится учащимся и позволяет учителю проверить усвоение лексики детьми.
Мишка косолапый ходит еле-еле
Мишка, медвежонок по-английски – bear.
В 3-4 классе ученики уже владеют определенными знаниями. Здесь очень продуктивны и показательны упражнения грамматического характера. В них употребляются уже изученный грамматический материал и лексические единицы. Эти упражнения помогают как детям определить свой уровень знаний, таки учителю правильно оценить знания ребенка. Задания на проверку навыков письма покажут умение использовать лексику в письменном виде.
Расскажите инопланетянину о животных нашей планеты, используя степени сравнения прилагательных. Закончите предложения, выбрав нужную степень сравнения каждого прилагательного.
Сравните: big – bigger – the biggest
clev
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Помоги Снеговичку выбрать нужное слово.
1. We write with our (legs, toes, fingers).
2. The elephant has got a long (tail, neck, nose).
3. We think with our (nose, eyes, head).
4. The cow is a animal (wild, domestic, pet).
5. The fox lives in the (house, wood, room).
6. There are seasons in a year (2,3,4).
7. After summer comes (autumn, winter, spring).
8. February is a month (summer, winter, spring).
Что бы ты спросил у своего одноклассника, попробуй со
·ставить вопросы,
используя будущее время
.
1. Pat will wear a white dress. (When?)
2. The children will play football. (Where?)
3. Granny will go shopping tomorrow. (With whom?)
4. He will buy new jeans next week. (Who?)
5. Mother will buy it. (What?)
6. Nick will put on his new coat on Sunday. (Why?)
Задания на проверку
письменных умений(3-4 класс)
Умеешь ли ты писать по-английски? Заполни анкету о себе.
Name ______________________________________________
Surname ____________________________________________
Home address ________________________________________
Date of birth _________________________________________
Family _____________________________________________
Favorite subjects______________________________________
What are your hobbies?________________________________
Favorite sports_______________________________________
Do you have any pets?_________________________________
Date________________________________________________
Тест по грамматике для 3 класса
1. Составь слова из букв:
а. f, s, h, i –
b. a, h, m –
c. k, l, m, I –
d. k, a, c, e –
2. Подчеркни лишнее слово:
a. read, write, skip, count
b. green, black, together, yellow
c. monkey, ice cream, giraffe, rabbit
d. fly, swim, can, jump
3. Раздели сочетания букв так, чтобы получились предложения:
a. hecandraw –
b. iliketoswim -
c. gotoschoolplease –
d. itisblue -
4. Подчеркни слова, в которых буквосочетание еа читается звуком [е]:
meat, bread, speak, head, breakfast, eat
Прочитай рассказ Подчеркни подходящие по смыслу слова.
Mike.
Mike is a boy. His hair is (short, long, blue). His eyes are (orange, violet, black). His nose is (long, short, green). He (wears, jumps, runs) a yellow shirt and grey (trousers, map, flag). His (books, boots, pencils) are black.
Приложенные файлы
Одним из требований ФГОС нового поколения является формирование коммуникативной компетентности учащихся, поэтому особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения. Всё большее распространение получает системно-деятельностный подход, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, активизирует её потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Системно-деятельностный подход формирует определённые интеллектуальные умения для ведения дискуссии, общения; умение анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивать аргументы и контраргументы.
Так как при системно-деятельностном подходе цель учителя научить учащихся самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, я на своих уроках уделяю внимание не просто обучению основам языка - чтению, письму, грамматике, словарному запасу, аудированию, устной речи, но, главное, формированию УУД: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Чтобы создать на уроке условия для активной познавательной деятельности я использую специальные приёмы организации учебной деятельности школьников: приёмы и методы коммуникативного, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Эти методы ориентированы на активизацию самостоятельности учащихся, их творческого потенциала. Основной формой взаимодействия учащихся на уроке является парная и групповая работа (диалогическое общение, полилог, проектная деятельность). Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся. Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и процесс. Широко используется самооценка и взаимооценка. Использование приёмов продуктивных технологий для реализации системно-деятельностого подхода позволяет вовлечь практически всех учащихся в процесс познания.
Какие это приёмы?
Приёмы по обучению лексике:
1. Give the definitions to the words/match words and their definitions
2. Paraphrase using new words
3. Fill in the gaps using new words
4. Cоставь предложения с новыми словами
5. Соедини разрозненные части предложения
6. Заполни кроссворд, чайнворд
7.Закончи предложение, используя картинку
8. Посмотри на картинку и назови предметы
9. Переведи на иностранный язык
10. Прослушай и закрась предметы правильно
11. Составь слово из букв и слогов
12. Определи слово, не подходящее к данной группе
13. Назови слово по его дефиниции
14. Подбери синонимы/ антонимы к данному слову
15. Дай свою дефиницию слова
Приёмы по обучению грамматике:
1. Объясни, почему ты любишь это время года
2. Ответь на общие вопросы.
3. Отреагируй на высказывание.
4. Возрази, используя предложенную структуру.
5. Составь как можно больше предложений с опорой на подстановочную таблицу.
6. Расскажи о том, что ты делал вчера.
7. Вставь в предложения пропущенные слова is или are.
8. Выбери правильный вариант из четырех предложенных.
9. Составь свой текст с опорой на модельный текст, используя другие ЛЕ.
10. Соотнеси начало и конец предложений в правой и левой колонках.
11. Объясни, для чего ты изучаешь ИЯ.
Коммуникативные приёмы по обучению говорению.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
1. Ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые).
2. Постановка узловых вопросов к тексту.
3. Диалогизация прослушанного и прочитанного монологического текста.
Составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию.
4. Драматизация монологического текста.
5. Дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа.
6. Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог.
7. Положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его.
8. Завершение диалога с ориентацией на подсказку.
Речевые упражнения для обучения подготовительной монологической речи:
1. Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения.
2. Составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко).
3. Описание картины или серии картин, связанных с изучаемо темой.
4. Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы.
5. Объяснение на иностранном языке заголовка.
6. Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа.
7. Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их.
8. Пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме).
9. Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами.
10. Составление плана прослушанного рассказа.
11. Изложение диалога в монологической форме.
Речевые упражнения по обучению неподготовленной диалогической речи:
1.Составление аргументированных ответов на вопросы.
2. Проведение комбинированных диалогов.
3. Проведение ролевых игр и викторин.
4. Проведение дискуссии и диспута.
5.Беседа за круглым столом.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
1.Придумывание заголовка и его обоснование.
2. Описание картин и карикатур, не связанных с изученной темой.
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт и ранее прочитанное.
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам.
5. Определение и обоснование квинтэссенции высказывания.
6. Характеристика действующих лиц.
7. Оценка прослушанного или прочитанного.
8. Составление кратких объявлений и текстов и текстов открыток.
9. Прокомментировать пословицу
10. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны и т.д.
11. Составить рассказ с данными словами.
12. Поставь вопросы к выделенным словам.
13. Прочитай письмо, заменяя картинки словами в соответствующей форме, выражающей действия.
14. Составь предложения из слов.
15. Расскажи о том, чем ты больше всего любишь заниматься на уроках ИЯ.
16. Раскрой скобки. Поставь прилагательные в сравнительную и превосходную степень.
17. Расспроси одноклассника о его домашнем питомце. Узнай, кто он, какой, что умеет делать.
Развитию коммуникативной компетенции учащихся на среднем и старшем этапе способствуют такие приёмы организации учебной деятельности, как ролевые игры, дискуссии, уроки-конференции, работа с обучающими компьютерными программами, Интернет-ресурсами.
1. Ролевые игры. Онипозволяют совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, формируют учебное сотрудничество и партнерство. На разных этапах, в разных классах они могут изображать один элементарный коммуникативный акт (знакомство, поздравления, покупку и др.) и, сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных актов, объединенных общей коммуникативной целью и ситуацией. Ролевые игры обучают естественному общению, так как в них проигрываются разнообразные ситуации реальной действительности, и участники игры сами определяют свое речевое поведение. Я использую ролевые игры как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом.
2 . Дискуссии способствуют активному и свободному развитию личности в деятельности, учат школьников свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения. Это может быть дискуссия по какому-либо проблемному вопросу, например, выбор профессии, планы на будущее, отношения в семье, со сверстниками, защита окружающей среды. В старших классах классе мы проводим «Круглый стол», на котором обсуждаем такие важные проблемы, как защита окружающей среды, экологическую обстановку в нашем городе, легко ли быть молодым, как сохранить дружбу и т.д.
Учащиеся 10-11 классов с желанием вступают в разговор о том, что значит счастливая семья в их представлении, обмениваются мнениями об отношении к теории Ч.Дарвина, существовании снежного человека, НЛО, древних цивилизаций.Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, я использую различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
3. Метод проектов , как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение доступно и кратко формулировать мысли. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от его практического использования, учатся слушать и слышать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Проектная методика позволяет учащимся составлять собственных монологических и диалогических высказываний, глубже изучить, например, страноведческий материал, сделать анализ и сопоставить культуры разных народов и стран.
Проекты могут быть объемными и длительными по количеству времени работы над ними. Данные проекты обычно имеют исследовательский или информационный характер и часто предназначены для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, особенно в старшей школе. Из практики преподавания английского языка я могу назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у учащихся: Достопримечательности Лондона, Достопримечательности Москвы, Достопримечательности Нью-Йорка, Города Великобритании, Города России, Города Соединенных Штатов Америки, Известные города Европы, Литература Великобритании, Литература Америки, Музыка Великобритании, Знаменитые ученые мира, Культура англо-говорящих стран, Великие открытия и другие. Работая над такими проектами, ученики создают довольно объемные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы учащимися для самостоятельной подготовки к урокам и итоговым аттестациям во внеаудиторное время.
На уроках иностранного языка более распространены учебные проекты. На их разработку требуется меньшее количество времени, и они небольшие по объему. Данные проекты предназначены для использования на конкретном уроке и имеют определенные цели. Проекты такого типа актуальны для использования на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. В УМК М.З. Биболетовой, И.Н. Верещагиной они предусмотрены авторами. Задача учителя: правильно сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного урока. Можно привести примерную тематику учебных проектов: Моя любимая книга, Любимый фильм, Мои каникулы, Мой друг, Праздники, Поход на выставку, Путешествие, Телевидение, Кино, Домашние животные, Новый год, Мой любимый сезон и другие.
Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися. Хочется еще раз подчеркнуть эффективность использования проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности.
Подлинное общение возможно, если обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. В этом случае учащиеся высказываются от своего лица, все участники общения равноправны, каждый может говорить, о чем он хочет, и что он считает изни. Такое общение я организую во время речевой зарядки (в среднем и старшем звене) используя приём «мозговой штурм» при обсуждении и принятии решения по какому - либо конкретному вопросу (посещение выставки, организация вечера, сбор макулатуры, организация субботника).
4. Урок-пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь. Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков, искусствоведов и т. д. Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно.Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
5. Образовательные компьютерные программы.
Компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки учащихся; обеспечивать перенос языкового материала. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Я на своих уроках использую обучающие компьютерные программы « Витаминный курс», «Профессор Хиггинс», «Английский для школьников», которые сочетают в себе технологию компьютерного обучения и новые образовательные методики. Учащиеся предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме (например, сообщения по теме «Английские праздники», «Великобритания» « Британский Парламент ». Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
Современные педагогические технологии такие, как когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии), сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов), контролирующие (тестирование, конкурсы и олимпиады), мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, Интернет-ресурсы) и здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядка, динамические паузы) помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их склонностей.
Литература:
1.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-Аркти, 2000
2.Мильруд Р.П., Максимова Н.Р. Современные концептуальные принципы
коммуникативного обучения иностранному языку//ИЯШ.-№4.-15;№5.-с.17-19
3.Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Издательство
«Высшая школа», 2004г.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Москва, «Просвещение», 2004г. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие./ Под.ред. Е.С. Полат.-М: Академия, 1998 .
В современных условиях перед общеобразовательной школой стоит задача активного всестороннего восприятия знаний учащимися, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. С разработкой и внедрением федерального образовательного стандарта нового поколения появилась возможность воспитания подобной личности.
В рамках внедрения ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного языка .
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.
Наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является формирование универсальных учебных действий, т.е. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Этот метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе .
УУД в широком понимании - это умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. В более узком понимании - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.
Логические УУД призваны развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать других, участвовать в коллективном обсуждении проблем .
Деятельность учеников должна быть направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия, а именно, формирование универсальных учебных действий. На уроках английского языка они могут реализовываться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика («Путешествия», «Защита окружающей среды», «Семья и друзья» и пр.). Универсальные учебные действия могут соотноситься с определённой темой устной речи согласно учебному плану. Основу реализации универсальных учебных действий составляет проблемный метод. Для его реализации ученикам потребуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными универсальными учебными действиями, при формировании которых они становятся активными участниками образовательного процесса.
Основываясь на цели развивающего аспекта (развивать то, что играет наиболее важную роль для процессов познания, воспитания и учения), а также на сущности процесса развития человека, логично будет считать, что объектами развития должны быть способности, которые позволяли бы более успешное функционирование познавательной, эмоционально-оценочной и деятельностно-преобразующей сфер учащегося. Почему способности? Потому что именно способности могут развиваться из имеющихся у индивида задатков, и развиваться они могут только в деятельности. Потому что развитие личности - это раскрытие и реализация способностей. Развитие способностей в образовательной деятельности благотворно скажется не только на ней самой, но и заложит основы для самообразования человека и его последующей жизнедеятельности в целом .
Развитие системы универсальных учебных действий и является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться .
Упражнение на формирование личностных УУД
Задание 1. «Оцени поведение другого.»
Цель: развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи,
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания:
Материалы: Учебник и рабочая тетрадь «Enjoy English 9».
Задание 2. «Заполни анкету для поступления в международный клуб путешественников»
Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания: заполнение анкеты для поступления в международный клуб путешественников.
Материалы: карточки с заданием.
Инструкция: учащимся раздаются карточки, в которых они должны записать информацию о себе. Затем учащиеся рассказывают о себе, используя информацию на карточке.
International Explorers’Club |
|
Languages you speak |
|
Favourite subjects |
|
Countries you would like to visit |
Упражнения на формирование регулятивных УУД
Задание №1. «Прочитай начало рассказа, придумай продолжение и озаглавь».
Цель: развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи.
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Материалы: карточка с текстом, лист бумаги.
Once a rich Englishwoman called Mrs Johnson decided to have a birthday party. She invited a lot of guests and a singer. The singer was poor, but he had a very good voice.
The singer got to Mrs Johnson’s house at exactly six o’clock, but when he went in, he saw through a door that the dining-room was already full of guests, who were sitting round a big table in the middle of the room. The guests were eating, joking, laughing, and talking loudly. Mrs Johnson came out to him, and he thought she was going to ask him to join them, when she said, «We’re glad, sir, that you have come. You will be singing after dinner, I’ll call you as soon as we’re ready to listen to you. Now will you go into the kitchen and have dinner too, please.»
The singer was very angry, but said nothing. At first he wanted to leave Mrs Johnson’s house at once, but then he changed his mind and decided to stay and teach her and her rich guests a good lesson. When the singer went into the kitchen, the servants were having dinner, too. He joined them. After dinner, the singer thanked everybody and said, «Well, now I’m going to sing to you, my good friends.» And he sang them some of hissongs.
Soon Mrs Johnson called the siger.
«Well, sir, we are ready.»
«Ready?» asked the singer. «What are you ready for?»
«To listen to you,» said Mrs Johnson in an angry voice…
Критерии оценивания:
Оригинальность текста,
Отсутствие ошибок.
У этого задания есть еще один вариант.
Цель: развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи.
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания: написать рассказ, зная лишь последнее предложение.
Материалы: карточка с предложениями.
Инструкция: учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа. Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает то, кто наиболее логично подведет рассказ к его окончанию.
Вот некоторые возможные заключительные фразы:
- And I never answered the telephone again.
- I could go neither home nor to school.
Задание №2. «Моя любимая телепередача»
Цель: формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением.
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
Описание задания: ребятам предлагается назвать свою любимую телепередачу, написать небольшое сочинение о ней. Также сделать небольшую презентацию к своему сочинению, которая может содержать фотографии со съемок и даже ее небольшой отрывок. Представить свое творение своему классу, быть готовым ответить на вопросы одноклассников, а также приготовить вопросы к аудитории, чтобы проверить на сколько внимательна была аудитория, к выступлению ученика.
Материалы: оценочные листы, карточки с заданиями.
Инструкция: Сделать презентацию своей любимой передачи. Презентация должна содержать: сочинение по передаче, фотографии съемок, отрывки из передачи. Вопросы по своей презентации.
Критерии оценивания:
Творческий подход,
Оригинальность презентации работы,
Отсутствие лексических и грамматических ошибок в сочинении,
Фонетически грамотное прочтение сочинения.
Упражнения на формирование познавательных УУД
Задание 1. «Пчелиные соты».
Цель:
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа.
Описание задания: ученикам предоставляется возможность составить как можно большее количество слов из написанного на доске.
Инструкция: Класс делится на две-три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое-нибудь длинное слово. Например:
Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающие с букв, составляющих слово exercise, по вертикали. Каждый пишет одно слово, причем слова не должны повторяться. Через некоторое время доска будет выглядеть примерно следующим образом:
E X E R C I S E E X E R C I S E E X E R C I S E
Критерии оценивания:
Быстрота и правильность выполнения задания.
Задание 2. « Найди слова »/ « Halloween Word Search»
Цель: Обобщение лингвистического материала по теме. Совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей.
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения : групповая.
Описание: ученикам необходимо найти как можно больше слов по заданной тематике.
Материалы: карточки со словами
Инструкция: учитель раздает командам листы с заданием (урок по празднику Хэлоуин, учащиеся делятся на команды и после прочтения текста выполняют задания), на котором им необходимо найти 11 слов по теме урока. Выигрывает та команда, которая быстрее правильно выполнит задание.
Упражнения на формирование коммуникативных УУД
Задание 1. «Диалог на тему «Моя любимая еда»».
Цель: развитие памяти, умений общаться, слушать и слышать друг друга, адекватно использовать речевые средства, удовлетворение личных познавательных интересов.
Возраст: 11-15 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа.
Описание задания: ученикам предоставляется возможность составить диалог на английском языке, который будет применен в дальнейшем как образец, при изучении новой темы.
Инструкция: составить диалог по определенной теме.
What is your favourite food?
My favourite food is…
Who cooks it for you?
Задание 2. «Ответь на вопрос.»