Эпоха просвещения список. Вольтер и еще три великих мыслителя эпохи просвещения
Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры . Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей Просвещения в культуре разных государств.
Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам И. Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры .
1. Для нее характерен деизм (религиозно-философская доктрина, которая признаёт бога как творца природы, но отрицает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу, проявляется стремление освободить религию от слепой веры, вывести ее из естественного знания.
2. Поклонение просветителей природе привело к космополитизму, что выражалось в осуждении всякого национализма и признании равных возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.
На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Немецкий учёный И. Г. Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!".
3. Культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в. естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В. И. Вернадский, окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией". То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.
4. Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром Просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII в. стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе от Петербурга до Кадиса.
5. Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.
6. Для культуры просветителей характерна абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Деятелям эпохи казалось, что достаточно создать условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. "Опыт о человеческом разуме " - философский трактат Джона Локка - стал своего рода манифестом эпохи Просвещения. Содержащиеся в нём идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу теорий большинства просветителей. Все были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и
справедливости.
Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Ш. Л. Монтескье и Вольтер - тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента . Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов. Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию", воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.
Издание "Великой Энциклопедии " собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов , который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты - французские просветители, принявшие участие во главе с Дени Дидро в создании 35-томной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" - провозгласили целью многотомного издания - подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но и формой борьбы с общественными предрассудками, предназначалась для всего общества. Первый том вышел в 1751 г. Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784). В философских произведениях ("Мысли об объяснении природы", "Философские принципы материи и движения" и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературном творчестве он стремился к реализму ("Племянник Рамо", "Жак-фаталист", "Монахиня").
Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеции, Юм, Смит.
Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Вольтер был великим литератором, он умел изложить просто и доступно самую серьезную тему. Вольтер писал философские повести ("Кандид, или Оптимизм", "Простодушный"), сатирические поэмы ("Орлеанская девственница"), философские трактаты ("Английские письма"), пьесы ("Заира", "Магомед"), фельетоны, статьи. В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры.
Крупнейшим представителем французского Просвещения был Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение - итог многолетних трудов - "Дух законов". Монтескье рассматривал законодательство народов в зависимости от состояния культуры общества. Исследуя различные формы правления (монархию, республику, деспотию), он разработал теорию зависимости общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.
Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм " по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Жан Жака Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности ("Рассуждение о начале и основаниях неравенства"). В своих литературных произведениях стихах, поэмах, романах, комедиях - Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы. Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций идеальную чистоту нравов жизни общества на патриархальной стадии развития. Его лозунг "Назад к природе!" отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате "Эмиль, или О воспитании". Его роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Исповедь" стали настольными книгами для многих поколений образованных людей в Европе. В "Общественном договоре" Руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем.
Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях, получил художественное воплощение в английской литературе. В знаменитом романе Даниэля Дефо (1661-1731) "Робинзон Крузо" наглядно доказано, что наделённый знаниями человек может выжить в любых условиях. Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт (1667-1745). Симпатичный доктор Гулливер также не теряется ни при каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Генри Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе "История Тома Джонса, найденыша", в комедии "Судья в ловушке", сатирическом романе "Джонатан Уайльд" даётся яркая картина эпохи.
Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо - художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII в. и отражавший вкуса двора Людовика XV и аристократии. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Сфера рококо - убранство интерьера. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела чисто декоративный характер. Она избегала обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно иллюзорный безоблачный характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративными панно в овальном обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла.
Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли в культуре рококо важное место. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались вычурной игрушкой в фантастическом интерьере.
Крупнейшим представителем рококо в живописи был Франсуа Буше (1703-1770). Искуснейший мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Купание Дианы". В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой. Просветители обоснованно упрекали его за отсутствие правды жизни. Сюжетами произведений Жана Оноре Фрагонара, напротив, становятся незамысловатые обыденные эпизоды ("Поцелуй украдкой", "Счастливые возможности качелей"). В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработка деталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в бытовой .
Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Их призывам вняли Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). С трудом верится, что шарденовские женщины ("Молитва перед обедом", "Прачка", "Женщина, моющая кастрюли") - современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях ("Отец семейства, читающий своим детям Библию", "Деревенская невеста", "Балованное дитя"). Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства, а Греза называл "поистине своим художником".
Предтечей критического реализма в живописи стал великий английский художник Уильям Хогарт (1697-1764). Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом ("Карьера мота", "Модный брак", "Прилежание и леность", "Выборы в парламент") переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра стала пропагандистом идей Просвещения.
Европейская скульптура XVIII в. отразила ту же смену общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи - Жан Антуан Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, втом числе статуи сидящего Вольтера.
Театр эпохи Просвещения и в драматургии, и в сценических приёмах отразил новый взгляд на мир. Драматурги и актёры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить как можно точнее современную жизнь. Комедии "Севильский цирюльник" и "Безумный день, или женитьба Фигаро" Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799) очень точно отражают расстановку общественных сил. Фигаро выступает представителем всего третьего сословия. Фигаро - символ простолюдина, за которым будущее. Король Людовик XVI, прочитав "Безумный день", заявил, что скорее Бастилия падёт, нежели эта пьеса будет поставлена. И действительно, Бастилия пала через пять лет после премьеры этот острой, обличительной комедии.
Прогрессивные идеи в музыке воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Моцарт изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый "Реквием", хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта органично связано с общим пафосом эпохи Просвещения.
В XVIII в. картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово "культура" впервые стало общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века, но и простая публика. Вслед за философами представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры начали связывать с разумом, нравственно-этическим началом. Уже за это можно высоко оценивать век Просвещения, несмотря на множество свойственных ему ошибок и заблуждений.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
План: 1. Великие просветители Европы (Джон Локк, Ш. Монтескьё, О. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо); 2. Новые экономические теории. А.Смит; 3. Энциклопедисты. Д.Дидро. Ж.Д’Аламбер
3 слайд
Описание слайда:
Просвещение – идейное течение, настаивавшее на решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
4 слайд
Описание слайда:
5 слайд
Описание слайда:
Джон Локк (1632-1704) Выдающийся английский мыслитель. Создание учения о естественных, прирожденных правах человека. Он был уверен, что от природы все люди равны. Впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной.
6 слайд
Описание слайда:
Французский просветитель. Автор книги «О духе законов», в которой выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах. Развил учение Локка о разделении властей, указал, что есть три ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная. Шарль Луи Монтескьё (1689-1755)
7 слайд
Описание слайда:
Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер 1694-1778 Французский мыслитель Справедливый общественный строй Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Вольтер не был сторонником широких массовых движений. Роль создателя разумного общества он отводил монарху, стоящему на позициях Просвещения. Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали.
8 слайд
Описание слайда:
Жан Жак Руссо (1712-1778) Руссо не призывал уничтожить частную собственность, но считал необходимым ограничить ее размеры, мелкую же собственность, основанную на личном труде, сохранить. Он является сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, источник верховной власти – весь народ. Идеал мыслителя – демократическая республика мелких собственников.
9 слайд
Описание слайда:
Адам Смит (1723-1790) Шотландский ученый Адам Смит считал, что свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни стны.
10 слайд
Описание слайда:
Дени Дидро (1713-1784) Совместно с Жаном Д’Алабером издали знаменитую «Энциклопедию наук, искусств и ремёсел» (1751 г.)
11 слайд
Описание слайда:
Энциклопедию наук, искусств и ремёсел» (1751 г.) Работа состояла из 35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. Первые 28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечатаны до 1772).
12 слайд
Описание слайда:
Перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения.
13 слайд
Описание слайда:
«...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье), «...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви - это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.
14 слайд
Описание слайда:
Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню... Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников... Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер). «Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах... Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).
15 слайд
Описание слайда:
«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их. ...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими. ...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, - безбожно. ...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно. Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).
Вторая треть XVIII столетия была эпохой крутого перелома во всей социально-политической, а вслед за ней и идеологической жизни американских колоний. Истребители индейских аборигенов и рабовладельцы, сами до того находившиеся в экономической и политической зависимости от Англии, восстали против английской монархии, подняли знамя борьбы за американскую независимость. В 1740 году плантаторы Южной Каролины подавляли восстание чернокожих рабов; несколько десятилетий спустя потомки благочестивых отцов-пилигримов стали, в свою очередь, бунтовщиками.
Борьба американцев за экономическую независимость, развернувшаяся вокруг введенного Англией в Американских колониях гербового сбора (1765 год) и последующих актов Тауншенда о пошлинах (1767-1770 гг.), быстро переросла в борьбу за политическую независимость. В 1772-1773 гг. возникают будущие центры восстания в виде провинциальных «комитетов сношений». Нелегальный Континентальный конгресс, состоявшийся в сентябре 1774 года в Филадельфии, ограничился еще чисто экономическими мероприятиями: решением «не ввозить и не потреблять английских товаров и не вывозить своих продуктов в Англию». Но революционно-освободительная война была уже не за горами: несколько месяцев спустя американская народная милиция осаждала Бостон, где сосредоточились военные силы англичан. Собравшийся в мае 1775 года Второй Континентальный конгресс принял «Декларацию о причинах вооруженного восстания» и назначил Вашингтона главнокомандующим повстанческой армии.
В результате восьмилетней вооруженной борьбы Америка завоевала свою политическую независимость. Версальский миренный договор 1783 года был юридическим признанием Англией фактически сложившегося в итоге борьбы положения вещей. В 1787 году, за два года до разрушения Бастилии французским народом, американский Национальный конвент утвердил конституцию Соединенных штатов Америки.
Революционно-освободительная война американского народа сопровождалась революционными сдвигами в области идеологии, она вызвала к жизни мощное буржуазно-революционное просветительное движение.
Американская просветительная философия является идеологией американской буржуазно-демократической революции 70-х годов. Крупнейшие представители американского Просвещения: Франклин, Джефферсон, Пэйн и другие - являются вместе с тем активными революционными деятелями, руководящими фигурами в современной им политической борьбе.
Мыслителям американского Просвещении в высокой степени присущи характерные для идеологов революционных эпох единство теоретических и практических интересов, социальная насыщенность воззрений и энциклопедическая многосторонность. Воин и дипломат, философ и партийный лидер, политический памфлетист и естествоиспытатель были различными сторонами их революционной деятельности, различными гранями их цельных и разносторонних индивидуальностей.
В противоположность философствующим церковникам колониальной Америки просветители - светские люди, всецело поглощенные земными, мирскими посюсторонними вопросами и, прежде всего проблемами общественной жизни. Пуританскому пессимизму и фатализму они противопоставляют действенный оптимизм. И в политической, и в естественнонаучной, и в философской теории они если и не отвергают Бога окончательно, то оттесняют его на периферию, устраняют его от вмешательств в ход вещей. Теологические политические теории заменяются учениями, основанными на понятии «естественного права». Появляются этические учения, исходящие не из божественных заповедей, а из «природы человека». В натурфилософии божественное провидение оттесняется понятием законов природы, а теология уступает место причинной зависимости. В теории познания «божественное откровение» отступает перед «светом разума», сами догматы христианской религии предстают перед «трибуналом разума», то есть перед судом революционной буржуазии. Все эти идеи развиваются в длительной жестокой борьбе с церковниками, при их постоянном яростном сопротивлении.
Теоретическими источниками американского Просвещения служили, во-первых, учения Локка и английских материалистов XVIII века: Мандевиля, Хартли, Коллинза, Пристли, - во-вторых, воззрения французских просветителей и, в-третьих, работы французской школы врачей-материалистов, шедшей от Ламеттри.
Влияние английских и французских просветителей на идеологов американской буржуазно-демократической революции очень велико и разносторонне. Английское влияние, хотя и было более ранним и распространенным - в силу общности языка и английского происхождения ряда американских просветителей, - впоследствии настолько тесно переплетается с влиянием французских буржуазно-революционных идей, что расчленение тех и других представляется невозможным. Опередившие французскую революционную буржуазию в своих политических завоеваниях американцы широко заимствовали свое идеологическое вооружение из арсеналов французских философов и социологов. Разрыв с Англией и заключение в 1778 году союза с Францией способствовали усилению французских влияний. Французская революция еще более укрепила, углубила этот идейно-политический контакт. Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондорсе, Вольней становятся основными источниками американских просветительных идей наряду с англичанами.
Итак, теперь рассказ пойдет о деятелях американского Просвещения.
Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) - делегат Виргинии в Континентальном конгрессе, основатель «Республиканской» партии, дважды президент США (1801-1809 гг.).
Социально-политические воззрения Джефферсона, находившиеся под определяющим влиянием Локка, запечатлены в важнейших исторических документах эпохи: в виргинской «Декларации прав» и в филадельфийской «Декларации независимости», автором которых был Джефферсон. «Все люди от природы одинаково свободны и независимы и имеют известные прирожденные права, каковых они, вступая между собой в какое-либо соглашение для образования общества, не могут никоим образом лишить своего потомства. Таково право на жизнь и свободу обеспечением возможности приобретать и владеть собственностью, домогаться и обладать счастьем и безопасностью», - гласит первый параграф Виргинской декларации.
Буржуазно-демократические принципы выражены Джефферсоном полной ясностью: формальные свобода и равенство, договорная теория общества, святость частной собственности. Декларация отвергает наследственные, сословные привилегии и утверждает политическое равноправие и разделение властей. Революционное существо этих документов с наибольшей яркостью выражено в формулировке социальной природы и функций государства в признании права на революцию. «Народ есть верховный носитель всякой власти, следовательно, всякая власть имеет источником волю народа», - гласит параграф 2 Виргинской декларации. - …Большинство народа имеет несомненное, неотъемлемое и бесспорное право реформировать, изменить или даже уничтожить правительство…». Объявление владения частной собственностью «естественным правом» и признание первичности индивида по отношению к обществу в договорной теории не оставляют сомнения в буржуазном характере революционных идей Джефферсона.
Отношение Джефферсона к религии достаточно ясно обнаруживается в рассматриваемых документах. Прежде всего, Джефферсон является решительным противником религиозного фанатизма и горячим сторонником веротерпимости, свободы вероисповедания. «Религия - сказано в параграфе 16 Виргинской декларации, - …есть дело разума и убеждения, а не силы или насилия, а по сему все люди имеют одинаковое право исполнять свои религиозные обязанности согласно указаниям своей совести».
Джефферсон не ограничивался признанием равноправия религиозных верований: в своей просветительной деятельности он был пионером независимого от религии, научного, рационального знания. Джефферсону принадлежит заслуга основания первого в США светского, свободного от теологического засилья университета.
По своим убеждениям Джефферсон был умеренным деистом. Его деистическая концепция нашла отражение и в Декларации 1776 года в ссылках на «природу и ее творца». Джефферсон отвергает «позитивные религии», но сохраняет «естественную религию», религию «в границах разума». Отказываясь от христианских догматов и библейских чудес, стараясь свести вмешательство Бога в ход природы и истории к минимуму, он все же признает существование «верховного существа» - первопричины и законодателя вселенной. Христианству Джефферсон приписывал, однако, высокую этическую ценность.
В этике, занимающей большое место в философских интересах Джефферсона, он придерживается половинчатой позиции, характерной для ряда английских деистов. Джефферсон отвергает религиозную основу и санкцию морали. «Если добродетельные поступки мы совершаем только лишь из любви к Богу и веруя, что это угодно Ему, то, как возможна мораль атеиста?.. Но известно, что Дидро, Гольбах, Кондорсе принадлежат к числу наиболее добродетельных людей. Их добродетель, стало быть, должна иметь некоторое иное основание, отличное от любви к Богу». Но в то же время Джефферсон выступает и против натуралистической, основанной на личном интересе этики французских материалистов противопоставляя их сенсуалистическому учению этику, основанную на врожденном инстинкте.
Французская революция 1789года застала Джефферсона в Париже, где он представлял молодую заокеанскую державу. Джефферсон был близко знаком с учениями французских материалистов. Он слушал лекции Кабаниса и встречался с ним в салоне вдовы Гельвеция, был также близок с другом Дидро - Гримом. В некоторых частных письмах Джефферсон называл себя эпикурейцем и материалистом. Но полемика его против атеизма французских материалистов показывает, что он остановился на полпути: остался деистом-просветителем.
Огромным влиянием и славой - притом в Европе не меньше чем в Америке - пользовался старший современник Джефферсона, крупнейший деятель американского Просвещения Бенджамен Франклин (1706-1790 годы).
Начав трудовую жизнь в мыловаренной и свечной мастерской своего отца в Англии, затем обучившись ремеслу печатника, даровитый самоучка жадно поглощает научные знания. «Ко мне в руки попали, - вспоминает об этом времени Франклин, - кое-какие книжки против деизма… Случилось так, что они оказали на меня влияние, противоположное тому, какое от них ожидалось: приводимые в них с целью опровержения аргументы деистов показались мне гораздо более убедительными, чем их опровержения. Словом, вскоре я сделался деистом.
Работы Коллинза и лекции Мандевиля закрепили взгляды Франклина. Переселившись в Филадельфию, молодой Франклин основывает здесь типографию и издает газету. Активно участвуя в местной общественной жизни и энергично содействуя городскому благоустройству, Франклин не оставляет своих научных занятий. В 1728 году двадцатилетний юноша организует «Философский клуб», 55 лет спустя выросший в «Американское философское общество». Целью этой организации было изучение естественных наук, поощрение философских исследований, «которые могли бы осветить познание природы вещей и способствовать увеличению власти человека над природой и умножить его жизненные удобства».
Достаточно сопоставить эту бэконианскую формулу с клерикальным уставом Гарвардского колледжа, чтобы революционное значение деятельности Франклина выяснилось со всей отчетливостью. Гарвардский устав 1642 года провозглашает, что «каждый должен считать главной целью своей жизни и своих занятий познание Бога и Иисуса Христа, который есть жизнь вечная».
Разработка Франклином в 1646 - 1647 годах теории положительного и отрицательного электричества и изобретение громоотвода вписали его имя в историю физики и дали достаточное основание Пристли назвать в своей «Истории электричества» Франклина «превосходным философом-натуралистом».
С 1764 года начинается долголетняя дипломатическая деятельность Франклина сначала в Англии, а затем во Франции. Вместе с тем Франклин не прекращает своей многообразной литературной деятельности. Он был выдающимся писателем, с равным мастерством подвизавшемся в самых различных литературных жанрах: сократических диалогах, афоризмах, письмах и сатирах.
В кругах идеологов революционной французской буржуазии Франклин был своим человеком. Слава его в этой среде была очень велика. Его называли «преемником Вольтера». Конституанта объявила траур по случаю его смерти. Мирабо, Кондорсе, Ларошфуко произнесли речи о заслугах умершего. Бюст Франклина был выставлен в зале заседаний клуба якобинцев.
Слава Франклина зиждется не столько на глубине и оригинальности его мышления, сколько на его энциклопедичности и блестящем литературном даровании. По своим взглядам он был умеренным деистом типа Вольтера, Шефтсбери, Юма, с характерным для них религиозным лицемерием: неверием как привилегией просвещенных буржуа и признанием «утилитарного» значения религии для народных масс.
В отличие Джефферсона, для которого в первую очередь имела значение политическая сторона деизма - связанная с ним веротерпимость, - для Франклина, прежде всего, существенна оппозиция деизма супранатурализму - его роль в обеспечении автономного развития естественных наук и в обосновании натуралистической этики.
Деизм Франклина заключался в отказе от церковных догматов и ограничении веры религиозным минимумом, сводившимся к признанию непознаваемого «высшего существа» и сотворения мира, бессмертия души и загробного возмездия. Божественность Христа и евангельские чудеса он отвергал, но признавал высокое моральное значение христианской религии.
Индивидуальная особенность Франклина в ряду других умеренных деистов - его гипотеза о множестве сотворенных Богов. В своих «Первоначалах» Франклин, после того как он изложил гипотезу о существовании множества миров, пишет: «Я полагаю, что Бесконечный создал множество существ или Богов, далеко превосходящих человека… Возможно, что эти сотворенные Боги бессмертны; или, быть может, по прошествии многих веков они сменяются и другие заступают на их место». Этот политеистический мотив, по-видимому, имеет целью отдалить Бога от нашего мира с помощью учения о множестве миров и промежуточных между Богом и людьми существ.
В своих этических произведениях Франклин не всегда отказывался от религиозной санкции морали, однако учение о естественной и рациональной основе нравственности звучит в них достаточно явственно, и встречи с Мандевилем - автором «Басни о пчелах» - дают себя чувствовать. «Откровение само по себе, - пишет Франклин, - не имело для меня никакого значения, я придерживался того мнения, что хотя те или иные действия не являются дурными потому, что они запрещены откровением, или хорошими - потому, что они предписаны им, однако вполне вероятно, что эти действия были запрещены потому, что они дурны, или предписаны потому, что они благодетельны для нас по своей природе, если учесть всю совокупность обстоятельств».
Трезвые афоризмы «житейской мудрости», составляющие содержание знаменитого франклинского «Poor Richard Almanac», свободны от традиционного религиозного ханжества. При всей своей буржуазной ограниченности они проникнуты гуманизмом и здоровым оптимизмом.
Представителями радикального, «якобинского» крыла в американском деизме были Томас Пэйн и Этан Аллен. Свободные от недомолвок и религиозного лицемерия, их антирелигиозные произведения отличаются воинственностью и непримиримостью, и вся их общественная и литературная деятельность характеризуется большой народностью.
«Разум - единственный оракул человека» - первый антирелигиозный памфлет, изданный в Америке. Книга была напечатана в 1784 году. Автор ее Этан Аллен (1737 - 1789 гг.) - очень колоритная фигура: организатор фермерского партизанского отряда в Вермонте (Коннектикут) - «ребят с зеленой горы», - герой освободительной войны, за поимку которого англичане сулили 100 фунтов, Аллен свыше двух лет провел в английском плену и после обмена пленных получил, по постановлению Континентального конгресса, звание полковника.
Книга Аллена - боевой антирелигиозный памфлет. Большая часть тиража этой «безбожной» книги была по напечатании сожжена издателем до выхода в свет. Аллен предвидел, что «попы и ханжи» объявят его философии войну и направят против него «оружие веры, меч духа и артиллерию геенны огненной». В этой книге, пишет, например, Бернар Фаи, «предназначенной для вермонтских фермеров, изложены все наиболее циничные теории деистов. Он (Аллен) отрицает божественность Христа, подлинность священного писания, отвергая чудеса и откровение… Его простой и бесхитростный стиль, его прямолинейные аргументы делали книгу еще более действенной и оскорбительной».
Аллен отстраняет христианскую религию не мягко и вежливо, как это делали Франклин и Джефферсон, а без обиняков изобличает всю ее вздорность и вредность. Откровению он противопоставляет рациональное познание, библейским чудесам и сверхъестественному вмешательству в естественный ход вещей - законы природы. Познания природы - вот, по его словам, откровение Бога. «Разум - библия деиста», и «никакие десять заповедей не обязательны для разумного существа, если они не соответствуют законам природы».
Аллен не свободен еще от теологического привеска, но, по существу, его воззрения ближе к атеизму спинозистского типа, чем к деизму. Аллен отрицает сотворение природы и признает материю вечной. Вместе с сотворением материи он отвергает понятие первопричины и признает изначальную, несотворенную изменчивость материи. Природы совечна Богу. Бог - вечная и бесконечная действующая причина, природа - вечное и бесконечное действие. Это учение Аллена стихийно возрождает спинозистское учение о творящей и сотворенной природе. Материя, согласно Аллену, не только не сотворена, но и не уничтожаема. Природа есть бесконечная смена форм материи, и только единичные предметы имеют свое естественное начало и конец.
Близкий к взглядам Аллена круг идей, но в более развернутом виде содержит вышедшая десять лет спустя книга Пэйна «Age of reason» («Век разума»).
Томас Пэйн (1737 - 1809 гг.) - популярнейший американский публицист революционного периода. Его политические памфлеты имели огромное распространение и оказали исключительное влияние на формирование буржуазно-революционной идеологии в Америке конца XVIII века. Его «Здравый смысл» впервые - до Вашингтона и Джефферсона - провозгласил лозунг американской независимости. Успех памфлета был колоссальный. За три месяца он разошелся в 120 тысячах экземплярах - тираж к тому времени неслыханный. Первое издание вышло (анонимно) 9 января 1776 года, 20 января памфлет вышел вторым, а 25 января - третьим изданием.
В «Здравом смысле» Пэйн дает уничтожающую критику королевской власти вообще и английской монархии в частности. Критика эта такова, что в царской России более ста лет спустя невозможно было ее опубликование.
Открыто призывая к национальному освобождению, Пэйн заканчивает памфлет словами: «Свободу травят на всем земном шаре. Азия и Африка давно уже изгнали ее. Европа смотрит на нее, как на чужестранку, а Англия предложила ей покинуть страну. Примите изгнанницу! Пришла пора создать убежище для человечества!»
В 1774 году Пэйн прибыл в Америку из Англии с рекомендательным письмом Франклина и начал работу в филадельфийском журнале «Pennsylvania Magazine». Выпущенный им два года спустя «Здравый смысл» сразу поставил его в первые ряды борцов за американскую независимость. По окончании войны Пэйн возвращается в Англию. «Моя страна там - где свобода», - сказал однажды Франклин Пэйну. «А моя страна там - где нет свободы», - ответил Пэйн, имея ввиду, что его место там, где свободу надо завоевать.
В 1791 году выходит его памфлет «Права человека» - апология французской революции, - направленной против известного антиреволюционного памфлета Бэрка.
Памфлеты, излагающие социально-политические воззрения Пэйна, всецело находятся в фарватере революционных идей буржуазной демократии и, в частности, обнаруживают большое влияние Руссо. «Человеческое правительство, как и человеческая одежда, - пишет Пэйн, - есть знак утраты невинного состояния, дворцы королей воздвигнуты на развалинах райских беседок».
Пэйн защищает идею равенства людей от природы (он высказывается, в частности, за избирательные права женщин) и идею народоправия. Пэйн различает естественные и гражданские права - последние основаны на общественном договоре.
Согласно Пэйну, общество и государство, или правительство, различны по сущности своей и по своему происхождению. Общество есть благо, общественный интерес совпадает с интересами образующих общество индивидов, государство же, для Пэйна, - неизбежное зло, продукт узурпации и завоевания. В революции он видит путь от основанного на насилии государства к основанной на естественной гармонии интересов общественной жизни. Пэйн не является поборником анархизма: он не противник правительства вообще, а лишь правительства, «не соответствующего принципам общества». Его цель - идеализированная буржуазно-демократическая республика.
Революционная Франция встретила англо-американского революционера с триумфом. В четырех департаментах Пэйн был избран депутатом Конвента. Вместе с Дантоном и Кондорсе автор «Прав человека» был выделен в комиссию по выработке конституции французской республики.
По своим взглядам и политическим связям во Франции Пэйн примыкал к жирондистам. Он голосовал против казни Людовика XVI. Дальнейшее развитие революции и разгром бриссотинцев повлекли за собой арест Пэйна и десятимесячное заключение его в Люксембургскую тюрьму, откуда он был освобожден по ходатайству Джефферсона, переданного американским послом во Франции Монро.
Вторая часть книги «Век разума» была написана Пэйном в тюрьме, первая - закончена накануне ареста. Пэйн прямо называет себя деистом и с открытым забралом выступает против религии и церкви.
«Я не верю, - пишет Пэйн в предисловии к первой части, - в догматы, исповедуемые иудейской церковью, католической церковью, греческой церковью, магометанской церковью, протестантской церковью, или какой бы то ни было другой. Мой собственный разум - вот моя церковь. Все национальные церковные организации… я считаю не чем иным, как человеческими изобретениями, цель которых - устрашать и порабощать человеческий род и монополизировать власть и доходы… Я считаю весьма вероятным, что революционное преобразование правительственной системы повлечет за собой революцию в религиозной системе…»
Это уже не «удобная и мягкая форма избавления от религии» английских деистов-эзотериков, - здесь звучит боевой, насыщенный политической борьбой язык французских атеистических памфлетов. Достаточно сравнить оценку, данную Пэйном христианской религии и религиозной морали, с осторожной оценкой Франклина, чтобы увидеть различие двух линий в деизме. В то время как Франклин, отстраняя христианскую мифологию, превозносит моральную возвышенность христианства и его превосходство над другими религиями, Пэйн, направляя удар по главному, реальному врагу, пишет: «Из всех, когда-либо измышленных религиозных систем, нет более оскорбительной для божества, менее назидательной для людей, более противной разуму и противоречащей себе самой, чем христианство.… Как орудие власти оно служит интересам деспотизма; как средство к богатству оно служит жадности духовенства…».
Пэйн отрицает божественность Христа, вознесение и воскрешение; учение о воздаянии он считает позднейшим изобретением, предназначенным для извлечения доходов от верующих; он выступает против мистерий, чудес, пророчеств, отвергает откровение и не признает священности «священного писания» - для него это книга, написанная смертными и подлежащая такой же исторической критике, как и всякая другая древняя книга.
Книгу за книгой Пэйн рассматривает библейские писания, доказывая их недостоверность. Он утверждает, что Библия моложе Гомера и является современницей басен Эзопа. Самое это сопоставление показывает, какую цену придавал Пэйн библейским свидетельствам. Ставя достоверность библейских сообщений в один ряд с баснями Эзопа, Пэйн противопоставляет их другой древней книге, служащей для него образцом истинности, - «Элементам» Эвклида. Книга, излагающая истину, подобно книге Эвклида, не нуждается в ссылках на откровение и божественный источник, она говорит сама за себя, ее истинность самоочевидна.
Определив ложность фактических данных «священного писания», представляющих АО мнению Пэйна, помесь римских языческих мифов с иудейскими религиозными измышлениями, Пэйн переходит к критике этической стороны Библии. Он приходит к выводу, что описанные в ней подвиги являют «историю злостных преступлений и собрание самых низменных и гнусных россказней». В этой связи следует отметить характерную для революционного деятеля гневную тираду Пэйна против христианской заповеди: «любите врагов ваших».
Впечатление, которое производит антирелигиозный памфлет Пэйна, очень хорошо определяет сам автор: «Я прошел по Библии, как человек проходит по лесу, с топором за плечами, срубая деревья на своем пути. Вот лежат они…»
Век разума Пэйн противопоставляет веку невежества, отождествляемому им с периодом господства христианской религиозной идеологии. Пэйн убежден, что разум - несокрушимое оружие, что всеми своими знаниями человек обязан науке. Он мечтает о культурной революции, которая заставит проповедников сделаться учеными и превратит все храмы в научные школы.
Отношение между познанием и его объектом, между мышлением и бытием Пэйн понимает материалистически. Он ратует за реальное, объективное познание вещей. «Познание не должно заключаться… в знании языков, а в знании вещей, которым язык дает имена». Науки - не человеческие измышления. Они предполагают объективное существование законов природы, познаваемых ими. Эти законы природы Пэйн считает вечными и неизменными. «Человек не творит принципов, он может только открывать их», - формулирует Пэйн свое материалистическое понимание познания. Он доказывает, что объективны не только открываемые астрономией законы движения небесных тел, объективно и математическое познание. Треугольники, говорит Пэйн, - не порождение человеческого разума, а образы объективных принципов. Треугольник математика «так же не создает своего принципа, как свеча, внесенная в комнату, не создает невидимых без нее столов и стульев. Все свойства треугольника существуют независимо от начертанной нами фигуры, и они существовали до того, как люди начертали или помыслили какой-либо треугольник.
Таковы четкие основы метафизического материализма Пэйна. Неизменные объективные законы природы Пэйн понимал механистически. «Человек, который прилаживает друг к другу различные части мельницы, - по мнению Пэйна, - применяет те самые научные принципы, которые он применял бы, будь в его власти построить вселенную».
Но Пэйн не был последовательным материалистом даже в понимании природы. Деистический привесок кладет границу его материализму: Пэйн допускает божественную первопричину всех вещей. Однако деистическая пленка, обволакивающая его материализм, очень тонка и непрочна. «Трудно понять, - говорит Пэйн, оправдывая свой деизм, - что такое первопричина, но еще труднее понять беспричинность; трудно понять бесконечность пространства и времени, но столь же трудно понять их конечность, и невозможно предположить время, когда не было времени». Проблема конечного и бесконечного и понятие самопричины служат камнями преткновения для его метафизического материализма.
Таковы взгляды этого представителя радикального, материалистического крыла американского деизма.
Томасу Куперу (1759 - 1839 гг.) так же, как и другим деятелям революционного периода, свойственна разносторонность интересов и энциклопедичность образования. Он активный участник революционного движения, страстный публицист, философ, химик, юрист, экономист, геолог, медик. Хотя, в отличие от ведущих умов американского Просвещения, Купер был профессиональным ученым, вся его жизнь и деятельность неразрывными узами связаны с буржуазно-демократической революцией в Америке.
Родом из Вестминстера Купер обучался на юриспруденции в Оксфордском университете, а затем медицине и химии в Лондоне и Манчестере. Его материалистические взгляды сложились под непосредственным влиянием Пристли. Политическая деятельность Купера началась в Манчестере выступлениями в защиту буржуазно-демократических идей. Купер высказывался за политическое равенство, за женское равноправие, за право народа на революцию. В 1787 году он выступил с «Письмами» против работорговли. Французскую революцию Купер и его манчестерские единомышленники встретили с энтузиазмом. Они целиком разделяли взгляды, высказанные в памфлете Пэйна, которого Купер назвал «замечательным другом человечества и превосходным писателем». В 1792 году Купер вместе с Уаттом уезжает в Париж, где они оглашают приветственный адрес французским якобинцам от манчестерских друзей. Последовавшее за этим обвинение их Берком в деятельности, направленной против интересов Англии, получило достойную отповедь в памфлете Купера, вышедшем в 1792 году. Таким образом, мировоззрение Купера сформировалось под влиянием материализма Пристли и политических идей якобинцев.
В 1793 году Купер вместе с семьей Пристли эмигрирует в США и включается в активную политическую борьбу в рядах партии Джефферсона. Купера федералисты прозвали «якобинским эмиссаром». При президентстве Джефферсона он работал судьей. В 1811 году Купер начинает свою преподавательскую деятельность в качестве профессора химии. Более чем двадцатилетняя научно-педагогическая работа Купера в США наполнена острой борьбой против церковников, яростно противодействовавших всем его просветительным начинаниям и неотступно его травивших. Когда в 1819 году Купер был, по рекомендации Джефферсона, приглашен профессором Виргинского университета, клерикалы решительно воспротивились этому назначению, и, несмотря на все старания Джефферсона, Куперу не удалось приступить к работе.
В 1820 году Купер принимает приглашение Колумбийского колледжа (Южная Каролина) и начинает там чтение курсов лекций по химии, геологии и минералогии, а в следующем году становится во главе колледжа. Снова начались интриги и преследования со стороны церковников, приведшие к удалению Купера из колледжа. На этой яркой страничке из истории идеологической борьбы стоит остановиться подробнее.
Еще будучи в Англии, Купер опубликовал материалистическую работу, озаглавленную «Этический, теологический и политический трактат» (1789 год). Защищая в этой работе материалистическое учение, Купер отрицает в ней существование души как особой субстанции, свободу воли, загробное возмездие, догматы Троицы. В своих воспоминаниях о Пристли, напечатанных в США в 1806 году, Купер снова выступает против перечисленных религиозных основоположений. В целой серии антирелигиозных памфлетов, выпускавшихся Купером анонимно, начиная с 1829 года, он подвергает сокрушительной критике кальвинистское учение, отрицает Божественное происхождение Библии, опровергает учение о сотворении мира, основываясь на геологии.
Каролинским клирикам не было известно содержание писем Купера. Им неизвестно было письмо Купера Дикерсону, в котором говорится о «холере, гремучих змеях, москитах, факирах всех и всяких родов - азиатских и европейских, папистских и протестантских». Но и того, что было известно церковникам, было достаточно для звериной ненависти к нему.
Темным пятном в политической биографии Купера являются его выступления против северян, в защиту рабовладения.
Купер открыто называл свое учение материализмом и считал «истину доктрины материализма столь же непреложной, как то, что золото тяжело, чернила черны, вода жидка.
В центре философских интересов Купера проблема души и тела, обоснование материалистического тезиса «материя мыслит». В своей полемике против Мальбранша, Лейбница, кембриджских платоников, метафизики Декарта и шотландской школы он подвергает критике идеалистическое учение о нематериальной субстанции и доказывает зависимость психических актов от физических процессов, в частности от деятельности мозга. В соответствии с материалистическим решением психофизической проблемы Купер отвергал врожденные идеи и отрицал бессмертие души.
Женщины - Просветители
Филологи-феминистки заново открыли ряд писательниц периода борьбы за независимость в Северной Америке. Одной из первых американских романисток-профессионалок была Сюзанна Роусон (1762-1824 гг.). Среди ее опубликованных семи романов можно выделить "Храм Шарлотты" (1791 г.), представлявший собой историю совращения и пользовавшийся у читателей большой популярностью. В своем творчестве она развивала феминистские и аболиционистские темы и с уважением писала об индейцах. Другой давно забытой романисткой является Ханна Фостер (1758-1840 гг.). В 1797 г. вышел в свет ее ставший бестселлером роман "Кокетка" о молодой женщине, разрывающейся между добродетелью и соблазном. Сначала ее отвергает возлюбленный - бездушный служитель церкви. Затем эту женщину соблазняют и бросают. У нее рождается ребенок, и она погибает в одиночестве.
Еще одна писательница, Джудит Сарджент Мюррей (1751-1820 гг.), писала свои произведения под мужским псевдонимом, чтобы добиться серьезного отношения к ним со стороны читателей. Заслуживает внимания и Мерси Отис Уоррен (1728-1814 гг.), которая была поэтессой, историком, драматургом, сатириком и патриоткой. В период, предшествовавший получению страной независимости, эта писательница у себя дома проводила собрания, призывая к освобождению от власти англичан, которых она подвергала нападкам в своих язвительных пьесах. Уоррен написала единственную современную радикальную историю борьбы за независимость в Северной Америке.
Важными документами этого периода являются письма, в частности переписка между такими женщинами, как Мерси Отис Уоррен и Абигайль Адамс. Так, например, в 1776 г. в одном из писем своему мужу Джону Адамсу (впоследствии ставшему вторым президентом США), Абигайль Адамс настаивала на включении в будущую конституцию США положений, гарантирующих независимость женщин.
В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру
Философия
Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).
Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе - она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.
Культура эпохи Просвещения - это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм - признание разума основой поведения и познания людей.
В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.
Направления искусства
Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.
В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание - романтизму.
Появлялись и экспериментальные стили. Важным явлением стал сентиментализм. У него не было своей стилистической формы, однако именно с помощью него были отражены тогдашние представления о человеческой доброте и чистоте, которая дается людям от природы. Русская художественная культура в эпоху Просвещения, так же, как и европейская, имела собственные яркие произведения, принадлежавшие к течению сентиментализма. Такой стала повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза».
Культ природы
Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.
Просветители верили, что новый «естественный человек» должен вернуться к своему естественному состоянию - то есть природе. Согласно этой идее русская художественная культура в эпоху Просвещения (а точнее, архитектура) подарила современникам Петергоф. Над его сооружением работали знаменитые зодчие Леблон, Земцов, Усов, Кваренги. Благодаря их усилиям на берегу Финского залива появился уникальный ансамбль, включавший неповторимый парк, великолепные дворцы и фонтаны.
Живопись
В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.
В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами - любовные.
Яркий пример французского рококо - творчество Франсуа Буше, которого также называли «первым художником короля». Он рисовал театральные декорации, иллюстрации для книг, картины для богатых домов и дворцов. Самые знаменитые его полотна: «Туалет Венеры», «Триумф Венеры» и т. д.
Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.
Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута - повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.
Театр
XVIII столетие - золотой век театра. В эпоху Просвещения этот вид искусства достиг вершины своей популярности и распространенности. В Англии крупнейшим драматургом был Ричард Шеридан. Самые известные его произведения «Поездка в Скарборо», «Школа злословия» и «Соперники» высмеивали безнравственность буржуазии.
Динамичнее всего театральная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в Венеции, где работало сразу 7 театров. Традиционный ежегодный городской карнавал привлекал туда гостей со всего Старого Света. В Венеции творил автор знаменитой «Трактирщины» Карло Гольдони. Этого драматурга, написавшего в сумме 267 произведений, уважал и ценил Вольтер.
Самой известной комедией XVIII века стала «Женитьба Фигаро», написанная великим французом Бомарше. В этой пьесе нашли воплощение настроения общества, негативно относившегося к абсолютной монархии Бурбонов. Через несколько лет после публикации и первых постановок комедии во Франции произошла революция, свергнувшая старый режим.
Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.
Иоганн Гете был не только замечательным поэтом и драматургом. Неспроста его называют «универсальным гением» - знатоком и теоретиком искусства, ученым, романистом и специалистом во многих других областях. Его ключевые произведения - трагедия «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Другой выдающийся деятель немецкого Просвещения, не только написал «Коварство и любовь» и «Разбойников», но также оставил после себя научные и исторические сочинения.
Художественная литература
Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.
Роман, как жанр, вырос из просветительской публицистики. С помощью него мыслители XVIII века нашли новую форму для выражения своих социальных и философских идей. Написавший «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт вложил в свое произведение множество аллюзий на пороки современного ему общества. Его перу также принадлежала «Сказка о бабочке». В этом памфлете Свифт высмеивал тогдашние церковные порядки и распри.
Развитие культуры в эпоху Просвещения можно проследить по появлению новых литературных жанров. В это время возник эпистолярный роман (роман в письмах). Таким было, к примеру, сентиментальное произведение Иоганна Гете «Страдания юного Вертера», в котором главный герой покончил жизнь самоубийством, а также «Персидские письма» Монтескье. Появились документальные романы в жанре путевых заметок или описаний путешествий («Путешествия по Франции и Италии» Тобайаса Смоллетта).
В литературе культура эпохи Просвещения в России следовала заветам классицизма. В XVIII веке творили поэты Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир. Появились первые ростки сентиментализма (уже упомянутый Карамзин с «Бедной Лизой» и «Натальей, боярской дочерью»). Культура эпохи Просвещения в России создала все предпосылки для того, чтобы уже в начале нового XIX столетия отечественная литература, ведомая Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, пережила свой золотой век.
Музыка
Именно в эпоху Просвещения сложился современный музыкальный язык. Его основоположником считается Иоганн Бах. Этот великий композитор писал произведения во всех жанрах (исключением была опера). Бах и сегодня считается непревзойденным мастером полифонии. Другой немецкий композитор Георг Гендель написал 40 с лишним опер, а также многочисленные сонаты и сюиты. Вдохновение он, как и Бах, черпал в библейских сюжетах (характерны названия произведений: «Израиль в Египте», «Саул», «Мессия»).
Другое важнейшее музыкальное явление того времени - венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.
Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.
Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).
Другой великий классик Бетховен увлекался героическими сюжетами, что отразилось на увертюрах «Эгмонт», «Кориолан» и опере «Фиделио». Как исполнитель, он поражал современников игрой на фортепьяно. Для этого инструмента Бетховеном были написаны 32 сонаты. Большую часть своих произведений композитор создал в Вене. Также ему принадлежат 10 сонат для скрипки и фортепьяно (наибольшую известность получила «Крейцерова» соната).
Бетховен пережил серьезный вызванный потерей им слуха. Композитор склонялся к самоубийству и в отчаянии написал свою легендарную «Лунную» сонату. Однако даже страшный недуг не сломил воли художника. Поборов собственную апатию, Бетховен написал еще множество симфонических произведений.
Английское Просвещение
Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения - американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.
Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.
Мыслители Франции
Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье - все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.
Уникальным явлением культуры Просвещения стала 35-томная «Энциклопедия». Ее составляли главные мыслители «Века разума». Вдохновителем и главным редактором этого эпохального издания был Свой вклад в отдельные тома внесли Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций и другие выдающиеся интеллектуалы XVIII столетия.
Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.
Немецкое Просвещение
Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.
Как и русская культура эпохи Просвещения, прусская культура формировалась при непосредственном участии самодержавного монарха (в России это была Екатерина II, в Пруссии - Фридрих Великий). Глава государства всячески поддерживал передовые идеалы своего времени, хотя и не отказывался от своей ничем не ограниченной власти. Подобный строй получил название «просвещенного абсолютизма».
Главным Просветителем Германии XVIII века был Иммануил Кант. В 1781 году он издал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Философ разработал новую теорию познания, изучил возможности человеческого интеллекта. Именно он обосновал методы борьбы и правовые формы изменения общественного и государственного строя, исключающие грубое насилие. Кант внес весомый вклад в создание теории о правовом государстве.
Это время распространения вольнодумства и веры в безграничные возможности человека. Кто же они, великие просветители Европы.
Особенности эпохи
Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание.
XVIII век - эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже.
Основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.
Самыми влиятельными фигурами в мировой культуре являлись и поэты. Среди них и вышеупомянутый Вольтер, и другие великие просветители Европы. Краткое содержание биографий некоторых из них изложено в статье.
В России главным реформатором системы образования был Ломоносов. Он был и ученым, и теоретиком литературы, и автором поэтических произведений. Но как звали тех, о ком идет речь в этой статье? Кто они, великие просветители Европы?
Таблица
Вольтер
Писатель был сыном чиновника. Окончил иезуитский колледж, изучал юриспруденцию, но впоследствии, как известно, предпочел литературу. Вольтер был человеком протеста. Он не мог примириться с властью и католической церковью, поэтому часто покидал на несколько лет Францию. Впрочем, и в других европейских государствах он создавал сатирические произведения, направленные на критику местного общественного уклада.
В юности французский писатель проникся философией Эпикура. Даже ранние произведения Вольтера содержат выпады против церкви и абсолютизма. Его позднее творчество отличается многообразием жанров. Среди произведений, созданных Вольтером, стоит отметить философские рассказы, публицистические статьи и исторически сочинения. Французский писатель оказал значительное влияние на развитие мировой культуры. Его творчество вдохновляло русских авторов. В восемнадцатом веке появился даже термин «вольтерьянство», подразумевающий иронию, ниспровержение авторитетов.
Некоторые произведения Вольтер изначально публиковал анонимно. Например, «Орлеанскую девственницу». Поэма повествует о героине французского народа Жанне д’Арк. Причем в столь сатирическом ракурсе, что церковь занесла ее в список запрещенных книг.
Жан-Жак Руссо
Этот философ представлял собой яркую фигуру французского сентиментализма. В детстве он учился в женевском протестантском пансионате, затем поступил в ученики к нотариусу. В шестнадцать лет Руссо покинул родной город. За свою жизнь он пробовал себя во многих профессиях, нередко испытывал нужду. В 1750 году Руссо написал трактат, с которого и началось его литературное творчество. Последующие сочинения полностью отвечали революционному духу, царившему в культурном мире, и позволили отнести автора в ряд великих людей, известных в истории как великие просветители Европы.
Дени Дидро
Один из основателей идеи передового мышления не верил в духовное начало жизни. Дидро полагал, что человек является тем, что из него делает общество, как, впрочем, и другие великие просветители Европы. Дидро писал в жанре прозы и драматургии. Его перу принадлежит ряд философских трактатов.
Родители желали, чтобы он стал священником, но после окончания иезуитского колледжа, Дени поступил на факультет искусств. Дидро долгое время зарабатывал переводами. Французский писатель более тринадцати лет работал над созданием «Энциклопедии», сотрудничая с другими просветителями.
Роль в истории
Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе, и о себе. Эти философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. Мысли, которые сейчас кажутся очевидными, до семнадцатого века воспринимались как дерзкие и безумные идеи, точнее, могли бы восприниматься. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. В Средневековье с церковью шутки были плохи. Любое вольнодумство представляло собой верный способ попасть в руки инквизиции. В девятнадцатом веке некоторые авторы (например, Шарль де Костер) стали отражать в своих произведениях ужасы мрачного времени.
Провозглашенные просветителями ценности стали по праву считаться демократическими. Они вызвали широкий отклик в народных массах. Творчество Вольтера, Руссо и Дидро вдохновило множество молодых авторов Франции, Германии, России.