Детерминизм: что это, его виды и идеи в психологии. Принцип детерминизма Практическая реализация принципа детерминизма в культурно-исторической концепции
Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психического развития первоначально был поставлен еще в философии. Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) - биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) - играют в развитии важнейшую роль.
Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития - природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).
Природная...
Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем.
Что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая...
В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.
Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной...
Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.
Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем...
Джек Энглер - американский психотерапевт, психолог-супервизор Медицинской школы Гарварда, исследователь буддизма и учитель дзен.
В этой статье из сборника “Буддизм и психотерапия” он пишет о том, почему одной медитации часто недостаточно; о десяти нездоровых мотивациях западных практикующих; а также о том, как практика может превратиться из пути освобождения в инструмент укрепления эго.
Перевод Анастасия Гостева и Ольга Турухина
Накопив определённый опыт практики, в частности, в...
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.
Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида.
Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер Вместе с тем действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит как от особенностей...
Пользуясь языком самой синергетики, можно сказать, что по крайней мере часть наук оказывается сегодня в точке бифуркации, в точке перехода на новый уровень развития, переопределения предметов и методов изучения тех секторов «объективной реальности», которые до сих пор казались столь самоочевидными предметами исследования.
Когда меняется взгляд на мироустройство и механизмы миропорядка, трудно ожидать спокойного (эволюционного) развития наук. Научные революции неизбежны - по крайней мере для...
2.5. Poetae nascuntur, oratores fiunt
(Поэтами рождаются, ораторами становятся)
Я кончил Военно-медицинскую Академию. Я не проходил курса педагогики. Однако, мне в жизни повезло: я видел, «как это делается», мне посчастливилось слушать выступления блестящих педагогов. Когда я учился в Военно-медицинской Академии, ее начальником был крупнейший советский физиолог академик Л.А. Орбели. Наверное, я никогда не забуду его лекцию об адаптационно-трофической роли симпатической нервной системы. Для...
Строение социальных систем и деятельности очень разные в восточных и западных странах. Можно видеть как в истории Европы постепенно происходила дестабилизация этно-родовых социальных систем, что проявлялось в активном смешивании народов, в миграциях и социальных революциях.
Внешней причиной этого было накапливающееся рассогласование традиционных этно-родовых систем с разрушаемой биосферной средой. Особенно активно это происходило в регионах Средиземноморья, привлекавших к себе массы народов...
Детерминизм – концепция, провозглашающая взаимосвязь всего со всем. Это стиль и философия мышления, утверждающая, что никакие события не случайны, а определены набором конкретных казуальных (причинных) факторов.
Детерминация – причина некоего явления и ключевая категория этого видения мира. Противоположность детерминизма – индетерминизм, не принимающий причинной связи между явлениями.
Детерминизм в философии – это утверждение обоснованности и нормальности всех событий, поскольку в силу предшествующих событий все происходит именно так, как и должно.
Такая позиция близка науке, утверждающей, что если известны все предшествующие некоему событию факторы и причины, то можно безошибочно предсказать его наступление; и наоборот, когда нечто свершается, то оно неизбежно. Все и всегда определяется и определенно, а установить законы, по которым развивается то или иное событие возможно при помощи методологии науки.
Теперь о примерах индетерминизма. Во-первых, принцип свободной воли, который возлагает ответственность за сознательное поведение на носителя этого поведения. Индетерминизм в философии это скорее позиция ответственности за свое бытие, которая нашла выражение в религиозных направлениях. Например, христианство проповедует принцип индивидуальной ответственности, а все последующие явления (блага или наказания на том свете) проистекают из выборов человека.
Обширное поле для столкновения концепций – человеческое поведение и идея свободы воли. Проповедники детерминистических взглядов, говоря о предопределенности определенного поведения: зная о человеке все, становится предсказуем малейший шаг. Индетерминисты не признают таких фаталистических воззрений и провозглашают идею личной свободы и ответственности.
Влияние на психологию
Как и в любой области знания, детерминизм в психологии условно поделил эту науку на два лагеря. Например, бихевиористы положили в основу своих концепций абсолютный детерминизм – пандетерминизм.
Принцип же свободы воли и выбора лег в основу экзистенциальной философии и психологии. Современное состояние психологии таково, что признание научно обоснованных закономерностей психической жизни не мешает психологам – особенно специалистам-практикам – отказываться от идеи всеобщей казуальности.
Психический детерминизм
Здесь же стоит упомянуть психический детерминизм – понятие, ставшее центральным для психоанализа Фрейда. Последний полагал, что в психической жизни нет случайных, непоследовательных событий. Эта идея легла в основу методологии классического психоанализа, провозгласив значимость любых, даже самых странных и незначительных событий, для создания полной картины психической жизни.
Мультидетерминизм
Однако в дальнейшем идея единой причины была пересмотрена, что положило начало развитию множественного детерминизма или мультидетерминизма. Ключевая идея этой концепции строится на том, что какое либо психическое явление или форма поведения обусловливаются множеством факторов, а более того – служить более чем одной цели.
Фрейд сам пересмотрел свои идеи причинности психической жизни. Исходя из богатого психоаналитического опыта, он вводит понятие сверхдетерминации, в котором кроется указание на взаимосвязанность причин, которые приводят к комплексу симптомов, выражаются в сновидениях (а точнее – его элементах), поведенческих реакциях, да и любого другого компонента психической реальности. В тоже время нельзя сказать, что для науки в целом эта идея была нова.
Мультидетерминатизм обнаруживается в геометрии плоских тел, а именно в пересечении двух линий, образующих точку в месте встречи. Каждая из линий – это причина, а точка – это явление, вызванное этими причинами. И через одну точку проходит бесконечное множество линий. Таким образом, пересечение двух линий – это детерминанта точки, пересечение трех и более линий – это сверхдетерминирует.
Применительно к психоанализу прижился термин множественной детерминации, поскольку одно явление (точка) часто предполагает наличие минимального круга причин (двух линий), но не всегда более необходимого.
Исходя из этого принципа – вся психическая жизнь и явления обусловлены множеством причин. Психоанализ здесь помогает определить, как некоторая мысль или образы сновидения появились в психике. Например, они могут быть как следствием сознательного опыта, так и появляться на пересечении множества бессознательных структур, включая подавленные желания, различные защитные механизмы Эго, фальшивые переживания, определенные переносом и т.п.
Множественное обусловливание возможно потому, что каждое явление может нести разные значения, так, симптом может являться стремлением к вниманию и вторичной выгоде (истерия), попыткой удовлетворения потребностей или тягой к подчинению и наказанию (мазохизм). Каждое из значений имеет свой путь из бессознательного в сознание и самоценно, однако множественность значений и путей достижения конечной цели создают единую и уникальную картину движения-симптома.
Взаимный детерминизм
Следующей важной вехой в развитии идей детерминизма в психологии стала теория социального когнитивизма Альберта Бандуры. Им используется такое понятие, как реципрокный детерминизм, под которым понимается взаимодействие мышления и познавательных способностей, внешних событий и самой активности человека, результирующей которых и является наблюдаемое поведение человека. Можно утверждать, что это положение является далеким родственником идеи взаимодействия генов и окружающей среды. Другое название реципрокного детерминизма – взаимный.
Отдельную нишу в психологии занимает мягкий детерминизм. Средней позиции между жесткими причинно-следственными связями и полным индетерминизмом придерживался А.Адлер. Согласно взглядам автора – хоть он и не использовал этот термин – поведение носит последовательный характер, однако способно изменятся в пределах личностного творчества.
Прочие виды
Поскольку идея обусловленности и всеобщей связи проникала в различные области знания, со временем эта философская концепция приобрела конкретные трактовки в рамках наук. Начнем с двух концептов психогенетики и дифференциальной психологии.
Речь идет о генетическом и внешнем средовом детерминизме. В первом случае провозглашается прямая ответственность наследственности (генов) за поведение человека, а знание генотипа – это возможность точного прогнозирования поведения индивида. Говоря о средовом детерминизме, речь идет об изменении поведения только в ответ на изменения внешних условий, вне зависимости от наследственности. Подобная позиция обнаруживается в учении Павлова.
Сегодня обе эти позиции показали себя несостоятельными, а источник различия между людьми лежит в генотип-средовом взаимодействии.
Культурный детерминизм
Другая радикальная попытка объяснить человеческое поведение – это культурный детерминизм. Исходя из этой позиции, логично, что наше поведение и эмоциональная жизнь определяются культурой. Она же является объяснением того, почему социальные институты и структуры формируются именно такими, какие они есть здесь и теперь.
Два базовых конструкта для этого видения мира – это религия и расовая принадлежность, определяющие культурный фон. В менее радикальных позициях признается влияние на формирование культуры и различных географическо-климатических условий.
Социальный детерминизм
Закономерно из индивидуальных и культурных особенностей встает вопрос о том, по каким законам и причинам развивается социум. Этот вопрос интересовал многих философов, и здесь свою роль сыграла идея детерминизма.
В частности, возникли концепции социального детерминизма. Через его призму пытались объяснить вектор общественного развития многие выдающиеся умы. В рамках социального детерминизма можно выделить несколько основных ветвей:
В статистике
И наконец, последняя форма детерминизма связана с теорией вероятностью и статистикой, а именно – статистический детерминизм. Это понятие носит исключительно исследовательский характер, а его идея заключается в подтверждении, что какая-то форма поведения достигается под влиянием конкретных причин с вероятностью, выше, чем у случайного события. Гипотезы о связях проверяются в статистических исследованиях с применением корреляционных, дисперсионных и других методов обсчета данных.
Детерминизм и его категории
- причина – явление, приводящее к определенным изменениям;
- следствие – нечто новое, являющееся результатом взаимодействия явлений и обусловленное причиной;
- необходимость – то следствие, которое наверняка проявляется при конкретных условиях;
- случайность – то следствие, которое может обнаружиться или нет. Она есть форма необходимости;
- возможность – то, что еще не существует, но может быть;
- действительность – это осуществленная возможность.
Критика
Проблема детерминизма и жесткого пандетерминизма, заключается в отрицании свободы воли и возможности произвольно менять свое поведение. Человеком управляют мотивы – говорят детерминисты, и отчасти это так. Однако не столько в опоре на свои мотивы, сколько в опоре на свой разум человек решает, какие мотивы уместны здесь и теперь для развертывания своей деятельности.
Как пример – жертвенное поведение во время войн. Человек как живое существо высшей ценностью имеет собственную жизнь, однако в экстремальных ситуациях конечная цель (например, защита Родины) способна сместить этот фундаментальный мотив с пьедестала и человек добровольно идет на смерть, проявляя истинную свободу воли, которая определена абстрактной целью.
Введение
Психологическая наука на данный момент находится в состоянии методологического кризиса. Существует ряд противоречий между представителями психологических школ, относящих себя к двум разным научным парадигмам. Первая парадигма - сциентистская (объяснительная) психология, рассматривающая психические явления в естественнонаучном ключе, но далекая от изучения субъективной реальности. Вторая парадигма – гуманитарная (описательная) изучает уникальную индивидуальность человека, при этом периодически отрываясь от материальных основ.
Детерминация развития личности
Представители первой парадигмы склонны видеть в человеке объект, формирующийся под воздействием внешних факторов, представители второй парадигмы видят в человеке субъекта, обладающего стремлением к саморазвитию, способного меняться и менять мир вокруг. Понимание человеческой личности является главным камнем преткновения в этой научной борьбе.
Разработкой проблемы человеческой личности в различных ее проявлениях занимались представители различных школ психологии: психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), даже бихевиористы пришли к концепции независимой переменной, определяющей поведение субъекта. Но только в отечественной психологии ученые (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) подошли к пониманию личности как результата социализации, не отрываясь от биологических корней Человека Разумного. Попытка объединить данные представителей естественнонаучной и гуманитарной парадигм была предпринята Б. Ф. Поршневым.
В основе данного исследования лежит концепция личности как системы самоконтроля, формирующейся в процессе социализации. Личность включает 3 уровня, а специфика уровней задается особенностями второсигнального взаимодействия с окружающими.
Первый уровень – уровень бессознательной регуляции (0 - 3 лет), на котором второсигнальные раздражители незначимы, поведение направляется инстинктами, а в стремлении к удовлетворению индивид способен на неконтролируемые действия, которые могут расцениваться как агрессивные. В филогенезе по теории Б. Ф. Поршнева данные качества свойственны суггесторам, лицам, воздействующим на других с целью немедленного удовлетворения собственных потребностей.
Второй уровень – уровень сознания (3 - 7 лет), на котором поведение человека контролируется дополнительно подкрепляемыми второсигнальными раздражителями извне, как получаемых от других людей, так и произвольно генерируемых через систему громкой, а затем и эгоцентрической речи. Необходимость подкрепления извне вызывает повышенную социальную тревожность. В филогенезе данные качества присущи суггерендам, лицам, подверженным внешнему влиянию, суггестии, и при воздействии извне прерывающим удовлетворение собственных потребностей ради удовлетворения потребностей других членов сообщества.
Третий уровень – уровень самосознания (7 - 15-16 лет), на котором поведение начинает регулироваться с помощью внутренней речи, не требующей внешнего подкрепления. С формированием необходимого для рефлексии абстрактного мышления, завершается пубертатный кризис идентификации. В филогенезе по теории Б. Ф. Поршнева способность к абстрагированию (на основе дипластии) приводит к формированию психики Homo Sapiens Sapiens и появлению способности выбирать, чьи потребности – свои или окружающих удовлетворять в данный момент времени.
После пубертатного кризиса один из структурных уровней личности начинает доминировать в процессе саморегуляции. В зависимости от того, какой из уровней берет верх, поведение человека изменяется либо в сторону суггестивности (недостаточно сознательной регуляции с оказанием воздействия на окружающих), либо в сторону суггерендности (сознательная регуляция поведения с подчинением окружающим), либо в сторону дипластии (регуляция на уровне самосознания, проявление способности свободно руководить своим поведением, выраженной в высоком уровне субъективного контроля).
Суггестивность нейрофизиологически может быть выражена резким доминированием левого полушария, ответственного за генерацию речи и построение программ поведения, а суггерендность – резким доминированием правого полушария, ответственного за восприятие интонаций речи, имеющих смысловое значение. Высокий уровень адекватного самоконтроля возможен только при интеграции деятельности полушарий без резкого доминирования одного над другим.
На базе РГУ имени С. А. Есенина было проведено исследование выборки студентов численностью 50 человек. Изучалась межполушарная асимметрия (методика Доброхотовой – Брагиной), уровень субъективного контроля (тест Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда), ведомость и доминантность (по шкалам опросника Роджерса-Даймонда), а также уровень тревожности и агрессивности (шкалы теста самооценки психических состояний Г. Айзенка).
У студентов с доминированием правого полушария был отмечен самый высокий уровень тревожности (в среднем 10,5) и ведомости (в среднем 13,95), а также самый низкий уровень доминантности (в среднем 7,32). То есть, выявлены признаки суггерендности личности в социальном взаимодействии.
У студентов с доминированием левого полушария был отмечен самый низкий уровень тревожности (в среднем 7,62) и ведомости (в среднем 13,04), а также самый высокий уровень доминантности (в среднем 9,27). То есть, выявлены признаки суггестивности личности в социальном взаимодействии.
У студентов с высоким уровнем субъективного контроля уровни тревожности (8,09), агрессивности (9,73), ведомости (13,09) и доминантности (8,91) оказались средними. В целом средняя выраженность данных характеристик адаптивна, так как исключает крайности в рефлексии (сильно повышенная или пониженная тревожность), так и крайности в области контроля (недостаток самоконтроля или избыток контроля над окружающими). Уровень субъективного контроля положительно связан одновременно с уровнем тревожности (умеренная корреляция 0,425097) и с уровнем доминантности (умеренная корреляция 0,40938), то есть, на его формирование самоконтроля оказывают воздействие факторы, связанные с активностью как правого, так и левого полушарий. Это может говорить о более высоком уровне интеграции деятельности полушарий, о более тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем, дипластии, обеспечивающей адекватную работу самосознания и высокий самоконтроль.
Место и значение психологических знаний в исследовании личности
В настоящее время в связи увеличение уровня рождаемости в стране представляет собой задачу первоочередной государственной важности. Обеспечение будущего России здоровыми поколениями полноценных людей невозможно без учета знаний об уникальности процесса внутриутробного развития и его влияния на всю последующую жизнь личности, разработки на их основе широкомасштабных государственных программ, нацеленных на изменения в практике родовспоможения, ведения беременности. Психологическими разработками этих тем занимаются психологи и психотерапевты, работающие в русле перинатальной психологии. Эти специалисты работают как в государственных учреждениях – женских консультациях, родильных домах и др., так и негосударственных – медицинских центрах, центрах подготовки беременных, школ для родителей и т.д.
Перинатальная психология – новая область знаний, изучающая обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах (антенатальный, интранатальный, неонатальный) и их влияние на всю последующую жизнь личности. Объектом изучения является диада «мать-дитя», а объектом воздействия психолога-практика – будущая мама, семья.
История возникновения и развития перинатальной психологии и психотерапии связана с развитием психодинамического подхода и ряда его направлений и практических приложений: теории объектных отношений, теории привязанности, трансперсональной психологии и психосоматики.
В последние годы ХХ в. произошел поворот в сторону научного теоретического и методологического осмысления проблем пренатального и перинатального периода развития психики человека. В отечественной психологии и психотерапии предложены концепции психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.); психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.), перинатальной психотерапии (Добряков И.В.), теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и др. С 1993 г. образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.
В настоящее время в нашей стране можно констатировать проникновение научно-обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов; растет взаимопонимание между перинатальными психологами, психотерапевтами и врачами-акушерами (свидетельством тому является большое количество сборников совместных научных работ, опубликованных в последние годы).
Тенденция роста взаимоуважения и взаимопонимания врачей и психологов находит отражение и в появлении интереса к перинатальной психологии у руководителей, организаторов служб родовспоможения, охраны материнства и детства.
Все больше становится врачей, не просто лояльно относящихся к перинатальным психологам, но и активно интересующихся психологией, повышающих свое образование в этой области, задумывающихся о том, как применить эти знания в собственной практической деятельности. Разрабатываются новые специальные психотерапевтические методики, предназначенные для сопровождения, лечения беременных женщин, младенцев, членов их семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии - перинатальном. Перинатальная психотерапия является практическим приложением перинатальной психологии – как самостоятельной области психологии, сложившейся в последние четверть века.
ДЕТЕРМИНИЗМ — концепция, согласно коей действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:
1) детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;
2) детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;
3) детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;
4) детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.
(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)
В психологии выделяют особый подход, именуемый принципом детерминизма.
Данная научная позиция позволила развиться целому комплексу учений.
Что такое ригидность мышления и нужно ли её преодолевать? Узнайте об этом из нашей .
Определения
Что гласит принцип детерминизма в психологии? Научный принцип основывается на ряде понятий, которыми оперируют ученые.
Детерминизм в психологии
Выделяют три ключевых методологических принципа психологии: детерминизм, системность и развитие.
Принципы системности и развития однозначны для понимания.
Под системностью понимается наличие связей между различными проявлениями психики, а под развитием — смена стадий, видов происходящих процессов.
Понятие детерминизма не так однозначно. Это признание прямой зависимости между явлениями и факторами, их порождающими.
То есть, при изучении любого психического явления необходимо анализировать условия его возникновения. Только в этом случае можно говорить о создании полноценной картины настоящего. Не все ученые согласны с подобным мнением.
Детерминистский подход
Это научный подход, согласно которому все происходящие процессы не случайны, а имеют какую-то конкретную причину.
Детерминизм рассматривает причинность, как определяющую все процессы совокупность обстоятельств. При этом признается тот факт, что одной только причинностью объяснять все явления невозможно.
Другие формы детерминизма, которые имеют ключевое значение:
Детерминация поведения
Что предполагает детерминация поведения? Поведение человека определяется не только его индивидуальными чертами характера и сложившейся ситуацией , в которой он функционирует, но и спецификой окружающей его социальной среды.
Ближайшее окружение (семья, друзья, знакомые) влияют на формирование и жизненных установок.
Именно в ребенка в семье и в обществе он усваивает нравственные и этические нормы, постигает принципы поведения. Его личные качества дополняются информацией, поступающей извне.
Помимо ближайшего окружения (микросреда), на человека оказывает влияние и общество в целом (макросреда). Политические, экономические, социокультурные и исторические процессы формируют , правила поведения, типичные процессы и явления.
Это приводит к тому, что в конкретном обществе вырабатываются определенные стереотипы поведения, привычные взгляды и мнения.
Чтобы стать полноправным гражданином и добиться социального благополучия необходимо соблюдать эти стереотипы и правила.
Культурный детерминизм исходит из того, что все человеческое поведение объясняется исключительно социально-культурными причинами . Именно уровень культуры человека определяет его эмоциональные реакции, манеру поведения и т.д.
Таким образом, внутренне «Я» под влиянием жизни в обществе дополняется и преобразуется в «Я-образ» . Под внутренним «Я» понимается вся совокупность индивидуальных черт личности — , представления о себе и о мире.
Но нередко человек в процессе своей общественной жизни сталкивается с явлениями, которые вступают в противоречие с его внутренней личностью.
В этом случае на первое место выходит «Я-образ» — это то , которое человек демонстрирует с целью эффективного взаимодействия с окружающими .
То есть он говорит и делает именно то, что от него ожидают члены его . Даже если это идет в разрез с его внутренней позицией.
Детерминизм и свобода поведения возможны только в том случае, если человек умеет подстраиваться под требования среды и принимать все существующие правила без внутреннего дискомфорта.
Детерминанты психического развития
Изучение проблемы психического развития индивида подразумевает анализ трех основных факторов:
Детерминист — кто это?
Детерминисты — это приверженцы соответствующего учения.
Сторонники данного научного подхода говорят об отсутствии у человека свободы выбора.
Все наши поступки определяются мотивами, которые лежат в основе причинности явлений .
Данные мотивы могут быть обусловлены внешними обстоятельствами или внутренними особенностями конкретного индивида.
Любой поступок человека зависит не от его конкретного выбора, а от того, какой мотив преимущественно оказывает на него влияние в текущий момент времени.
Как правило, детерминисты в практической жизни не руководствуются своей теорией в чистом виде. В современных общественных условиях не возможно полноценно функционировать, проявляя полную апатичность и безынициативность.
Но люди успешно применяют принципы подхода, когда возникает необходимость оправдать собственное поведение. В этом случае негативные поступки объясняются влиянием окружения, биологическими особенностями психики, негативным воздействием среды и т.д.
Теория — кратко
Основа психологического подхода лежит в философской теории, согласно которой существует универсальная взаимосвязь и взаимообусловленность между явлениями окружающей действительности.
Первые аспекты детерминизма были сформулированы еще древнегреческими материалистами-атомистами.
Затем принцип рассматривался представителями классической школы философии.
В 17 веке определяется наличие причинности всех явлений в обществе. С развитием науки приходит понимание того, что любое событие или явление является закономерностью каких-либо причин .
В настоящее время теория активно используется для объяснения развития, функционирования различных явлений.
В общественных науках подход позволяет анализировать закономерности общественного развития, степень воздействия социальных норм и принципов на поведение человека.
В специальных науках принцип применяется для обозначения постоянных связей в различных процессах, механизмах, уравнениях и т.д. То есть процессы или механизмы, которые поддаются строго однозначному описанию и прогнозированию, являются детерминированными.
Присутствие же аспекта вероятности, изменчивости, нестабильности свидетельствует о действии противоположного принципа — индетерминизма (отсутствие закономерностей и зависимостей в природе, в обществе).
Принцип
Проблема детерминизма занимает важное место в психологической науке, поскольку затрагивает напрямую вопросы воли, свободы выбора, ответственности за свою судьбу.
Самодетерминация — это способность человека выбирать и иметь собственное мнение. Именно это умение отличает людей от других живых существ.
Сложность и парадоксальность вопроса часто приводит к тому, что многие ученые уходят в сторону индетерминизма.
Среди российских и зарубежных ученых, тем не менее, есть представители строго детерминистического подхода, которые обосновывают актуальность данного учения.
Авторы
Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн разработал деятельностный подход в психологии, основанный на общефилософском принципе: внешние причины оказывают воздействие через внутренние условия.
Так, по мнению ученого, мозговая деятельность индивида развивается под влиянием внешних условий окружающей среды. В результате взаимоотношений человека с внешним миром происходит формирование нервной системы.
Л.С. Выготский утверждал, что существует определенность психических процессов, основанная на причинности. Ничто не может происходить случайным образом, без наличия какой-либо причины. Так, проявление воли человека основывается на принципах закономерности и необходимости.
По мнению К. Хёфера , любое событие возникает на основе предшествующих явлений и условий, законов природы.
Детерминизм проявляется не только в нашем понимании наук и объективных явлений, но и в формировании преставлений о жизни: свободе выбора, проявлении воли.
Примеры
Лучший пример детерминизма с научной точки зрения — это сочетание законов механики и всемирного тяготения , разработанных Ньютоном. Можно применять эти законы к планете Земля.
Если нашу планету запустить с заданного места с определенной скоростью, то можно предсказать место ее нахождения в каждый момент времени в будущем.
Другой пример действия психологического принципа можно часто наблюдать в повседневной жизни. Ребенок, который уделяет много времени занятиям и постоянно совершенствует свой уровень знаний, всегда учится на хорошие оценки.
Лентяй, не желающий заниматься саморазвитием, оказывается двоечником. На лицо явная причинность явлений: освоил знания — получил хорошую оценку, не освоил знания — получил плохую оценку.
Явное взаимодействие детерминирующих факторов можно наблюдать на примере воспитания детей в приемных семьях и в государственных учреждениях.
Нередко дети из одной семьи, которые изначально имеют одинаковые биологические аспекты развития (гены родителей, условия беременности и т.д.), попадают под влияние различных социальных факторов.
Один ребенок воспитывается в детском доме, а второго с раннего возраста берет на воспитание семья.
В результате условия социализации могут привести к формированию двух личностей с абсолютно различными социальными установками, жизненными ценностями и особенностями психики.
Таким образом, принцип детерминизма является важным философским и психологическим понятием. Причинные закономерности можно обнаружить во всех аспектах общественной жизни и науки.
Свобода воли и детерминизм: