Ярмарка тщеславия кто тайный муж ребекки. Повороты судеб эмилии седли и ребекки шарп или отсутствие положительного героя
Шарп Ребекка (Бекки) — подруга Эмилии Седли по пансиону мисс Пинкертон. Дочь художника, «беспечного служителя муз», своим пристрастием к кабачку оставившего семью без средств к существованию, и балетной танцовщицы, француженки по происхождению. Учится на «особых условиях», т. е. из милости, и уже школьницей едва не склоняет к безумству новоиспеченного помощника викария. Б. «обладала печальной особенностью бедняков — преждевременной зрелостью». Тяжбы с несговорчивыми отцовскими кредиторами, унижения в пансионе, где ей напоминают про даровой стол, рано прояснили для Б. ее ситуацию, требующую полагаться не на связи и знатность, а лишь на собственные дарования и навыки, сражаясь за положение в обществе, достойное ее амбиций и действительно незаурядного человеческого потенциала. История Б., сделавшей своим жизненным кредо циничное правило, по которому «нет добродетели, есть только обстоятельства», может быть прочитана как «роман карьеры», почти доведенной до счастливого конца и не увенчавшейся полным торжеством лишь волей случая, становящегося у Теккерея движущим фактором интриги. Однако фортуна вовсе не слепа, и случайное стечение неблагоприятных фактов, погубивших дерзкие замыслы Б. как раз в минуту, когда их исполнение казалось делом ближайших дней, на поверку лишь выявляет силу социальных закономерностей, перед которыми бессильна даже завидная целеустремленность героини, соединившаяся с ее агрессивной беззастенчивостью. Не доведенный до конца план брачного союза с братом Эмилии Джозом отступает перед намного более амбициозным замыслом завоевания аристократа Родона Кроу-ли, который на фоне Б., наделенной энергией, умом и яркой индивидуальностью, выглядит законченным ничтожеством (это подчеркнуто уже его значащей фамилией: crawl — ползать). Попав в старинное поместье Кроули на правах всего лишь гувернантки, Б. легко покоряет сердце старого баронета, который, похоронив супругу, был бы счастлив немедленно вновь идти под венец, если бы вчерашняя пансионерка не рассудила, что тайно заключенный брак с его сыном надежнее гарантирует ее от перепадов судьбы. Для Теккерея ее дерзкая авантюра, как бы ни возмущались моралисты, прежде всего подтверждает, что на Ярмарке тщеславия преуспевают лишь те, кто усвоил законы бесчестной игры лучше, чем безжизненные нормы добродетели. Б. раз за разом даже в этическом отношении оказывается выше своих жертв, поскольку свою лицемерную игру ясно осознает лишь как вынужденность, пусть игра стала ее второй природой. Она принадлежит к числу третируемых обществом и должна день за днем вести с ним необъявленную войну, доказывая, что у нее есть собственные права на социальное благоденствие, которое достигается лишь престижем. «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода», — аргумент, весомость которого в глазах Теккерея неоспорима.
Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами - состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит денно и нощно…
Две юных девицы покидают пансион мисс Пинкертон. Эмилия Седли, дочь состоятельного эсквайра, являет собой образец чисто английской, несколько пресной миловидности и добродетели. Она «обладает добрым, нежным и великодушным сердцем», и, по правде говоря, не блещет умом. Иное дело Ребекка Шарп. Дочь беспутного художника и балетной танцовщицы, француженки, «мала ростом, хрупка и бледна», но один взгляд её зеленых глаз уже способен сразить наповал любого мужчину. Бекки, выросшая в веселой бедности, умна, остра на язык, видит людей насквозь и полна решимости любой ценой завоевать место под солнцем, даже путем лицемерия и обмана. Что ж делать, ведь у бедняжки нет ни любящих родителей, ни состояния, ни титула - всего того, что питает добродетель более счастливых сверстниц.
Эмилия, искренне привязанная к Бекки, приглашает её погостить, и та пользуется гостеприимством наилучшим образом. Маленькая плутовка умеет понравиться всем, но главное, она с величайшим успехом пробует свои чары на Джозефе Седли, брате Эмилии. Лесть, притворство, и этот «лентяй, брюзга и бонвиван» готов к последнему решительному шагу. К несчастью, в дело вмешивается случай и мистер Джордж Осборн, жених Эмилии, в результате чего надежды юной интриганки рушатся, а Джозеф спасается бегством. В жизни мисс Шарп открывается новая страница: она приступает к обязанностям гувернантки в Королевском Кроули, наследственном поместье сэра Питта Кроули, «неимоверно вульгарного и неимоверно грязного старика», пьяницы, скареды и сутяги. Изобретательность, умение притворяться и лицемерить помогают Бекки завоевать расположение всех обитателей поместья, начиная с её воспитанниц и кончая мистером Питтом Кроули, старшим сыном баронета, истинным «благовоспитанным джентльменом», которого побаивается даже буйный папаша. Что касается последнего, то Бекки находит «множество способов быть ему полезной». Не проходит и года, как она становится совершенно незаменимой, чуть ли не хозяйкой в доме.
Королевское Кроули осчастливливает ежегодным визитом незамужняя сводная сестра сэра Питта, на банковском счету которой значится изрядная сумма. Эта старая дама «знается с атеистами и французами», любит весело пожить и безбожно тиранит компаньонку, прислугу, а заодно и многочисленных родственников, надеющихся получить наследство. Она терпеть не может ни сэра Питта, ни его старшего сына, зато обожает младшего - Родона Кроули - недалекого офицера гвардии, шалопая, игрока и дуэлянта. Мисс Кроули находит Ребекку настолько очаровательной и остроумной, что, заболев, увозит её в свой лондонский дом, где и завершается роман между нищей гувернанткой и младшим сыном баронета. Завершается тайным браком, ибо, несмотря на пристрастие тетушки к Свободе и Равенству, она может сильно рассердиться. Все открывается после смерти жены сэра Питта, когда он, не слишком опечаленный этой безвременной кончиной, пытается вернуть Ребекку в Королевское Кроули. Сэр Питт падает на колени, предлагая ей стать леди Кроули, и в этот миг бестрепетная Бекки в первый раз в жизни теряет присутствие духа и разражается «самыми неподдельными слезами». Зачем она поторопилась? Какой шанс упущен!
Молодую чету проклинают все. Как ни старается Родон, руководимый умненькой Ребеккой, вернуть расположение тетушки, ему это не удается. Поборница демократии и любительница романтических браков до конца своих дней так и не простит племяннику мезальянса. О сэре Питте и говорить нечего: старик буквально «теряет разум от ненависти и несбывшихся желаний», все больше опускается, и только его смерть спасает родовое гнездо от окончательного опустошения и надругательства. Супругам приходится рассчитывать только на скромное жалованье капитана гвардии. Однако неунывающая Бекки в совершенстве владеет искусством, которое ещё не раз пригодится ей в жизни, искусством жить более или менее припеваючи, не имея ни гроша наличных денег. Она не теряет надежды занять более блестящее место в обществе и согласна потерпеть, а Родон, страстно и слепо влюбленный в жену, превращается в счастливого и покорного супруга.
Тем временем над головой Эмилии сгущаются тучи, и виною тому, как это ни удивительно, оказывается Наполеон, или Бони, как его именуют англичане. Бегство Бонапарта с Эльбы и высадка его армии в Каннах изменяют положение дел на бирже и влекут за собой полное разорение Джона Седли, отца Эмилии. И кто же оказывается «самым несговорчивым и упрямым из кредиторов»? Его друг и сосед Джон Осборн, которому он помог выйти в люди. Имущество Седли идет с молотка, семья переселяется в убогую наемную квартирку, но не из-за этого страдает Эмилия. Беда в том, что эта простодушная девушка любит жениха не так, как положено любить на Ярмарке Тщеславия, а всем сердцем и на всю жизнь. Она искренне считает пустого, самовлюбленного и фатоватого Джорджа Осборна самым красивым и умным мужчиной на свете. В отличие от Ребекки, все поступки которой диктуются «корыстью, эгоизмом и нуждой», Эмилия живет только любовью. А Джордж… Джордж милостиво позволяет себя любить, не отказываясь от чисто холостяцких увеселений и не балуя невесту особым вниманием.
После краха Джона Седли отец запрещает Джорджу жениться на Эмилии. Более того, её собственный отец тоже слышать не хочет о браке с «сыном негодяя». Бедняжка Эмилия в отчаянии. Но тут в дело вмешивается капитан Доббин, верный друг Джорджа, честный и великодушный человек, который уже давно горячо любит Эмилию, не решаясь в том признаться даже самому себе. Он уговаривает Джорджа, не чуждого благородных порывов, жениться на Эмилии вопреки воле отца. Не стоит и говорить о том, что отец отказывается от Джорджа и лишает его наследства.
Обе опальные четы встречаются в Брюсселе, куда выступает полк Джорджа и Доббина и прибывает генерал гвардии Тафто с адъютантом Родоном Кроули. Полк с восторгом принимает Эмилию, но её подруга вращается в куда более блестящем обществе. Где бы ни появилась Ребекка, она всегда окружена толпой знатных поклонников. В их число попадает и Джордж Осборн. Кокетство Бекки и собственное тщеславие заводят его настолько далеко, что на балу он передает ей букет с письмом, в котором умоляет бежать с ним. (Разумеется, та никогда и не собиралась совершать ничего подобного. Она-то знает цену Джорджу.) Но в тот же день войска Наполеона переходят Самбру, и Джордж, полный невысказанного раскаяния, прощается с женой. Прощается, чтобы через несколько дней погибнуть в битве при Ватерлоо.
А Бекки и Родон после Ватерлоо проводят три года в Париже. Ребекка пользуется бешеным успехом, она допущена в самое высшее общество, французы не столь разборчивы, как англичане. Впрочем, она не собирается оставаться во Франции на всю жизнь. Все семейство (в Париже у Бекки и Родона рождается сын) возвращается в Лондон, где чета Кроули живет, как всегда, в кредит, раздавая обещания всем и не платя никому. Тетушка Родона наконец отходит в мир иной, оставив почти все состояние старшему племяннику, женатому на дочери лорда Саутдауна леди Джейн, честной и достойной женщине. Вскоре умирает и сэр Питт, а новый баронет, испытывая чувство вины перед братом (как-никак тетушкины деньги достались бы ему, если бы не женитьба на гувернантке), считает своим долгом объединить семью. И вот Ребекка снова появляется в Королевском Кроули и снова умудряется очаровать всех. Чего ей только не приходится для этого делать! Даже изображать любовь к сыну, к которому она на самом деле не питает ни малейшей привязанности.
Тонкая лесть Ребекки так пленяет новоиспеченного баронета, что он едва ли не каждый день бывает у нее в доме. Столь же часто там бывает и всемогущий лорд Стайн, вельможный покровитель Бекки, старый циник, с помощью которого бывшая гувернантка «карабкается и проталкивается вперед». Какими способами она этого добивается, никто не может сказать ничего определенного, но лорд Стайн дарит ей бриллианты и предоставляет в её распоряжение свои погреба. Наконец происходит событие, которое ставит Бекки в один ряд с респектабельными дамами, её представляют ко двору. Она входит в самые высокие круги лондонского света и убеждается в том, что сильные мира сего ничем не отличаются от «Смитов и Джонсов». Когда первый восторг проходит, Бекки становится скучно. А её муж с каждым днем чувствует себя все более одиноким среди «интриг, аристократических собраний и блестящих персонажей» и все больше привязывается к сыну.
Блистательное шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия кончается катастрофой. Родон уличает её если не в измене, то в предательстве, пытается вызвать на дуэль лорда Стайна и в конце концов покидает Англию, чтобы занять пост губернатора острова Ковентри (выхлопотанный для него все тем же лордом Стайном). Ребекка исчезает, а Родон Кроули-младший остается на попечении дяди и его жены, которая заменяет ему мать. А что же Эмилия? Смерть мужа едва не стоила ей жизни, её спасло только рождение сына, которого она боготворит, как боготворила мужа. Долгое время она живет с родителями, стойко переносит бедность и лишения и находит отраду в маленьком Джорджи. Но старый Джон Осборн, пораженный сходством внука с покойным сыном, предлагает забрать мальчика и воспитать его как джентльмена. Бедная Эмилия расстается с сыном ради его блага и после смерти матери находит утешение в том, чтобы скрашивать последние дни старика отца. Но как раз в то время, когда Ребекка терпит сокрушительный крах, фортуна поворачивается лицом к Эмилии. Из Индии возвращается майор Доббин вместе с её братом Джозефом, который клянется, что отныне его родные не будут знать нужды. Как замирает преданное сердце майора, когда он подходит к дому, где живет миссис Осборн, какое счастье охватывает его, когда он узнает, что она не вышла замуж. Правда, и ему надеяться особенно не на что. Эмилия по-прежнему словно не замечает бескорыстной, преданной любви Доббина, по-прежнему не видит его выдающихся достоинств. Она остается верна памяти мужа, со всем жестокосердием добродетели предоставляя Доббину «смотреть и томиться». Вскоре умирает Джон Седли, а вслед за ним и Джон Осборн. Он оставляет маленькому Джорджи половину состояния и восстанавливает вдову своего «возлюбленного сына» в опекунских правах. Эмилия узнает, что и этим она обязана Доббину, узнает, что он и был неизвестным благодетелем, поддерживавшим её в годы нужды. Но «за эту несравненную преданность она может заплатить только благодарностью»…
На берегах Рейна, в маленьком герцогстве снова происходит встреча двух «подруг». Эмилия совершает заграничное путешествие с сыном, братом и Доббином, а Ребекка уже давно порхает по Европе, проматывая в карточной игре и сомнительного свойства приключениях содержание, назначенное ей мужем, и везде соотечественники из приличного общества шарахаются от нее как от зачумленной. Но вот она видит Джозефа Седли, и в её душе просыпается надежда. Бедная оклеветанная страдалица, у которой отняли честное имя и любимое дитя, как и в прежние времена без труда обводит вокруг пальца тучного щеголя и Эмилию, которые, как видно, ничуть не поумнели и ничему не научились. Доббин, всегда питавший отвращение к Бекки, ссорится из-за нее с Эмилией и первый раз в жизни упрекает её в том, что она не ценит «привязанности, которую с гордостью разделила бы более возвышенная душа». Он решает расстаться с Эмилией навеки. И тут Бекки, исполнившись восхищения Доббином и «презрительной жалости» к Эмилии, совершает единственный в жизни бескорыстный поступок. Она показывает Эмилии письмо Джорджа, доказывающее его неверность. Идол повержен. Эмилия свободна и может ответить на чувство Доббина. История подходит к концу. Доббин соединяется с Эмилией, они ведут тихую жизнь в уютном собственном доме и дружат с обитателями Королевского Кроули. Джозеф до конца своих дней влачит жалкую жизнь раба Ребекки. Он умирает при «невыясненных обстоятельствах». Умирает от желтой лихорадки и Родон Кроули-старший. Его сын после смерти дяди наследует титул и поместье. Он не желает видеть мать, но назначает ей щедрое содержание, хотя она и без того достаточно обеспечена. У Ребекки немало друзей, считающих её несправедливо обиженной. Она живет на широкую ногу и усердно занимается благотворительностью. Вот и все. Счастлива ли Ребекка? Счастливы ли Эмилия и Доббин? А кто из нас счастлив в этом мире?
Ребекка Шарп — самая яркая фигура в толпе разноликих персонажей романа. Теккерей не создает ни одной истинно широкой натуры, духовно возвышенной и значительной, потому что такая среда, такая нравственная атмосфера, которую описывает автор в романе, не может дать героической личности. Тем не менее, Ребекка Шарп остается лицом незаурядным и значительным. Из всех персонажей она заслуживает более пристального внимания. Ребекка умна, остроумна, артистична, обаятельна, полна энергии, деятельна, обладает твердостью духа, решимостью, силой воли. В начале романа Ребекка — выпускница пансиона мисс Пинкертон, напыщенной, чванливой и тщеславной женщины. Юная сирота Ребекка, дочь неимущих родителей, — одаренного, но беспечного и спившегося художника и заурядной танцовщицы, с горечью сознает, что у нее нет никаких средств к существованию. Гордая девушка, уязвленная своим бедственным положением, не случайно думает о больших деньгах, о знатном или видном положении, мечтает оказаться в высшем свете, чтобы иметь тщеславное удовольствие на все и всех смотреть сверху вниз. Ребекка с радостью принимает приглашение подруги по пансиону — Эмилии Седли погостить в доме ее богатых родителей. Эмилии не приходится задумываться о будущем. Миллионер Джон Седли обеспечит дочери далеко не бедное существование. Ребекка начинает свою борьбу за место под солнцем. Но в своих устремлениях и в выборе средств для самоутверждения героиня романа легко пренебрегает нравственностью, высокими понятиями и человеческими чувствами. Все достоинства: обаяние, ум, воля — используются для достижения эгоистической суетной цели. Уж кто-кто, полагает Ребекка, а она своего шанса не упустит, т. е. обзаведется состоятельным мужем и будет вести беззаботный светский образ жизни. Удобный случай предоставляется ей в доме подруги. Приезжает из Индии Джозеф Седли, брат Эмилии. Богатый колониальный чиновник, холостяк, — вполне приемлемая кандидатура для Ребекки Она пускает в ход все свои чары. Джозеф увлекается ею, но в последний момент ускользает из расставленных сетей. После неудачной попытки выйти замуж за Джозефа Ребекка уезжает в провинцию и поступает гувернанткой в дом баронета Питта Кроули. Вскоре она подыскивает на роль мужа подходящего кандидата: младшего отпрыска баронета Родона Кроули, у которого «сильные желания» и «карликовый мозг». Однако Ребекка недовольна этим браком. Ее больше привлекает аристократ лорд Стайн, на которого героиня возлагает большие надежды. Но ее покровитель умирает от потрясения, каким явилось для него французская революция 1830 года. Ребекка с повадками откровенной хищницы продолжает поиски нужных связей и нужных лиц. Теккерей подчеркивает, что она поступает так, как было принято в том обществе, куда она так жаждала попасть. Она даже не думает каяться в своих грехах. Ребекка рассуждает про себя: «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч в год». Автор разоблачает свою героиню, уличает ее во лжи. Ребекка говорит, что и она «могла бы возится в детской», если бы была материально обеспечена. Нет, не могла бы. Жизнь предоставит ей такую возможность. У Ребекки появятся деньги, милейший ребенок, мальчик Родон, отличная детская, но возиться в ней она не захочет, не сможет, это чуждо ее натуре. «Добрые мысли и тихие удовольствия были противны миссис Бекки: они раздражали ее; она ненавидела людей, которым они нравились; она терпеть не могла детей и тех, кто любит их». С одной стороны — Ребекка мила и очаровательна, это «добродушное и милое создание»; но с другой — это «вероломный друг и вероломная жена», «злая, дурная женщина», способная «лгать без зазрения совести» и «извлекать пользу из всего решительно». Ребекка Шарп заплатила за свое авантюристическое поведение полным крушением тщеславных надежд. Ей самой, когда она задумывается о своей долгой жизни, эта жизнь представляется «унылой, жалкой, одинокой и неудачной». Ребекка сама виновата в крушении того, что было завоевано ценой ее огромных усилий. Все это рушится из-за ее же капризов и вздорных поступков. Но Ребекку легко преодолевает минутное желание покончить с собой, потому что у нее слишком жизнелюбивый характер, героиня вся устремлена к яркой, красочной жизни. Продолжая двигаться в однажды избранном ею направлении, продолжая действовать привычными для нее средствами, Ребекка опускается все ниже и ниже. В конце романа она обретается в курортных городках, занимаясь благотворительностью, усердно посещая церковь. Ребекка приняла новый облик, оставаясь той же самой на той же самой «ярмарке житейской суеты». Ребекка Шарп — это английский вариант героя буржуазной эпохи, героя карьериста, пришедшего в мир без аристократических родственных связей, без материальной поддержки, без каких- либо средств к существованию. Этот образ сродни образам Растиньяка и Жюльена Сореля.
Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.
В 1847-1848 годах Теккерей публикует свой самый знаменитый роман «Ярмарка тщеславия» . Заглавие книги и тот символический образ, к которому Теккерей неоднократно обращается в тексте романа, заимствован из широко популярного в Англии произведенияДжона Бэньяна «Путь паломника» (1678) . На «ярмарке (или базаре) житейской суеты», которую рисовал Бэньян, продается решительно все: «любые товары... жены, мужья, дети... все, что угодно». После «Ярмарки тщеславия» Теккерей написал романы«Пенденнис» (1849), «Ребекка и Ровена» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857-1859).
Ярмарка тщеславия.
В это время отец Эмилии разорился, и старый Осборн запретил сыну жениться на Эмилии. У Эмилии был и другой поклонник, друг Джорджа Осборна, Уильям Доббин, боготворивший Эмилию совершенно бескорыстно и желавший только ее счастья. Он уговаривает Джорджа жениться на Эмилии, которая, в свою очередь, боготворит Джорджа. Старый Осборн отказывается от сына. Супруги уезжают в Брюссель - предстоит новая битва с Наполеоном, который вырвался с Эльбы. В Брюсселе Осборны встречаются с супругами Кроули, и Осборн откровенно флиртует с Бекки.
И здесь Бекки, которая совершенно лишена всякой сентиментальности, впервые снисходит к сентиментальности Эмилии: «Сказать по правде, она плакала не так долго, как ожидала Бекки, которая утешала ее и целовала, - редкий знак симпатии со стороны миссис Бекки. Она обращалась с Эмми, словно с ребенком, даже гладила ее по головке». В конце романа Эмилия обретает несколько потускневшее счастье с Доббином, а Ребекка продолжает жить как прежде, притязая на положение в свете, но так и добившись его.
«Ярмарка тщеславия» - противоречивый роман. С одной стороны, кажется, что, как любили писать отечественные критики времен развитого социализма, это роман без героя, потому что «в современном мире есть только один герой - деньги», и роман посвящен социальным разоблачениям, которым Теккерей не был чужд. И действительно, сатирическое изображение английской знати дает основания к такому прочтению. Все зло, словно бы говорит рассказчик Теккерея, происходит от погони за деньгами, титулами, положением в свете. Человека определяет его среда.
Но ни леди Джейн, ни другие действительно положительные персонажи романа, не занимают в нем такого центрального положения, как мошенница Ребекка или раздражающая в своей преданности покойному мужу Эмилия. Рассказчик Теккерея называет себя кукольником, дающим представлением с марионетками, и это самоопределение играет двоякую роль. С одной стороны, кукольник пытается показать то, что, с его точки зрения, действительно происходит в мире, а если и преувеличивая и превращая живых людей в кукол, то только затем, чтобы более ярко показать своим читателям пороки окружающего мира. Но, с другой стороны, будучи кукольником, рассказчик и сам создает своих кукол, отражая в них не только окружающий мир, но и самого себя. Они разыгрывают то, что захочет он, и почему читатели должны верить кукольнику, когда он говорит, что мир похож на его кукольный театр? В отличие от своего учителя Филдинга, стремившегося создать иллюзию реальности, а не кукольного театра, Теккерей принимает на себя роль кукольника и оказывается в самим им созданной ловушке.
«Ярмарка тщеславия», как и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда , - пример вхождения художественного текста в противоречие с философско-социальными установками автора. «Ярмарка тщеславия» начинается как роман о последствиях человеконенавистничества:
Но затем роман превращается в странный социальный памфлет, словно бы и не было первых страниц о вреде человеконенавистничества и о том, что мерзкий и отвратительный мир всего лишь отвечает людям тем, что они сами дают миру. Постоянно рассуждая о том, как Бекки Шарп стремится достичь богатства и положения в свете и как, начав жить той жизнью, к которой она стремилась, Бекки внезапно ощущает, что ничуть не более счастлива, чем когда она жила с нищим отцом и когда к ним приходили его нищие друзья, рассказчик Теккерея отчасти подтверждает заглавие своего романа - все суета сует, и деньги - тоже суета.
Персонажи «Истории Генри Эсмонда» во многом напоминают героев «Ярмарки тщеславия». Леди Каслвуд похожа на Эмилию Седли, Беатриса Эсмонд - на Бекки Шарп, а Генри Эсмонд - на Уильяма Доббина. Однако леди Каслвуд, в отличие от Эмилии, умна и проницательна, и ее кротость не граничит с глупостью. Генри Эсмонд любит Беатрису, сознавая все ее недостатки, и в конце концов его любовь умирает, давая ему возможность обрести счастье с леди Каслвуд, и это счастье уже не такое призрачное, как в «Ярмарке тщеславия». Кукольник в «Ярмарке тщеславия» грустно смотрит на мир, но в конечном итоге его пессимизм смягчится, и в более поздних романах не все в мире будет восприниматься как суета сует и всяческая суета.
- Эмилия Седли о Ребекке Шарп.
Эмилия, по природе кроткое и миролюбивое существо, считает в начале романа Бекки своей подругой и, более того, даже сестрой. Когда, покинув пансион мисс Пинкертон, Бекки гостит у Эмили и, познакомившись с Джозом, братом Эмми, решает, что должна выйти за него замуж, Эмилия радуется перспективе породниться с подругой, пожалуй, даже более искренно, чем сама Ребекка. После того, как помолвка Бекки с Джозом не выходит и Бекки уезжает к баронету Питту Кроули гувернанткой, Эмилия крайне трогательно провожает подругу, одаривает ее сверх меры своими лентами и платьями и искренне плачет, провожая взглядом увозящую Бекки карету. В то время, как Бекки вытирает глаза платочком ровно до того момента, как карета выезжает из ворот дома Седли. Далее писатель рассказывает о жизнях Эмили и Бекки отдельно, и развитие их взаимоотношений откладывается до того момента, как Эмили приезжает к Бекки в поместье Кроули. К этому моменту Бекки уже тайно обручена с Родоном Кроули и, хотя она открыто ничего не говорит об этом Эмилии, чуткое женское сердце последней обо всем догадывается. Когда они остаются наедине в комнате Бекки, Эмилия восхищенно говорит, что все поняла. Эмми восторгается находчивостью и изобретательностью Ребекки, ведь сама она ни за что ни на что подобное не решилась бы. Но в дальнейшем дорожки героинь расходятся и дружба вроде бы заканчивается. Эмилия выходит замуж за обожаемого ею Джорджа Осборна, Бекки сбегает вместе с Родоном и начинает свое восхождение в свете. Об этом не говорится в романе, но я думаю, что, несмотря на то, что общение подруг прерывается, кроткая и добродушная Эмми все равно любит Ребекку, считает ее близким себе, верным, хорошим человеком, не верит всем сплетням о Бекки, которыми полон свет. Эмилия до последнего верит в порядочность Бекки. Последним оказывается тот эпизод, когда чета Осборнов встречает чету Родонов в военном Брюсселе. Джордж Осборн восхищен Бекки, он оказывает ей всяческие знаки внимания. Бедная Эмилия все это видит, но не хочет замечать. Она понимает, что не в состоянии тягаться с умом, красотой, положением, остроумием Ребекки. И Эмилия начинает ужасно ревновать мужа к подруге, хотя и пытается(в меру своих возможностей) всячески ревность скрывать. Она не выдерживает на балу, когда муж оставляет ее одну, а сам, завидев вошедшую Ребекку, устремляется к ней. Как Эмми узнает потом, в тот вечер ее Джордж хотел бежать с Бекки:он оставил ей записку в букете с признанием и просьбой бежать с ним. В тот вечер сердце бедной Эмми переполняет ревность, обида и негодование. Ей вспоминаются все разговоры о Бекки, холодность обращения с ней подруги и многое другое. Эмилия решает больше никогда ни в чем не помогать Бекки, она чувствует, что над ее дружбой надругались, оскорбили ее. Затем Джордж еще и погибает на войне. Тут Эмили совсем безутешна, ведь она понимает, что последний вечер своей жизни ее обожаемый муж провел не с ней, а с Бекки. И когда Ребекка приходит навестить овдовевшую подругу, Эмили набрасывается на нее с упреками и оскорблениями. Чего Ребекка, конечно же, не собирается терпеть. Казалось бы, любые отношения между подругами закончены. Повествование идет своим чередом, и вот автор вновь сталкивает своих героинь. Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Она оставляет счастливых влюбленных впокое. В конце романа автор вновь разводит подруг: Ребекка ведет беспокойную жизнь и потихоньку разоряет Джоза, Эмили обретает полноценную счастливую семью. И, хотя она не общается с Бекки и автор не говорит о том, каково отношение Эмилии к Ребекке в конце романа, но мне кажется, что Эмми искренне благодарна Бекки за ее жестокий, но правильный настоящий поступок. И возможно, даже, Эмилия благодарит Ребекку за то, что через все лишения и удары судьбы(в которых часто Эмми винила Ребекку) она все же обрела свое счастье.
- Бекки Шарп об Эмилии Седли.
Отношение Бекки к Эмилии мотивируется натурой Ребекки: она использует людей в личных целях и хорошо разбирается в людях. Она видит непритязательный ум Эмми, ее чрезмерную кротость, скромность и доброту. Я вообще серьезно сомневаюсь, что Бекки способна на настоящую, искреннюю дружбу. Она не умеет бывать даже просто по-настоящему благодарной. Но зато умеет очень хорошо играть это чувство, как и многие другие. Она добра и внимательна к Эмми, когда видит прямую выгоду в таком отношении. К примеру, в начале романа, когда они оканчивают пансион, или когда Бекки едет к Эмили гостить. Она прекрасно сознает свою власть над этим кротким сердечком и пользуется ею. На протяжении всего романа Бекки считает Эмилию глупой, наивной, слишком доброй, слишком застенчивой. И Бекки скрывает и показывает эти чувства по мере того, нужно ли ей что-то от Эмили или нет. Так же важно сказать, что с самого начала Ребекка завидует Эмилии. Ведь у Эмми есть богатая любящая семья, есть мать и отец, которые занимаются ее замужеством и устройством ее жизни, есть деньги и имя. А у Бекки кроме ее ума, ловкости и находчивости нет больше ничего. И потому в самом начале романа Ребекка ставит себе цель: стать лучше Эмилии. Выше. Успешнее. И Ребекка испытывает гордость от сознания своего триумфа, когда встречает коляску Эмилии, а сама едет верхом рядом с одним из самых богатых и известных генералов английской армии. Бекки всегда счастлива проявить снисходительность по отношению к Эмилии, когда она имеет на то основания, но и не гнушается жаловаться, якобы раскаиваться(я считаю, что она не способна раскаиваться в чем-то) и умолять о помощи, если Эмми может ей как-то помочь. Так, переходя из одной крайности в другую, и строятся взаимоотношения Бекки и Эмили со стороны первой. Между триумфами и поражениями проходит весь роман, и лишь в конце Теккерей решает дать своей героине шанс «исправиться» в глазах читателя. Через много лет опозоренная, потерявшая все Ребекка встречает Джоза Седли, брата Эмилии, в карточном клубе. Ребекка в маске, но Джоз узнает ее голос. Бекки рассказывает ему все неудачи своей жизни и умоляет придти в ее отель на встречу. Джоз навещает Бекки и ее история(а Бекки обладает неслабым актерским талантом, между прочим) производит такое впечатление на Джоза, что, придя домой, он рассказывает все сестре, чем повергает в шок и испуг кроткую Эмили(напомним, что Джоз склонен все преувеличивать, очень любит говорить крайне красноречиво).Эмилия приходит к Ребекке, убеждается в том, какая жизнь настала у ее старинной подруги, и жалость переполняет бедную наивную Эмили. Она перевозит Бекки в свой дом с решительностью, ей совершенно несвойственной. Она не слушает доводы Доббина(это друг Джорджа, который всю жизнь безответно любит Эмми), который видит сущность Бекки и остерегает Эмили от нее. Но Эмили непреклонна. Из-за того, что Бекки начинает жить в доме Эмилии, у последней происходит ссора с Доббином и он уезжает. Здесь Ребекка не выдерживает глупости Эмилии(ведь Бекки видит то,чего упорно не желает замечать Эмми: только Доббин всю жизнь любил Эмили, а она его отвергла). Ну и + Бекки чувствует свою вину в ссоре и отъезде Доббина. Короче, она решает наставить неразумную Эмми на путь истинный и показывает ей ту самую записку, которую вложил в букет Джордж Осборн много лет назад. Ребекка видит, как Эмили ослеплена любовью к Джорджу, видит, что именно стыд перед своей супружеской неверностью этому «святому» человеку не дает Эмили расслабиться и жить спокойно и счастливо с Доббином. Потому она показывает ей записку. Реакция Эмили была точно такой, как ожидала Бекки. Эмилия идет на пристань встречать пароход, на котором, она чувствует, должен приехать Доббин(предварительно Эмми написала ему письмо с признаниями, извинениями и мольбой вернуться). Доббин приплывает, происходит чудесной воссоединение любящих, все счастливы, что Доббин вернулся. Бекки видит его отношение к ней и понимает, что больше ей здесь делать и ждать нечего. Поступком с запиской от Джорджа Бекки впервые в жизни делает добро без расчета на собственную от того выгоду. Со стороны Ребекки этот эпизод может говорить о том, что она не такая уж антигероиня: черствая, холодная, расчетливая. Возможно, она все же благодарна Эмилии, и ведь есть за что быть благодарной)Возможно, Бекки даже немного сентиментальна, что несвойственно ее натуре, ведь она всю жизнь хранила шкатулку, которую подарила ей именно Эмилия. Правда, в этой шкатулке Бекки прятала от мужа подаренные богатыми мужчинами драгоценности и денежную заначку, но не суть. Конечно, она доставила Эмилии много горя и разочарований, и после того, как поспособствовала воссоединению подруги с Доббином, продолжила разорять брата Эмили Джоза, но ведь именно Бекки Эмили обязана своим жизненным счастьем. Таким образом, нельзя говорить о том, что отношение Ребекки к Эмили лишь потребительское и неблагодарное. Оно многогранно и противоречиво, как и сама Бекки, как и сама жизнь.
1.2. Эмилия Седли и Ребекка протипоставл. Друг другу, их характеры обусловлены их положением. Жизнь развела "дорогих подруг": одна осталась дома, у фортепиано, с женихом и двумя новыми индийскими платками, другая поехала "на ловлю счастья и чинов", на ловлю богатого мужа или покровителя, богатства и независимости. Ребекка Шарп - сознательная актриса. Её появление очень часто сопровождает театральная метафора, образ театра. Её встреча с Эмилией после долгой разлуки, во время которой Бекки оттачивала свои мастерство и коготки, произошла в театре, где "ни одна танцовщица не проявила столь совершенного искусства пантомимы и не могла сравняться с ней ужимками". На слова лорда Стейна «у отца Бекки был талант писать картины, но не жить» Бекки отвечает: «Я пытаюсь нарушить это правило». Бекки - самая сильная личность романа, и только перед одним проявлением человеческих чувств она пасует - перед человечностью. Ей, эгоистке, просто не понятен поступок леди Джейн, вначале выкупившей Родона у кредиторов, а потом взявшей его и его сына под своё покровительство. Ей не понять и Родона, сбросившего маски офицера-гуляки и мужа-рогоносца, и приобретшего лицо в своей заботливой любви к сыну, в своём обманутом доверии он возвысился над Бекки, которая ещё не раз вспомнит и пожалеет "об его честной, глупой, постоянной любви и верности". Однако, она честна перед Эмилией, указывает на любовь Доббина, которую та упорно не замечает. С детства Бекки цинична, беззастенчива. Теккерей по ходу романа настойчиво подчеркивает, что она не хуже и не лучше других, и что неблагоприятные обстоятельства сделали ее такой, какая она есть. Ее образ лишен мягкости. Она показана неспособной к большой любви, даже к любви собственного сына. Она любит только себя. Ее жизненный путь - гипербола и символ: образ Ребекки помогает понять весь замысел романа. Тщеславная, она ищет славы не теми путями, и в конце приходит к пороку и несчастию.
Выходом в свет из пансиона мисс Пинкертон двух подруг - Эмилии Седли и Ребекки Шарп открывается роман; превратности их судеб составляют главное его содержание. За судьбами Бекки и Эмилии просматривается сатирическая модель английского общества и его иерархической сложности: из пансиона мисс Пинкертон, зараженного мелкобуржуазным, "дешево благородным" духом, мы попадаем в дома коммерсантов Осборна и Седли, затем в среду поместного, титулованного дворянства - семейства Кроули - и, наконец, в высшее английское общество. Развязкой служит счастливое замужество простой Эмилии и позорное падение острой на язык Ребекки. Как уже было сказано, в произведении Бекки Шарп обнаруживает явное родство с героями плутовского романа. Эта связь закреплена и в ее фамилии: она "острая" (sharp), принадлежит к породе "ловкачей", "мошенников" (sharpers). Но для Теккерея традиции плутовского романа уже не самоценны. Его занимают не столько похождения отдельного "правонарушителя" (Бекки Шарп), хотя они во многом определяют движение романа, сколько его социальная типичность для Британской империи тех времен.
Сюжетным центром книги Уильям Теккерей сделал одну из вечных тем мировой литературы - историю двух женщин, подруг и соперниц. Эмилия и Ребекка, эти две девочки, изначально разные: "Мисс Седли была дочерью лондонского купца, человека довольно состоятельного, тогда как мисс Шарп училась в пансионе на положении освобожденной от платы ученицы, обучающей младших…" . Различие между ними постоянно подчёркивается автором на протяжении всего повествования, однако ни одну из них он не делает героиней своего романа. Ни Ребекка Шарп, ни даже Эмилия не являются для Теккерея героинями в строгом смысле слова. В заглавие не вынесены, как это было принято в ту эпоху, их имена ("Квентин Дорвард", "Оливер Твист", "Дэвид Копперфилд", "Джейн Эйр" и т.д.). Проблема положительного героя представляла для автора неразрешимую трудность . Подзаголовком книги - "романа без героя" - Теккерей прямо указал на то, что в повествовании нет ни одного персонажа, который был бы носителем положительного нравственного начала и точку зрения которого на людей и явления мы могли бы, по замыслу автора, разделять. Для писателя быть героем означает не плыть по течению, смотреть на действительность и на себя бог иллюзий. Но все персонажи "Ярмарки тщеславия", даже самые привлекательные, например майор Доббин, живут в плену самообмана.
Но потом это же опровергает сам писатель. "Пусть это роман без героя, но мы претендуем, по крайней мере, на то, что у нас есть героиня", - говорит автор, имея в виду Бекки Шарп. Однако слова эти проникнуты иронией. Ребекка не может стать подлинной героиней ни в человеческом, ни в нравственном плане, поскольку насквозь пропитана лицемерием, коварством, корыстолюбием и бездушием. Теккерей подчеркивает, что Бекки не дурна от природы, и нередко любуется находчивостью, умом, остроумием этой героини. Автор заставляет читателя увидеть, что она в нравственном отношении ничуть не хуже Джозефа Седли, этого "набоба", разжиревшего в своей прибыльной и необременительной должности сборщика налогов у индийских туземцев, ничуть не порочнее семейства Кроули. И, безусловно, она не хуже знатных особ из "высшего света", которых Теккерей обдуманно наделяет непочтительными фамилиями, намекает на их прямое родство с лошадьми, баранами и другими скотами. И конечно, Бекки не хуже своего циничного, распутного и жестокого покровителя маркиза Стайна (наделенного Теккереем также "говорящей" фамилией "Stein" - по-немецки "камень"). И потому, несмотря на все козни Бекки, вряд ли можно считать Стайна ее жертвой. Но ей не откажешь в уме, энергии, огромной силе характера, находчивости и красоте. Её зелёные глаза и роскошные рыжие волосы покоряли мужские сердца одно за другим. По мере же того, как мы знакомимся с ней всё ближе и ближе, от её восхитительных глаз и неотразимой улыбки становится страшно - как этот "идеал" может быть таким фальшивым. Ужасает также её лицемерие, ведь она может улыбаться человеку, заискивать перед ним, но как только за ним закроется дверь, начинается "представление": Бекки передразнивает беднягу, кривляясь и изображая все его недостатки.
Итак, мисс Шарп была лукавой "простушкой". А кем же была мисс Эмилия Седли, "маленькая Эмилия"?
В самом начале романа автор называет её героиней произведения:". так нельзя и ожидать, чтобы все двадцать четыре молодые девицы были столь же милы, как героиня этого произведения мисс Седли." . Эмилия была милой, кроткой, доверчивой девушкой, которую невозможно было не полюбить. "Все добродетели, отличающие благородную английскую барышню, все совершенства, подобающие её происхождению и положению, присущи милой мисс Седли", - писала мисс Пинкертон в своём послании родителям Эмили .
Итак, обе девушки вышли замуж примерно в одно время. Оба брака были тайными и долгожданными. Ребекка ждала простоватого, глупого, но обеспеченного как деньгами, так и положением в обществе "раба и обожателя". Таким и стал мистер Родон Кроули. Даже его фамилия говорит о пороке, как нельзя, кстати, подходящем для нее: Кроули - производное от глагола "crawl" - "пресмыкаться", "ползать" и т.д. То есть, он должен будет ползать перед этой "лукавой простушкой", что и впоследствии случилось. Как видим, её брак оказался браком "по расчёту", как и большая часть (а может быть, и все браки) на "Ярмарке тщеславия". Мистер Родон обожал свою красавицу жену за шарм, непосредственность и острый язычок, признавая, что умнее его "маленькой" Бекки нет никого на свете. Ребекка была любима, но не любила. Эмилия же вышла замуж за "божество" - Джорджа Осборна, считая себя недостойной партией для него, но без своего обожаемого мужа она не могла прожить и дня. В отличие от миссис Родон Кроули, миссис Джордж Осборн любила, но не была любима.
Почти сразу после свадьбы автор "окунает" обе молодые пары в высшее общество, балы, приёмы - в общем, весь калейдоскоп небезызвестной "ярмарки". Как отмечает романист, "великосветский дебют Эмилии оказался весьма неудачным…". Она сидела на стуле, в новом платье и со всевозможными украшениями, но совершенно одна, без друзей, без поклонников и. без мужа. А вот для миссис Родон Кроули первый выход стал триумфом:". лицо её сияло, платье было совершенством", "денди тотчас окружили её", "пятьдесят кавалеров зараз толпились около неё, прося оказать честь танцевать с ними". Чтобы закрепить свой потрясающий успех, Бекки, дочь беспутного художника и балетной танцовщицы, француженки, решила "воспользоваться" Эмилией, дочерью уважаемого и состоятельного господина Джона Седли. Она подбежала к своей поникшей подруге и завела с ней разговор в покровительственном тоне, заставив всех окружающих невольно сравнивать их. Сравнение оказалось не в пользу родовитой миссис Осборн. Своим триумфом Ребекка доказала, что на самом деле происхождение по большому счёту ничего не значит. Но убедила она в этом только читателей, а отнюдь не "снобов из великосветского общества".
Затем на долю обеих новобрачных выпала разлука с мужьями. Но не просто разлука - их разлучала война. Ребекка, провожая мужа в опасный поход, "смахнула что-то с глаз" и, "благоразумно решив не давать воли бесполезной скорби при разлуке с мужем", улеглась в постель и сладко заснула, ведь она не спала всю ночь и очень устала на балу. Выспавшись и выпив кофе, "который подкрепил и успокоил её после всех тревог и огорчений", она приступила к расчётам и обсуждению своего положения в случае смерти "любимого супруга". Её подруга, бедняжка Эмми, едва не лишилась рассудка, провожая любимого на войну:". её большие глаза потускнели и были устремлены в одну точку" . Сколько времени простояла на коленях несчастная женщина, сколько молитв вознесла к небу. Однако тот, о ком молилась, остался лежать на поле боя "с простреленным сердцем", а тот, кто был забыт, вновь соединился с обожаемой женой. Итак, несчастная Эмилия стала юной вдовой, а Ребекка и Родон "проводили зиму 1815 года в Париже, среди блеска и шумного веселья".
Через определённое время Эмми и Бекки стали матерями. В жизни первой этот день сыграл решающую роль, принеся с собой восторг и счастье. В душе молодой матери вновь пробудились любовь и надежда. Эмилия жила только одним ребёнком, кормила и пеленала его, отстраняла всех нянек и "не позволяла ничьей руке, кроме своей, его касаться". Она окутала слабое, беспомощное существо своей любовью и обожанием. В отличие от неё, Ребекка уделяла не слишком много внимания юному Родону с самого его рождения. Ребёнок был отдан кормилице, и эта разлука не принесла матери больших огорчений, поскольку Родон-младший просто мешал ей, а однажды даже "испортил ей новую ротонду прелестного жемчужно-серого цвета". "Она не любила его. Он хворал то корью, то коклюшем. Он надоедал ей" . "С того дня, как он получил пощёчину, между матерью и сыном легла пропасть" . Маленький Родон ходил в поношенных костюмчиках и никогда не обедал с родителями за одним столом. А Джордж-младший удостаивался самого лучшего, начиная с бархатных костюмчиков, заканчивая образованием. Джорджи был всегда и всеми любим, как должен быть любим каждый ребёнок. Сын Ребекки в конце концов тоже обретает мать, но в лице своей тётушки. Настоящая же мать не помнила, какого цвета волосы у её сыночка, сколько ему лет. Но несколько раз Бекки всё же вспоминала о ребёнке, например, когда узнала, что Родон - младший стал наследником сэра Питта Кроули. Такая любовь к самому родному человечку вызывает у читателя отвращение к матери-кукушке.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Ребекка - "дурная, злая женщина", а Эмилия - настоящая героиня. Но такой вывод будет ошибкой, ведь Теккерей не зря дал своему произведению ещё одно название - "Роман без героя". Возможно, героиней могла стать Эмилия Седли, которую так любили в пансионе, но не миссис Джордж Осборн, которая чуть не загубила собственную жизнь, из-за своей эгоистичной любви едва не лишила сына возможности обрести деда и тётку, получить достойное образование и многих других благ. Также Эмилии было присуще идолопоклонничество умершему мужу, а вернее, его портрету, и она чуть не потеряла истинного светлого чувства, которое Уильям Доббин пронёс через восемнадцать долгих лет:". он так долго был у её ног, что она привыкла попирать его".
Следует подчеркнуть, что об этом герое, как и о Ребекке Шарп, также говорит его "значащая", ироническая, снижающая оттенок имеет фамилия наиболее симпатичного персонажа романа: ("dobbin" - "старая кляча"). В канун битвы при Ватерлоо он берет на себя заботы о беспомощной, фактически покинутой супругом Эмилии, вручив ее попечению своего брата. Впоследствии из Индии, куда майор надолго уехал со своей дивизией, он оказывает вдове денежную помощь, в которой ей отказали Осборны, не прощающие ослушания Джорджа, внявшего призывам Доббина, а не запретам старика отца. Ему предстоит и самая тяжкая обязанность: открыть Эмилии глаза на коварство мужа, который, поддавшись азарту любовного приключения, за день до гибели был готов ее бросить. Крушение кумира - почти непереносимый удар для кроткой Эмилии, и Доббин выказывает чудеса такта, выхаживая возлюбленную после перенесенного шока, прежде чем вести ее к алтарю - разочарованную, но наконец, спустившуюся с небес на землю. Лишь эпизодически появляясь в рассказе, майор, тем не менее, занимает важное место как единственный из персонажей книги, к которому не может быть безоговорочно отнесено определение "роман без героя", стоящее в подзаголовке. И хотя Теккерей описывает этого майора с нескрываемой иронией, он - несомненно, положительный герой.
Как мы видим, за все свои добродетели, любовь и верность Эмилия была вознаграждена счастливым браком с любимым, любящим и преданным человеком. Вознаграждена, но не удостоена чести стать героиней романа. Кто-то скажет, что это правильно, поскольку Эмми слабое и бесхарактерное существо, а кто - то осудит автора и будет доказывать, что лучше, добрее и красивее Эмили в этом романе никого нет.
А что же Ребекка?"Её история так и осталась загадкой", хотя мы можем вполне уверенно сказать, что самой эффектной фигурой на этой ярмарке тщеславия выступала Бекки. Она представлена как "маска", а вернее, "набор масок" ("змея", "лиса", "сирена", "Клитемнестра"). Однажды, в то время когда чета Кроули ещё вращалась в высшем свете, Ребекка призналась мужу, что ей хочется встать на ходули и станцевать так, чтобы "все эти снобы" поразились. Жизнь миссис Родон Кроули можно назвать драмой. Это драма талантливого человека, губящего ради суетных целей своё дарование. Бекки поднялась из низших кругов, добилась положения в высших, но потом опустилась ниже, чем до замужества: её репутация была "убита", молодая женщина начала пить и играть, а некогда роскошные наряды превратились в "платье не первой свежести с рваными кружевами". Но автор не наказывает Ребекку за всё зло, которое "везде и всюду несла эта женщина", ведь она не отличается от всех жителей ярмарки, так за что же ее наказывать?
В своей жизни мисс Шарп, миссис Родон Кроули, совершила чуть ли не один достойный поступок. Она помогла (возможно, и слишком жестоким способом) Эмилии разрушить ту безумную любовь, жертвой которой Эмми стала давно и являлась довольно долгое время. Конечно же, у нашей маленькой авантюристки был свой интерес во втором замужестве подруги, ведь она хотела заполучить её братца, Джозефа Седли, "в рабство". Но, тем не менее, Бекки помогла Эмили.
Миссис Родон Кроули погрузилась в дела милосердия и благотворительности, старалась вести достойный образ жизни. Может быть, она даже скучала по сыну и мужу, кто знает?
Хотя Ребекка является самым ярким, непосредственным и остроумным персонажем произведения, Теккерей и её не может сделать героиней, поскольку Бекки стала (впрочем, и всегда была) одной из жительниц ярмарки тщеславия, где нет достойных называться героями.