История китая с древнейших времен до наших дней. Китайские наемники Красной Армии
Незадолго до Первой мировой войны, 12 февраля 1912 г., в Китае была официально упразднена монархия. Немаловажную роль в низвержении маньчжурской династии сыграл Сунь Ятсен, всемирно известный революционер, взгляды которого были близки идеям социал-демократии. Из-за недовольства Версальским мирным договором, передавшим Японии нрава на германские владения в Шаньдуне, сформировалось движение Гоминьдана. После смерти Сунь Ятсена в 1915 г. к власти в движении приходит Чан Кайши. Новая армия двигалась на север страны, в 1928 г. завершилось объединение Китая.
Экономика Китая динамично развивалась в первой четверти XX в., но в этом процессе роль национальной буржуазии была невелика, она больше проявлялась в сфере торгового капитала и мелкого предпринимательства. Сохранял с XIX в. позиции английский капитал, ему начинал противостоять японский. В этих условиях гоминьдановское правительство основную роль в экономике отводило государственному сектору. Рычагами их влияния в этом секторе стали банки, налоговая и таможенная служба. Занималось правительство и государственным планированием экономики. Частное предпринимательство допускалось, но лишь в форме участия в смешанных государственно-частных предприятиях. Были проведены законы - аграрный, о труде, минимальном уровне зарплаты, т. е. управление централизованным государством проводилось по утвердившемуся веками сценарию: государство регулировало экономические и социальные отношения в стране. И лишь впоследствии, во время гоминьдановского правления на Тайване (с 1949 г.), главным в экономике этого острова станет частный предпринимательский сектор.
Этому процессу в самом Китае помешала японо-китайская война, начавшаяся в 1937 г. В борьбе за национальную независимость усилились позиции компартии Китая, которая под руководством Мао Цзэдуна и пришла к власти. Континентальный Китай почти на 30 лет превратился в арену гигантских социальных экспериментов. Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. страна вступила в полосу реформ, добившись, как известно, больших экономических успехов на этом пути.
Индии на этапе между двумя мировыми войнами оставалась колонией Англии. К 1914 г. она еще была аграрной страной, почти две трети ее населения занимались сельским хозяйством. На севере страны сохранились земли крупных помещиков - один из трех типов поземельно-рентных отношений (замендари). В южных и западных районах крестьяне арендовали государственные земли (райятвари). Мелкое крестьянское землевладение распространилось на северо-западе (махальвари). Многие крестьянские семьи разорялись из-за высоких налогов и арендной платы. Помещики по-прежнему не занимались хозяйством, предпочитая передавать землю в аренду ростовщикам и торговцам, в конечном итоге она попадала к крестьянам, т. е. была распространена субаренда. Таким образом, в Индии культивировались не столько феодальные отношения, сколько земельные, приближенные к капиталистическим.
Города Бомбей, Калькутта, Мадрас становились промышленными центрами, в них преимущественно действовали предприятия текстильной и джутовой промышленности, т. е. производство предметов потребления и переработки сельскохозяйственного сырья. Не развивались горнодобывающая, металлургическая и машиностроительная отрасли.
Зависимость страны от Англии усилилась в годы Первой мировой войны. Индийцев мобилизовывали в армию, англичане вывозили сырье - чай, шелк-сырец и т. д., путем займов и налогов забирали денежные ресурсы. Было подорвано сельское хозяйство, это привело к голоду среди населения. Но война активизировала развитие национальных производств. Наблюдается рост национальной буржуазии, особенно в легкой промышленности На 30% выросло в войну производство тканей на фабриках. Во главе общественного движения встал Индийский национальный конгресс - партия национальной буржуазии во главе с М. Ганди. Деятельность ИНК приведет через 30 лет страну к независимости.
Своеобразным было отношение страны-метрополии к проблеме развития индийской промышленности в послевоенный период. Английское правительство ввело протекционистские пошлины на промышленные изделии, поступающие в Индию из других стран... и проиграло - потоки более дешевых товаров продолжали поступать на индийский рынок из Японии, Германии и США. Возникают акционерные компании, в основном в легкой промышленности. Появилось даже два небольших металлургических предприятия.
Своеобразие развития национальной экономики проявилось в "забвении" всех классических образцов индустриализации: параллельно развивались все три стадии - простая кооперация, мануфактура, фабрично-заводская промышленность. В стране большую роль продолжало играть традиционное производство: сельское хозяйство, ремесло, промыслы. Английский капитал контролировал индийскую экономику с помощью филиалов банков метрополии. Продолжали властвовать князья и помещики, ростовщики.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. стал катастрофой для сельского хозяйства страны: цены на пшеницу сократились в три раза. Общий кризис в аграрной сфере продолжался вплоть до конца 1930-х гг. Существовал завышенный курс основной денежной единицы - руш1и.
И все же общее число фабрик к 1939 г. увеличилось до 10,4 тыс. (с числом рабочих более 20 человек в каждой). Крепнет экономически национальная буржуазия. Действуют индийские монополии: концерны Тата, Бирла, Гупта и др. - в металлургической, сахарной, цементной промышленности. Очень неоднородным был состав их правлений: промышленники, помещики, ростовщики, торговцы. Все это свидетельствовало об экономической слабости национального предпринимательства. Отсутствовало по-прежнему машиностроение. Таким образом, можно сделать вывод, что промышленный переворот в Индии не был завершен к началу Второй мировой войны.
В целом в странах Восточной цивилизации кардинальных изменений накануне 1939 г. не произошло. Некоторые страны, как, например, Индия, развивались в рамках колониальных империй, другие, как Китай, уже боролись против агрессии милитаристской Японии. Но в недрах этих двух крупнейших стран Азии накапливаюсь предпосылки для принципиально важных перемен.
Вторая мировая война (1939-1945 гг.) стала вторым кризисом мировой цивилизации по масштабам и разрушительным итогам военных действий. В войне приняло участие около 60 стран, в них находилось 4/5 материальных богатств человечества. Основной удар пришелся на Россию, Белоруссию и Польшу со стороны Германии и ее европейских союзников. Япония воевала на территории Китая, стран Юго-Восточной Азии и островах Океании. Состоялось ее нападение и на Тихоокеанскую эскадру США. Отмстим кратко, к чему неотвратимо стремились страны-агрессоры, какими планами и идеями руководствовались.
Премьер-министр Италии, вождь итальянских фашистов Муссолини мечтал о присоединении Савойи, Ниццы, Корсики, о. Мальты и о. Корфу, даже Австрии. Но отсутствие боеспособной армии привело лишь к захвату слабой в экономическом и военном отношении Абиссинии (1936) и оккупации отсталой во всех отношениях Албании (1938). Итог приближающейся войны виделся Муссолини в создании Великой афроевропейской Римской империи.
Рейхсканцлер Германии и глава фашистской партии Гитлер вскоре после 1933 г. поспешил от имени своей страны отказаться выполнять статьи Версальского договора. Далее последовали выход из Лиги Наций и оккупация Рейнской демилитаризованной зоны. Таким образом, Германия и Италия определили вектор выхода из мирового экономического кризиса - начать новую войну. С примкнувшей к ним Японией они заключили так называемый Антикоминтерновский пакт. Конечной целью своей активной военной деятельности считали установление мирового господства.
Преградой к достижению этой цели были три страны - СССР, Англия и США. СССР, как известно, оказывал через Коминтерн (Коммунистический интернационал) большое влияние на коммунистов всех стран, в том числе с агрессивно настроенными правителями. Поэтому нужно было разгромить СССР, обеспечив себя хлебом на все времена (Украина, Кубань и др.) и нефтью с Кавказа. Интересовали, особенно Германию, и другие ресурсы, они пригодились бы в войне против Англии. У этой страны они собирались отобрать все колонии. Не давали покоя и богатства США.
Но вначале у ног Гитлера и Муссолини должна была оказаться вся Европа. В целом ряде европейских государств к концу 1930 г. находились уже у власти профашистские правительства (Испания, Португалия, Румыния, Болгария, Венгрия и др., на американском континенте). В 1938 году Германия присоединила Австрию (аншлюс), была расчленена в пользу Германии Чехословакия.
В ночь с 1 на 2 сентября 1939 г. германские войска перешли границу Польши, организовав с помощью провокации повод к войне - casus belli. Польша находилась в зоне влияния Англии и Франции, которые объявили войну Германии. Так началась Вторая мировая война. Через полгода пал Париж, перед этим - страны Бенилюкса.
Ресурсы присоединенных стран и союзниц фашистско-милитаристского блока были задействованы в войне против СССР, развязанной 22 июня 1941 г.
Кроме всею прочего, это было противоборство трех идеологий: буржуазной демократии и коммунистической (социалистической) идеологии - против античеловечной фашистской.
Итоги Второй мировой войны известны, они были сокрушительными для всех трех стран - зачинщиков войны. Апогеем ее явился Нюрнбергский процесс (конец 1945 - 1946) над военными преступниками.
Цинское правительство на рубеже XX века переживало самый тяжелый политический кризис за всю историю Поднебесной. Раздел империи западными державами, неспособность правительства контролировать ситуацию в стране, с новой силой вспыхивающие народные восстания и все более громкие требования перемен породили ряд революционных движений. В 1894 году из пламени восстаний родилось первое в Китае революционное общество «Синчжунхой» («Общество возрождения Китая»), организованное Сунь Ятсеном, получившим в последствии посмертный титул «отца нации» и «отца революции».
Сунь Ятсен родился в 1866 году в провинции Гуандун в окрестностях Макао, учился в Ханое и Гонконге. После неудачной попытки восстания в 1895 году он вынужден был бежать за границу, где, путешествуя по Европе, США, Японии и Канаде собирал средства, преимущественно у эмигрировавших китайцев, на революционную борьбу.
В 1905 году Сунь Ятсен основал в Японии новую революционную организацию «Тунмэнхой» («Объединенный союз»), объединив множество революционных групп по всей стране. Программой Тунмэнхой стало свержение цинского правительства, восстановление суверенитета китайской нации и создание буржуазно-демократической республики. Свои идеи Сунь Ятсен отразил в «трех народных принципах»: восстановление суверенитета нации, народовластие и народное благосостояние. Несмотря на то, что многочисленные восстания в первые годы XX века, организованные сподвижниками движения, терпели поражение, закат династии Цин неумолимо приближался. Во многом это было связано с тем, что революционные идеи стали проникать в сознание императорской армии.
10 октября 1911 года революционная организация «Вэньсюехой» и «Гунцзинхой» в Хубэе после ожесточенного боя успешно захватила город Учан, положив таким образом начало китайской революции. Мятежники создали военное правительство в провинции и объявили о создании республики. Этот успех вызвал революционный подъем по всей стране, против цинской власти поднимались все новые и новые провинции. За семь недель больше десяти провинций объявили о своей независимости. В декабре 1911 года доктор Сунь Ятсен при помощи революционеров из Нанкина объявил о создании временного правительство Китайской Республики, а сам «за огромный вклад в дело революции и высокий авторитет» вступил на должность временного президента. 1911 год по лунному календарю был Синьхай (xinhai, 辛亥), поэтому революция получило название Синьхайской.
Спустя несколько месяцев, 12 февраля 1912 года малолетний император Пу-И, подчиняясь «воле провидения и народа», отрекся от престола. Вскоре после этого иностранные государства признали новую власть, Сунь Ятсен вышел в отставку и рекомендовал на пост президента Юань Шикая, цинского генерала.
Юань Шикай фактически установил в Китае единоличную диктатуру, распустив парламент и отправив Суня в ссылку. Но на этом его планы не заканчивались: Шикай планировал основать свою собственную династию, в чем ему помешала смерть. Генерал внезапно умер в 1916 году. Однако, во время жизни Юань Шикай успел подписать несколько договоров, возмутивших общественность и послуживших поводами для новых восстаний. Так, китайское правительство в тайном соглашении признавало Внешнюю Монголию территорией России, а в 1914 году было вынуждено удовлетворить большую часть японского ультиматума («21 требование»), в числе которых - предоставление прав на разработку полезных ископаемых и использование железных дорог на Шаньдунском полуострове, а также аренда всей Маньжурии. В 1919 году Версальский договор, подписанный в Париже, подтвердил права Японии, что вызвало новую волну ненависти китайцев к японским оккупантам. 4 мая 1919 года три тысячи студентов, среди которых были и женщины, устроили демонстрацию на площади Тяньаньмэнь, а на протяжении следующих дней митинги вспыхнули в более чем 200 городах. Этот день стал легендарным в истории нового Китая, дав название целой эпохе, для которой был характерен разрыв с прошлыми привычками и новые течения в культурной и политической жизни.
После Синьхайской революции север Китая оставался под властью генералов, в то время как на юге под предводительством Сунь Ятсена с 1912 года действовала оппозиционная партия Гоминьдан (Китайская национальная народная партия).
В 1917 году в России произошла Великая Октябрьская революция, было создано первое в мире социалистическое государство. Этот пример привлек внимание китайцев, так как в стране продолжался разброд и волнения и требовалась эффективная власть, способная положить конец этой неопределенности. 1 июля 1821 года при поддержке Советской России в одной из школ французского района Шанхая около 10 китайцев из числа интеллигентов и несколько членов Коминтерна объявили о создании коммунистической партии, в руководстве которой состояли молодой Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай.
На начальном этапе коммунистическая партия сотрудничала с гоминьдановцами в их военных кампаниях против северных генералов, но после смерти Сунь Ятсена в 1925 году от рака две партии вскоре превратились во врагов. Новый лидер Гоминьдана Чан Кайши был яростным националистом и с недоверием относился к коммунистам и их планам ликвидировать классы в обществе. В 1927 году он, все еще пользуясь помощью коммунистов, захватил Шанхай, а затем Нанкин. Власть северных милитаристов пошатнулась, но одновременно с этим разрыв между Гоминьданом и Компартией неумолимо разрастался. Вскоре после захвата Шанхая Чан Кайши обратил оружие против своих бывших союзников, казнив и уволив тысячи коммунистов. Гонения на коммунистов продолжались в Гуандуне, Цзянсу, Чжэцзяне, Хунани и других провинциях. В ответ на контрреволюционный переворот в городе Наньчан вспыхнуло восстание, организованное Компартией. Мятежником удалось занять город, после чего национальное правительство перебросило к Наньчану армию, повстанцы были вынуждены отступить в Гуандун. Это был первый вооруженный конфликт между коммунистами и гоминьдановцами, ставший предвестником будущей гражданской войны.
В Китае начался белый террор. Коммунисты, которым удалось остаться в живых, рассеялись по всей стране, склоняя на свою сторону все больше новых сторонников.
Охота на коммунистов продолжалась, но вместе с тем коммунистическая сила росла под руководством молодого и энергичного Мао Цзэдуна. В основном силы коммунистов были сосредоточены в провинции Цзянси.
Мао Цзэдун - сын хунаньского крестьянина верил в революцию, поддерживаемую крестьянами - самым многочисленным и бесправным сословием в Китае даже после свержения империалистического строя, и видел возможность изменения настоящих порядков только через вооруженное восстание.
После событий в Шанхае в 1927 году Мао приступил к формированию рабоче-крестьянской армии в городе Чанша, которую поднял на восстание Осеннего Урожая на стыке провинций Хунани и Цзянси под лозунгом «ни одного зерна помещику из нового урожая». Несмотря на поражения, Компартии удалось сформировать революционные опорные базы во многих городах и заручиться поддержкой крестьян. 1 сентября 1931 года была официально учреждена Китайская Советская Республика и Временное Советское правительство, которое возглавил Мао Цзэдун.
В 1933 году Чан Кайши направил миллионную армию на уничтожение Компартии и опорных баз, коммунисты после ряда поражений оказались окружены. Главные силы Красной армии были вынуждены оставить центральные опорные базы и перейти к стратегическому наступлению, впоследствии получившему название «Великий поход в 25 тысяч ли».
Восемьдесят шесть тысяч человек покинули Центральный советский район в Цзянси и выступили в «великий поход», направляясь на север Китая через западные районы страны. За два года армия пересекла 12 провинций, 18 горных цепей, 24 реки и зыбкие болота, пройдя в общей сложности более 10 тыс. км. Два года лишений, жестоких боев, голода и холода унесли жизни более 70 тыс. человек. До Ваяобао дошли только 7-8 тысяч коммунистов, составивших впоследствии костяк компартии и армии в войне против Японии, а затем народно-освободительной борьбе. Несмотря на потери, Великий поход принес коммунистам славу, уважение и авторитет - армия, способная выдержать нечеловеческие условия похода, была способна на все, а выжившие солдаты стали народными героями. В это время Мао Цзэдун стал бесспорным лидером КПК.
Одновременно с борьбой внутри Китая над страной давно нависла внешняя угроза: Япония продолжала вынашивать агрессивные планы, которые вылились в катастрофическую Японско-китайскую войну (1937 - 1945 гг.). Еще в 1933 году японцы окончательно подчинили себе Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-Го, поставив во главу низложенного цинского императора Пу-И, однако, этого им оказалось мало. Японцы хотели создать «Великую Восточную Азию», началом осуществления этих планов было завоевание Китая, обладающего огромными сырьевыми резервами и другими ресурсами.
Поводом к полномасштабной войне послужил инцидент на мосту Марко Поло, где произошла стычка между ротой китайский войск и гарнизонной японской армией, после чего Япония объявила Китаю войну.
В сложившейся ситуации коммунисты и гоминьдановцы были вынуждены заключить временное перемирие: в сентябре 1937 года была опубликована Декларация о сотрудничестве Гоминьдана и Компартии.
К концу 1937 года японцы оккупировали большую часть Восточного Китая между Пекином и Гуанчжоу, уничтожив более миллиона солдат гоминьдановской армии. Еще ужаснее стала «кровавая бойня в Нанкине». В ноябре 1937 года после захвата Шанхая японцы атаковали Нанкин, после чего устроили там настоящую резню. За шесть недель японские солдаты уничтожили более 300 000 безоружных жителей города, среди которых были женщины и дети. После окончания Второй мировой войны это военное преступление было осуждено Токийском трибуналом, многие японские военнослужащие были казнены.
В общей сложности японо-китайская война продолжалась восемь лет и закончилась только в 1945 году, когда две атомные бомбы были сброшены на Хирасиму и Нагасаки, и Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил.
Несмотря на освобождение от японцев, мир в Китае так и не наступил. Конфликт между коммунистами и гоминьдановцами, отложенный на время японо-китайской войны, вспыхнул с новой силой. К тому времени Красная армия насчитывала около миллиона человек, а коммунистические идеи прочно вошли в сознание широких слоев населения.
В августе 1945 года США спровоцировали мирные переговоры между двумя сторонами в Чунцине по вопросу создания коалиционного правительства, однако, между гоминьдановцами и коммунистами возникли ожесточенные споры. Чан Кайши отказался включать в правительство коммунистов, считая, что пока существует Красная армия, их политика может быть неадекватной.
Вскоре после этого инцидента в июне 1946 года Чан Кайши отдал приказ о всеобщем наступлении на освобожденные районы. Население поддержало коммунистов, и Красная армия смогла дать отпор гоминьдановцам. В 1948 году коммунистическую армию переименовали в Народно-Освободительную Армию (НОА), и зимой того же года коммунисты одержали победу над противником в решающей битве при Хуайхае в провинции Аньхой. Зимой 1949 года НОА вступила в Шанхай, а Чан Кайши бежал на Тайвань, прихватив с собой весь золотой запас страны. Вместе с двумя миллионами сторонников, последовавших за ним на Тайвань, и при поддержке американского правительства Чан Кайши основал на острове Республику Китай.
После съезда победившей коммунистической партии столица Китая вновь была перенесена в Пекин, где 1 октября 1949 года Мао Цзэдун на площади Тяньаньмэнь провозгласил о создании Китайской Народной Республики. Мао стал во главе нации, начитывающей около миллиарда человек. До него такой властью не обладал ни один правитель в истории человечества. Самая многочисленная нация в мире стала коммунистической.
1. Подъем национального движения.
2. Создание политических партий.
3. Сунь Ятсен и создание Объединенного Гоминьдана.
4. Национальная революция и ее итоги.
К окончанию I мировой войны Китай оставался отсталой полуколониальной страной. За годы войны ускорилось развитие национальной промышленности, т.к. иностранное вмешательство в экономику ослабло. Однако иностранный капитал стал занимать сильные позиции в Китае. Иностранцы контролировали таможни и внешнюю торговлю, добывающую промышленность, транспорт, финансовую систему, почти половину лёгкой промышленности страны. В политическом отношении Китай после Синьхайской революции распался на зоны влияния милитаристских группировок. Они вели между собой постоянные войны, которые использовали иностранные державы для усиления своего влияния в стране. Возникла реальная угроза раскола Китая на несколько частей и полной утраты независимости.
В то же время за годы войны в китайском обществе усилились националистические настроения, выросло стремление к созданию сильного независимого Китая. В наибольшей степени эти настроения охватили городские слои: студенчество, интеллигенцию, предпринимателей, ремесленников, рабочих. В годы войны патриотические настроенная интеллигенция создала «движение за новую культуру», выступившее за преодоление конфуцианства и за обновление страны.
Подлинным вождём китайских националистов стал Сунь Ятсен, разработавший программу модернизации страны. Эта программа сочетала традиционные и западные идеи и была нацелена на создание в Китае развитого и справедливого общества. В основе программы Сунь Ятсена лежала идея «ускорения прогресса», чтобы вывести Китай в число наиболее передовых и сильных стран мира. В экономической сфере Сунь Ятсен выступал за быстрое развитие промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства на базе достижений мировой науки и техники. При этом Сунь Ятсен главную роль в экономике отводил государству, а частному сектору отводил подчинённую роль, т.к. он считал буржуазию группой безнравственных стяжателей, вносящих раскол в общество. Такую экономическую систему Сунь Ятсен называл государственным социализмом. В социальной сфере Сунь Ятсен считал, что государство не должно допустить резких разрывов в доходах населения и тем самым обеспечить социальный мир в стране. В политической сфере Сунь Ятсен хотел создать демократическую республику, но считал, что для её создания революционная партия должна установить опеку над обществом, чтобы приучить народ к жизни по принципам демократии.
Сразу после войны в Китае произошёл подъём национального движения, вызванный политикой великих держав. На Парижской мирной конференции они отказались даже рассматривать вопрос об отмене неравноправных договоров с Китаем и передали Японии часть его территории, хотя Китай участвовал в войне на стороне Антанты. 4 мая 1919 г. студенты Пекина подняли антииностранное движение, которое быстро охватило крупные города страны. В нём объединились студенты, интеллигенция, буржуазия, ремесленники, рабочие. Однако незначительных уступок правительства оказалось достаточно для того, чтобы в июне 1919 г. это движение прекратилось, хотя положение в стране никак не изменилось.
В то же время Движение 4 мая подтолкнуло процесс создания политических партий, т.к. оно показало политикам страны, что борьбу за обновление и независимость надо готовить. Первый шаг в этом направлении сделал Сунь Ятсен, разочаровавшийся в своих попытках возродить Китай с помощью милитаристов и западных держав. В октябре 1919 г. он создал Китайскую национальную партию (Гоминьдан). Одновременно он установил контакты с СССР, увидев в нём союзника в борьбе за независимость страны. С помощью инструкторов из ВКП (б) он в начале 20-х годов реорганизовал гоминьдан, сделав партию прочной политической организацией с чёткой структурой, программой и уставом. В мае 1921 г. на базе марксистских кружков была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). Она выступила за немедленную социалистическую революцию в Китае и отвергала сотрудничество с другими партиями, в т.ч. и с гоминьданом. В Гоминьдане также было много противников сотрудничества с коммунистами.
Тем не менее, Сунь Ятсен взял курс на создание союза Гоминьдана и КПК, встретив на этом пути поддержку СССР, который подтолкнул КПК к сотрудничеству с партией Сунь Ятсена. В январе 1924 г. был создан союз Гоминьдана и КПК, получивший название единый фронт. По условиям этого союза члены КПК вступали в Гоминьдан, коммунисты входили в партийное руководство, но при этом КПК сохраняла свою идейную самостоятельность. Своими целями единый фронт назвал объединение страны, отмену неравноправных договоров, введение демократических свобод, улучшения положения крестьян и рабочих. Свою работу единый фронт перенёс на юг Китая, где началось создание рабочих и крестьянских союзов, а также была создана военная школа для формирования собственной армии. Эти действия сделали единый фронт реальной силой.
В 1925 г. в Китае начался новый подъём национального движения, вскоре переросший в национальную революцию 1925 – 1928 гг. В мае 1925 г. англичане расстреляли антияпонскую демонстрацию в Шанхае, что вызвало целую волну антииностранных выступлений в крупных городах страны. Однако в июне 1925 г. после некоторых уступок великих держав движение пошло на спад. В этих условиях гоминьдан решил начать вооружённую борьбу за объединение страны. В июне 1925 г. он создал своё правительство на юге страны, объявившее себя единственной законной властью, и переименовал свои отряды в Национально-революционную армию (НРА). К началу 1926 г. НРА разбила милитаристов Южного Китая и поставила под свой контроль 2 южные провинции. В июле 1926 г. она начала Северный поход и в апреле 1927 г. контролировала уже весь Южный Китай до р. Янцзы. В апреле 1928 г. НРА возобновила Северный поход, и в декабре 1929 г. весь Китай оказался под властью Гоминьдана. Национальная революция завершилась победой.
Однако в ходе революции единый фронт распался. Причиной распада стал конфликт между коммунистами и правым крылом Гоминьдана. В ходе революции КПК решила подчинить себе Гоминьдан и начала выдвигать лозунги социальных преобразований, рассчитывая возглавить революцию. Это обеспокоило правую часть Гоминьдана, боявшуюся, что коммунисты расколют национальное движение своими призывами передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. В 1926 г. лидер правого крыла командующий НРА Чан Кайши убрал коммунистов из руководства Гоминьдана и сосредоточил в своих руках всю власть в партии. Но от союза с КПК не отказался, чтобы не потерять поддержку СССР перед Северным походом. В начале 1927 г. коммунисты вместе с левой частью Гоминьдана сумели лишить Чан Кайши контроля над партией. В ответ он в апреле 1927 г. создал собственное правительство и развернул репрессии против коммунистов. Левое крыло Гоминьдана в июле 1927 г. разорвало союз с коммунистами и признало власть Чан Кайши. После распада единого фронта КПК начала открытую борьбу с Гоминьданом за то, чтобы возглавить революцию. Осенью 1927 г. коммунисты подняли восстания крестьян на юге Китая. Эти восстания не получили широкой поддержки и были подавлены. Гоминьдан доказал, что является главной силой Китая.
Мы всё время поминаем здесь каких-то красных китайцев, которых в тогдашней России было не меньше, чем сейчас! Из них состояли целые батальоны и полки Красной Армии (преимущественно карательные). Откуда они взялись и куда все делись? Сейчас расскажу.
Впервые Россия увидела китайцев в большом количестве в 1912 году. Как раз прошла первая волна Великой Китайской революции 1911 года. В Китае всё «Великое»: и «Великая китайская стена», и «Великий Канал», и «Великая усыпальница Цинь Ши Хуанди», и «Великий кормчий» Мао Дзе Дун, и революция, естественно, тоже «Великая». Началась она в 1911 году, а закончилась в... 1948 г.! Сколько лет, посчитайте. Тридцать семь лет! Ну как не назвать такую революцию «Великой»?
Так вот, в первый год их революции китайцы-бунтовщики оказались выброшенными из страны. Им угрожала смерть за отказ от ношения кос, которые в старом Китае полагалось носить всем мужчинам. Эти косы были внешним символом подчинения феодальным порядкам маньчжурской династии. Китайским полицейским, вооружённым бамбуковыми палками, было так удобно связывать группы китайцев в пучки за их косы.
Китайские эмигранты со своими обрезанными косами толпами слонялись по России и искали работы и пропитания. В Ростове-на-Дону они скопились на набережной и облюбовали себе брошенную баржу. Вскоре они законопатили в ней все дырки, стащили её на воду и устроили большую... плавучую прачечную. Она являла собой странное зрелище.
Из всех щелей этой посудины валил пар, а на мачтах в изобилии, как флаги, полоскались подштанники и юбки. Баржа медленно дрейфовала по Дону. Китайцы отталкивались от дна длинными шестами под ритмичное пение. Внутри сотни полуголых жёлтых мужчин месили ногами огромное количество белья, держась руками за длинные поручни. В старом Китае должность прачки считалась тяжёлой МУЖСКОЙ работой. Подростки и старики достирывали руками мелкие погрешности. При стирке использовали щёлок, смешанный с золой, или примитивное мыло, самими же китайцами вываренное из бродячих собак.
Другие китайцы организовались в артель по изготовлению бумажных роз для погребальных венков. Как заметил Маяковский, «лучший товар - бумажные розы. Мальчишки кричат - Уу! китаёзы!..»
Но китайцев было так много, что никакой город их вместить не мог, и излишек их из Ростова подался на шахты и рудники, в местечки, которые сейчас называются Краснодоном, Донецком и Шахтами. Там они соорудили трущобные городки, именуемые в народе «шанхаями». Казачий писатель Сергей Сполох пишет об этом подробно:
«На Сорокинских и Беленских рудниках они (китайцы) отличались своим неистовым трудолюбием, презрением к любым жизненным удобствам и невиданной даже среди казачьих семейств плодовитостью. В удалении от общего рудничного поселка они построили своё поселение.
Его сразу же назвали Шанхаем. Там казаки впервые увидели, как в небольшой полуземлянке-полусарае на устроенных в три яруса нарах располагалось по нескольку семей.
- Как они своих детей не путают?
- Детей-то что! Как жён не путают? Работают-то по разным упряжкам...
А в годы Великой Войны китайцев стало ещё больше. Затянувшиеся бои на фронтах требовали всё больше пополнений, и чернорабочих стало не хватать на всех донских предприятиях и шахтах.
Но это были уже не беглецы, а добровольцы, привезённые из Сингапура агентом горнопромышленного Союза господином Вентисовским.
Он оценил пару китайских рабочих рук довольно дорого: в 90 рублей. Но промышленнику Пастухову, владельцу Сулинского металлургического завода и акционерам Сорокинских, Беленских и Урало-Кавказских рудников пришлось согласиться...
Казаки в своём большинстве смотрели на китайцев свысока: инородцы, мол, понаехали, и куда войсковое начальство смотрит. Китайцы ничем иным, кроме своего истинно восточного долготерпения, ответить не могли. И если случалась стычка с пришлыми людьми, то китайцы сразу же, даже будучи трижды невиновными, принимали вину на себя со словами: «Коросо, казак. Ты коросый казак. Твой детиска коросый. Твой конь коросый. Мой китаец Санхай посол».
И сразу же удалялись...
В России их неприязненно называли «китаёзами», «косорылыми» и «ходями», К концу 1915 года «косорылых» только в европейской части России было 40 тысяч. К 1917 году - 75 тысяч.
Но вот свершился большевистский октябрьский переворот, после которого встали все шахты и заводы. Русские рабочие начали разбегаться по деревням. А китайцам куда бежать? До Китая обратно их уже никто не повезёт. Нету уже никакого господина Вентисовского...
Вот тут-то местные большевики китайцев и пригрели. Дали им винтовки и еду, записали в Красную Армию. Бедные китайцы совершенно не понимали, что происходит в России и кто с кем воюет. Главное, что их кормили и давали грабить. Интересно, что небольшая часть китайцев попала также и к белым. Им пришивали белогвардейские нашивки и внушали, что теперь жёлтые сыны Поднебесной Империи будут защищать «Единую и неделимую Россию». Теперь «китаёзы» говорили сами о себе «Ходя-ходя единанидилима ласия мала-мала воеват посол»!
Китайский батальон перед отправкой на донской фронт
Китайцы в составе белогвардейских частей.
Большинство «китаёзов» так и не успело освоить русский язык, ибо их слишком много перебили в Гражданской войне. Больше всего в 1919 году во время Вёшенского восстания донских казаков.
После Гражданской войны большевики вежливо вышвырнули уцелевших китайцев обратно в Китай, доделывать там свою китайскую «Великую революцию». Между прочим, китайцы, больше всего задействованные в массовых расстрелах во времена «красного террора и военного коммунизма», стали приторговывать... человеческим мясом из тел расстрелянных. Во всяком случае, об этом много говорили в народе. Писательница Зинаида Гиппиус, пережившая «красный террор», рассказывает, как её приятель-доктор нашёл в мясе, купленном на базаре, «знакомую косточку». Термин «китайское мясо» пошёл из пролетарских кварталов.
Именно в смысле - человечина. Приторговывали мясом расстрелянных...
Василий ВАРЕНИК. Ростов и ростовцы после 1917 года. Ростов-на-Дону, 2010.
...Красные командиры нерусского происхождения остались в памяти своих солдат и гражданского населения как проводники линии жесткого подавления всякого неповиновения и несогласия. Формирование такого представления имело основания и реальные, и ментальные. Из-за отсутствия прочных эмоциональных связей с местным населением пришлый элемент действительно был более надежен при проведении карательных акций командования. Сражаясь в России за лучшее будущее своей родины, нерусские красноармейцы видели в русских противниках большевизма препятствие развитию мировой революции. Не случайно большевики использовали понятия гражданской войны «внутренней» и «внешней».
В белоэмигрантских мемуарах с целью подчеркнуть чужеродность для России большевизма упоминается использование большевиками в качестве ударной и карательной силы «инородцев» - китайцев, венгров, башкир. О них обывателями передавались самые невероятные слухи, например, о том, что китайцы питаются мясом расстрелянных и пр. В дивизиях и полках Красной армии действительно существовали специальные китайские отряды, чаще всего они назывались интернациональными. Они отличались большой стойкостью в бою и были надежной опорой командования.
Революция вызвала процесс консолидации азиатских рабочих, находившихся в России. Союз китайских рабочих в России насчитывал 50 тыс. чел. По подсчетам китайского историка Пэн Мина, на стороне красных сажалось около 40 тыс. китайцев. Из идейных причин участия в российской революции китайцев и корейцев как жителей стран, находившихся под угрозой колониального поглощения, привлекала идея равенства. Газета, которая издавалась в Советской России на китайском языке, называлась «Датун бао (Великое равенство)».
Большевистская пропаганда связывала участие китайцев в российских событиях с судьбой их родины. Как писал «Бакинский рабочий» в 1918 г.: «Октябрьский декрет о мире, уничтоживший все насильственно навязанные Китаю договоры и соглашения, произвел сильное впечатление». Это подтверждено и в воззвании Союза китайских рабочих в России: «Китайские рабочие должны помнить, что судьба революции в Китае тесно связана с судьбой русской рабочей революции».
Хотя очевидно, что в действительности объединение в сформированных под патронажем большевиков отрядах было способом выживания для людей, не по своей воле оказавшихся в тысячах километров от родины без средств к существованию (ведь промышленные предприятия, на которых они работали, остановились) и в чужом враждебном окружении.
Одной из причин формирования мононациональных воинских частей было незнание иностранцами языка, что мешало в случае совместного пребывания в одном строю с русскими правильно понимать команды. Поэтому идеальным признавался вариант, когда командовал «инородцами» знавший русский язык земляк. Среди китайцев вполне адаптированных к жизни России было немного, например, Пау Тисан, Сан Фуян. Они и выступали организаторами и командирами китайских отрядов.
На Юге России китайцы оказались вместе с остальными беженцами из разных городов России. Во Владикавказе первый отряд был создан в мае 1918 г. по инициативе Ноя Буачидзе, его командиром был Лю-си. Командиром одной из рот - Пау Тисан. Потом в город пришел l-й Харьковский партизанский отряд Григория Васильевича Третьякова, в, составе которого уже была рота из китайцев. Как вспоминал сам Третьяков, при отступлении с Украины в г. Таганрог он принял в свой отряд несколько китайцев: «Их обмундировали, отрезали косы и зачислили в красноармейцы». По мере движения на юг к ним примкнуло еще несколько сот китайцев, работавших на шахтах и стройках.
В результате сформировался отряд, который во Владикавказе уже насчитывал 300-350 чел.
История приезда Пау Тисана в Россию неясна. Рассказывали, русский - то ли генерал, то ли путешественник - привез его в Россию, определил учиться в гимназию в Тифлисе, но Пау Тисан уехал в Петроград, где примкнул к революционерам. По другой версии, он был матросом, оставшимся в России. Знавшие его люди подчеркивали его хладнокровие и тонкое знание психологии китайцев и русских, что помогало его отряду, стоявшему во Владикавказе, избегать проявлений недружелюбия со стороны горожан всех национальностей. Истории, рассказанные о нем соратниками, изобилуют примерами хитроумия, достойного Одиссея.
Сформированный в мае 1918 г. во Владикавказе китайский отряд стал одной из самых преданных боевых единиц Терского совнаркома во время офицерского мятежа в августе 1918 г. Бойцы этого отряда несли караульную службу в городе, поэтому выступление офицеров и казаков не застало их врасплох. Ветераны наиболее часто вспоминали пулеметный расчет из китайцев, который все время уличных боев (11 дней) вел огонь с колокольни Линейной церкви, не дававший врагу подойти к зданию Совнаркома. Павел Сосиевич Кобаидзе, бывший комиссар отряда имени Терского Совнаркома, свидетельствовал:
«Группа китайцев недалеко от бывшего дома барона Штейнгеля пять суток вела бой, и израсходовав боезапасы, билась штыками и прикладами до последнего. В этом бою белобандитам удалось захватить трех китайцев, которых они подвесили на руках на деревьях... На их спинах были вырезаны звезды. Двое из этих товарищей умерли, а один из них был еще жив, когда его сняли с дерева красногвардейцы».
Выживший китаец тут же стал просить «машинку», т.е. винтовку: «моя пойдет белый казак битья».
Вопреки устоявшемуся мнению отмечено участие китайцев и на стороне белых. Поскольку китайцы были нейтральны к большинству проблем России, их использовали в тех делах, на которые уроженцы России не пошли бы. В обеих армиях они исполняли приговоры.
Китайские красноармейцы отличались особой стойкостью, что было связано, прежде всего, с гораздо более тяжелыми последствиями плена для них, чем для русских. Примечательно, что из нескольких взятых в плен красноармейцев осетины-казаки расстреляли именно китайца. Отставшие во время отступления ХI советской армии китайцы уничтожались подчистую. Поэтому во время перехода через астраханские степи они собирали оставленное русскими красноармейцами оружие. Их обоз состоял из традиционных для них ручных повозок с четырьмя дышлами: двое тянули, а двое толкали сзади".
Многие русские красноармейцы, воевавшие вместе с китайцами, отмечали их дисциплинированность, замешанную на внутренних устоях жизни этих групп солдат-изгоев. Внутри отрядов существовали свои собственные законы: за воровство рубили руку, за трусость могли повесить. Не случайно, что в этих отрядах, если они существовали как отдельная воинская единица (рота, батальон), не было русских политкомиссаров, которые не могли допустить средневековых экзекуций.
Отношение владикавказских красноармейцев к китайцам было дружественное, ведь в отличие от земляков и однополчан в них была абсолютная уверенность - не предадут. Но натурализовавшийся китаец, если таковой встречался, подпадал под общий для русских механизм оценки. В одном из документов, хранящихся в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области, встретилось упоминание о человеке по имени Тифонтай. Скорее всего, речь идет о старшем сыне хабаровского коммерсанта по имени Цзи Фэнтай, который был агентом русского влияния на Дальнем Востоке, а во время Русско-японской войны организовал на собственные средства отряд из китайцев численностью в 500 человек специально для «разведки и партизанских действий» в пользу России. Своего первенца он отправил в Россию, где тот и остался. Командир телеграфно-телефонной роты Саратовского укрепрайона Тифонтай был бывшим офицером.
Архив сохранил историю его конфликта с комячейкой роты, которая, скорее всего, безосновательно заподозрила его в сочувствии белым (в действительности роте не хотелось отправляться на фронт, для этого она и инициировала «дело» против своего командира). Для русских солдат национальная принадлежность китайца, выросшего и получившего образование в Петербурге, значения уже не имела; важнее было то, что раньше он носил погоны...
Ольга МОРОЗОВА. Два акта драмы. Ростов-на-Дону, 2010.
О. В. Залесская
Залесская Ольга Владимировна — кандидат исторических наук, заведующая кафедрой китаеведения Благовещенского государственного педагогического университета.
В советском государстве в общность национальных меньшинств включали и китайских мигрантов, которые после Октября 1917 г. оставались на территории России. Их роль в экономике страны (в особенности ее дальневосточных территорий), влияние на ее политику в отношении Китая, сложившееся историческое взаимодействие населения приграничных регионов двух государств — все это способствовало дальнейшей интеграции китайских мигрантов в жизнь советской России и признанию их равноправным национальным образованием на ее территории.
Российская государственная политика в отношении китайских мигрантов претерпела существенные изменения уже после Февраля 1917 года. Временное правительство заявило о готовности улучшить положение китайских рабочих в России и содействовать их репатриации (в 1917 г., по китайским данным, в России насчитывалось около 100 тыс. китайских рабочих) 1 . В этих целях были созданы специальные органы: Особое междуведомственное совещание и Особый комитет. Временное правительство разрешило китайскому посольству посылать своих представителей (в сопровождении российских чиновников) в места сосредоточения китайских рабочих, предоставило льготы китайским рабочим для проезда на родину по железной дороге вплоть до выдачи бесплатных билетов. До сентября 1917 г. тысяча китайских рабочих смогла вернуться домой 2 .
После октябрьской революции 1917 г., несмотря на кардинально изменившуюся политическую и экономическую ситуацию в стране, правительство РСФСР продолжило эвакуацию китайских рабочих. До начала чехословацкого восстания в Сибири в мае 1918 г. на родину вернулись более 40 тыс. китайцев. После блокады Транссибирской магистрали пекинское правительство начало переговоры о репатриации китайских рабочих с омским правительством А. В. Колчака, которое согласилось на их эвакуацию с одним условием: после объединения России под властью Верховного правительства. Пекин приступил к проверке сведений о численности, проблемах и занятиях китайских мигрантов, оставшихся на территории России. В районах и областях, где действовали советские властные органы, китайским рабочим оказывалась посильная помощь в устройстве на работу. Китайские наблюдатели отмечали, что «облегчение участи китайских рабочих совпало с моментом установления в России советской власти, взявшей на себя защиту интересов рабочих, независимо от принадлежности их к той или другой национальности» 3 .
В марте 1918 г. Наркомат юстиции издал постановление о защите прав китайцев на территории страны. В письме НКИД от 4 декабря 1918 г., адресованном ВЧК, совдепам и местным ЧК, указывалось, что «китайские и других восточных стран граждане в России отнюдь не могут быть причисляемы к буржуазным классам и считаться, хотя бы в малой степени, ответственными за политику своих продажных правительств». В письме также подчеркивалась необходимость «крайне осторожного отношения к многочисленным гражданам восточных стран в России». Все китайцы, независимо от их имущественного положения, были уравнены в правах с остальными иностранцами 4 .
Серьезное внимание проблемам китайских рабочих-мигрантов уделял созданный в апреле 1917 г. в Петрограде Союз китайских граждан в России. Китайское правительство выделило Союзу 100 тыс. даянов на нужды китайских рабочих, советское правительство — 3 тыс. рублей. Начиная с весны 1918 г., руководитель Союза, выпускник Петербургского университета, преподаватель математики в реальном училище Лю Цзэжун получил право выдачи китайским рабочим продовольственных карточек, а также направлять представителей в суды, где слушались дела китайских рабочих. В декабре 1918 г. Союз китайских граждан в России был преобразован в Союз китайских рабочих (СКР), которому советское правительство всячески способствовало. Союз китайских рабочих в России ставил своей задачей организацию китайских трудящихся вместе с русскими рабочими для борьбы против контрреволюции и интервенции. Под руководством Союза, в котором насчитывалось 60 тыс. китайских трудящихся, организовывались кассы взаимопомощи, создавались школы политграмоты, читались лекции, была создана коммунистическая ячейка. В начале 1919 г. часть членов Союза была направлена в Северо-Восточный Китай для «пропаганды идей революции». В марте того же года еще 300 членов Союза были готовы начать революционную работу в Китае, установив связь с Сунь Ятсеном и другими революционными деятелями в Южном Китае 5 . «Союз китайских рабочих с самого начала служил советской дипломатии», — отмечает китайский историк Ли Юйчжэнь 6 . Он финансировался НКИДом, который выдал его руководителю — Лю Цзэжуну — мандат на охрану интересов китайских граждан в России. В интересах китайских мигрантов Лю Цзэжун мог связываться с любыми учреждениями и организациями советского государства. 19 ноября 1919 г. В. И. Ленин, встречаясь с Лю Цзэжуном, приписал на мандате просьбу об оказании «тов. Лю Шаочжоу (Лю Цзэжуну. — О. З.) всяческой помощи» 7 .
Однако СКР не мог решить вопроса о возмещении китайским мигрантам убытков, понесенных ими в ходе революционных преобразований и гражданской войны в России. Девальвация рубля, трудовые повинности, введение новых налогов — все это вынуждало китайских торговцев сворачивать бизнес в России и возвращаться на родину. По данным СКР, к середине 1920 г. через Ургу и Кяхту из России выехало 5000 китайских купцов и предпринимателей 8 . Китайское правительство неоднократно поднимало перед советским руководством вопрос о компенсациях китайским мигрантам. 11 марта 1926 г. в рамках советско-китайской конференции состоялось совещание, на котором китайская делегация озвучила сумму требуемой компенсации — 3 млрд. 400 тыс. руб. По их словам, она складывалась из расходов китайского правительства в России во время гражданской войны и из убытков, понесенных китайскими коммерсантами 9 . Советская сторона отказалась выплачивать требуемую компенсацию.
После III съезда Союза китайских рабочих, состоявшегося 22 — 24 июня 1920 г. в Москве, 25 июня того же года было создано Центральное организационное бюро (ЦОБ) китайских коммунистов в России, которое проводило агитационную и пропагандистскую работу среди живших в России китайских рабочих 10 .
Следует отметить, что пекинское правительство всегда выступало против участия в какой-либо форме китайских мигрантов в революции и гражданской войне на территории России и развертывания среди них коммунистической пропаганды. Это было вызвано, в том числе, и опасениями проникновения в Китай идей «коммунистического экстремизма». Поэтому Пекин усилил охрану границы, ужесточил цензурный контроль и активизировал агентурную работу, особенно в приграничных провинциях 11 .
Не ограничившись созданием СКР и ЦОБа, в 1920 г. при отделе международной пропаганды среди народностей Востока Центрального бюро мусульманских организаций РКП(б) была сформирована китайская секция; для подготовки партийных работников из числа китайских коммунистов при ЦОБ в Москве была организована Центральная партийная школа, шестимесячные и одногодичные просветительные курсы; на местах создавались организационные бюро из 3-х человек, работавшие в тесном контакте с местными партийными комитетами; при Дальбюро ЦК РКП(б) было сформировано Организационное бюро китайских коммунистов, председателем которого был один из организаторов ЦОБа Чжао Юнлу, секретарем — Лян Кун 12 .
Для развития мирового революционного процесса, по мнению вождей большевизма, необходимо было распространение революционной идеологии среди различных национальных групп, проживавших в советском государстве — в будущем им отводилась роль активных участников национально-революционных движений в разных странах мира. Перспективной в этом отношении национальной группой советское руководство считало и китайских рабочих на территории России. Так, в уставе Оргбюро китайских коммунистов говорилось: «Китайские коммунисты считают своей прямой обязанностью перед пролетариатом всех стран проведение социальной революции в Китае и организацию рабочего класса Китая». Коммунистическим бюро в Китае предписывалось, согласно этому уставу, «при всяком удобном случае» связываться с Центральным бюро китайских коммунистов в Москве. В 1920 г. ЦОБ направило в Китай около десятка коммунистов-китайцев для налаживания контактов с революционными организациями Китая 13 .
Поражение революционных движений в Германии и Венгрии заставило лидеров Коминтерна и советского государства обратиться к идее «революционизации» Востока 14 . 14 декабря 1919 г. решением Бюро исполнительного комитета коммунистического интернационала (ИККИ) был создан Восточный отдел. К 1923 г. в нем функционировали три секции: Ближнего Востока, Среднего Востока и Дальнего Востока. Последняя была тесно связана с советскими органами на Дальнем Востоке, обмениваясь информацией о ходе подготовки национальных революций в Японии, Корее и Китае 15 . 16 августа 1920 г. Сиббюро ЦК РКП(б) были утверждены тезисы В. Д. Виленского 16 о работе коммунистов в странах Дальнего Востока. Среди основных целей — содействие развитию комячеек и компартий в Китае, регулярная отправка в Китай литературы, издающейся в Советской России. Восточная зарубежная работа финансировалась валютными резервами 17 . Первые коммунистические кружки в Китае (в Шанхае, Пекине, Кантоне, Ухани, Чанше, Цзинани) были созданы при непосредственном участии (и финансовой помощи) Коминтерна. Для этой цели в апреле 1920 г. инотделом Владивостокского отделения Дальбюро ЦК РКП(б) в Китай была направлена группа во главе с Г. Н. Войтинским 18 , которая встретилась в Пекине с одним из первых китайских коммунистов Ли Дачжао 19 , а в Шанхае с лидером китайского коммунистического движения Чэнь Дусю для уточнения деталей совместной работы 20 . В августе 1920 г. в Иркутске начала функционировать секция Восточных народов при Сиббюро ЦК РКП(б). В задачи китайского отдела секции входила коммунистическая работа как в Китае, так и среди китайцев, живущих в России. Было положено начало поездкам курьеров отдела в Китай, которые перевозили литературу и материальные ценности. Заведующим китайским отделом был назначен М. Абрамсон. К 1922 г. секция была преобразована в Дальневосточный секретариат ИККИ, который состоял из президиума, 4 секций (монголо-тибетской, китайской, корейской, японской), отделов и подотделов с общим штатным составом более 100 человек 21 .
Острая необходимость в политически грамотных китайцах, японцах, корейцах ощущалась и в связи с потребностями агентурно-разведывательной работы. Например, Регистрационный отдел Восточно-Сибирского военного округа в письме от 23 мая 1920 г. обращался к секретарю Сиббюро ЦК РКП(б) Д. К. Гончаровой с просьбой оказать помощь в укомплектовании зарубежной разведки, так как «…здесь, в Иркутске, указанных национальностей товарищи мало дисциплинированы в партийном смысле, …на днях даже распущена китайская секция, и надежных, дельных найти невозможно» 22 .
Трудности в подборе подходящих кадров среди китайских революционно настроенных мигрантов подтолкнули советское руководство к созданию специального учебного заведения для обучения зарубежных революционеров основам революционной борьбы. В 1921 г. был организован Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), получивший в 1923 г. имя И. В. Сталина. Во второй половине 1921 г. в нем обучалось 35 студентов из Китая, в начале 1924 г. — 51, в апреле 1925 г. — 112 23 . Летом 1922 г. отделение КУТВ для представителей народов Дальнего Востока, включая и китайцев, было открыто в Иркутске, а сам университет просуществовал до 1930 года. Исключительно для подготовки китайских революционеров в 1925 — 1930 гг. в Москве функционировал Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена (УТК), переименованный в 1928 г. в Коммунистический университет трудящихся Китая (КУТК), а в 1929 г. — в Коммунистический университет трудящихся-китайцев. На 1924/25 учебный год университету было выделено 730 тыс. руб., на 1925/26 — 760 тыс. рублей 24 . В 1926/27 учебном году в нем обучалось 507 студентов. В общей сложности курс обучения в УТК-КУТК прошли около 1600 китайцев, не менее 500 человек — в КУТВ. Также для китайских революционеров был открыт прием в Военную академию им. М. В. Фрунзе, Военно-политическую академию им. Н. Г. Толмачева, Высшую артиллерийскую школу, Летную военно-теоретическую школу, Международную ленинскую школу и Центральную комсомольскую школу 25 .
Таким образом, политика советского государства в отношении китайских мигрантов в 1920-х гг. строилась в соответствии с програмными установками партии, предполагавшими в перспективе использование «революционизированных» китайских мигрантов в деле осуществления социалистических преобразований на Дальнем Востоке. Для достижения этой цели использовались разнообразные пути и методы формирования интернационального сознания китайских трудящихся в соответствии с установкой «национальные особенности — рецидив прошлого». Учет конкретных интересов китайских подданных на территории Советской России и защита их прав рассматривались как этап в процессе приобщения китайских мигрантов к революционным преобразованиям в России и дальнейшего интернационалистического воспитания.
Примечания
1. ЦЗЯГУ Ли. Чжун-Су гуаньси (Китайско-советские отношения) (1917 — 1926). Пекин. 1996, с. 204.
2. ЛАРИН А. Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М. 2003, с. 71.
3. Там же, с. 74 — 75.
4. Там же, с. 99.
5. Во дан ляоцзе Макэсычжуи дэ цюйдао хэ лиши (История и связующие звенья понимания марксизма Компартией Китая). См.: http://www.bjd.com.cn/gdjc/200706/t20070625_299028.htm.
6. ЮЙЧЖЭНЬ Ли. Сунь Чжуньшань юй гунчань гоцзи (Сунь Ятсен и Коминтерн). Тайбэй. 1996, с. 46.
7. ЦЗЯГУ Ли. Ук. соч., с. 207.
8. ЛАРИН А. Г. Ук. соч., с. 97.
9. ЦЗЯГУ Ли. Ук. соч., с. 212.
10. История Северо-Восточного Китая XVII-XX вв. Кн. 2. Владивосток. 1989, с. 14.
11. ЛАРИН А. Г. Ук. соч., с. 116.
12. Документы о советско-китайской дружбе. — Новая и новейшая история. 1959, N 5, с. 140, 143 — 144.
13. ЛАРИН А. Г. Ук. соч., с. 109.
14. Л. Д. Троцкий в письме в ЦК РКП(б) от 5 августа 1919 г. утверждал, что «на азиатских полях мировой политики наша Красная армия является несравненно более значительной силой, чем на полях европейских. Пред нами здесь открывается несомненная возможность не только длительного выжидания того, как развернутся события в Европе, но и активности по азиатским линиям». Признавая, что «разведывательные и оперативные сводки восточного фронта… общи и по существу небрежны», он, тем не менее, выдвигал тезис о создании «могущественной базы» на Урале и в Сибири, подчеркивал необходимость направить в этот регион лучшие научно-технические силы страны и передовых рабочих (Письмо Л. Троцкого в ЦК РКП(б) о подготовке элементов «азиатской» ориентации, док. N 23. В кн.: Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М. 1998, с. 145, 146 — 147).
15. АЛИБЕКОВ Г. М., ШАХНАЗАРОВА Э. Н., ШИРИНЯ К. К. Организационная структура Коминтерна. 1919 — 1943. М. 1997, с. 10, 73 — 74.
16. Виленский Владимир Дмитриевич (псевд. Сибиряков) (1888 — 1943 гг.). Из крестьян, рабочий-литейщик. В революционном движении с 1903 г., член РСДРП. В марте 1917 г. назначен комиссаром Временного правительства в Вилюйском округе. В 1919 г. — член Комиссии по сибирским делам при СНК, участвовал в переговорах с Японией и Китаем. Автор брошюр и статей по вопросам дальневосточной политики («За Великой Китайской стеной», «Япония», «Китай» и др.). Занимался журналистикой, один из редакторов «Известий ЦИК СССР», журнала «Каторга и ссылка». Член многих советских обществ, в том числе председатель Общества изучения Северной Азии (Урала, Сибири и Дальнего Востока). В 1927 г. исключен из партии, в 1931 г. восстановлен, в 1936 г. вновь исключен. Репрессирован, реабилитирован посмертно. См.: Энциклопедия Забайкалья (http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=351).
17. Дальневосточная политика Советской России (1920 — 1922 гг.). Сб. документов Сибирского бюро ЦК РКП(б) и Сибирского революционного комитета. Новосибирск. 1995, с. 116.
18. Войтинский Григорий Наумович (настоящая фамилия Зархин, он же Григорьев, Григорий, Сергей, Сергеев, Тарасов) (1893 — 1953 гг.). Член РСДРП(б) с 1918 года. В 1920 — 1921 гг. — представитель Иностранного отдела Дальбюро ЦК РКП(б), Секции восточных народов Сиббюро ЦК РКП(б) в Китае, член Президиума Дальневосточного секретариата Коминтерна, в 1922 — 1923 гг. — зав. Дальневосточным бюро Восточного отдела ИККИ, в 1923 г. — председатель Дальневосточного бюро Восточного отдела ИККИ, в 1924 — 1927 гг. (с перерывами) — представитель ИККИ в Китае. Руководитель Дальбюро ИККИ в Шанхае в 1926- 1927 годах. В 1927 — 1929 гг. — на хозяйственной работе. Секретарь Тихоокеанского секретариата Профинтерна в 1932 — 1934 годах. Преподавал в различных учебных заведениях с 1934 года. (ПАНЦОВ А. В. Тайная история советско-китайских отношений. Большевики и китайская революция (1919 — 1927). М. 2001, с. 406).
19. Следует отметить значительную роль Ли Дачжао в укреплении отношений между Китаем и Советским Союзом. Осенью 1920 г. при его активном участии в Пекинском университете создается факультет русского языка, куда в качестве преподавателей были приглашены русские китаеведы Полевой и Ивин. Первый набор студентов составил 70 — 80 человек. К началу 1926 г. этот факультет уже расширился до Китайско-русского университета, однако в апреле 1926 г. указом Чжан Цзолиня прекратил существование (См.: ВАНМИН Сюй. Ли Дачжао о китайско-советских отношениях. — Проблемы Дальнего Востока, 1989, N 5, с. 38).
20. Очерки истории Компартии Китая (1921 — 1969). М. 1971, с. 10 — 11. Весной 1922 г. монах-бурят Сампилов был командирован Коминтерном в Тибет для установления политической связи с правителем Тибета, Далай-ламой. По пути в Тибет Сампилов умер, и дело, порученное ему, выполнил его товарищ калмык Шейкин (Российский государственный исторический архив Дальнего Востока, ф. Р-2422, оп. 1, д. 198, л. 39).