Как написать тезисы выступления пример. Научные конференции для чайников: тезисы и выступления
Памятка участнику
Приём заявок на конференцию будет открыт 9 февраля
. На сайте появится форма электронной подачи заявок.
Завершение приёма заявок - 12 марта.
Рабочий язык конференции: русский.
Все материалы будут проверены на плагиат (система RuContext). Оригинальность должна составлять не менее 60%. Статьи, не соответствующие этому требованию, будут отправляться на доработку или отклонены. К публикации не принимаются материалы, не соответствующие тематике конференции или правилам оформления, а также представленные с нарушением установленного порядка. Материалы, имеющие грубые нарушения, возвращаются автору на доработку.
Тезисы, оформленные с нарушением правил, тезисы без заявок, а также присланные по факсу, не рассматриваются.
К тезисам должно прилагаться экспертное заключение на публикацию в открытой печати.
Сборники тезисов в печатном виде выдаются в ходе работы научных секций только участникам, выступившим с докладом. Для заочных участников будет доступна электронная версия сборника тезисов докладов на сайте конференции со всеми выходными данными в формате *.pdf
Данный раздел будет пополняться по мере формирования информации для участников.
Требования к тезисам
Тезисы докладов и сообщений участников публикуются в сборнике научных трудов, выпускаемом к открытию конференции.
Сборники тезисов в печатном виде выдаются в ходе работы научных секций только участникам, выступившим с докладом. Для заочных участников будет доступна электронная версия сборника тезисов докладов на сайте конференции (со всеми выходными данными) в формате *.pdf
Доклады представляют собой результаты научных исследований, имеющих значительный интерес и научно-практическую значимость. Объем тезисов докладов не должен превышать одной страницы печатного текста включая заголовок.
Тезисы докладов должны быть подготовлены в редакторе MS Word (*.doc, *.docx) без формул и рисунков. Объем тезисов не допускается менее 2/3 страницы , исключая заголовок.
Параметры страницы и текста:
· размер бумаги - А4 (210мм х 297 мм);
· верхнее поле - 20 мм;
· нижнее поле - 20 мм;
· левое поле - 30 мм;
· правое поле - 15 мм;
· шрифт - Times New Roman;
· междустрочный интервал - одинарный;
· отступ первой строки абзаца - 1,25 см;
· основной размер шрифта - 12 пт;
· выравнивание - по ширине.
Сверху указывается название доклада без точки в конце. Название доклада не должно превышать двух строк. Шрифт - полужирный.
На следующей строке - фамилии и инициалы авторов в алфавитном порядке. Выступающий автор должен быть подчеркнут. Число авторов одного доклада должно быть не более трех.
На следующей строке указывается научный руководитель авторов с указанием учёного звания, учёной степени, фамилии и инициалов в виде: «Научный руководитель - профессор, д.т.н. Фамилия И. О.».
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕЗИСОВ
Тезисы докладов должны быть представлены в Оргкомитет в электронном виде как присоединенный файл одновременно с заявкой на участие в конференции и экспертным заключением. Названия файлов должны включать фамилию контактного автора (или всех авторов) для идентификации материалов доклада. Например, «Petrov.doc», «Petrov_Semenov_Makarov.docx» и т.п.
Тезисы, оформленные с нарушением правил, тезисы без заявок, а также присланные не через сайт конференции рассматриваться не будут. Оргкомитет информирует контактных авторов о получении тезисов по электронной почте, указанной в заявке. При отсутствии подтверждения (в связи с возможными техническими сбоями) тезисы и заявку необходимо послать вторично.
К тезисам должно прилагаться экспертное заключение на публикацию в открытой печати.
(Прим.: на тезисы маёвцев единое экспертное заключение будет оформляться по завершению приёма заявок руководством соответствующей секции)
Все материалы будут проверены на плагиат (система RuContext). Оригинальность должна составлять не менее 60%. Статьи, не соответствующие этому требованию, будут отправляться на доработку или отклонены. К публикации не принимаются материалы, не соответствующие тематике конференции или правилам оформления, а также представленные с нарушением установленного порядка. Материалы, имеющие грубые нарушения, возвращаются автору на доработку.
Участник конференции может быть контактным автором только одного доклада и соавтором не более двух других докладов.
Один человек не может быть одновременно научным руководителем и автором одной работы.
Понятие тезисов и их типы
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д.;
Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.
Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1-2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе целиком и принимать решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объем.
Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу, и к докладчику.
Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов:
Тезисы, составленные по публикации другого автора.
Тезисы, написанные на основе собственного оригинального материала.
В первом случаеавтор тезисов заранее не знаком с материалов и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.
Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.
Можно выделить три основных типа тезисов:
При написании тезисов типа "К постановке проблемы"
Краткое вступление (актуальность темы).
Цель работы (поставить проблему/задачу).
Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.
Некоторые собственные мысли на эту тему.
Предполагаемые исследования(опционально).
Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).
При написании тезисов типа "Результаты исследования" необходимо представить следующие блоки информации:
Краткое вступление, постановка проблемы (собственно, все то же, что в тезисах "к постановке проблемы", только коротко).
Цель работы (исследовать что-то конкретное).
Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).
Примененные методы.
Параметры выборки.
Промежуточные результаты (при необходимости).
Основные результаты.
Интерпретация + выводы.
При написании тезисов типа "Новая методика работы" необходимо представить следующие блоки информации:
Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).
Цель работы (разработать такую-то методику).
Описание существующих методик.
Описание новой методики.
Описание результатов применения.
Оценка преимуществ и ограничений новой методики.
Алгоритм написания тезисов
1. Определитесь, к какому типу будут относиться ваши тезисы и выберите соответствующую структуру.
2. Четко представьте себе, что будет основным результатом или выводом вашей работы.
3. Подберите рабочее название тезисам. При этом необходимо одновременно учитывать:
Выбранный выше тип тезисов,
Основной результат/вывод вашей работы и ее фактическое содержание, которое будет описано в тезисах,
Название конференции, в которой предполагается участие.
Последний пункт нужен для того, чтобы ваши тезисы соответствовали тематике конференции. В случае несоответствия вам откажут в участии. В то же время, любую работу можно представить с различных точек зрения. Поэтому употребите в названии ключевые слова по теме конференции (конечно, с умом), взяв их из названия конференции, ее отдельных секций или тематики. В общем, скажите то, что от вас хотят услышать оргкомитет и другие участники конференции.
Помните – название определяет все остальное содержание тезисов («Как яхту назовем, так она и поплывет»).
4. Составьте структуру тезисов согласно обязательным разделам тезисов выбранного вами типа, указанным выше. Подумайте, о чем пойдет речь в каждом разделе и напишите его основную идею (тезис) одним - предложением напротив каждого раздела. Обычно одному разделу в тексте тезисов (точнее – каждой идее) соответствует один абзац. Если у вас оказалось в одном разделе несколько идей, значит, этот раздел будет состоять из нескольких абзацев. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов - основное содержание по каждому абзацу.
5. Внимательно прочитайте написанное и проверьте, достаточно ли этих разделов и абзацев для полного раскрытия темы. Если недостаточно – допишите. Составленные вами идеи каждого абзаца должны быть выстроены логически так, чтобы доказать основную идею всей работы – результат/вывод ваших тезисов (самый последний раздел тезисов любого типа), которые вы определили на этапе 2 данного алгоритма. При необходимости, поменяйте порядок следования абзацев, уточните формулировки. Возможно, вам захочется внести корректировки в название работы.
6. Внимательно прочитайте требования к оформлению тезисов, обратив внимание на их объем. Выразите его в количестве строк соответствующего шрифта и распределите (примерно) этот объем между отдельными разделами и абзацами. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов. Можно переходить к их написанию.
7. По очереди, начиная с первого абзаца, излагайте свои мысли, стараясь уложиться в отведенный для них объем. После написания первого абзаца переходите ко второму и т.д.
8. Прочитайте весь получившийся текст целиком. Отредактируйте переходы между абзацами, само содержание абзацев. Очень вероятно, что в процессе написания у вас появились новые соображения по тезисам. Если считаете необходимым, внесите их в план, начиная с п. 4 данного алгоритма, и повторно пройдите пп. 4-8. По объему отдельные абзацы могут отклониться от первоначального плана. В этом нет ничего страшного – кроме вас этот план был никому не известен. Важно, чтобы основной результат/вывод вашей работы был хорошо аргументирован.
9. Проверьте соответствие получившихся тезисов заданному общему объему. Если их размер несколько больше – найдите и сократите второстепенные детали, измените отдельные фразы, которые помогут избавиться от неполных строчек и др.
10. Оформите тезисы согласно всем требованиям оргкомитета.
11. Покажите их научному руководителю, своим знакомым, чтобы выслушать их мнение по содержанию, аргументации, стилю работы. Внесите исправления и дополнения, которые посчитаете существенными.
12. Отправьте готовые тезисы в оргкомитет конференции.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
Известно, что…
Следует отметить, что…
Однако…
При этом важно, что…
Предполагается, что…
Специалисты ставят своей задачей…
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
Ставит вопрос…
Считает…
Сравнивает…
Приводит пример…
Перечисляет…
Характеризует…
Подчеркивает…
Некоторые общие требование к написанию тезисов
· Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.
· Каждое утверждение должно быть обосновано.
· Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.
· Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.
· Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.
· Клссификатор УДК
Код УДК | Описание |
Наука в целом(информационные технологии - 004) | |
Философия. Психология | |
Религия. Теология | |
Теория и методыобщественных наук | |
Демография. Социология.Статистика | |
Политика | |
Экономика. Народноехозяйство. Экономические науки | |
Право. Юридические науки | |
Государственноеадминистративное управление. Военное искусство. Военные науки | |
Обеспечение духовных иматериальных жизненных потребностей. Социальное обеспечение. Социальнаяпомощь. Обеспечение жильем. Страхование | |
Народное образование.Воспитание. Обучение. Организация досуга | |
Этнография. Нравы. Обычаи.Жизнь народа. Фольклора | |
Общие вопросыматематических и естественных наук | |
Математика | |
Астрономия. Геодезия | |
Физика | |
Химия. Кристаллография.Минералогия | |
Геология. Геологические игеофизические науки | |
Палеонтология | |
Биологические науки | |
Ботаника | |
Зоология | |
Прикладные науки. Общиевопросы | |
Медицина. Охрана здоровья.Пожарное дело | |
Инженерное дело. Техника вцелом | |
Сельское хозяйство. Лесноехозяйство. Охота. Рыбное хозяйство | |
Домоводство. Коммунальноехозяйство. Служба быта | |
Управление предприятиями.Организация производства, торговли и транспорта | |
Химическая технология.Химическая промышленность. Пищевая промышленность. Металлургия.Родственные отрасли | |
Различные отраслипромышленности и ремесла. Механическая технология | |
Различные отраслипромышленности и ремесла, производящие конечную продукцию. Точнаямеханика | |
Строительство.Строительные материалы. Строительно-монтажные работы | |
Искусство.Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт | |
Языкознание. Филология.Художественная литература. Литературоведение | |
География. Биография.История |
В сферу копирайтинга часто вступают новички с такой мыслью «Что может быть проще, чем писать статьи». На деле оказывается, что составленные ими тексты откровенный набор букв, не несущий никакого смысла и сложно читаемый. Только профессионалы умеют писать так, что их материал читается на одном дыхании.
Что такое тезисы и зачем они нужны копирайтеру? В этой статье мы решили затронуть эту важную тему. Понятно, что не все и не всегда этим пользуются, однако нужно развиваться и открывать для себя что-то новое. Это помогает повысить качество создаваемого контента, что сразу же отражается на интересе со стороны заказчиков и покупателей.
Тезис, что это такое?
Есть два мнения для объяснения этого термина. Одни считают, что тезис – это содержательный материал, составленный на основе объемного текста. Другие уверяют, что наоборот, по тезисам создаются развернутые материалы. Оба мнения верные, используются тезисы и для того и для другого.
Чаще всего встречаются научные тезисы, так как сложную тему необходимо представить в короткой форме. К слову о краткости, если вы думаете, что это пара слов, то заблуждаетесь. Основные термины пишутся больше чем на одну страницу. К примеру, если они составляются по какой-нибудь конференции.
Начинающим копирайтерам можно не разбираться в этой теме, если нужно написать тезис текста с какого-нибудь сайта. Достаточно выяснить, .
Немного отошли от темы копирайтинга, чтобы подробнее объяснить значение слова «Тезис». Зато теперь вы имеете представление, что представляет из себя данный материал.
Примеры тезисов можно поискать в интернете, они могут быть в несколько раз больше, чем текст на данной страничке.
Если посмотреть на второе значение тезиса, который используется для создания большой статьи, то чаще всего это набор ответов на вопросы. К примеру, заказчик просит написать текст о компании. Откуда копирайтеру знать, чем занимается фирма, что именно продает, чем выделяется на рынке и так далее.
Чтобы получить необходимую информацию, клиенту задаются вопросы:
- что продается;
- как производится;
- особенности и характеристики;
- преимущества и недостатки;
- в чем отличие от аналогов;
- чем подтверждается качество;
- целевая аудитория.
Полученные ответы можно считать тезисами, по ним составляется объемный материал. Вообще, крупные компании стараются заранее подготовить эту информацию, чтобы потом передавать её авторам, в противном случае, статья получается недостаточно информативной.
Как написать тезис?
Создано их довольно много, в сборниках тезисов собраны самые интересные и популярные примеры. Пока не посмотришь, как это делают другие люди. Тезисы примеры в интернете найти не составляет труда. Давайте рассмотрим один из них, составлялся тезис к сочинению на тему разума и чувств:
Небольшое объяснение, по которому становится понятно, о чем эта работа. Эти тексты могут сильно отличаться, всё зависит от того, какой формат требуется использовать и для чего создается тезис.
При создании тезисов нужно опираться на несколько простых правил:
- Заголовок подбирается под основную тему, лучше сначала написать текст, а потом придумать, как назвать тезис, это повышает точность.
- Тема узкая и точная, короткое содержание тезисов не позволяет отходить от основной идеи.
- Один из главных факторов тезисов – это наличие примеров. Умещайте их даже в сжатом формате текста.
- Начинать нужно со вступления, оно должно отвечать на главный вопрос. Желательно не растягивать его, укладывайтесь в один абзац.
- Основное содержание нужно структурировать, используйте несколько подразделов и утверждений, сопровождайте их примерами.
- В заключении подводятся итоги, и объясняется, где люди могут найти развернутую версию материала.
- Если тезис научный, то в него желательно включить всевозможные сноски, цитаты и пояснения.
Семь простых правил, необходимых автору тезиса. Даже для статьи, которую вы сейчас читаете, можно составить короткое сообщение, чтобы пользователи могли сначала узнать, о чем пойдет речь, а уже потом принимать решение, стоит ли его изучать. Такой подход помогает сэкономить время, им пользуются даже блогеры.
Тезис текста чаще всего используется для лекций, докладов и прочих образовательных направлений. Короткое содержание сложной темы помогает правильно усваивать материал. Стоит ли использовать тезисы в копирайтинге? Конечно, как минимум, они помогают при создании сложных статей.
Вам также будет интересно:
—
—
—
1. Тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор хочет сообщить научному сообществу, т. е. наиболее яркие, достоверные, существенные), а также методология (пути и способы) их получения.
Наука и исследования, фото с сайта www.lgdalliance.org
2. Автор сам (не забывая при этом посоветоваться с научным руководителем) решает, какие результаты описать, какие оставить за пределами текста. По одной работе (если она достаточно содержательна) можно написать несколько тезисов, представив в них различные части, стороны, аспекты исследования.
3. Тезисы предваряют и сопровождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции лучше понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов.
4. Тезисы и выступление – это не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи (может помочь ), в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.
Оформление тезисов
5. Объем тезисов определяет та организация, которая собирает их для их последующего опубликования. Он может варьировать от 1 до 5 страниц. Помните, что задается предельно допустимый объем. Это значит, что текст может быть и меньшим (но не превосходить заданную границу).
6. Внимательно читайте правила оформления тезисов и следуйте им. Учитывайте требования к размеру шрифта, величине полей, интервалу между строк, использованию различных видов выделения, ссылок и сносок, возможности включения схем, таблиц, рисунков. Если отступления от предложенных правил будут значительными, тезисы, вероятнее всего, отклонят.
7. Чаще всего указывают следующие требования : шрифт Times New Roman, кегль 14, все поля 2 см, интервал полуторный, схемы и рисунки просят не включать.
8. Прямое цитирование в тезисах нежелательно. Если этого не избежать, следует выделить слова цитируемого автора кавычками и обязательно указать в скобках его инициалы и фамилию, год издания работы и номер страницы, на которой имеется приводимое вами высказывание. Если вы пересказываете мысль автора, необходимо назвать его инициалы, фамилию и год издания упоминаемой работы. Каждая фамилия, приведенная в тезисах, должна сопровождаться (в скобках) указанием на годы издания тех работ, в которых изложена упоминаемая вами точка зрения данного автора. Недопустимо приведение фамилий без инициалов. Инициалы ставятся перед фамилией (за исключением списка литературы, если позволено его привести, что бывает для тезисов далеко не всегда).
9. Каждая из методик, упоминаемых в тезисах, обязательно должна сопровождаться ссылкой на то издание, из которого она взята (инициалы и фамилия автора методики, год ее опубликования).
Требования к содержанию тезисов
10. Название тезисов должно соответствовать их содержанию. Оно может повторять заголовок курсовой (дипломной) работы, а может и отличаться от него (например, если в тезисах отражена часть проведенного исследования).
11. Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:
- что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, теоретического и практического значения).
- как изучалось? (описание методологии исследования: для эмпирических исследований — выборки, методов и методик организации работы, сбора и обработки данных, для литературных обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы, на основе которой подготовлена работа).
- какие результаты были получены? (основные выводы).
Логика текста, порядок следования ответов на приведенные вопросы определяются автором тезисов.
12. Не следует пытаться сконструировать тезисы из фрагментов уже написанной работы. Логические связи между фрагментами в этом случае могут быть утрачены, у читателя возникнут трудности в понимании вашего исследования. Лучше попытайтесь заново описать исследование в целом.
13. Не бойтесь, все когда-то делали это впервые. У вас получится!
Главные секреты хороших тезисов
14. Хорошие тезисы – это следствие хорошо выполненного исследования. Маловероятно написать хорошие тезисы по плохо (небрежно, некачественно) проведенной, не соответствующей установленным требованиям исследовательской работе. Но и обратное все же возможно. Над хорошими тезисами надо потрудиться, само собой не получится.
15. Внимательно формулируйте тему научно-исследовательской (курсовой, дипломной) работы. Используйте любую возможность для ее обсуждения на семинарах, лекциях. Записывайте возникающие у коллег вопросы, чтобы впоследствии поразмышлять над ними. Проверьте по периодическим изданиям, сборникам статей и тезисов, нет ли совпадения с тематикой уже проведенных другими исследований.
16. Тщательно продумывайте дизайн исследования. Не ставьте слишком много вопросов в одной работе, оставьте их для последующих этапов вашего исследования. Стремитесь к относительно простым, изящным схемам.
Небольшое видео о структуре научной статьи:
Видео о подготовке выступления на конференции:
Смотрите также другие статьи
Составление тезисов для выступления на конференции.
Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала
– совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом
часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной)
публикации.
Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать
его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по
объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать
его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо
дополнения последних.
Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1-2 печатные
страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно
по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе целиком и принимать решение
о необходимости познакомиться с материалом в полном объеме.
Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной научной
работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к
научному материалу, и к докладчику. Конечно, во многом качество тезисов определяется
реальным научным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно
представить. В настоящее время широко распространена практика, когда по результатам
рассмотрения тезисов доклада оргкомитет международной конференции не только
принимает решение о включении соответствующего доклада в программу конференции.
Наиболее часто в практике научных работников встречается ситуация, когда вначале
пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так
преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные
конференции.
Основная сложность в таком случае заключается в том, что автор не до конца
сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях
это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать.
Запись будет краткой, так как кроме нее писать нечего. Затем необходимо сделать эту
идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые
потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо
ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы.
Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой
идеи. Весь текст умещается на 1-2 страницах – тезисы готовы.
Тезисы к исследовательской работе состоят из четырех основных частей – введения,
формулировки целей и задач исследования, основной части и выводов (заключения).
Ниже описано содержание каждой части.
Введение.
Для восприятия тезисов посторонним, не знающим темы исследования человеком,
требуется постепенное вхождение в курс дела. Введение - это не просто
композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные
характеристики. Если содержание основной части диктуется конкретной спецификой
темы, то содержание введения соответствует определенному канону, принятому
стандарту, и обязательно должно включать ряд общезначимых формулировок.
Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В том,
как именно вы подойдете к этому обоснованию, проявляется ваша научная и
профессиональная зрелость. Достаточно кратко обрисовать сущность сложившейся
в современной науке ситуации в связи с вашей темой. Выходы на социальную
действительность и потребности общества в решении ваших исследовательских задач
возможны и нужны, особенно в работах по социальным и гуманитарным наукам, но
делаться они должны немногословно и корректно, в границах здравого смысла и научной
эстетики.
Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной
литературе, вы должны продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с
имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной
оценке сделанного вашими предшественниками в освоении этой темы. Задача этого
раздела в том и состоит, чтобы показать читателю, что в исследовании темы уже сделано,
а что не сделано, что является относительным «белым пятном». Именно на основе
содержания этого раздела станет ясно, что еще предстоит сделать, в том числе и вам.
Поэтому он логически и по расположению в тексте предшествует формулировке цели
вашего исследования. Цель вытекает из наличия чего-то неисследованного в теме (если
все уже исследовано, то ваша работа становится бесцельной). Вы как бы оглядываете и
показываете читателю фронт работ и намечаете участок для своей собственной научной
деятельности.
Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями:
либо в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других
по времени, и кончая наиболее современными, свежими; либо в логическом порядке,
диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хронологический
порядок может быть нарушен. Обычно логический порядок предпочтительнее,
поскольку лучше работает на общее раскрытие темы.
В этом разделе необходимо строго отделять нужное от ненужного. Поскольку
выбранная тема является сравнительно узкой, анализируя в этой связи содержание
источников, в текст работы следует вносить только то, что непосредственно связано с
вашей темой. Все остальное не должно занимать места в ограниченном каноническими
рамками объеме этого раздела введения. Может быть, оно окажется более уместным в
основной части.
Будьте осторожны и не делайте опрометчивых заявлений о том, что до вас данная
тема никем и никогда не исследовалась. Подобные высказывания допустимы лишь на
основе тщательного изучения литературы. Более обычной является ситуация ввода в
отечественный научный оборот новых понятий и идей, существующих в зарубежных
исследованиях, когда студенческая работа пишется на основе непереведенных
иностранных источников. Это следует специально оговорить во введении.
Цель и задачи исследования
Далее переходят к формулированию цели и задачи исследования. Формулировка
цели должна логически вытекать из обрисованной вами выше сложившейся в науке
ситуации по теме. Обозначив, что и как в этом направлении сделано другими, вы тем
самым уже подошли к вопросу о том, что необходимо делать дальше, в частности, что
именно собираетесь сделать вы сами. Отсюда следует конкретная цель, которую вы перед
собой ставите. Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, а также
полной и логически корректной.
Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию и потому
требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна,
задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую стратегию
реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные
шаги продвижения к ней (тактику). Фактически основная часть текста - это
постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки
задач совпадают или почти совпадают с тематикой последующих разделов (абзацев)
основной части тезисов. Задачи подаются после цели в форме перечисления.
Основная часть
Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и
служить ее исчерпывающим раскрытием. Изложение необходимо строить так, чтобы
оно выглядело аргументированным, подаваемые суждения - взвешенными, логическая
канва - продуманной. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, не связанного
непосредственно с авторским замыслом.
Помимо соблюдения общей структуры основной части тезисов соответствующего
типа (изложена выше), может оказаться целесообразным введение дополнительных
разделов(абзацев), соответствующих решению отдельных задач исследования
(расширение раздела «промежуточные результаты»).
Выводы и заключение.
Заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и
значимого, существенного и нового, что содержится в вашей работе.
Несмотря на то, что все уже сказано и подробно показано в тексте основной части,
в заключении вы снова обращаетесь к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести
снова логическую схему исследования. Охарактеризовав пройденный путь, нужно
четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования
промежуточные и основные результаты и сделать на их основании выводы. Текст
заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными
во введении целью и задачами исследования. В заключении вы как бы отчитываетесь о
проделанной работе и осуществляете синтез на базе проведенного анализа. В заключении
автор объективно обрисовывает реально достигнутое в результате проделанной работы
приращение знания по предмету исследования. Это приращение должно быть полностью
и исчерпывающе описано в форме последовательности выводов.
Подведя итоги своему исследованию, необходимо перейти к характеристике его
научной значимости и возможностей практического применения. Желательно оценить не
только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые могут
также обладать самостоятельным научным значением. По возможности следует указать
пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще
предстоит решить.
При написании тезисов типа "К постановке проблемы" необходимо представить следующие блоки информации:
Краткое вступление (актуальность темы).
Цель работы (поставить проблему/задачу).
Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.
Некоторые собственные мысли на эту тему.
Предполагаемые исследования(опционально).
Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).