Психоаналитическая концепция развития зигмунд фрейд. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда
В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача- психиатра и психолога З. Фрейда.
Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном, его называют ученым и провидцем, Сократом нашего времени, одним из великих основоположников современной социальной науки, гением в действии, сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.
Он впервые развил с почти художественной мощью заложенные в человека драматические элементы - эту судорожную игру мельканий в сумеречном свете подсознательного, где ничтожный толчок отдается отдаленнейшими последствиями и в самых изумительных сочетаниях сплетаются прошлое с настоящим - поистине целый мир в тесном кругообороте человеческого тела, необозримый в своей цельности и все же обаятельный как зрелище, в непостижимой свое закономерности. А закономерное в человеке, - в этом решающая переустановка фрейдовского учения, - никоим образом не поддается академической схематизации, но может быть только пережито, изжито совместно с ним и познано в процессе этого изживания, в качестве единственно ему свойственного.
Личность человека постигается не с помощью застывших формул, но исключительно по отпечаткам посланных ему судьбой переживаний; поэтому всякое врачевание в тесном смысле этого слова, всякая помощь в смысле моральном предполагают, по Фрейду, познание личности, но познание утверждающее, сочувствующее и в силу этого действительно полное.
Поэтому уважение к личности, к этой, в гетевском смысле, "явленной тайне" есть для него непреложное начало всякой психологии и всякого душевного врачевания, и Фрейд, как никто другой, научил нас хранить это уважение как некий моральный закон. Лишь благодаря ему тысячи и сотни тысяч узнали об уязвимости души, в особенности детской, и перед лицом вскрытых им изъявлений начали понимать, что всякое грубое касание, всякое бесцеремонное залезание (часто при посредстве одного лишь слова!) в эту сверхчувствительную, одаренную роковой силой припоминания материю может разрушить судьбу и что, следовательно, всякие необдуманные запреты, наказания, угрозы и меры принуждения возлагают на наказывающего неведомую до того ответственность.
Он неизменно внедрял в сознание современности - школы, церкви, зала суда - уважение к личности, даже на путях ее отклонения от нормы, и этим более глубоким проникновением в душу насадил в мире больше предусмотрительности и снисходительности.
Искусство взаимного понимания, это наиболее важное в человеческих отношениях искусство, которое может способствовать возникновению высшей гуманности, в развитии своем обязано учению Фрейда о личности много больше, чем какому-либо другому методу современности; лишь благодаря ему стали понятными нашей эпохе, в новом и действительном понимании, значение индивидуума, неповторимая ценность всякой человеческой души.
1. Личность как триединство
Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека. Его работы осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.
Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического.
В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.
Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.
Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.
Однако в начале 20-х годов прошлого века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.
Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности.
В бессознательном слое располагается одна из структур личности - «Оно», которая фактически является энергетической основой личности.
"Оно", в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. "Оно" имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, «Оно», выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.
Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, «Оно», в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества.
«Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.
Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.
Вторая структура личности - «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я». Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, " исполнительным органом" личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.
Третья структура личности - «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». «Сверх-Я» – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении
индивидуума. Будучи морально-этической силой личности, «Сверх-Я» является следствием продолжительной зависимости от родителей.
Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать «Сверх-Я» как индивидуальное отражение "коллективной совести" социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.
Рационализация связана со стремлением "Сверх-Я" хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.
Теории личности
– это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.
Теории личности в психологии
Считается, что человеческий изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.
Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.
Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.
Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:
— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);
— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;
— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к и характеризуется позитивной природой);
когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);
— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.
Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.
Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.
Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.
Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».
В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.
Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.
Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.
Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.
Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.
Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.
Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.
— мотивы характеризуются иерархической структурой;
— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;
— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;
— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.
Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.
К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.
З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.
Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.
Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.
В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.
Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.
Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.
Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.
Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.
— психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;
— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;
— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;
— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;
— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;
— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;
— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;
— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.
Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.
Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.
Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.
Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».
47. Психоаналитическая концепция з.Фрейда.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в г. Фрайбурге (бывшая Моравия), входившем в состав Австро-Венгрии (ныне - Чехословакия). Рос в буржуазной семье среднего достатка. В автобиографии (1925) он писал: "Мои родители были евреями, и я остался евреем". В 1873 году поступает на медицинский факультет Венского университета. С 1882 года работает врачом в отделении внутренних болезней Венской общей клиники, далее - в психиатрической клинике под руководством Мейнерта.
Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920); "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921); "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id), т. е. глубинный уровень бессознательных влечений. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.
Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "
Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego) " - это внутриличностная совесть, т. е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества.
"Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.
Жесткая моральная цензура "Сверх-Я" мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом так называемых "защитных механизмов".
Задолго до Фрейда многие философы задумывались над тем, что именно определяет жизнедеятельность человека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачей определиться в отношении того, что он назвал "первичными влечениями". Эти размышления приводят к созданию концепции о том, что деятельность человека обусловлена переплетением сил "инстинкта жизни" (Эрос) и "инстинкта смерти" (Танатос). Эти полярные силы являются основными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельность человека.
Одной из популярных теорий личности является психодинамическая теория личности З. Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга.
Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
По мнению Фрейда, личность образуется 3-мя структурными компонентами:
«Оно» или бессознательное
«Я» или сознание
«Сверх-Я» или сверхсознание
Согласно этой теории личность – это противоречивое единство 3-х взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.
Эти 3 сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на деятельность друг друга.
Сфера «Оно» — это инстинктивное ядро личности, это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере «Оно», определяют поведение личности. В целом функционирование сферы «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Согласно Фрейду «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности.
Мы рождаемся с Оно. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Оно уже заложено в нас.
Вторая сфера личности – «Сверх-Я» — руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе идеалами морали и ценностями. «Сверх-Я» – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Эта сфера формируется в процессе социализации и является последним компонентом развивающейся личности.
Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.
«Сверх-Я» развивается уже в возрасте 4-5 лет. С одной стороны «Оно» твердит: «хочу это», «хочу то». А «Сверх-Я» подавляет: «нельзя, ты не заслужил…». Поэтому эти 2 сферы постоянно спорят и борются между собой.
И тут разрешить спор, конфликт помогает «Я».
Третья сфера личности – «Я» — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания, ориентируется на принцип реальности. «Я» – это, как правило, самоосознание человека, восприятие и этика им самим собственной личности и поведения. «Я» (сознание) доносит требования реального мира до бессознательного («Оно»).
«Я» стремится примирить обе конфликтующие стороны — «Оно» и «Сверх-Я» — таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены морали.
Психодинамическая концепция З. Фрейда имеет много и сторонников и противников. Теория личности З.Фрейда неоднократно подвергалась критике. Она касалась крайней биологизации человека и отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Также теория Фрейда по существу является умозрительной, т.е. многие из содержащихся в ней положений нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.
Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда. На основе выдвинутых им идей с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление -- «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален .
Его основы в 20 - е годы заложил австрийский врач - психиатр Зигмунд Фрейд. Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая .
Новым направлением в теории культуры начала XX в. стал психоанализ, поставивший перед западной культурой проблему индивидуального и коллективного бессознательного. Исходным пунктом своей концепции Фрейд делает гипотезу о трехуровневом строении человеческой психики.
Взаимоотношения между этими уровнями сложны и драматичны. «Я» пытается подчинить себе «Оно», вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи (сексуальные, агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх - Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх - Я может привести к неврозам и душевным болезням. Придавая большое значение действиям инстинктов, Фрейд выделяет в качестве основного так называемый инстинкт размножения (сексуальный), поскольку он единственный, который вырабатывает энергию (либидо). Эта энергия требует выхода, разрядки, что может быть реализовано следующими путями:
ѕ инстинктивный импульс либидо может быть разряжен в действии;
ѕ вытеснен в бессознательное;
ѕ погашен посредством переключения энергии с культурно и социально неприемлемых целей на приемлемые и одобряемые цели (этот процесс Фрейд назвал сублимацией). Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.
Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью .
Развитие культуры рассматривается Фрейдом с точки зрения непрекращающейся борьбы между Эросом и Танатосом, обуздания агрессивных наклонностей человека. Фрейд подчеркивает, что для здорового развития культуры недостаточно материальных благ - важное значение имеют психические факторы .
По Фрейду, бессознательное - это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица"; это - основная и наиболее содержательная система психики человека, регулирующая "принцип удовольствия" и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т. д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя:
Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, Фрейд создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание бессознательного как вытесненного.
В начале 20-х годов теория личности Фрейда находит свое завершение в том виде, в каком она получила распространение и стала основой для более поздних последователей психоанализа. Пространство психики стало иметь иной уровень классификации: «Я», «Сверх-Я» и «Оно».
Сознательное «Я» (Ego) является как бы полем борьбы двух сил: «Оно» (id) -- исходящего из биологической сферы влечений и «Сверх-Я» (Super Ego) -- установок общества. К содержанию «Оно» относится заданное конституцией, унаследованное, врожденное, «происходящее в первую очередь из телесной организации влечений». В «Сверх-Я» как бы конденсируется зависимость ребенка от родителей -- их требования, запреты семьи, воспитателей, установления социума и народных традиций. Отсюда для «Я» (Ego) опасны и Super Ego (механизмы подчинения индивида обществу), и импульсы «Оно» (id). Сознательное «Я» переживает свое настоящее под углом зрения собственного будущего. Но переживает в зависимости от собственного прошлого и -- от заданных обществом прошлых координат видения реальности. Следовательно, чтобы понять нынешние трудности во внутренней жизни индивида, надо вернуться от его настоящего к ранним этапам детства, к ранним этапам человеческой культуры, сформировавшей сегодняшние невротические институты, верования, традиции .
Сочинения 20--30-х гг. носят итоговый характер. В этот период Фрейд, очевидно под влиянием внезапно пробудившегося интереса к философии, фактически сводит свое учение к вечной борьбе двух мировых сил -- Эроса и Танатоса, т.е. влечения к жизни и к смерти, которое у него становится тотальностью человеческой истории и культуры вообще. В этот период Фрейд уже всемирно известен, хотя в академических кругах его продолжают не признавать.
В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) Фрейд, проводя параллели между массовой психикой и индивидуальным бессознательным, пишет, что толпа не ведает сомнений, неопределенности, логических противоречий, мыслит не понятиями, а ассоциативными образами. Возможности исследования массовой психики, коллективного бессознательного, открывающие перспективы сохранения принципов формирования, саморегуляции личности, включения ее в систему социокультурных отношений, «очищенных» психоанализом, вызывали невероятный оптимизм у учеников, последователей Фрейда и стимулировали индивидуальные направления их дальнейшего поиска .
Согласно этому учению, не только большинство действий человека, но и все исторические, культурные явления зависят от глубинных, подсознательных влечений, комплексов, которые «сублимируются», т. е. преобразуются в духовную деятельность, прежде всего в сферах религии, искусства, философии. Существует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниям, идущим от бессознательного начала. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний, она уменьшает счастье человека и увеличивает в нем чувство вины, тревоги из-за невозможности реализовать желания. Методология психоанализа требовала при познании явлений социума исходить из позиций бессознательных механизмов, лежащих в основе феноменов религии, искусства, науки, политики, морали .
Таким образом, Фрейд развил не только оригинальную психологическую, но и философскую концепцию (хотя сам он неоднократно говорил, что его учение не философское, а научное). Взгляды Фрейда относятся не только к психологии, их ареал значительно шире -- это представления о структуре человеческой психики, движущих мотивах деятельности людей, нравственных основаниях личности, культурных и социальных факторах бытия человека. Все это дает основание считать Фрейда автором своеобразного философского учения, которое иногда называют метапсихологической философией.
В отличие от тех философов, которые ставят своей задачей изучение внешнего мира, Фрейд смещает акцент исследования на «малый» мир, на человека.
Принимая положение, что жизненное поведение личности объясняется взаимодействием организации и «судьбы», «внутренних и внешних сил», Фрейд считает необходимым осмыслить прежде всего внутренний мир человека, выявить те движущие силы, которые изнутри задают человеческое развитие. Этими движущими силами являются влечения человека .