Уроки развития речи для дошкольников. Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: Зима
Вводное занятие по развитию речи с детьми 5-7 лет
ПЛАН
Цель занятия
Задачи
речи, память, внимание, воображение, фонематический
слух, ритмичность движений.
Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.
1. Приветствие, знакомство
2. «Волшебный клубочек»
3. Игра на внимание «Назови соседа»
4.Танцевальный этюд «Подари движение»
5.Сказка о непослушном язычке и Фее правильной речи. Брифинг
6. Графический диктант
7. Игра «Иголка и нитка»
8. Пальчиковая гимнастика «Замок»
9. Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» . Определи согласный
10. Подвижная игра «Суша-вода»
11. Дидактическая игра «Собери слово»
12. Д/И «Слоги перепутались»
13. Письмо от Феи правильной речи
14.Аппликация: создаём волшебный цветок Речецветик
15. Повтор секретов правильной и красивой речи
16. Прощание, благодарность
17. «Теплые ладошки»
Тема: Вводное занятие. Развитие речи.
Конспект вводного занятия по развитию речи с детьми 5 -7 лет
Цель занятия – привлечь внимание детей к речи. Показать детям, какую роль для человека играет правильная речь, почему её необходимо развивать.
Задачи : - познакомить детей друг с другом
Создать атмосферу группового доверия и принятия
Формировать понятие о правильной, красивой речи
Развивать внимание, диалогическую речь, выразительность
речи, память, воображение, фонематический
слух, ритмичность движений.
Воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать и слышать речь.
Закрепить у детей понятия: «звук» , «буква» , знать их отличия.
Упражнять в составлении слогов и слов.
Развивать общую и мелкую моторику и учить детей ориентироваться в пространстве.
Повторить выполнение аппликаций.
1.Приветствие , знакомство (Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.)
Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг
Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).
Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).
Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).
Здравствуй, мир! (широко разводят руки)
И здравствуй, я!
Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)
Дети садятся на стульчики в круг
2. «Волшебный клубочек» . Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, произносит свое имя так, как ему нравится, чтобы его называли, и передает клубочек стоящему (сидящему) слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. (Акцентировать внимание детей на единстве, сплочении, одной команде, МЫ – ВМЕСТЕ)
3. Назови соседа
Назови имя соседа, сидящего справа от тебя
4. Танцевальный этюд «Подари движение»
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.
Если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)
Если ты хороший друг, если ты хороший друг, если ты хороший друг, то делай так (Хлоп-хлоп)
Если ты веселый друг, то делай так (ребенок показывает движение на свой выбор, остальные повторяют)
5. Сказка . Ребята, сегодня я расскажу вам одну интересную историю. Садитесь удобно, приготовьтесь слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".
Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.
Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.
Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.
Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы и написаны правила красивой речи.
Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые стали понимать, о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, и про секреты Феи никогда не забывает.
Вот такая сказка. Беседа по сказке:
О ком говорится в сказке? (Фея правильной речи - уточнить определение слова Речь)
Как звали девочку?
Какая она была?
Какая у девочки была беда?
Кто помог девочке?
Что случилось потом?
6. А вы хотите узнать секреты правильной речи? Тогда давайте отправимся в путешествие в страну Красивой и Правильной речи.
На чем можно путешествовать? (ответы детей) Как можно назвать эти предметы одним словом? А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мой парус ветер ловит,
И волны режет киль,
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль. (Парусная яхта)
7. Присаживайтесь за стол. Графический диктант «парусная яхта» . (Развитие графических представлений и ориентировку на листе бумаги).
От начальной точки 1 клетку вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх. 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 10 вверх, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1влево. 1вниз, 2вправо, 1вниз, 3 вправо, 1 вниз. 4 влево.
Молодцы, ребята! Наша парусная яхта готова и сейчас мы отправимся в путешествие. (звучит сказочная музыка)
8. Подвижная игра «Иголка и нитка».
Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.
Первый город на нашем пути Звукоград. Какой огромный замок висит на воротах этого города. Давайте попробуем открыть его.
9. Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок
(ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы смог?
Потянули
(руки тянутся в стороны),
Покрутили
(круговые движения пальцев от себя),
Постучали
(основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли
(разомкнули пальцы).
10.Как вы думаете, кто живет в городе Звукоград? (звуки)
Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Какие звуки называют гласными? (звуки, которые не встречают во рту преграды, тянуться и поются, называются гласными) .
Давайте поиграем со звуками:
Игра с мячом: «Верни мне гласный звук» .
Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй.
(слова: лук, сыр, дом, мак, шар, мир, мышь, кот, кит, дым)
11. Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твердые). Каким цветом обозначают твердый согласный (Синим), мягкий согласный (зеленым).
Определите, с какого согласного, твердого или мягкого начинается слово, и поднимите сигнальчик.
(слова: лодка, машина, рука, мишка, метла, самокат, сетка, лёд, река.)
12.Суша-вода
Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров.
13. Закрепление знаний о буквах.
Перед нами Буквоград. Кто же здесь живет? (буквы) Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)
Буквы на карточках рассыпались, а вы их соберите и прочитаете слово
(карточки на каждого ребенка: торт, шар, рак, дом, уж) . На обратной стороне карточки отгадка, проверьте себя.
14. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Мы приплыли с вами в Словоград. Кто же здесь живет? (слова) . Из чего состоят слова? (из слогов) . А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками - слогами) . Чем больше в слове слогов, тем длиннее слово.
15. Д/И «Слоги перепутались» (слоги написаны на карточках). Задача – собрать слова
16. Мы находимся в стране правильной и красивой речи. А где же Фея, которая подарила волшебный цветок девочке Маше из сказки?
Смотрите, здесь письмо.
«Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в моей удивительной, волшебной и очень интересной стране Красивой и правильной речи! Сейчас я спешу на помощь к детям, чтобы научить их правильно и красиво говорить. А для вас я приготовила подарок – волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Необходимо только его собрать и запомнить мои секретные правила».
15. Аппликация. У каждого ребенка лепестки Речецветика и серединка. Нужно приклеить лепестки к центральному кругу.
Говори всегда красиво, смело и неторопливо (в центр)
Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.
Говори на выдохе плавно и ясно (Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики.
Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
Ухо - Слушаем всегда внимательно
Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем.
Теперь у каждого из вас есть волшебный цветок Речецветик, который помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Благодарность всем детям.
Упражнение «Теплые ладошки»
Педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.
Предлагаю вашему вниманию систему занятий по развитию речи , разработанную для деток раннего возраста 2 — 3 лет.
Цель предложенных занятий - углубление, систематизация и обобщение знаний крохи по любой лексической теме. Каждое комплексное занятие включает различные виды деятельности:
— развитие речи (звуковая и фонетическая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика); сенсорных представлений;
— навыков конструирования;
— элементарных математических представлений;
— продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
Игры, способствующие развитию общей моторики, проводятся при возникновении первых признаков утомления. При использовании системы увлекательных игр и упражнений у ребенка продолжают развиваться психические процессы:
— восприятие - учится анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;
— внимание - сосредоточиваться на предметах, явлениях, действиях;
— память - слуховая, зрительная, тактильная;
— мышление - от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.
Структура занятия
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика.
Фонетическая ритмика.
Упражнения на формирование воздушной струи.
Пальчиковые игры.
Задание на формирование лексико-грамматического компонента языка, связной речи.
Динамическая пауза.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Формирование графомоторных навыков.
Вариативность структуры занятий зависит от:
— индивидуальных возможностей малыша;
— возраста;
— психомоторного и речевого развития;
— типа нервной деятельности;
— личностных черт характера.
Занятия целесообразно многократно повторять, учитывая особенности обучения детей раннего возраста. Успешное обучение ребенка происходит только на высоком эмоциональном фоне и при заинтересованности ребенка. Большое количество частей позволяет удерживать внимание детей продолжительное время, не утомляя их. В каждое занятие включены разные виды деятельности, которые могут проводиться как самостоятельные занятия.
Артикуляционная гимнастика для малышей раннего возраста (1 — 3 года)
Оборудование: игрушечные репка, лопатка, лейка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, лошадка.
Логопед. Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки.) Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. (Шлепать губами по язычку: пя пя пя.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопится деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот. высунуть язык, подышать, как собачка.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает. (Показать язычок, спрятать.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давайте позовем все вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же ее разбудил. (Открыть рот, язы чок «смотрит» влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)
«Теремок»
Оборудование: игрушечные домик, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Стоял в лесу теремок, вот такой. (Сделать ладошками крышу.) Вокруг теремка был забор, вот такой. (Упражнение «Заборчик».) В домике окошки - вот такие. (Открыть рот.) Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи-пи-пи. (Губки улыбаются.) Увидела мышка теремок, постучала: т- т-т. Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (Шлепать по язычку губами: пя-пя пя.) Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу.) Скачет лягушка: прыг-прыг. Видит теремок, стучится: т-т-т. Спрашивает: «Кто в теремочке живет?» - «Я, мышка-норушка, заходи в теремок». Зашла лягушка в теремок, и стали они с мышкой печку разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами.) Мимо скачет зайка, прыг-скок. (Поднять язычок вверх, опустить вниз.) Пустили и зайчика в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает. (Облизать нижнюю губу влево- вправо.) Стала и лиса жить в теремке. Идет по лесу волк, воет: у-у-у. (Губы вытянуть вперед.) Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок «смотрит» влево-вправо.) Пустили и волка в теремок. Вдруг раздался треск. Идет медведь и мед слизывает. (Облизать верхнюю губу сверху вниз.) Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу. Теремок заскрипел - х-х-х - и развалился. Все звери разбежались.
«Сказка про мальчика Петю»
Оборудование: игрушечные Петя (кукла бибабо), дом, лошадка, дудочка, кораблик.
На поляне дом стоит. (Показать крышу ладошками.) Ну а к дому путь закрыт. (Ладошки вместе - ворота.) Мы ворота открываем (развернуть ладошки), быстро к дому подбегаем. (Стучать ладошками по коленкам.) В дверь стучимся: тук-тук-тук. (Стучать кулачком по ладошке.) Кто- то к нам идет на стук… Из домика выглядывает Петя. Петя улыбается, целует мамочку. (Улыбочка - «трубочка».) Открыл Петя окошко (открыть рот), выглянул на улицу, посмотрел налево, направо, вверх, вниз. (Язычком выполнять движения влево-вправо, вверх-вниз.) Увидел Петя, что на улице хорошая погода, и решил погулять. Открыл Петя дверь, она заскрипела: н-н-н, и вышел на улицу. Мальчик сел на лошадку и поскакал. (Цокать язычком.) Скакал-скакал и увидел качели. Захотел Петя покачаться. (Язычок вверх-вниз.) Дальше поехал Петя и приехал в гости к бабушке. Бабушка ему пирожки печет. (Шлепать по языку губами пя-пя-пя.) Пирожки вкусные, сладкие, Петя облизывается. (Облизать язычком губы.) Стал Петя бабушке на дудочке играть: у-у-у. А потом он сел на корабль и поплыл домой, корабль загудел: ы-ы-ы.
Логопедические занятия и упражнения для детей 2 — 3 лет
«Игрушки»
Цель: закрепление знаний о знакомых игрушках - мяче, мишке, неваляшке.
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование воздушной струи;
- уточнение произношения гласных звуков;
- развитие слухового восприятия;
- пробуждение желания подражать слову взрослого;
- развитие умения слушать стихотворение, договаривать недостающие слова;
- формирование импрессивной речи.
Оборудование: кукла Петя, разноцветные перья; мяч, мячики маленького размера с различными наполнителями и без; коробка с неваляшками для каждого ребенка; коробка с отверстием сверху, игрушечные дом, мишка, волчки для каждого ребенка, пособие «Половинки», кубики; паста для лепки, формочки; картинки с изображением игрушек.
- Приветствие. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вместе с логопедом поют песенку: «… (имя), привет, привет!»
- Формирование воздушной струи: дуем на разноцветные перышки.
- Фонетическая ритмика: показываем, как Петя поет - а-а-а, играет на дудочке - у-у-у, кушает - ам, охает - о-о-о.
- Пальчиковые игры: «Обезьянки», «Замок».
- Логопед. Ребята, Петя нам коробку принес. Что там лежит? Неваляшки. Как они поют? Дин-дон.
Логопед демонстрирует действия с неваляшкой, сопровождая их звукоподражанием дин-дон. Затем выполняет эти же действия вместе с детьми, добиваясь повторения звукоподражания дин-дон.
- Логопед (показывает детям мяч). Посмотрите, какой мяч. Он круглый и большой! Что это?
Дети среди картинок ищут те, на которых изображен мяч.
- Динамическая пауза: «Мячик развлекается, по полу катается». Дети под музыку перекатывают друг другу мяч.
- Развитие слухового восприятия: логопед высыпает из коробки мячики с наполнителем и без. Дети проверяют, гремит мяч или нет, затем складывают их все в коробку с отверстием вверху.
- Логопед. Ребята, я слышу, что кто-то плачет! (Достает мишку.) Как мишка плачет? «Э-э-э».
Читает стихотворение «Уронили мишку на пол…». После этого логопед рассказывает стихотворение повторно, дети подсказывают слово.
Ребята, давайте пожалеем мишку.
- Динамическая пауза: танец с мишкой.
- «Мишке пора в лес». Дети строят дорожку из кубиков, мишка уходит: «топ- топ».
Варианты заданий Лепка из пасты. Игра с волчками. Собирание разрезных картинок («Половинки»).
Цель: расширять представления об окружающем, формируя знания об осени. Задачи:
- развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
- формирование воздушной струи;
- уточнение произношения звука [б];
- формирование импрессивной речи: развитие понимания пространственного значения предлогов на. под; развитие фразовой речи;
- развитие активного словаря;
- формирование графомоторных навыков.
Оборудование: игрушечный
дом; кукла Петя; бубен; металлофон, перышки; картинки с изображением осенних пейзажей, туча из картона; краски, бумага и кисточки для рисования для каждого ребенка; бумажные листочки желтого и красного цвета; цветная бумага; белка; ежики, гриб; дерево из плотного картона с отверстиями; прищепки; деревянные шарики с отверстием и шнурки для каждого ребенка.
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика (см. «Сказка про мальчика Петю»).
Формирование звукопроизношения: «Петя нам сегодня бубен принес. Петя поиграет на бубне: б-бб».
Логопед (показывает картинки с изображением осенних пейзажей). Наступила осень. Осенью часто идет дождь. Дует ветер. Листочки опадают. Птички улетают.
Далее возможны варианты заданий в зависимости от уровня речевого развития детей. Логоиед может попросить показать картинку по заданию. Например: «Покажи, где идет дождь?» Можно предложить детям подсказывать слово в соотвествии с изображением на картинке. Например: «Осенью часто идет…».
Логопед (показывает детям тучу)
Осень в гости к нам пришла,
Тучу к деткам привела.
Играя на металлофоне, показывает, как капает дождик: медленно - «кап… кап… кал…» или быстро - «кап-кап-кап». Дети должны угадать, как капает дождик.
Динамическая пауза: игра «Дождик».
Дети рисуют красками на бумаге дождик способом приманивания.
Игра с листочками. Логопед раздает листочки каждому ребенку, дети раскладывают их на гриб, под дерево, на стульчик, на пол и т.д.
Игра в прятки.
Посмотри, лес какой:
Он и светлый и грибной.
Детки одни в лесу
Потерялись - ау
Дети (прячутся за листочками). Ау (ку-ку).
Логопед спрашивает: «Чей листочек?» Ребенок отвечает: «Мой».
Логопед показывает детям белочку, дети рассматривают, показывают, по возмож ности называя части тела. Педагог объясняет, что осенью белочка запасает орехи, и предлагает ей помочь. Дети нанизывают «орешки» на шну рочки, а потом отдают белочке: «На, белка». В гости приходит ежик, дети делают ежику колючки из прищепок. После этого помогают «надевать» грибочки на иголки.
Дети рвут цветную бумагу и подбрасывают.
Ранний возраст (от 0 до 3 лет) - очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о Нем.
В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
- У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
- К 1,5 - 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
- Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
- Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
- Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
- У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
- В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
- Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.
- Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
- Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
- Использовать прием дополнения детского высказывания.
- Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
- Использовать прием «лесов»: взрослый начинает - ребенок продолжает.
- Петь песенки.
- Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
- Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
- Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
Речевая азбука для родителей
Артикуляционная гимнастика - гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина - би-би. А вот собака - авав»). Не позволяйте ребенку говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).
За каждый правильный ответ ребенок получает поощрительную фишку.
Воспитатель: -Все профессии нужны. Все профессии важны.
Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о том, как много есть профессий, где работают ваши мамы. И что каждая профессия нужна и по своему важна.
Занятие № 3 : «Берегите матерей»
Дать детям представление о значимости матери для каждого человека.
Познакомить со списками разных поэтов, воспевающих матерей.
Воспитывать добрые и ласковые отношения к своей маме.
Вызвать желание выучить новое стихотворение.
Ход занятия:
Воспитатель: (читает стихотворение Расула Гамзатова «Берегите матерей»)
«Воспеваю то, что вечно ново. И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою.
Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо. В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!.. Я произношу его:"Мама!"»
Воспитатель: -Дорогие ребята! Мы с вами уже много говорили о том, что в День праздника 8 марта принято поздравлять всех женщин. И это не просто так.
В этот день мы поздравляем наших любимых мам, мы показываем как мы их сильно любим. Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей.
Люди подравляют своих мам, приезжают к ним в гости. Давайте послушаем сколько тепла и ласки в словах Мамочка! Мамуля! (Педагог предлагает произнести детям это слово) . Почувстуйте, сколько доброты таит это слово, которым мы называем самого близкого человека, дорогого и единственного. Далее педагог показывает иллюстрации, на которых изображены матери с детьми.
Вопросы к детям:
Как вы понимаете слово «мама»?
Как вы думаете, какое самое первое слово произносит малыш, который начинает говорить?
Как вы думаете для чего каждому человеку нужна мама?
Какие ласковые слова вы говорите своей мамочке?
Воспитатель опрашивает всех детей и дожидается их ответов, при необходимости помогает ребенку вспомнить ласковые ласковые слова для мамы:
Источник nsportal.ru
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»
Обучающие:
Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.
Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох.
Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему.
Учить детей соотносить темп движений и темп речи.
Формировать у детей навыки восприятия повышения и понижения основного тона (перелом мелодического рисунка) .
Развивающие:
Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.
Материал: шапочки-маски петушков, фигурки королей с изображением различных эмоций, игрушка «Курочка», колокольчики. Карточки с изображением различных волнистых линий, со стрелками косо направленными вверх и вниз, различных знаков препинания, карточки-схемы с изображением ритмических рисунков, карточки с прорезью плоскостным изображением воздушного шара.
Плакаты с изображением туч в виде сказочных дворцов. Плоскостное дерево на подставке. Объёмные деревья.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, дети. Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь солнышку, коснитесь друг друга ладошками, передайте тепло и улыбку друг другу. Сегодня у нас в гостях снова сказка.
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Воспитатель. Но сегодня мы отправимся в необычную сказку. Путешествие начинается.
Жили-были два петушка. Они стояли на страже сказочного королевства и были такими забияками, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Петушки всё время спорили, кто из них самый лучший стражник, самый ловкий и самый смелый.
(Логопед и воспитатель, надев шапочки петушков, показывают упражнение «Забияки-петушки».(Закрепление навыка выделения на слух неожиданного акцента) Дети держат в руках «петушков» двух видов. Педагог медленно произносит разные слоги, произвольно делая акцент на одном из них.
Если фон звучания равной силы, то дети поднимают вверх «петушка» с опущенными крыльями. На акцентируемый слог поднимают вверх «петушков» с распушенными крыльями.
Логопед: Однажды увидел король, как спорят его стражники-петушки, и сначала очень этому удивился.
Ребята, кто из вас покажет фигурку удивлённого короля? (Ребёнок находит и показывает фигурку короля с эмоцией удивления)
Король удивлённо воскликнул: О-о-о?!
Скажите, дети, как говорил король?
Кто из вас покажет злого короля и скажет так, как он? (Ребёнок показывает фигурку короля и проговаривает звук звук «О» сердитым голосом.)
И тут к королю подошла королева. Она была очень добрая, нежная, ласковая. Королева улыбнулась и нежно спросила: «И-и-и?» (что тут произошло?) .
Как говорила королева?
Кто из вас найдёт и покажет фигурку доброй королевы?
Узнав о причине гнева короля, королева очень огорчилась и загрустила.
Покажите фигурку грустной королевы. (Ребёнок находит и показывает.)
Произнесите звук «И» грустно. (2-3 ребёнка произносят звук с грустной окраской голоса.)
Она сказала, что пришла сюда просить у петушков помощи, но если они такие забияки и не мирятся друг с другом, то как же они могут ей помочь.
Логопед: «Дорогая королева! Мы обещаем вам больше никогда не спорить и не ссориться и конечно же обещаем вам помочь. А что случилось?
Воспитатель: И королева поведала о том, что во всём королевстве все растения завяли и уже погибают. Ведь в королевстве так давно не было дождя. Помочь же растениям может только озорной дождик, но где его искать никто не знает.
Вот королева и пришла просить о помощи своих стражников.
Логопед:- Конечно же мы отправимся на поиски озорного дождика, но самим нам не справится с таким сложным заданием. Вот если бы нам помогли дети из детского сада.
Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь петушкам искать озорной дождик? Тогда отравляемся в путь.
Логопед: - Ой, дети, посмотрите, какая широкая речка! Куда же нам дальше идти? (берёт игрушку курочку) Давайте спросим у курочки. (Два заранее подготовленных ребёнка произносят потешку, все остальные дети определяют тип предложения и показывают карточку с соответствующим знаком: «?», «.», «!»)
Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
На речку. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
За водичкой.
Материал с сайта nsportal.ru
(Пересказ и придумать продолжение сказки) .
Цель занятия:Развитие фантазии и связной речи у детей.
Обучающие- совершенствовать связную речь детей, общую артикуляционную моторику; лексико-грамматические умения и навыки (образовывать слова,подбирать глаголы к существительным) , учить детей четко произносить окончания; стимулировать использование прилагательных, характеризующих разные эмоциональные состояния человека, в речи детей; развивать у детей понимание сложносочиненных, сложноподчиненных предложений и предложений с однородными членами
Развивающие- развивать у детей слуховое и зрительное внимание, фантазию, развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мягкой игрушкой, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей.
Воспитательные- формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе и в придумывании продолжения сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; учить дошкольников понимать эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестикуляции.
Методическое оснащение занятия:- фигурки персонажей сказки - Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью
декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьихножках, а в ней Баба-яга, река.
Книга сказка«Гуси-лебеди»,мягкая игрушка; индивидуальные зеркала
Методы обучения: наглядный, словесный, театрализация.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:групповая, индивидуальная
Словарная работа:Одиноко, огромный путь, злость, печаль, радость, страх, жесты, мимика, эмоции
Ход занятия
1. Организационный момент. На прошлом занятии мы с вами читали сказку«Гуси-лебеди».Эта сказка снова к нам сегодня пришла (демонстрация книги «Гуси-лебеди») .
Как вы думаете, эта сказка волшебная или нет? (ответы детей)
Давайте вспомним главных героев этой сказки. (Маша, Ванюша, баба-Яга, ….)
2.Совместный пересказ.
Педагог: - Давайте перескажем вместе сказку«Гуси-лебеди».(Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом дать детям понять, чья очередь продолжать рассказ. Педагог последовательно выставляет декорации и фигурки персонажей, совершает с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей во время пересказа возникают затруднения, задать ему наводящий вопрос или начать следующую фразу самой) .
Физминутка.
3. Новое окончание сказки.
Педагог: -Вот мы и рассказали сказку«Гуси-лебеди. А давайте превратимся в сказочников и придумаем продолжение сказки:.
Приехали отец и мать, тут то Маша с Ванюшей все и рассказали.
Поведали им о своих приключениях, о том, что Ванюшу Баба Яга похитила. Как Маша проделала огромный путь,чтобы спасти братца.
В лесу остались добрая печка, яблонька и речка. Им наверное так одиноко в лесу.
Как вы думаете, что предложили родители детям?
Дети: И тогда родители предложили,детям,пригласить их всех жить в деревне на радость людям. Яблонька будет своими яблочками угощать всех ребят, печка своими пирогами кормить всю деревню, к речке будут подходить все люди чтобы напиться кисельком и молоком.
Педагог:А как вы думаете, людям тоже нужно для них что-то делать?
Дети:Да. Конечно, люди будут поливать и снимать вовремя яблоки с яблоньки, печкутопить и чистить, речку чистить от камней и бревен.
Педагог:А как же баба Яга?
Дети: А баба Яга была злая, т.к. не было у нее в лесу друзей. Пригласили ее жители деревни жить у них, пообещала она не проказничать, а пользу людям приносить. Знала она лекарственные травки и предложила людям их лечить.
И получалось это у нее очень хорошо, болеть в деревне стали меньше.
Педагог: А как же гуси-лебеди?
А гуси-лебеди тоже стали жить в деревне, пользу приносить, пух свой давали местным жителям для подушек и одеял, а по праздникам катали детей.
Педагог: Как же мы закончим сказку?
Дети:. Баба Яга действительно стала доброй и начала лечить людей, все полюбили её и она была счастлива. Гуси веселили детей, печка пекла вкусные и румяные пирожки, а запивали всё молочком из речки.
И воцарились в деревне мир и добро.
4. Подвижная игра «Кто что делает».
Педагог:-Ребята, давайте поиграем в игру. Встанем в круг, я буду в центе круга, у меня в руках мягкая игрушка, я дам в руки игрушку кому-то из вас и одновременно буду называть имя одного из героев сказки«Гуси-лебеди»ребенок, который взял игрушку, должен отдать ее обратно, назвав при этом какое-либо действие, совершенное названным героем. Например, я говорю:«Гуси-лебеди»,а ребенок возвращает игрушку мне, добавляя глагол:«Летят».
Возможные варианты сочетаний:
отец с матерью- уехали, вернулись, гостинцы привезли;
Маша- посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила у печки, куда полетели гуси-лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку;
Ванюшка- сидит на травке, летит с гусями-лебедями, играет золотыми яблочками;
гуси-лебеди- летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку;
печка- печет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;
яблоня- растет, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;
речка- течет, журчит, показала, куда гуси-лебеди полетели, спрятала;
Баба-яга- пряжу прядет, кличет гусей-лебедей, послала вдогонку гусей-лебедей.
5. Психогимнастика. (перед зеркалом с помощью мимики и жестикуляции разные эмоциональные состояния человека,дляэтого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала)
Педагог:-Ребята, давайте изобразим перед зеркалом с помощью мимики:
печаль- губы сжать, уголки губ опустить вниз; брови слегка свести к переносице, уголки бровей слегка опустить, голову опустить, руки безжизненносвесить вдоль туловища;
радость- широко улыбнуться, глаза слегка прищурить, всплеснуть руками;
страх- рот приоткрыть, глаза расширить, брови поднять до предела, выставить перед собой руки;
злость- оскалиться, нахмурить брови, наморщить нос, руки согнуть в локтях и сжать кулаки.
(Педагог показывает как можно изобразить с помощью мимики эти чувства)
Педагог:-Ребята, а изобразите мне бабу Ягу, какая она? (злая)
Покажите, какие лица были у Маши и Ванюшки, когда их догоняли гуси-лебеди. (Испуганные.)
Какая была Маша, когда она искала братца?(Печальная.)
Какая стала Маша, когда нашла Ванюшку? (Радостная.)
Эти все упражнения мы с вами делали для того, чтобы на следующем занятии поиграть в настоящий театр. Мы с вами инсценируем сказку«Гуси-лебеди»,а потом покажем ее маленьким ребятам.
6.Подведение итогов занятия. Молодцы, ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали. Пересказали сказку«Гуси-лебеди»,были настоящими сказочниками и сочинили продолжение сказки, поиграли в игру, научились изображать мимикой эмоции.
Вам понравилось сегодняшнее занятие?
По теме:
Материал nsportal.ru
Занятия по развитию речи в старшей группе-
*Описание игрушек и предметов*.
Приоритетные задачи: обогащение словаря ребенка;
развитие связной речи.
Упражнять детей в умении группировать игрушки по материалу, из которого они сделаны.
Описывать игрушки, предметы, используя прилагательные: пластмассовый, металлический, стеклянный. Продолжать учить детей отвечать чётко, выразительно на поставленные вопросы. Формировать умение дополнять выступления сверстников.
Активизация словаря: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.
Знакомство с новыми словами: стеклодув, стеклодувный завод, стеклодувная фабрика, выдувать.
Предшествующая работа: Проводили занятия по ознакомлению с материалами для изготовления елочных игрушек, дидактические игры «Магазин игрушек», «Выставка», индивидуальные занятия с целью углубления интереса детей к описанию игрушек, предметов, картин.
Оборудование: игрушки деревянные: машина, пирамида, матрешка, металлические: плита, машина, ведро, пластмассовые: неваляшка, кукла, танк, стеклянные: елочные игруки, ваза, стакан.
Флажки для поощрения ответов детей, их активизация и учёт.
Ход занятия.
Дети, перед вами игрушки и предметы, сегодня мы с вами будем рассказывать о них. Из каких материалов делают игрушки и предметы? Ответы детей.
Дети, за каждый правильный ответ и дополнение к ответу вы получите флажок. А в конце занятия вы посчитаете флажки и мы узнаем, кто был на занятии внимателен и активен.
Предлагаю четверым детям сгруппировать игрушки по группам – деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные. Назвать их. /я собрал деревянные игрушки: машинку, пирамидку, матрешку/
А теперь, ребята, мы будем рассказывать об этих игрушках.
Воспитатель предлагает ребенку описать танк. Выслушивают дополнения других детей. Затем предложить понравившуюся игрушку.
Ответы детей и дополнения поощряются флажком.
Для описания игрушек вызывается 4-5 детей. Воспитатель даёт анализ рассказов детей.
Физминутка.
Дети, на столе стоят стеклянные предметы, а кто знает, где делают стекло и различные предметы и стекла?
Стекло, дети, выдувают стеклодувы на стекольном заводе.
Вопросы к детям: «Кто выдувает стекло? Где выдувают стекло?»
Послушайте рассказ Ивича «Про стекло».
После чтения предлагаю детям обратить внимание на вазы.
Дети, стекло бывают разного цвета, посмотрите на эти вазы, они разноцветные.
Анализ занятия.
Дети, сегодня мы с вами закрепили, что предметы бывают стеклянные, деревянные, пластмассовые, металлические. Познакомились с тем, что стекло выдувают стеклодувы на стекольном заводе.
Разложите перед собой флажки и посчитайте, сколько их у вас?
Сегодня на занятии очень активным и внимательным были… у них больше всего флажков.
ПРО СТЕКЛО
В природе есть камень, песок, глина, есть вода, трава, но стекла в природе нет. Стекло создал человек сам, много лет назад. Один очень умный человек смешал обычный жёлтый песок с белым порошком содой, сплавил их в жарком пламени и получил стекло.
Сначала люди умели делать только мутное стекло, но потом научились делать и прозрачное. Первое время из стекла изготавливали бусы и другие украшения, а позже придумали делать стеклянную посуду.
Её выдували из комочков жидкого, горячего стекла из специальных трубок, как дети выдувают мыльные пузыри. Но стеклнное изделие могли выдувать только очень умелые мастера, которых называют стеклодувами. Их труд был очень тяжел.
Теперь изделия из стекла делают на больших стекольных заводах, машинами. Люди умеют делать из стекла удивительные вещи: посуду, очки, зеркала и даже нитки, из которых шьют одежду пожарникам, потому что такая одежда в огне не горит, а в воде не промокает. Люди научились варить не только прозрачное, но и цветное стекло: красное, зеленое, желтое.
Вот такая долгая и удивительная история у стекла.
Подробней nsportal.ru
Теперь сами придумайте пары слов, противоположных по значению.
- Чистоговорки.
Мы с вами сегодняочень интересно играли, а сейчас я вам предлагаю закончить шутки-чистоговорки:
Са-Са-Са… в лесу живёт лиса(на дворе роса…)
Ша-ша-ша… мы купаем малыша (мы сидим у шалаша)
- Скороговорки.
Учитель – дефектолог предлагает детям повторить скороговорку Саше дали кашу, а Клаше простоквашу сначало быстро, а затем медленно. Тихо и громко.
(Хоровые и индивидуальные ответы)
Подведение итога занятия.
Литература:
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников /Ф. А. Сохин. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. – 224 с.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
По теме:
занятие по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста
Занятие построено в соответствие с требованиями программы под ред. Н. Д. Епанчинцевой и О. А. Моисеенко «Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку в детском саду и 1-...
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"
Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия. Использование в коррекционном процессе куклы, вымышленного ярко...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе № 2.
Тема: «Части лица».
Цель:закрепление частей лица.
- Учить соотносить части лица детей с частями лица игрушек животных, называть их путем выборочного устно-дактильного проговаривания по подражанию.
- Учить понимать и показывать части лица, предъявленные в письменной форме.
- Продолжать учить называть игрушки животных путем выбора верной таблички.
- Развивать зрительное восприятие цвета и пространственное расположение на горизонтальной плоскости.
Оборудование: экран, полотно, мнемокарты, таблички, игрушки животных, коробка, части лица животных из картона по числу воспитанников, клей, ножницы, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети на ковре встают в круг. Будем слушать. Что мы будем делать?
Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно. Слушайте. Па-па-па, вы меня слышите? Да! Нет! Слушайте: мяу-мяу. Что вы слышали? Где мяу-мяу? Дети ищут игрушку кошку по группе. Кто это? Мяу-мяу. Верно, это кошка. Дети выбирают верную табличку из 3-х предъявленных.
То же самое повторяется с собакой, лисой, зайцем.
2. Соотнесение частей лица детей с частями лица животных игрушек.
Дети садятся на ковер. Будем говорить. Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна.
Верно. Посмотрите, это лоб. По подражанию взрослому устно-дактильно проговаривают. Где лоб у зайца (у собаки, у кошки, у лисы) ? Вот лоб! Взрослый вставляет табличку в полотно.
То же самое повторяется с другими частями лица: нос, уши, глаза, рот. Лоб, нос, уши, глаза, рот – это все части лица.
3. Физминутка.
Дети встают в круг и повторяют движения за взрослым.
По заснеженной полянке заяц скачет: оп-оп-оп. Присел, уши навострил. Есть лиса? Нет!
Можно уши опускать и тихонечко поспать. Встают. Вот лиса по лесу шла. Зайца белого искала.
Глаза влево, глаза вправо. Только зайца не нашла.
4. Дидактическая игра: «Покажи и наклей».
Будем играть. Что мы будем делать? Что мы будем делать? Дети выбирают соответствующую мнемокарту из полотна. Верно.
Посмотрите, у меня есть коробка. Послушайте, в коробке что-то есть? Да! Дети по очереди достают с закрытыми глазами игрушки из коробки.
Кто это? Мяу-мяу, оп-оп, и_, ав-ав. Дети подходят к столу. Посмотрите, заяц, какой по цвету?
Ребенок выбирает картонный круг соответствующего цвета. То же повторяется с остальными игрушками.
Сядьте. Дети садятся за стол. У собаки, кошки…. есть части лица, а у вас нет.
Будем клеить части лица. Что нам нужно (на выбор предлагаются клей, ножницы, карандаши) ? Дети выбирают клей. Выбери табличку. Дети выбирают табличку аналитически читают ее.
Рот где? Покажи. Ребенок показывает на себе. Возьми рот, наклей.
Ребенок выбирает рот и клеит на картонный круг (лицо соответствующего животного) . То же самое продолжается до тех пор, пока дети не наклеят все части лица на своих животных. Посмотрите, теперь у ваших животных есть части лица.
5. Подведение итогов занятия.
Что мы сегодня делали? Дети отвечают с опорой на мнемокарты: слушали, говорили, играли? А еще мы сегодня клеили части лица.
У всех получились красивые животные, молодцы!
Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.
Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.
Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.
Этапы развития речи дошкольника
Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:
- 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
- 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
- 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
- 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.
Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша.
Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.
Занятия для развития речи дошкольников: игра
Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:
- формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
- помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
- корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.
С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.
Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:
Игры с разными словами
Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.
«Выбираем прилагательные»
Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.
«Кто что делает»
Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.
«Объект и его действия»
Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.
Игры на тему: «На что похоже»
Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.
«Буквы и цифры»
Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.
«Дорисуй картинку»
Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.
«Аргументируй»
Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.
Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.
Игра на тему: «Кто откуда»
Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.
Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.
Игра на тему «Лавина слов»
«В корзину я положил…»
Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.
Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.
«Бесконечная история»
Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.
Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер.
Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.
Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.
Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.
Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки
Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.
Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.
Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.
Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики
Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.
Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.
Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.
Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.
Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.
Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.
Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.