Бутан - Страна Счастливых Людей. Про интересное государство бутан Этим людям наплевать на телевидение, радио и Интернет
Королевство Бутан известно в мире прежде всего тем, что валовое национальное счастье ценится здесь превыше показателей валового внутреннего продукта. Однако благополучная жизнь местного населения всё больше омрачается экологическими проблемами, которые постоянно усугубляются в связи с развитием промышленности и урбанизацией. Обеспокоенные власти Бутана выступили инициаторами Конференции по климату в Париже в декабре 2015 года, в рамках которой государства взяли на себя ряд обязательств по охране окружающей среды и снижению выбросов парниковых газов.
Премьер-министр Бутана Церинг Тобгай в электромобиле.
Сохранение окружающей среды и устойчивое развитие – важнейшая политическая повестка в Бутане.
Вид Гималаев с горного перевала Дочула.
Прошлым летом Бутан установил рекорд на самое большое число деревьев, высаженных за один час – около 50 тысяч саженцев.
Монахи устанавливают подпорки, чтобы ремонтировать монастырь Гангтей-гомпа долине Пхобжикха.
В основе культуры Бутана лежат буддистские верования. Монахи по-прежнему пользуются большим уважением у широких слоёв населения. В такие места любят приезжать туристы , хотя Бутан достаточно закрытая страна для путешественников.
Мальчики учатся в монастыре Кела Дешен Янши (Kela Dechen Yangtshi) в Паро, Бутан .
Пожилая женщина, совершающая паломничество к монастырю Такцанг-лакханг, возле молитвенного барабана.
В Бутане бесплатное образование и медицина.
В 1970-м году Бутан стал открытым для внешнего мира, и с тех пор его столица, Тхимпху, начала стремительно разрастаться. Уровень образованности населения повысился, и молодёжь стала выезжать из сельской местности в города в поисках более высокооплачиваемой работы. Однако, уровень безработицы в Бутане по-прежнему высок.
Площадь городов расширяется за счёт сельскохозяйственных угодий. Этот новый посёлок в долине Паро был построен на месте рисового поля.
Большая часть ручной работы в Бутане выполняется трудовыми мигрантами из Индии. Однако, чтобы снизить уровень безработицы, правительство Бутана пытается задействовать как можно большее число своих граждан в промышленном секторе.
Единственная законная свалка в Тхимпху переполнилась в 2002 году, что привело к образованию многочисленных незаконных свалок.
Фермерский рынок в Тхимпху.
Из-за нехватки работы в городах молодому поколению приходится искать источники стабильного заработка в сельской местности. Около две трети населения Бутана работает в сельскохозяйственном секторе.
Многие молодые люди занимаются выращиванием овощей и продают их на фермерских рынках в городах.
Фермер в долине Пхобжикха.
С каждым годом экономика Бутана всё меньше опирается на сельское хозяйство. В 2002 году доля сельского хозяйства в ВВП составляла 26%, а в 2014 году – 16%.
Мужчина и его дочь смотрят телевизор в своём доме в долине Пхобжикха.
Телевидение и интернет появились в Бутане в 1999 году. Радиовещательная служба Бутана остаётся единственной компанией, осуществляющей телевещание в стране .
Электрическая подстанция в Тхимпху.
Электроэнергию в Бутане производят исключительно гидроэлектростанции.
Королевство Бутан известно в мире прежде всего тем, что валовое национальное счастье ценится здесь превыше показателей валового внутреннего продукта. Однако, благополучная жизнь местного населения всё больше омрачается экологическими проблемами, которые постоянно усугубляются в связи с развитием промышленности и урбанизацией. Обеспокоенные власти Бутана выступили инициаторами Конференции по климату в Париже в декабре 2015 года, в рамках которой государства взяли на себя ряд обязательств по охране окружающей среды и снижению выбросов парниковых газов.
Премьер-министр Бутана Церинг Тобгай в электромобиле.
Сохранение окружающей среды и устойчивое развитие - важнейшая политическая повестка в Бутане.
Вид Гималаев с горного перевала Дочула.
Прошлым летом Бутан установил рекорд на самое большое число деревьев, высаженных за один час - около 50 тысяч саженцев.
Монахи устанавливают подпорки, чтобы ремонтировать монастырь Гангтей-гомпа долине Пхобжикха.
В основе культуры Бутана лежат буддистские верования. Монахи по-прежнему пользуются большим уважением у широких слоёв населения. В такие места любят приезжать туристы, хотя Бутан достаточно закрытая страна для путешественников.
Мальчики учатся в монастыре Кела Дешен Янши (Kela Dechen Yangtshi) в Паро, Бутан.
Пожилая женщина, совершающая паломничество к монастырю Такцанг-лакханг, возле молитвенного барабана.
В Бутане бесплатное образование и медицина.
В 1970-м году Бутан стал открытым для внешнего мира, и с тех пор его столица, Тхимпху, начала стремительно разрастаться. Уровень образованности населения повысился, и молодёжь стала выезжать из сельской местности в города в поисках более высокооплачиваемой работы. Однако, уровень безработицы в Бутане по-прежнему высок.
Площадь городов расширяется за счёт сельскохозяйственных угодий. Этот новый посёлок в долине Паро был построен на месте рисового поля.
Большая часть ручной работы в Бутане выполняется трудовыми мигрантами из Индии. Однако, чтобы снизить уровень безработицы, правительство Бутана пытается задействовать как можно большее число своих граждан в промышленном секторе.
Единственная законная свалка в Тхимпху переполнилась в 2002 году, что привело к образованию многочисленных незаконных свалок.
Фермерский рынок в Тхимпху.
Из-за нехватки работы в городах молодому поколению приходится искать источники стабильного заработка в сельской местности. Около две трети населения Бутана работает в сельскохозяйственном секторе.
Многие молодые люди занимаются выращиванием овощей и продают их на фермерских рынках в городах.
Фермер в долине Пхобжикха.
С каждым годом экономика Бутана всё меньше опирается на сельское хозяйство. В 2002 году доля сельского хозяйства в ВВП составляла 26%, а в 2014 году - 16%.
Мужчина и его дочь смотрят телевизор в своём доме в долине Пхобжикха.
Телевидение и интернет появились в Бутане в 1999 году. Радиовещательная служба Бутана остаётся единственной компанией, осуществляющей телевещание в стране.
Электрическая подстанция в Тхимпху.
Электроэнергию в Бутане производят исключительно гидроэлектростанции.
Приток реки Тхимпху.
В долгосрочной перспективе Бутан планирует построить 74 плотины по всей территории страны. После того, как внутренние потребности страны будут удовлетворены, Бутан начнёт продавать излишек электроэнергии Индии.
Женщины и дети прессуют алюминиевые банки для дальнейшей переработки.
Жестяные банки покупает Индия, потому что в Бутане до сих пор нет предприятий, которые бы занимались их переработкой.
Медитация в монастыре Танго недалеко от Тхимпху.
Реальные истории наших эмигрантов - жизнь, проблемы, работа в Бутане без прикрас. Мы со своими товарищами, если вы, конечно, помните, являемся страстными путешественниками по разным странам планеты и всегда путешествуем исключительно вместе, как только выпадает первая же возможность. И, причем, мы посетили уже такое количество самых разных государств Земли, что нам всем теперь интересно бывать в самых затерянных странах. И чем она менее известна, чем там меньше туристов, тем она нас привлекает в последние годы больше всего.
А когда мы оказались впервые в «гималайском Бутане», то тут же в него влюбились, и отныне он является лично для меня постоянным местом жительства практически пять лет. И, что самое удивительное и несказанно манящее, эта страна не перестает меня удивлять, поражать и открывать все новые и совершенно фантастические загадки и секреты, от которых просто голова идет кругом и так хочется жить и познавать «Вечно Интригующий Бутан».
Кстати, я остался в Бутане благодаря одному интересному обстоятельству. Там уже практически лет 20-ть живет мой дядя, по образованию зоолог. Он открывает новые заповедники, изучает в лесах, горах и долинах Бутана многочисленный мир самых экзотических животных Земли, что привлекает туда все большее количество туристов со всего мира. Спасает там тех животных, что до его появления в Бутане были на грани выживания. А теперь Бутан даже снабжает (продает, конечно, и за огромные деньги) практически все зоопарки планеты Земля и редчайшими носорогами, бенгальскими тиграми, мускусными оленями, горными слонами, гималайскими медведями и так до бесконечности и восторга любителей животных.
Я же остался в Бутане из-за целого ряда очень веских для меня причин и, главное, дядя сказал мне тогда: «Не спеши в Россию, здесь и для тебя масса работы». Я согласился, а дальше было все так:
- Бутан оказался просто потрясающим государством, которое состояло из одних уникальнейших парадоксов и местом просто шокирующих контрастов. В Бутане все устроено так, что такого никогда и нигде я просто раньше не встречал. Хотя и позже тоже.
- В бутанских широченных долинах и угодьях массы притоков знаменитой на весь мир реки Брахмапутра, она несет свои воды с северных склонов могучих гор Гималаев и до самого юга Бутана. Природа потрясает своим разнообразием и совершенно необъяснимой красотой таких пейзажей,- душа цепенеет от восторга, и это не сказка.
- Дядя занимается животным миром Бутана, организацией целого ряда заповедников и парков для привлечения в страну туристов. Он пристроил меня на один VIP-курорт инструктором горного туризма и проводником на самые высокие точки Гималаев альпинистов из разных стран. Они же, поняв уникальность Бутана, начали ехать сюда огромными толпами. А я этим занимался ровно три года, что мне нравилось просто неповторимо и просто несказанно сказочно.
- Я постепенно стал привыкать к особенностям и довольно своеобразному менталитету местного населения.
- Бутан категорически поставил под запрет ввоз в их страну всех минеральных удобрений, а уж тем более «всяких хитростей ГМО». И поэтому в Бутане все продукты сельского хозяйства - самые экологически чистые во всем мире, и оттого все они невероятно вкуснее и полезней любых лекарств. Да они, обладая «чистейшими витаминами» сами по себе «бесценнейшая панацея» от любых болезней и недугов. Одно сплошное вкусное здоровье и ничего лишнего.
- Интересно и то, что лишь Бутан, аж до 1974 года не пускал в свою страну ни единого иностранного гражданина. И, наверное, именно из-за этого он и смог сохранить до сего дня самую самобытную культуру на Земле. Но, когда король Бутана решил открыть бутанские границы, он (хотя не он, конечно, лично, а его правительство) очень продуманно и тщательно следили и следят до сих пор, чтобы в их страну ни попало ничегошеньки «вредоносного от современной цивилизации».
- Возьмем для самого показательного примера этого хотя бы вот это. Когда американцы предложили Бутану построить на их территории завод по изготовлению «Кока-Колы», то им было сказано вполне категорично: «Только никакой химии, а исключительно натуральные продукты, тогда да». И, представьте себе, «всемогущие США» пошли на это. Зато знали бы вы, как же вкусна бутанская «Кока-Кола», что сделана по рецепту ее основания. Ведь там нет ни красителей, ни подсластителей, ни усилителей вкуса, а уж тем паче разных там вредоносных Е-шек.
- Зато я, живя и работая в Бутане, стал, незаметно для себя самого, совершенно иным человеком. Я стал спокойным, уравновешенным. У меня пропала моя «врожденная суета» и желание за день сделать, как только возможно больше дел. Я перестал спешить жить и обрел то, что у вас называется: «Реальные истории наших эмигрантов - жизнь, проблемы, работа в Бутане без прикрас».
А Бутан - это страна удивления и познания «истины вселенной». Сегодня Бутан уверенно и только поступательно идет в свое будущее и оно обязательно будет процветающим и великим. Это мое твердое убеждение и тем людям, кто не бывал в Бутане, я настоятельно рекомендую сделать это хоть раз. А там вы поймете, как же правдивы и верны все мои слова этой статьи. Поверьте и проверьте.
Еще лет сорок назад все, что было известно о закрытом Королевстве Бутан, - его местоположение: где-то в Гималаях. Сегодня это страна, которая вслед за своим королем решила, что «счастье народа важнее процентов ВВП», и придерживается этой национальной идеи
«Добро пожаловать в страну счастья!» - улыбаются девушки в национальных костюмах с обложки рекламного буклета в самолете бутанской авиакомпании Drukair - Royal Bhutan Airlines . Рейс следует из Дели с остановкой в Катманду. Другие авиакомпании сюда не летают: сертификаты на посадку самолета в аэропорту города Паро есть всего у восьми пилотов в мире. Естественно, они бутанцы. Аэропорт находится на высоте 2200 метров над уровнем моря и окружен высокими горами. При подлете Airbus A319 маневрирует в узком ущелье и снижается по спирали.
До 1974 года Бутан 64 года находился в изоляции. Но и после официального разрешения въезда туристов визы выдавались в ограниченном количестве - не более нескольких сотен в год. С открытием аэропорта в 1983 году поток иностранцев увеличился до 2000 человек в год, а сегодня - до 90000. Но до сих пор просто купить билет и прилететь в Бутан невозможно. Каждого туриста (или группу) в течение всей поездки должен сопровождать гид.
- Такое решение принято правительством не с целью скрыть что-то от глаз посторонних , - объясняет проводник Сенчо , худощавый мужчина в национальном костюме - халате гхо. Он встретил группу в аэропорту и останется с нами на все десять дней путешествия. - Наоборот, мы хотим помочь вам понять суть бутанской жизни, увидеть Бутан таким, каким видим его мы: местом гармонии и спокойствия, откуда не хочется уезжать.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИКТАТУРА
По одной из версий, «Бутан» происходит от санскритского Bhu-Uttan - «высокогорье». Половина земель страны расположена выше 3000 метров над уровнем моря. От перемены высот с непривычки закладывает уши. За окном автомобиля, на котором едем в столицу Тхимпху, мелькают горы, густо покрытые лесами.
- В стране действует политика экологической диктатуры , - рассказывает Сенчо. - В конституции прописано, что леса должны занимать 70% территорий. Для производства бумаги мы используем только больные деревья. На 754 000 жителей страны хватает. Мы могли бы продавать древесину и зарабатывать большие деньги. Но для нас важнее сохранить место, где живем. Животных тоже не убиваем. Мясо едим редко, привозим его из Индии. Мы стараемся расходовать ресурсы экономно и использовать только то, что природа может восполнить. Например, на горных реках построены гидроэлектростанции. Получаемую от них энергию продаем в Индию. Это основной доход страны.
На подъезде к Тхимпху склоны изрезаны рисовыми террасами. На них выращивают рис (сельское хозяйство в стране является вторым источником дохода). Большая часть риса уходит на продажу в Индию.
ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ
Виды Тхимпху напоминают декорации к фильму о сказочной стране. Двух- и трехэтажные домики с деревянными крышами и ставнями расписаны вручную. На каждом доме деревянные таблички двух цветов: синего и зеленого. На них - белые буквы на двух языках: государственном дзонг-кэ и английском. Так в Бутане выглядит реклама. Никаких мигающих вывесок, раздражающих взгляд в европейских столицах. На улицах идеальная чистота. Кругом урны зеленого («природного») цвета, надписи на которых напоминают: «Не забудь про меня».
- Мусор - одна из наших основных проблем , - говорит Сенчо. - В давние времена при приготовлении пищи, строительстве домов мы использовали только натуральные материалы. То, что давала природа, то она и забирала. Сейчас появилось много неорганического мусора. Территория у нас небольшая, организованные свалки быстро переполнялись, и пару лет назад правительство договорилось с Индией, у которой есть несколько перерабатывающих заводов. Теперь мы продаем мусор соседям.
Машин на улицах почти нет. А те, что есть, в основном индийского производства. Ездят они по городу со скоростью 40 км/ч. Люди ходят в национальных костюмах в клетку или полоску: мужчины - в халатах гхо, а женщины - в юбках кира и жакетах тего. Таков закон.
- У нас демократичное правительство , - улыбается Цейна, продавщица в текстильном магазине, где на прилавках разложены национальные костюмы около 200 расцветок, сшитые на местных фабриках. - Когда мы ходим на работу, официальные мероприятия, национальные праздники, конституция обязывает носить традиционную одежду, в противном случае тебя не пустят. В свободное время мы можем надевать одежду, которую привозят в бутанские магазины из Индии. В последнее время этим правом изредка стала пользоваться молодежь.
Костюмы представлены всего двумя размерами: «побольше» (российский 48-й) и «поменьше» (российский 44-й). Но бутанцам этого хватает. Встретить среди местных человека с лишним весом невозможно. Будто и эта часть жизни регламентирована законодательством.
СПОРТИВНЫЙ РЕЖИМ
Хорошая физическая форма бутанцев обусловлена их образом жизни. Во-первых, основа рациона питания - рис. Его выращивает почти 80% населения. К рису добавляют овощи: тушеные, жареные. Животную пищу бутанцы едят редко. Во-вторых, большинство живет в деревне, а работает или учится в городе. Машины есть всего у 10% бутанцев, а рейсовые автобусы ходят не часто. Поэтому расстояния в десятки километров местные преодолевают пешком.
- Лет пятьдесят назад никаких машин не было , - улыбается Сенчо. - Более того, не было и обуви. Люди ходили босиком. Я помню, как в детстве зимой по снегу добирался до школы, расположенной в десяти километрах от родительского дома. Приходилось довольно быстро бегать . Так жили все. Это сегодня у моих детей по несколько пар обуви. Но и в те времена никто не чувствовал себя несчастным. Мы всегда умели довольствоваться тем, что есть.
Основное спортивное развлечение бутанцев - стрельба из лука. Площадки для этого спорта повсюду. Их два вида: для стрельбы на 50 метров и на 100.
- Стрельба из лука появилась в Бутане несколько веков назад, когда на территории страны шли гражданские войны , - говорит преподаватель стрельбы в одной из школ в окрестностях Тхимпху Иеши Дорджи. - Но в современном Бутане уже более ста лет не знают войн. На животных тоже не охотятся - это запрещено. Поэтому стрельба из лука - местное развлечение. И только в 1971 году она официально стала видом спорта. А в 1984 году мы впервые приняли участие в летних Олимпийских играх.
С тех пор Бутан выставлял спортсменов на Олимпиаду еще семь раз, ни одной медали завоевать не удалось.
- Буддизм учит обращать внимание не на результат, а на процесс , - продолжает Иеши. - Если процесс доставил удовольствие и не причинил зла кому-то, значит все на благо.
КОНТРОЛЬ РАЗУМА
Буддизм - господствующая религия Бутана . Его исповедуют 75% населения (24% - индуизм, 1% - христианство, ислам и прочие). Все в королевстве подчинено религии. Даже административные центры находятся на территории крепостей - дзонгов, по соседству с монастырями. По большому счету Бутан - один большой храм. У входа в любое помещение в Пунакхе, Тхимпху или другом городе находятся молитвенные колеса-барабаны, которые местные жители крутят при первой возможности (один оборот равносилен стократному прочтению молитвы). На деревьях, мостах, домах развешаны разноцветные флажки, символизирующие пять стихий, в которые верят в буддизме. Желтые - земля, красные - огонь, белые - вода, зеленые - воздух, синие - пространство. Но больше всего поражают разбросанные по склонам гор частоколы из высоких белых флагов. Особенно много их вдоль дороги от Тхимпху до города Пунакха.
- Это молитвенные флаги в честь усопших , - объясняет Сенчо. - Ветер, развевающий полотна, принесет удачу душе покойника в новой реинкарнации.
Место, где нужно разместить флаги, назначают астрологи. Все важные события в жизни бутанцы обсуждают с ними. Даже король принимает государственные решения, руководствуясь советами придворных астрологов. Это чуть ли не самая престижная профессия в Бутане. Обучают ей в школах при монастырях или дзонгах.
Как и в обычном учебном заведении, на территории Пунакха-Дзонг (крепости называют по имени города, в котором они расположены) бегают дети всех возрастов. Только вместо школьной формы красные одеяния - такие же, как у взрослых монахов.
- Дети сами принимают решение стать монахами , - говорит наставник монастыря Лакпа. - Мы преподаем астрологию, географию, историю и другие предметы. В 16 лет ребенок должен сделать выбор, будет ли он монахом или займется только астрологией. Дети все чаще отдают предпочтение астрологии, поскольку она приносит неплохие доходы. Это влияние западного мира. Когда деньги становятся смыслом жизни, сама жизнь теряет смысл. Поэтому главное, чему мы учим, - контролировать разум, не давать желаниям завладеть собой, ценить то, что имеешь, и благодарить за это. Только так можно быть счастливым .
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
О том же самом говорит и лозунг на стене в школе города Паро: «За деньги можно купить дом. Но в Бутане у тебя он уже есть» . В стране не встретишь бездомного. Если у человека нет земли, он идет к королю. Король выделяет землю, которой хватает для строительства дома, и рисовые поля. Если доход от продажи риса составит меньше 100 000 нгултрумов, то платить 10% (подоходный налог в стране) не придется.
Строгие правила Гуляем по Тхимпху. Мальчик лет пяти в крошечном гхо ярко-синего цвета строит мне глазки и улыбается. Делаю пару кадров. Малыш с радостью позирует. Вспоминаю, что с собой у меня шоколадка, привезенная из Москвы. Протягиваю мальчику, но тот вдруг хмурится: No, thank you! - четко выговаривает малыш и демонстративно отворачивается. Недоумеваю, чем же я его обидела… Не переживайте, - улыбается мама мальчика. - Я очень рада, что сын так поступил. Вас, наверное, не предупредил гид: мы просим туристов ничего не давать детям. Иначе они будут вести себя так же неподобающе, как индийские попрошайки. У наших детей все есть. |
- Со мной было так же , - рассказывает охранник школы Сиде, пока мы ждем окончания 55-минутного урока. - Сестра выросла и вышла замуж. Мне нужно было покинуть отеческий дом (в Бутане дом и земля наследуются по женской линии, сын, как правило, вынужден искать себе новое жилье или невесту). Король дал мне землю и поля. Рис я выращиваю только для себя, а работаю в государственном учреждении, поэтому и не плачу налоги. Образование и медицину в стране тоже оплачивает государство из денег, которые приносит развивающийся туризм… Правительство любит нас.
Разговор прерывает гонг. Восьмичасовой учебный день в школе подошел к концу. Учащиеся вырвались из классов, чуть не сбив нас с ног.
- Дети во всех странах одинаково счастливы, когда заканчиваются утомительные уроки , - улыбается учительница английского языка Цомо. Она преподает в школе 15 лет и наблюдала, как менялись бутанские дети. - С одной стороны, хорошо, что Бутан постепенно открывает границы: в 1999 году у нас появилось телевидение, а сейчас и Интернет. Дети стали более восприимчивы к миру. Им легче дается история стран, потому что они где-то читали о них. С другой стороны, есть и негативное влияние. Недавно поймала ученика за курением. Я никому не рассказала, потому что в Бутане запрещена покупка и продажа сигарет. Попыталась объяснить, что курить плохо. В ответ услышала, что в других странах все так делают. Сейчас учителя больше внимания уделяют рассказам об истории Бутана, о принципах нашей жизни, о концепции бутанского счастья, на которой мы выросли. Ничего страшного не происходит, конечно. Просто, как и любой ребенок, Бутан растет и сейчас находится в переходном периоде. Это не плохо и не хорошо. Это данность. И чтобы быть счастливым, нужно ее принять.
ПОЛИТИКА В конституции Бутана говорится о том, что главная цель правительства - сделать счастливым каждого гражданина. В стране работает Комиссия по всеобщему народному счастью, которая регулярно задает людям главный вопрос: «Счастливы ли вы?» Таким образом Бутан измеряет уровень жизни в стране. Понятие «валовое национальное счастье» подразумевает лишь то, что правительство создает такую экономику, которая соответствует уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских ценностях. Объективным подсчетом счастливых граждан озаботилась британская организация New Economics Foundation . В 2006 году она предложила измерять международный индекс счастья, отражающий благосостояние людей в разных странах мира. Для расчета индекса использовались три показателя: субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый экологический след (мера воздействия человека на среду обитания). Интересно, что Бутан в 2006 году оказался на 13-й строке рейтинга, в 2009-м переместился на 17-ю, а в 2012-м вообще пропал из списка. |