Обыкновенная сорока. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Гимнастика для глаз "Найди названную птицу"
"В самом центре стола на очень красивой вазе с цветами сидели Сороки. Похолодев от ужаса, я стал осматривать стол. Ножи и вилки валялись где попало, сливочное масло было размазано по тарелкам и масляные отпечатки птичьих лапок разбегались по всей скатерти. Перец и соль довольно эффектно украшали измазанные осколки разбитой соусницы с острой приправой. И в довершение всего несравненные Сороки опрокинули на стол кувшин с водой.
В поведении преступниц было явно что-то подозрительное, решил я. Вместо того, чтобы немедленно удрать отсюда, они сидели с блестящими, ясными глазами среди изломанных цветов, мерно раскачивались и обменивались благодушными замечаниями. Одна из них, с цветком в клюве, поглядела на меня с минуту восхищенным взглядом, затем неуверенными шагами прошлась по столу и, не удержав на самом краю равновесия, грохнулась на пол. Другая Сорока весело хихикнула, засунула голову под крыло и мигом заснула. Меня поразило такое странное поведение птиц. Потом я заметил на полу разбитую бутылку пива и сразу все понял. У Сорок тут был собственный пир, и они хватили лишнего. Поймал я их без труда, хотя та, что была на столе, пыталась спрятаться под измазанной маслом салфеткой и притвориться, что ее там нет."
Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала»
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям и логопедам подготовительной группы.Цели: Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (суровая, притащила, скучно).
Воспитывать в детях чувство доброты, смелости, скромности, любви ко всему живому, толерантность.
Оборудование: Предметные картинки или маски птиц и зверей, две веревочки и колечки от пирамидок.
Методические приемы: чтение, беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах, игровые ситуации, инсценировка сказки, анализ, итог.
1. Организационный момент.
Игра « Много – од ин»
Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет.
Перья – перо
Зерна – зерно
Крылья – крыло
Хвосты – хвост
Клювы – клюв
Гнезда - гнездо
Логопед:
-- Назовите птиц, которых можно увидеть зимой
Дети:
Снегирь, ворона, воробей, синица, дятел, сорока, голубь
Логопед:
-Как одним словом называются эти птицы?
Дети:
Зимующие птицы
Игровое упражнение « Кто как голос пода ет»
- Ворона что делает? (Ворона каркает)
- Синица что делает? (Синица тенькает)
- Сорока что делает? (Сорока трещит)
- Воробей что делает? (Воробей чирикает)
- Дятел что делает? (Дятел стучит)
2.Словарная работа
Логопед:
--Как вы понимаете слово « притащила» (принесла)
--Подберите слова, похожие по смыслу:
Суровая - (холодная, невыносимая, трудная, тяжелая)
Скучно – (тоскливо, невесело, неинтересно)
3.Чтение сказки « Как Лиса птицам помогала»
Увидала Лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось!
А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали.
Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Логопед:
А теперь послушайте вопросы и ответьте на них.
1. Что увидала Лиса на рябине?
2. Что Лиса сделала с ягодами?
3. Какая выдалась зима?
4. Что случилось с птицами?
5. Кто решил помочь птицам?
6. Что принесла Мышка?
7. Что притащила Белка?
8. Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?
9. Почему она отдала рябиновые бусы?
10. Какой оказалась Лиса?
(Пересказ по желанию)
4. Игры «Кто быстрее соберет бусы», «Птицы»
Логопед читает стих:
У красавицы – рябины
После лета именины.
Бусы красные на ней,
Приглашает снегирей.
Логопед:
- Зачем рябина приглашает в гости снегирей?
Игра « Кто быстрее соберет бусы»
(Двум участникам дают две веревочки и колечки от пирамидок. Нужно быстро собрать бусы (нанизать колечки на веревочки). Выигрывает тот, кто раньше справится с заданием).
Игра «Птицы»
(Детям раздают картинки или маски птиц. По сигналу « Лето» участники «летают» в лесу. По сигналу «Зима» «зимующие птицы» прячутся в гнезда (обручи на полу), «перелетные птицы удаляются в угол комнаты. Затем игроки меняются картинками, и игра повторяется).
5. Повторное чтение сказки
(Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)
Инсценировка (роли Ведущего, Лисы, Дятла, Мышки, Белки, птиц)
Ведущий: Увидала Лиса на рябине красные ягоды, сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось! (Лиса подходит к стульчику. На спине висят красные бусы. Лиса надевает их на шею, красуется)
Артем. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. (Птицы сидят на стульчиках и дрожат)
Вероника. Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла (Мышка дает птицам зерно)
Виктория. Белка орехов притащила. (Белка дает птицам орехи)
Настя. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да, только без птичьего пения скучно было в лесу. (Лиса снимает бусы, с грустью смотрит на них, отдает птицам. Птицы встают со стульчиков, радостно летают)
(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось? Как вы помогаете птицам зимой?
Дифференцированная оценка работы детей. Предлагается каждому ребенку дома наклеить в альбом картинки с изображением зимующих птиц.
Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.
Игра «Скажи кого нет?»
дети
Знают всех птиц на свете
Все они зимуют верьте
Закрывайте глазки детки!
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Цель: расширять словарный запас детей.
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Игра «Подскажи словечко»
2 вариант: «Объясни словечко»
Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы .
Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей .
Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
Игра «Что умеют делать птицы?»
Цель: активизировать глагольный словарь детей.
Игра «Дятел»
Игры для детей
старшего дошкольного возраста по теме: «
Зимние гости»
Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.
Игра «Скажи кого нет?»
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)
Цель: расширять словарный запас детей.
Синица – тенькает; сорока – стрекочет, трещит; воробей – чирикает; снегирь – свистит и т. д.
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк и т. д
Игра «Подскажи словечко»
2 вариант: «Объясни словечко»
Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.
Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.
Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
У вороны – (воронья, вороний), у воробья – воробьиная и т. д.
Игра «Один – много»
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Игра «Веселый счет»
Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
Игра «Что умеют делать птицы?»
Цель: активизировать глагольный словарь детей.
Игра «Дятел»
Воспитатель отстукивает разные ритмы, а ребенок повторяет за ним. Затем они меняются ролями.
Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.
Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.
Игра «Птички на кормушках»
Цель : уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они
питаются),развивать природоохранительные представления.
Материал и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц,
Игровое действие.
Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.
Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.
Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,
Ход игры
Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о
зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры. Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол
накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе - картинки-вставки.)
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и
выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не
трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на
кормушке.
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками
и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и
клевали ягоды рябины. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и
выставляет на кормушке.
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у
нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы
съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и
выставляет на кормушке.
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
1) Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…
(Снегири).
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь.)
Свои ответы дети сопровождают показом картинки.
2) Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее?
(Синичка.)
3) Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает,
По полям кочует,
Коноплю ворует.
(Воробей.)
4) Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует.
В конце игры воспитатель вместе с детьми чистит кормушки и насыпает
свежий корм.
И г р а «Определи корм»
С завязанными глазами ребёнок должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.
– Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.
Динамическая пауза «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо)
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
Подвижная игра "Собачка и воробьи".
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок - "собачка", все остальные -- "воробьи".
Скачет, скачет воробей - Дети скачут.
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.
Игра проводится 2-3 раза.
Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".
(По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)
В разделе на вопрос Помогите! В саду задали вопрос - как разговаривает сорока? заданный автором Џношка
лучший ответ это Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёток быстрый и отрубленый. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.
Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, варьирующееся по времени и индивидуально очень сильно. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным. Часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа» , «кьяя» или «кик» . При этом они находятся высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким визгливым «твиит» . Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак» , «чьюк» или «чьюк-юк» . Призыв самки походит на этот.
Часто сорока издает также длинные крики «чакр» , «чирк» , «чиррл» или «чара» . В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».
Сороки населяют всю Европу от Нордкапа в Скандинавии до южных оконечностей Испании и Греции. Она отсутствует только на нескольких островах Средиземного моря. Также населяет части прибрежных областей Марокко, Алжира, Туниса на севере Африки. Сорока - это оседлая птица, но в Скандинавии также и перелётная.
По земле сорока передвигается чаще всего прыжками, однако может и ходить характерной для врановых походкой. Очень умело она перемещается в кроне деревьев. Полёт сороки волнообразный планирующий.
Сорока часто подаёт голос , издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк». "Шэк"- это предостерегающий крик и звуковой сигнал тревоги и служит защите округа. Невысиживающие сороки употребляют его, только если угрожает опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёкот быстрый и отрубленный. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.
Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, очень сильно варьирующееся в зависимости от времени и особи. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным, часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных.
Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах,в парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса.
Сороки парные птицы. Партнера выбирают на первом году жизни, первое спаривание происходит на втором году жизни, а следующей весной пара начинает строить гнездо и пытается завести потомство. Часто их можно видеть стайкой от двух до пяти птиц, перелетающих с дерева на дерево с громким стрекотаньем. Чаще всего это взрослая пара со своими птенцами-слетками.
Пары отважно защищают
свою территорию от других сорок.
Беспокойный стрёкот сороки, которая обнаружила в лесу охотника, будет воспринят не только другими птицами, но и волком, медведем и другими животными.
Сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости.
Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него. Сорока - всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу - насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу.
Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У сорок были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, выражение печали.
Сорока - единственное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая. Так же сороки могут рисовать.