Навес односкатный из металлопрофиля. Навес металлический – из чего состоит, параметры и требования, где применяется и как выглядит Каркас для навеса из профильной трубы
Навесы делают для защиты от дождя и солнца мест отдыха на свежем воздухе, крыльца, игровых площадок. Парковка для авто под навесом удобней, чем стоянка под открытым небом. Сварка навеса из профильных труб доступна даже новичкам. Однако, чтобы построить надежную и долговечную конструкцию, необходимо уметь правильно выбирать материал и знать, как сваривать фермы из .
Основой навеса являются стропильные фермы, связывающие его в единое целое. Они изготовляются в виде горизонтальной пространственной конструкции, собранной из элементов, соединяемых сваркой. Ферма состоит из нижнего и верхнего пояса, скрепленных вертикальными и диагональными (раскосами) перемычками. Основным плюсом навесов из профиля является их способность при небольшом весе успешно противостоять ветровым нагрузкам и весу снега. Сварка ферм может быть выполнена из швеллера, уголка, но чаще выбираются профильные трубы.
Фермы — основа навеса
Выбор формы
Форма ферм зависит от назначения и условий эксплуатации навеса. Каждая из них обладает преимуществами и недостатками. К популярным относятся:
- Треугольной формы — классика постройки крыш и навесов с крутыми скатами. Благодаря простой форме они легко рассчитываются и изготавливаются. Треугольные конструкции обеспечивают хорошую естественную освещенность пространства под собой. Однако потребуется дополнительный расход материала и длинные балки для соединения центральных частей обрешетки. Также отмечается сложность сваривания острых углов.
- Полигональные конструкции строятся для защиты больших площадей. Из-за сложной формы для облегченных навесов не применяются. Благодаря высокой прочности пролеты между фермами можно увеличивать, что уменьшает расход металла.
- Хорошей прочностью обладают также фермы с параллельными поясами. В отличие от других видов они собираются из повторяющихся элементов одного размера с минимальным количеством стыков. Поэтому сваривать ферму для навеса этого вида несложно.
- Односкатные фермы трапециевидной формы, устанавливаемые на опорных столбах надежны, так как жестко фиксируют строение. Для них не требуются длинные трубы на верхнюю решетку.
Помимо перечисленных форм сварку ферм из профильной трубы производят в виде арок, ножниц, буквы П, асимметричных, двух шарнирных, мансардных с центральной опорой и без нее.
Преимущества профильных труб
Выбор прямоугольного профиля для строительства навеса рекомендуется специалистами, так как он обладает следующими достоинствами:
- не нуждается в обработке огнестойкими составами;
- профиль легко без деформации гнется с помощью простых устройств, что позволяет создавать сложные формы;
- защита от коррозии осуществляется простым окрашиванием;
- доступность приобретения во всех регионах;
- ошибка при раскрое исправляется привариванием отрезка на прежнее место;
- малый вес по сравнению с другим металлопрокатом равной прочности;
- длительный срок службы.
Требования, предъявляемые к навесам, отражены в СНИП 2.01.07-85. В документе указано как правильно определить нагрузки и их величины, которые должна выдерживать конструкция. Помимо этого нужно учитывать климатические особенности региона. Если зимы снежные и случаются сильные порывы ветра сечение профиля увеличивается.
Также следует учитывать размеры навеса. При увеличении расстояния между опорами сечение профиля выбирается больше. Шаг установки ферм регламентируется СНИП, однако, следует учитывать ширину кровельного материала. При использовании ондулина или поликарбоната чертеж составляется с учетом размера их листов.
От величины угла наклона навеса зависит количество скапливающегося снега. С крутой крыши он скатывается самопроизвольно, но для такой конструкции увеличивается расход материала. Для регионов с обильным выпадением снега угол делается не менее 25 — 30⁰.
Сварка простой односкатной конструкции
Сначала составляется чертеж с размерами элементов. Без инженерного образования сделать расчет нагрузок не получится, поэтому следует привлечь специалиста или воспользоваться онлайн калькулятором. Зная характеристики навеса, можно поискать в свободном доступе подходящий чертеж.
Для защиты автомобиля от непогоды чаще всего строят односкатные навесы размером 4×6 м. Фермы треугольной формы изготавливаются из профиля 30×30×1,2 мм. Верхние трубы имеют длину 3,9 м, нижние — 3,1 м. Три вертикальные стойки для их соединения вырезаются из такого же профиля. Крайняя делается высотой 0,6 м, остальные — по степени убывания. Для увеличения прочности в получившиеся участки зигзагообразно устанавливаются семь раскосов сечением 20×20 мм.
Для навеса длиной 6 метров нужно 5 ферм, устанавливаемых с шагом 1,5 м. Поверху они будут соединяться перемычками из профиля 20×20 мм через 0,5 м. Получившаяся обрешетка надежно удержит поликарбонат, не давая ему провисать под тяжестью снега. Для опорных стоек подготавливаются трубы сечением 80×80 или 100×100 мм. Поверху на них укладываются балки из профиля 30×30 мм.
Процесс сборки
Монтаж навеса производится в следующей последовательности:
- Нарезаются шесть стоек. Их длина берется из расчета, что 0,6 — 0,8 вкапываются в землю. Высоты 2,1 м над поверхностью для легкового автомобиля достаточно. Для микроавтобуса с учетом бетонирования площадки потребуется 2,6 м.
- Выкапываются шесть ямок — 4 по углам навеса и 2 посредине длинных сторон. Они необязательно должны располагаться по краям конструкции. Лучше стойки устанавливать с отступом 0,6 м внутрь. Это уменьшает нагрузку на провисание.
- После заливки бетона необходимо дождаться его полного высыхания. Затем, отрезая лишнее, стойки выравниваются по высоте. Если расхождение небольшое, его устраняют подкладыванием металлических пластин.
- При монтаже навеса впритык к стене вместо соответствующих опор в нее вмуровывают закладные.
- Сварка ферм производится на земле.
- После их готовности 3 стойки обоих рядов соединяются балками, на которые устанавливаются фермы.
- Затем на верхнем поясе между фермами привариваются продольные перемычки.
- Швы на собранной обрешетке зачищаются шлифовальной машинкой, чтобы не мешали укладке поликарбоната.
- Готовая конструкция окрашивается. В обрешетке высверливаются отверстия для крепления кровли.
- Листы поликарбоната прикручиваются саморезами с термошайбами так, чтобы они выступали за пределы каркаса на 10 — 15 см. Такие козырьки обеспечат защиту металла от дождевой воды.
Заключение
Для изготовления простого навеса достаточно квалификации начинающего сварщика. Особое внимание уделяется качеству шва, соединяющего нижний пояс с опорами, так как на него приходится основная нагрузка. При использовании волнистых кровельных материалов, отверстия для их крепления делаются в верхней точке волны.
Перекрытие небольшого пространства около дома позволяет защитить от осадков и непогоды места отдыха или хранения какого-то имущества. Зачастую для этой цели используют навесы. Этот вид сооружения не имеет по периметру стационарных стен, хотя может использоваться тканевая или иная лёгкая обшивка для усиления защитных функций.
рис1.Навес
Навес практически является лёгким каркасом с установленной на нём кровлей. Таким образом, навес выгоднее всего изготавливать из материалов, достаточно прочных на осевое сжатие и изгиб, имеющих минимальный вес при максимальной технологичности. Опыт показывает, что лучше всего навес изготавливать из профильной трубы. Своими руками при этом можно выполнить работу полностью или её значительную часть.
Виды стального профиля.
Современная индустрия производит огромный ассортимент трубных изделий из стального профиля, обычно имеющих прямоугольное или квадратное сечение. Ширина стенки варьируется от десяти миллиметров до десяти сантиметров и более. Толщина металла, использованного в изделии, может быть от одного миллиметра до полутора сантиметров. Отличаются трубы и по способу изготовления. Они бывают:
- холоднокатаные;
- горячекатаные;
- электросварные.
рис.2 Труба профильная стальная
Каждый вид трубы имеет свои достоинства и основную сферу применения. Для изготовления несложных строительных конструкций, к которым относятся навесы, лучше всего подходят холоднокатаные и электросварные трубы.
Элементы навеса из профильной трубы
Как любая пространственная конструкция, каркас навеса из профильной трубы будет состоять из стоек, прогонов перекрытия и элементов горизонтальных и вертикальных связей. Стойки или столбы для навеса могут изготавливаться из профильной трубы, хотя возможно применение и обыкновенной трубы круглого сечения. Некоторым недостатком столбов из круглой трубы станет более сложная конструкция узлов опирания и крепления элементов.
рис 3. Сечение трубы
Опоры лучше изготавливать из трубы квадратного сечения. Такая форма идеально подходит для сопряжения элементов, располагающихся под прямыми углами. На ровной и прямой поверхности стенки легко устанавливаются элементы крепления при помощи сварки, болтовых или резьбовых соединений. Форма сечения, представляющая собой равносторонний квадрат, обеспечивает равную жёсткость профиля в продольном и поперечном направлении.
Для изготовления прогонов или ферм лучше всего подойдёт труба прямоугольной конфигурации. В отличие от стоек, прогоны испытывают значительное усилие в поперечном направлении, то есть сверху вниз. И практически никаких нагрузок вдоль оси. Поэтому использование квадратного или круглого профиля совершенно не целесообразно.
Для изготовления элементов вертикальных и горизонтальных связей профили трубного сечения использовать нет необходимости. Лучше всего для этого подойдёт стальной уголок небольшой ширины.
Стойки навеса из профильной трубы
В зависимости от длины элемента следует выбрать ширину и толщину стенки. Подбор этих параметров лучше производить на основании расчёта нагрузок, но в то же время для строительства простого навеса такие сложности выглядят избыточными. Нужно учесть, что и толщина стенки, и ширина её, влияют на жёсткость стойки. Можно применить более толстую трубу меньшей ширины сечения или тонкостенную трубу с широкой полкой.
Вертикальная нагрузка от перекрытия навеса, воспринимаемая стойкой, не является очень большой и даже тонкостенная труба сможет её воспринимать без деформации. Жёсткость трубы напрямую зависит от высоты сечения. Поэтому применение стойки с широкой полкой и тонкой стенкой будет целесообразнее и экономичнее.
рис 4. Чертёж навеса
Размер профильной трубы для навеса среднего размера, например, легкового автомобиля, может быть от пятидесяти до ста миллиметров. Если стойки расположены чаще, то сечение трубы можно уменьшить. При опирании кровли навеса на четыре опоры, лучше их изготовить из труб большего сечения.
На стойки навеса закрепляются элементы связей, препятствующие смещению в вертикальной плоскости под воздействием ветровых нагрузок. Их следует закреплять на стойках жёстко, при помощи сварки или закрепления в двух точках на каждой плоскости опоры. Связи устанавливаются крестообразно в продольной и поперечной плоскости.
Стойки следует закреплять в фундаменте жёстко, замоноличивая в тело бетона или монтируя при помощи анкеров, установленных в верхнем срезе фундамента. Устанавливая столбы для навеса из профильной трубы, необходимо контролировать их вертикальность при помощи водяного уровня или лазерного отвеса. Стойку, закреплённую при помощи анкеров, можно выровнять в процессе монтажа. Замоноличенную в процессе установки, выровнять впоследствии практически невозможно.
Почти все работы, связанные с изготовлением несущих элементов каркаса навеса из профильной трубы, можно выполнить собственными руками. Бетонирование фундаментов и установка стоек не требует высокой квалификации и доступно любому застройщику. На этом этапе можно обойтись без сварочных работ.
Устройство кровли навеса
Кровля навеса является основной целью, ради которой и проводятся все остальные работы. Сложность её изготовления и монтажа напрямую зависит от длины перекрываемой стороны и шага стоек опор. Чем больше длина прогона или фермы навеса из профильной трубы, тем изделие будет сложнее и дороже. Оптимальным вариантом можно считать трёхметровый пролёт, позволяющий получить достаточно площади при минимальных затратах.
Более простым решением является односкатная крыша навеса, на основе простых прогонов из профильной трубы. Для изготовления прогонов лучше всего подходят элементы прямоугольного профиля. При этом большая сторона сечения балки устанавливается вертикально, а меньшая является основанием.
Расчёт балок навеса из профильной трубы можно поручить специалисту или подобрать размер профиля самостоятельно. Для этого следует посчитать предполагаемую нагрузку на балку, которая будет зависеть от климатического пояса, шага прогонов и их длины, веса кровельного покрытия. Для балки длиной три — четыре метра можно порекомендовать профиль высотой восемьдесят — сто миллиметров.
рис 5.Типы ферм
Уменьшить высоту профиля можно использовав вместо сплошного прогона сварную ферму. Чертежи ферм из профильной трубы для навеса проще всего поискать в интернете или сделать на основе чертежей металлических ферм, уменьшив пропорционально длине. Ферма не должна получаться сложной, помимо треугольной конструкции нижнего и верхнего пояса, связанных центральной стойкой, достаточно укрепить верхнюю балку подкосом. Для такой конструкции может оказаться достаточно профиля с высотой шестьдесят миллиметров по большей стороне в нижнем поясе и меньшего размера для остальных элементов фермы.
Не забывайте, что приведённые примеры соответствую минимальным пролётам и небольшой нагрузке на балку или ферму. При увеличении любого параметра, расчёты следует передоверить специалистам, обладающим необходимой квалификацией.
Элементы фермы следует скрепить при помощи сварки. Если вы не знаете, как правильно сварить ферму навеса своими руками, то нужно доверить эту работу знающему сварщику. Сварка сегментов трубчатого сечения непростая задача и этому ремеслу нужно учиться. Сварные швы следует зачистить и защитить от коррозии специальной грунтовкой.
На уложенные балки или фермы устанавливается обрешётка из бруса высотой пятьдесят миллиметров, называемого обрешёткой. Обрешётка предназначается для крепления листов кровельного покрытия. Если не гнаться за экзотикой, то наилучшим вариантом для этого типа сооружений является металлический профильный кровельный настил или листы на основе полимеров. Установить обрешётку и настелить кровельные листы навеса из профильной трубы своими руками, может практически любой застройщик. Брус, из которого делается обрешётка, должен быть заранее пропитан антисептическим составом или окрашен специальной краской, предотвращающей гниение древесины. После установки бруса в проектное положение, сделать это окажется труднее, а качество выполненных операций будет гораздо хуже.
Фермы или прогоны навеса скрепляют между собой с горизонтальной плоскости крестообразными связями из профильного металла небольшого сечения. Так же, как и на стойках, связи должны жёстко крепиться в точках опоры, лучше при помощи сварки.
Все металлические конструкции необходимо защитить от коррозии специальными красками для металла. Эту операцию лучше делать до монтажа элементов в проектное положение. После монтажа, требуется восстановить защитное покрытие в местах, где оно оказалось повреждено. Там, где производились сварочные или иные крепёжные работы в процессе установки элементов, нужно нанести покрытие на оголённые участки.
рис 6.Навес
Как видно из описания, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, она содержит много элементов различного размера, устанавливаемых на разных отметках. Для предотвращения брака в работе и контроля исполнения задач приглашёнными специалистами, перед началом работ рекомендуется сделать максимально подробный чертёж навеса из профильной трубы. При изготовлении фермы перекрытия, на эту конструкцию тоже нужно сделать чертёж с нанесением размеров всех элементов. Чертёж каркаса навеса можно сделать собственными руками на бумаге или при помощи компьютера, если вы обладаете соответствующими навыками.
В каждом загородном доме обязательно должно быть место для стоянки автомобиля.
Не всегда выгодно строить гараж. Во-первых, крышу на столбах (навес) оборудовать быстрее, проще, дешевле. Во-вторых, гараж – это капитальное строение, которое занимает большую площадь.
Статья поможет читателю не только узнать особенности различных навесов для автомобилей, но и выбрать лучший для себя вариант.
Разновидности навесов
Все навесы имеют одинаковое назначение – это защита автомобиля от осадков, солнечных лучей, других «сюрпризов» окружающей среды. Однако у них есть и особенности.
- Размещение.
- Мобильность.
- Материал для опор и каркаса.
- Конструкция кровли.
- Кровельный материал.
Для кровельных работ используют различные покрытия. Однако для навесов подходят не все. Чаще всего выбирают следующие материалы.
- простой монтаж;
- лёгкий, негорючий материал;
- верхнее покрытие создаёт защиту от ржавчины, перепадов температуры, механических воздействий;
- при повреждении защитного покрытия образуется ржавчина;
- сильный шум при дожде или граде.
- высокая долговечность;
- маленький вес облегчает монтажные работы;
- высокая герметичность стыков;
- пожарная безопасность;
- устойчивость к колебаниям температуры и влажности.
- сильный шум во время дождя или града;
- легко повреждается защитный слой, поэтому монтаж выполняют в мягкой обуви;
- при небольшом уклоне крыши плохо сходит снег при таянии.
- простой монтаж из-за волнистой формы;
- экологическая безопасность;
- высокая долговечность;
- большое цветовое разнообразие.
- в жаркую погоду нагревается, а затем появляется запах битума;
- при длительной эксплуатации теряется цвет;
- пожароопасный материал.
- листы имеют разные размеры и цветовые оттенки;
- высокая прочность;
- простой монтаж;
- пожарная безопасность;
- при разрушении не образуются осколки.
- требуется большая аккуратность при очистке крыши от снега, так как материал легко повреждается острыми предметами;
- не допускается контакт с растворителями, аммиаком, минеральными солями;
- есть ограничения для крепёжных деталей.
Подготовка проекта
Строительство навеса начинают с подготовки проекта. Он включает чертёж с основными размерами и описанием параметров будущей конструкции. В проекте учитывают оптимальные условия для эксплуатации, состав покрытия, характеристики основы и покрытия.
- Выбор лучшего зимнего варианта.
Все преимущества навеса для автомобиля полностью раскрываются зимой.
При разработке проекта обязательно рассматривают климатические особенности местности.
Доказано, что зимой автомобиль лучше хранить под навесом.
Конструкция из опорных столбов и крыши надёжно защищает от осадков, а к тому же не создаёт свой микроклимат. Заехав зимой под навес, машина постепенно остывает, а значит, не покрывается росой. В гараже из-за смены температуры выпадает роса, которая постепенно разрушает металл кузова.
В районах с холодной и продолжительной зимой выбирается более прочная конструкция, выдерживающая толстый слой снега. Каркас из дерева или металла дополнительно усиливают, чтобы выдержать нагрузку до 150 кг на кв. м кровли.
Среди кровельных материалов только поликарбонат не меняет своих качеств в условиях суровой зимы.
- Выбор покрытия площадки.
Недорогой и простой способ покрытия – это засыпка щебёнкой. Чтобы не делать спуск, покрытие должно находиться на уровне земли. Жёсткость у щебёнки достигается качественной трамбовкой.
Более затратные способы — это укладка бетона или тротуарной плитки. В любом случае перед укладкой площадку готовят: снимают слой почвы, делают отсыпку щебнем и песком, утрамбовывают.
- Выбор размеров конструкции.
В зависимости от количества машин выбирают размеры.
Стандартами установлено, что для одного автомобиля навес должен быть по длине больше машины на один метр, а по ширине до двух метров.
Для двух машин ширина навеса рассчитывается по формуле: Ш = Ш1 + Ш2 + 2 м + 0,8 м, где:
- Ш1 и Ш2 – ширина машины;
- 2 м – запас по 1 м с наружных сторон автомобилей;
- 0,8 м – расстояние между автомобилями.
Высота выбирается с учётом габаритов автомобиля с грузом на багажнике. При очень высоком навесе косые осадки попадают внутрь конструкции. Оптимальная высота 2,3 метра.
Универсальными считаются следующие размеры:
- Средний автомобиль с небольшой площадкой – 6,0 х 3,0 м;
- Микроавтобус, внедорожник – 6,5 х 3,5 м;
- Два автомобиля – 6,5 х 6,0 м.
- Выбор материалов опоры.
В качестве строительных материалов для стоек подходят: металл, дерево, бетон, кирпич, камень.
Обычно опоры строят из металла или дерева. Их легко монтировать, а главное, они обходятся дешевле, чем другие строительные материалы.
- Металлические стойки.
Основное требование к сборным металлическим опорам – это прочность. Чтобы выдерживать нагрузку кровли со снежным покровом, потребуются 100 — миллиметровые металлические трубы. Диаметр зависит от шага установки. Минимальный размер труб допускается, если стоек много. А вот для односкатной кровли с четырьмя стойками потребуются трубы максимального диаметра.
- Деревянные стойки.
К опорам из дерева предъявляют особые требования. Прежде всего, это связано с возможным гниением из-за влажности. Опоры из качественных сортов древесины, обработанные перед установкой, прослужат до 15 лет.
Достаточную надёжность обеспечивают 200- миллиметровые оцилиндрованные бревна и брус размером 150 мм .
Подсчитано, что для среднего автомобиля с небольшой площадкой потребуется 6 стоек. Между опорами выбирается расстояние до 3 м. Обязательно ставятся стойки по углам строения.
- Выбор материалов для покрытия.
В качестве покрытия для отдельно стоящего строения лучше всего подходит профнастил или ондулин. Они имеют высокую надёжность и прочность, поэтому служат более 20 лет. Дольше служит только металлочерепица, но она стоит дороже, а главное, задерживает сход снега. Эти покрытия не пропускают свет, поэтому под ними всегда тень.
Навесам лучше всего подходит поликарбонат. Основное внимание уделяют выбору качества материала. В жаркую погоду хорошо создаёт тень трёхслойный поликарбонат с высоким показателем поглощения солнечного света.
У навеса, пристроенного к дому, логично делать однотипное с домом кровельное покрытие.
Основные параметры кровель устанавливаются «Строительными нормами и правилами». Ими пользуются при проектировании кровель с любым покрытием. Наклон в градусах или процентах определяют по уровню горизонта. Большое значение для выбора наклона имеет вид кровельного материала.
Для всех кровель на столбах оптимальным считается наклон ската от 15 до 25 градусов.
Количество материалов определяют по площади кровли. Их закупают с запасом: на 5% больше, чем рассчитанная площадь.
Строительство навеса из поликарбоната
Для строительства металлической конструкции с односкатной кровлей, покрытой поликарбонатом, придерживаются следующей последовательности работ.
Строительство навеса из дерева
Полностью деревянные навесы для машин встречаются редко. Деревянной считается конструкция, у которой из дерева опоры, элементы каркаса и обрешётка. Кровля имеет разные покрытия.
Строительство деревянного навеса начинают с разметки, устройства фундамента и крепления стоек одним из вариантов:
Площадку укладывают плиткой или бетонируют.
Столбчатый фундамент защищает деревянные опоры от контакта с землёй, а значит, продлевает срок их службы.
Стойки, установленные на закладные детали столбчатого фундамента, связывают между собой, а сверху укладывают поперечные балки.
Оборудование каркаса завершается сборкой стропил и набивкой обрешётки.
Кровля получится высокого качества, если при монтаже профнастила придерживаются следующих правил:
Правильное крепление профнастила
- листы укладывают внахлёст;
- крепление выполняют нержавеющим крепежом;
- под крепёж вставляют резиновые шайбы.
Пристроенный навес
Такая конструкция с максимальной пользой занимает придомовую территорию. Хорошо себя зарекомендовали опорно-балочные конструкции. У них высокая прочность и оригинальный стиль. Сооружение пристроенного навеса выполняется поэтапно.
Первый этап. Крепление скоб для несущей балки.
Работы начинают с разметки стены. В местах примыкания концов несущих балок к стене анкерами крепят железные скобы.
Второй этап. Монтаж стоек.
Выбирают места для установки опор. В простом варианте их потребуется две.
Стойки устанавливают в вырытые метровые ямы. По высоте они должны быть на 30 см ниже укреплённых железных скоб. Перед установкой в ямах из рубероида делают опалубку, в которую вставляют деревянные столбы, а затем заливают бетоном.
Получаются опоры с фундаментом, который затвердевает до трёх дней.
Третий этап. Монтаж каркаса.
Поперечные стропила будущей крыши вставляют в скобы на стене и прибивают к опорам.
На ребро устанавливают доски обрешётки. Выбор шага зависит от покрытия. Несложно монтировать листы ондулина, поэтому его часто применяют для кровель домов и пристроек.
Шаг обрешётки связан с наклоном кровли. При наклоне более 15 градусов выбирают шаг обрешётки 600 мм.
Четвёртый этап. Укладка кровельного покрытия.
Ондулин укладывают со сдвигом, чтобы не сходились стыки листов. Для крепления применяют специальные гвозди. Их прибивают внизу каждой волны.
Чтобы придать пристроенному сооружению завершённый вид, дизайнеры советуют обшить кровлю внутри деревянными или пластиковыми панелями.
В общем, навес для автомобиля не является капитальным строением. Его можно построить собственными силами. Он не занимает много места. Существует много разновидностей таких сооружений.
Сегодня будем рассказывать об одной конструкции, которая часто сооружается на загородных участках, используют ее и на производственных территориях. То есть это универсальное сооружение. Итак, будем рассказывать об односкатном навесе, об его положительных и отрицательных сторонах, о материалах, из которых такие навесы сооружаются, а также обозначим пошаговое изготовление односкатной конструкции.
Источник sk-dubnov.ruКлассификация односкатных навесов
Начнем с того, что видов и типов навесов в один скат – огромное количество. Поэтому их классифицируют по признакам, чтобы упростить выбор.
Первое разделение производят по материалу, из которого данная конструкция изготавливается.
Металлопрофиль . Определяется высокой прочностью, долгосрочной эксплуатацией, устойчивостью и надежностью. Недостаток – сложность монтажа. Для крепежа используют сварку.
Древесина . Не уступает металлу, если всю конструкцию впоследствии обработать защитными составами: антисептиками, краской, лаком. Преимущество перед первой позицией – простота сборки на саморезы или гвозди, плюс специальные профилированные элементы из оцинкованной стали.
Комбинированные . Здесь чаще всего используют металлические стойки, а крышу для навеса сооружают из древесины. Есть другой вариант симбиоза: нижняя часть кирпич, блоки или камень, верхняя – пиломатериал или металлопрофиль.
Второе разделение по способу строительства.
Отдельно стоящие . Их строят вдали от основных строений. Обычно используют, как заменитель беседкам. Под такими навесами ставят автомобили, организуют зону отдыха или летнюю кухню. Это полноценный навес с максимальным количеством опорных стоек.
Пристроенные . Из названия становится понятным, что такие навесы пристраивают к основному зданию или к какому-то хозблоку. При этом чисто конструктивно это может быть полноценный навес, установленный на все стойки, или это сооружение, в котором часть стоек занимает стена или крыша дома. На фото ниже такой вариант как раз показан.
Третье разделение производят по функциональной составляющей. Здесь две позиции:
Декоративные , которые сооружают, чтобы придать ландшафтному дизайну законченный вид. Обычно такие навесы используют в качестве зон отдыха. К такой группе относятся перголы, то есть конструкции, в которых крыша сооружается без кровельного покрытия.
Защитные . Их назначение – защитить пространство навеса от атмосферных осадков, солнечных лучей и ветра. На крыши навеса обязательно монтируют кровельный материал. Некоторые сооружения закрывают стенками (частично или полностью).
Четвертое разделение можно провести по назначению. Это могут быть навесы для отдыха, для автомобилей, для складирования садового инструмента или бытовой утвари. Пятое разделение по типу крепления конструкции. Здесь две позиции: опорные, которые устанавливаются полностью на стойки, и подвесные, они же пристроенные.
Теперь, что касается кровельного покрытия. В этом плане никаких ограничений по выбору материала нет. Подойдет любой, главное – строго соблюдать правила сборки самого навеса с учетом размеров и веса кровельного материала, а также монтажа покрытия. Сегодня большой популярностью, к примеру, пользуется поликарбонат – прозрачный материал с неплохими техническими данными.
Источник assz.ruНа нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми . В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.
Правила сооружения
Переходим непосредственно к строительству навеса с односкатной крышей. Начинать надо с определения размеров конструкции. А точнее, с ее высоты, ширины и длины. Здесь нет ограничений, нет строгих запретов. Все на усмотрение заказчика. Просто если пролет сооружения достаточно большой, то предусматривают усиление конструкции за счет использования материалов большего сечения и установкой дополнительных промежуточных стоек. Понятно, что это увеличивает себестоимость строительства.
Итак, если с размерами определились, необходимо начать изготовление ферм. Последние – это кровельная конструкция навеса. Фермы собой представляют прямые треугольники, где гипотенуза – это стропильная нога. Чтобы вы поняли, что собой представляет ферма, собранная из металлопрофиля, посмотрите на фото ниже.
Источник stroymetalgroup.ruКоличество ферм определяется размерами навеса и весом используемого кровельного покрытия. К примеру, если конструкция будет накрываться асбестовым шифером, то шаг установки ферм – 1-2 м, если решено использовать профнастил, то можно увеличить до 3 м.
Следующий этап – монтаж опорных стоек. Сначала на стройплощадку наносятся места расположения опор, в которых выкапывают ямы лопатами или бурят скважины электрическим или ручным буром. Глубина заложения опор – 0,5-1 м.
Внутрь засыпают щебень слоем 5-10 см. нижние концы стоек обязательно гидроизолируют. Самый простой способ – обмазать их битумной мастикой. Затем опоры устанавливают в подготовленные ямы, выставляют по вертикали и на одном уровне по высоте. После чего в скважины заливают бетонный раствор. Его обязательно утрамбовывают, чтобы удалить воздух.
На схватывание бетона выделяется определенный отрезок времени. Минимально – 7 дней. После чего переходят к монтажу ферм, для чего пользуются услугами подъемного крана. Их поднимают и устанавливают на две смежные опоры. После чего по стойкам приваривают электросваркой или крепят болтами.
Источник naves-52.ruДалее фермы между собой соединяют несколькими рядами обрешетки. Элементы последней могут быть изготовлены в виде деревянных брусков или металлического профиля. Шаг установки обрешетки зависит от выбранного кровельного материала. К примеру, под металлочерепицу этот параметр будет равен 35 см, под шифер 80 см, под профнастил в зависимости от марки покрытия: от 50 до 300 м.
Как соорудить навес из пиломатериала
Деревянные навесы чаще всего устанавливают на загородных участках и используют в качестве зон отдыха. Древесина хорошо вписывается в ландшафтный дизайн любого стиля. Отсюда и большая популярность деревянных конструкций. Самый простой вариант – это небольших размеров сооружение, состоящее из четырех стоек.
Последние, как и в первом случае, устанавливают вертикально в заранее пробуренные скважины. Их нижние концы обязательно гидроизолируют. Для этого используют два слоя гидроизоляционных материалов: нижний битумная мастика, внешний рубероид, который на мастику и приклеивают.
Источник art-dachnoe.ruДля небольшого навеса стойки можно выбрать в виде брусов сечением 100х100 мм. Так как наша конструкция с односкатной крышей, соответственно две стойки должны быть длиннее двух других. Разница определяется углом наклона кровельной конструкции. Чем больше разница, тем круче крыша.
Поэтому стойки между собой устанавливают попарно на одном уровне по высоте. Их присыпают грунтом или бетонируют. После чего делают обвязку опор попарно. То есть между стойками одной высоты устанавливают и закрепляют горизонтальную доску толщиною 50 мм. А уже на доску укладывают стропильные ноги. На фото ниже показана конструкция такого навеса.
Источник nocurveballs.comСооружение комбинированного навеса
Здесь схема строительства та же. Просто вместо металлопрофиля и пиломатериалов опорные стойки возводятся из кирпича или камня. Для этого под них выкапывают лопатами квадратного сечения ямки. Размер последних определяется сечением кирпичных столбов, зависящий от требуемой несущей способности сооружения. Чем выше требуется последний показатель, тем мощнее стойки должны закладываться.
В выкопанные ямки засыпают щебень толщиною 10-15 см, затем песок, который выравнивают и утрамбовывают. На подготовленную подушку застилают в два слоя рубероид. И уже на него начинают выкладывать кирпич, блоки или камень. Поднимают столбы или до одного уровня, или на разные попарно. Нередко под кирпичную или каменную кладку заливают бетонную тумбочку (своеобразный столбчатый фундамент).
Видео описание
В видео показан вариант, как из кирпича поднимают опорные столбы под односкатный навес:
Как только стойки будут готовы, переходят к сооружению кровельной конструкции. Здесь, как говорилось выше, можно использовать пиломатериал или металлопрофиль. На фотографии ниже показана деревянная конструкция. В ней видно, что стропильная система лежит на столбиках, которые упираются в кирпичные стойки. Кровлю можно сделать проще. Для этого на стойки укладывают попарно два бруса, параллельно друг другу. А уже на них в поперечном направлении стропильные ноги.
Источник ximohovi.tkСтроительство пристроенной конструкции
Здесь надо рассмотреть вариант с одним рядом опорных стоек. То есть одна сторона навеса будет крепиться к стене постройки, к которой его пристраивают. Существует несколько способов закрепить навес к стене.
Для этого используют доску толщиною 50 мм . Ее к стене дома крепят анкерами, устанавливая горизонтально с учетом высоты ската. Именно на эту доску будут устанавливаться стропила, к ней и будут крепиться.
Для крепления в стене делают пазы . Это возможно лишь в том случае, если дом возведен из кирпича, блоков или камня. Редко этот способ применяют, если дом деревянный. Обычно под каждую стропильную ногу выбирают паз, куда стропилу и вставляют.
Используют специальные металлические кронштейны . Их крепят к стене, а уже к ним стропильные ноги или фермы. На фото ниже показан один из вариантов такого способа крепления.
Фермы или стропила устанавливают на стены постройки или на крышу . Не всегда можно использовать такой вариант, особенно если дом уже эксплуатируется. Оптимально – если возводится навес с плоской крышей. Хотя строгих ограничений здесь нет. К примеру, на фото показан арочный односкатный навес, который одной стороной установлен на стену здания.
Если нет возможности прикрепить кровельную конструкцию навеса к дому, то сооружают стандартную модификацию. То есть со стойками под каждую сторону. При этом один ряд опор будет располагаться около стены здания, к которому навес пристраивается.
И еще один момент. Существует такое понятие, как навес с плоской кровлей. Необходимо отметить, что это все равно конструкция с односкатной кровлей. Просто у нее угол наклона ската не превышает 5°. А значит, технология строительства таких навесов точно такая же, как были описаны выше. Те же технологические приемы и строительные материалы. Единственное, что необходимо отметить, это для навесов защитного типа придется при сооружении уделить особое внимание выбору и монтажу кровельного материала. Оптимально – использовать профнастил, укладываемый без поперечных стыков, или использовать рулонную кровлю, а лучше по декоративным качествам битумную мастику. Под два последних материала придется уложить сплошную обрешетку.
Видео описание
В видео показано, как из пиломатериалов сооружают односкатный навес:
Заключение по теме
Простые и дешевые строительные конструкции сегодня в большой цене. Они популярны, не требуют больших денежных затрат, но по функциональности и декоративности не уступят другим видам. При кажущейся простоте строительного процесса их сборка – дело непростое. Особенно, если на строительство используется полуфабрикат. Проще купить готовый навес.
Архитектурные конструкции из профильных труб можно встретить повсеместно, они устанавливаются на дачных участках, у больших магазинов и на промышленных площадках, рядом с государственными и коммерческими учреждениями. Изготовить навес можно самостоятельно, если имеются базовые навыки работы со сварочным аппаратом.
По сравнению с кирпичными, бетонными и деревянными навесами, конструкции из труб имеют ряд неоспоримых преимуществ.
К тому же, подобные сооружения имеют относительно небольшую стоимость. Малый вес позволяет достигать значительной экономии на земляных и фундаментных работах. Такие положительные характеристики навесов стали причиной их популярности среди многочисленных потребителей.
Цены на профильные трубы
Профильная труба
Этапы строительных работ
Любые строительные работы требуют внимательного и очень взвешенного подхода и планирования своих действий на несколько шагов вперед. Кроме того, нужно иметь специальные инструменты и практический опыт работы с ними.
Важно. Любой сварной навес является источником повышенной опасности для окружающих. Работы должен выполнять только профессиональный сварщик, гарантирующий качество всех швов.
Таблица. Этапы изготовления конструкции
Наименование этапа | Краткое описание и практические советы |
---|---|
На этом этапе нужно определиться с местом размещением навеса и его функциональным назначением. Навес может стоять отдельно, рядом с домом или иными приусадебными пристройками. Его можно использовать для защиты бассейнов или спортивных площадок от атмосферных осадков, применять в качестве укрытия для автомобиля или различных промышленных товаров. Только после того, как стали понятными общие требования к навесу, можно приступать к следующему этапу. | |
Нужно снять размеры будущей конструкции, выбрать из многочисленных вариантов оптимальный тип крыши, подобрать кровельные материалы. Одновременно следует определиться с типом и размерами фундамента и всеми линейными размерами сооружения. Настоятельно рекомендуется нарисовать эскиз общего вида навеса, отдельно всех его элементов, указать их размеры. Сделать детализацию ответственных нагруженных узлов. | |
Тщательно подсчитать количество материалов с учетом непредвиденных расходов. Если проект создается самостоятельно, то из-за недостатка опыта выполнения таких работ обязательно потребуется корректировка некоторых элементов уже во время строительства сооружения. Важно помнить, что любая остановка строительства из-за нехватки материалов всегда становится причиной увеличения общей сметной стоимости. Одновременно следует проверить исправность инструментов и оборудования. Купить электроды соответствующего диаметра, отрезные диски, метизы и т. д. | |
Очень важный этап. Нужно сваривать фермы и пролеты, готовить вертикальные опоры. В зависимости от проекта предусматриваются раскосы и прочие элементы для увеличения механической прочности конструкции. При этом следует добиваться точного соблюдения размеров каждого элемента, от этого во многом зависит фактическое распределение нагрузок и их соответствие расчетным. | |
В большинстве случаев такие работы рациональнее выполнять с помощниками, это не только ускоряет процесс сборки, но и делает его безопасным и более качественным. Очередность соединения отдельных элементов в единую конструкцию зависит от инженерных особенностей проекта. | |
Навесы могут накрываться полистирольными плитами (монолитными или сотовыми), металлическими профилированными лисами, гибкой битумной черепицей или иными кровельными материалами. С учетом их физических параметров выбираются размеры и тип обрешетки, углы наклона скатов или радиусы изгиба арочных стропильных систем. При желании на конструкции устанавливаются декоративные кованые элементы. |
Пошаговая инструкция изготовления навеса
Для примера взят навес шириной 6 м без промежуточных опор. Такое большое расстояние между опорами требует изготовления прочных несущих балок, на которых будут лежать навеса.
Шаг 1. Посчитайте необходимый объем материалов для строительства. Для изготовления ферм можно применять трубу сечением 40×20 мм, для балок 40×25 мм. Толщина стенок в обеих случаях два миллиметра.
Практический совет. Всегда делайте запас примерно 5–10% от расчетного количества. Мы уже упоминали, что самостоятельный проект не может предусмотреть точное количество труб.
Шаг 2. Приступайте к изготовлению балок. Длина элемента 6 м, вертикальные промежуточные стойки для такой балки надо размещать через каждые 60 см. Высота конструкции 30 см. Для повышения устойчивости к изгибающим нагрузкам между вертикальными подпорками привариваются две разнонаправленные укосины. Обрезать трубы можно обыкновенной ручной болгаркой, но если у вас большой объем таких работ, то рекомендуется сделать элементарный станок. Все балки проверяйте по шаблону, их размеры должны быть полностью одинаковыми.
Шаг 3. Изготовьте несущие фермы. Делать их можно по такой же инженерной схеме, только с уменьшенными размерами. Высота конструкции примерно 25 см, шаг вертикальных перемычек 75 см. На каждую из них действуют не такие большие усилия, как на балки, что позволяет уменьшать размеры узлов.
Шаг 4. Тщательно очистите конструкции от окалины, потеков металла и технического масла. Погрунтуйте и окрасьте поверхности.
Шаг 5. Установите на место балки и фермы, приварите все конструкции. Работайте очень внимательно. Мы уже упоминали, что навесы относятся к сооружениям повышенной опасности, все узлы должны точно отвечать расчетным несущим способностям.
Шаг 6. Все в норме – начинайте монтировать на навес сливную систему. Крюки для желобов должны быть металлическими, их можно приваривать или прикручивать к балкам. Мы рекомендуем первый метод фиксации – так намного проще и быстрее.
Важно. Не забывайте делать уклон — на погонный метр перепад по высоте между элементами фиксации должен быть не менее пяти миллиметров. Для нашего навеса длиной 6 м общий уклон будет составлять три сантиметра.
Теперь можно накрывать навес плитами сотового поликарбоната