Язык есть важнейшее орудие общения. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе
Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом - носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. «Язык,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс,- возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Собр. соч. 2-е изд., т. 3, с. 29).
Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке - в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои.знания, опыт от поколения к поколению.
К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что «язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (т. 3, с. 29).
Каждый язык представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, морфологическую, лексическую и синтаксическую.
План разбора
- Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
- Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
- Вид связи между простыми предложениями в сложном.
- Главное и придаточное предложения.
- Место придаточного предложения по отношению к главному.
- Особенности строения: к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение.
- Языковые средства выражения смысловых отношений между простыми предложениями в сложном (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).
- Вид сложноподчинённого предложения.
Если в сложноподчинённом предложении имеется более двух придаточных предложений, указать способ соединения главного и придаточного: последовательное или параллельное подчинение.
Образец разбора
Устный разбор
Это предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух предложений, имеющих грамматические основы: надобно заметить и обитает чувство. Предложение сложное. Между простыми предложениями в сложном связь оформлена с помощью подчинительного союза. Следовательно, предложение сложноподчинённое. Главное предложение К чести нашей народной гордости надобно заметить и придаточное предложение что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого . Придаточное предложение находится после главного и относится к нуждающемуся в изъяснении сказуемому главного предложения, от которого к придаточному можно поставить вопрос: надобно заметить (в значении «сказать») что? - что в русском сердце... .
Смысловые, изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями выражаются с помощью подчинительного союза что и интонации.
По значению и особенностям строения это предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
Письменный разбор
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
176. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выпишите сложноподчинённые предложения и сделайте их синтаксический разбор.
Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, искусство, жизнь.
Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил.
Языковедение изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли.
Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. Каким законам подчинена их жизнь?
Кончая школу, каждый юноша и каждая девушка мечтает избрать для себя самую живую, наиболее увлекательную и нужную стране профессию. Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. Жалеть тебе потом не придётся!
(По Л. Успенскому.)
177. Изложение. Прочитайте. Напишите подробно, что вы узнали о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова. Есть ли словарь С. И. Ожегова в школьной или вашей домашней библиотеке? Пользуетесь ли вы этим словарём?
Сергей Иванович Ожегов
(1900-1964)
Французский писатель Анатоль Франс точно и образно характеризовал словари как вселенную в алфавитном порядке. А. Франс писал: «Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».
В России лингвистические словари активно создаются начиная с XVI-XVII веков. И тем не менее если в XXI веке предложить любому человеку, независимо от профессии, рода занятий и т. п., назвать известные ему словари и фамилии их создателей, то скорее всего это будут три словаря: словарь Владимира Ивановича Даля, словарь Дмитрия Николаевича Ушакова и словарь Сергея Ивановича Ожегова.
Наш современник, один из ведущих лингвистов Л. И. Скворцов пишет об С. И. Ожегове: «Ещё мальчиком Сергей Ожегов пристрастился к чтению; книги и журналы сопутствовали ему с ранних лет до конца жизни. В эти же детские годы пробудился его живой интерес к родному слову. Почему, например, так по-разному говорят русские люди в городе и в деревне? Что означают имена людей? А их фамилии? От отца он узнал, что их фамилия О́жеговы происходит от слова о́жег - деревянная печная кочерга».
Научная судьба С. И. Ожегова сложилась удачно: он был учеником филолога с мировым именем - Виктора Владимировича Виноградова. Круг научных интересов С. И. Ожегова очень широк: ему принадлежат труды по истории русского литературного языка, по лексикологии и теории лексикографии, по русской фразеологии, культуре речи и стилистике и т.д.
Особое место в научной деятельности С. И. Ожегова заняли словари. Он участвовал, например, в создании четырёхтомного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Главным же трудом учёного стал однотомный «Словарь русского языка», первое издание которого вышло в 1949 году. Массовым тиражом книга издаётся и поныне как «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (при участии Н. Ю. Шведовой) и даёт ответы на самые разные лингвистические вопросы: о значении слов и выражений, их написании и произношении, о стилистической окраске и особенностях употребления.
«Актуальность, научная достоверность, нормативная определённость и, наконец, относительная компактность - все эти качества обеспечивают надёжную долговечность книги, объясняют её широкую популярность,- пишет Л. И. Скворцов.- Словарь стал настольным пособием для многих, кому дорог и кому нужен русский язык».
178. Прочитайте предложения. К какому стилю речи они принадлежат? Какой темой объединены? Перечитайте статьи о В. И. Дале (упр. 6) и С. И. Ожегове (упр. 177).
Подготовьте доклад на тему «Толковый словарь - картина мира». Продумайте его начало, основную часть и заключение. Используйте в качестве примеров толковый словарь учебника (с. 200-201).
1. Одним из факторов, позволяющих судить о культуре нации, считается наличие академического толкового словаря национального литературного языка - фундамента всех лексикографических построений. Знаменательно, что становление европейских академий, гуманитарных наук в целом шло параллельно с созданием национальных словарей.
(По В. А. Кодыреву, В. Д. Черняк.)
2. Словарь развёртывает перед своими читателями картину мира так, как она существует в сознании носителей данного языка, причём эта картина словарём представляется в исторической перспективе. Когда читатель погружается в мир слов, он открывает для себя живую картину общественных отношений, быта, национальных знаний и умений, представлений об окружающем мире, закрепившихся в народном сознании оценок и квалификаций. В исторической перспективе словари представляют изменения в общественных устройствах, в состоянии научных знаний, в становлении и развитии профессий.
(По Н. Ю. Шведовой.)
3. Термин «толковый словарь» в применении к словарю введён В. И. Далем. Даль придал этому понятию новое значение, исходя из старого, но забытого его употребления. «Словарь назван толковым потому, что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённым»,- писал Даль.
Необходимо
Хорошо знать
Его, хорошо им
Владеть»
(М. Горький)
« Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли».
(Л. Успенский).
« Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается в нём».
(А. И. Герцен).
Русский язык – государственный язык
Российской Федерации.
Цель :
Дать учащимся представление о русском языке как о государственном языке РФ, о роли языка в жизни общества; помочь осознать важность умелого и бережного отношения к родному языку ; воспитывать гордость и уважение к русскому языку; внушить мысль о пользе владения культурой речи.
Оформление:
Высказывания о русском языке известных писателей.
Ход урока.
Слово учителя.
2. Беседа.
Что такое язык?
Вот как говорится о языке в Толковом словаре В. И. Даля: « Язык – словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетание».
Для чего нужен язык?
Докажите, что язык важен для человека. Приведите примеры пословиц и поговорок о языке, речи.
О красоте и богатстве русского языка говорили многие русские писатели и поэты. ^ Прочитайте записанные высказывания и вспомните известные вам слова о русском языке.
3. Слово учителя.
Наше государство многонациональное. И в любом многонациональном государстве существует необходимость выбора одного из развитых и распространённых языков для преодоления языкового барьера. Общий для всех язык даёт каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность постоянно общаться с представителями других народов.
Таким общим для всех народов России стал русский язык. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Это значит, что на нём говорят все люди , живущие в России. На русском языке издаются государственные документы (указы, законы, постановления и т. д.). Русский язык используется в газетах, на радио и телевидении. Его изучают в школе.
Как вы думаете, почему именно русский язык был выбран государственным?
Большую роль играет то, что на русском языке говорит большинство населения нашей страны. Русский народ и его язык имеют богатую историю. Сам язык богат и разнообразен, он постоянно изменяется вместе с жизнью народа. Но ещё важно и то , что лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру открытиями в науке и технике, литературными, музыкальными и живописными примерами, внесли огромный вклад в просвещение своего народа.
После 90-х годов 20-го века, т. е. после распада Советского Союза, русский язык употребляет население стран СНГ. Русский язык считается вторым государственным языком во многих бывших союзных республиках.
Русский язык поистине заслуживает уважения и восхищения. Многие поэты посвящали русскому языку свои стихи. В них звучит гордость за родной язык, восхищение им. И очень часто звучит призыв беречь родную речь , сохранить её в трудное время.
5. Чтение стихотворения И. А. Бунина «Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости, --
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
6. -- Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» было написано в 1942 году, когда страна вела тяжёлую войну с фашистами. Ахматова считает, что сохранить «великое русское слово» -- значит сохранить саму нацию, т. к. язык – это символ народа.
Чтение стихотворения А. Ахматовой «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
7. Заключение.
Сегодня мы с вами говорили о русском языке. Вы узнали, что значит государственный язык, почему именно русский язык стал государственным языком , как относятся к своему языку великие и известные люди. Относитесь и вы к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В. Луговской).
Да, время наше так сурово…
Но мы должны служить ему!
И пусть живёт родное слово,
И пусть звучит на всю страну!
Язык родной… Родное слово…
Язык достоин всякой славы!
Поверьте, думать так имею право.
Язык есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Общение (коммуникация – лат. сommunicatio – сообщение, связь) есть специфическая форма взаимодействия людей, обусловленная потребностью в обмене информацией и реализации совместной деятельности. Потребность в общении имеет биологическую природу. Общение свойственно всем живым существам, но именно в человеческом обществе, где потребность в общении является одной из главных и играет важную роль, оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным. В человеческом обществе общение выступает как процесс установления контакта между членами того или иного общества, который развивается во всех сферах жизнедеятельности коллектива и его членов.
Общение, по определению А.А. Леонтьева, это система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего – язык . Когнитивный аспект языка выступает в трех ситуациях его использования. … Во-первых, язык как орудие общественного познания, как орудие получения обществом новых знаний. Именно языковая природа человеческого мышления в его развитых формах и обеспечивает для человека возможность оперировать образами и понятиями, формировать суждения и совершать умозаключения и в результате всего этого, не обращаясь непосредственно к предметной действительности, получать о ней новое познание. Во-вторых, язык является орудием индивидуального познания, способом решения отдельным человеком познавательной задачи. … В-третьих, язык является средством «распредмечивания» объективной действительности, важнейшим орудием социализации личности.
Как отмечает А.А.Леонтьев, общение является одним из видов деятельности. «Это не означает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность; важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. И если понимать общение как деятельность, то очевидно, что аксиомой являются, во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели , самостоятельной или подчиненной другим целям, наличие специфического мотива ); во-вторых, его результативность – мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся, прежде всего, в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения».
Язык – это система знаков и символов, которыми обозначены предметы и явления окружающей действительности. Основным элементом языка является слово, которое и есть тот знак или символ, принятый для обозначения определенных реалий окружающего человека мира. Слово связано с сознанием, в котором отражается тот или иной объект, существующий в объективной реальности или в воображении человека. Речь – это деятельность , связанная с мышлением, которая возможна только при наличии языка. Речь есть процесс пользования языком, т.е. язык реализуется через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или что-либо сообщить. Первоначальная функция человеческой речи – коммуникативная. Речь является орудием коммуникативных целей. Речевое общение – процесс установления и поддерживания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка . Основной единицей речевого общения является высказывание как единица смысла . Конституирующей особенностью высказывания является его обращенность, адресность.
Речь выполняет определенные функции, каждой из которых соответствует конкретная цель. Основными функциями речи являются следующие:
Ø индикативная (указательная), целью которой является передача другому сообщения с целью указания на некий объект, передача информации или побуждения адресата к действиям;
Ø предикативная, цель которой – высказывание собственных суждений по вопросу;
Ø эмоционально-выразительная , целью которой является выражение собственного отношения к объекту или ситуации;
Ø когнитивная, целью ее является познание, выражение деятельности сознания в параметрах номинации (обозначения), референции (определения), оценки;
Ø регулирующая, цель которой – программирование и контроль поведения и действий;
Ø семантическая (функция обобщения), цель которой – передача смысла, скрытого в мысли, отражающей смыслозначимые свойства предметов, явлений, действий, отношений между ними во внешнем мире.
Использование языка в многообразии реальных жизненных ситуаций есть речевое поведение , совокупность речевых поступков. Речевое поведение определяется тем или иным видом общения, в которое вступают коммуниканты.
Общение – это сложный процесс взаимодействия людей, который возможен при наличии определенных условий. Одним из условий общения является наличие компонентов или слагаемых общения. Компонентами общения являются: 1) участники – коммуниканты; 2) предмет общения; 3) средства общения (словесные и несловесные, или вербальные и невербальные).
Каждый из компонентов, входящих в сложный процесс общения, выполняет свою функцию. Коммуниканты (в общении должно участвовать не менее двух человек – субъект – тот, кто обращается, и адресат – тот, к кому обращаются) вступают в общение с определенной целью , которая предполагает удовлетворение возникающих потребностей (социальных, познавательных, творческих, эстетических и ряда других). Цели общения могут быть самыми различными: передача конкретной информации, получение новых знаний, установление личностных или деловых взаимоотношений, организация совместной деятельности или игры и др.
Предмет общения , т.е. избранная коммуникантами тема, которая должна представлять интерес для каждого из коммуникантов для более плодотворного общения. Предмет общения отражается в его содержании, представляющим собой информацию, которая передается участниками общения друг другу. Человеческое общение многомерно и богато по своему содержанию, поскольку охватывает все сферы жизнедеятельности людей. В содержании общения отражается информация, связанная с общечеловеческим опытом, мировоззрением человека и общества, нравственными принципами, этическими и эстетическими идеалами, сформированными в конкретной культуре.
Средства общения – вербальные и невербальные. Вербальные средства общения – словесные . В процессе общения для передачи информации наиболее полно используются словесные (или вербальные) средства. Ведь язык и возник как элемент общения, эффективное средство коммуникации, посредством которого люди приходят к взаимопониманию. «Язык как средство коммуникации является самым дифференцированным и самым продуктивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладения языком мы также овладеваем и культурой, которая в свою очередь обусловливает наше восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе».
Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Однако передача информации возможна не только посредством вербальной (словесной), но и невербальной коммуникации, в которой используется кинетическая речь. Кинетическая речь – невербальные средства общения в виде выразительных движений различных частей человеческого тела. К невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, одежда, прически, даже предметы, окружающие нас, поскольку все они представляют собой вид сообщения, получивший название «невербальное сообщение». Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: 1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы и т.д.); 2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность); 3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (т.е. того пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником); 4) использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, условные знаки).
Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает целым рядом особенностей, принципиально отличающих ее от вербальной лингвистической коммуникации, что и дает основание выделить ее в особый информационный канал общей системы коммуникации. Особенности эти следующие:
Ø полисенсорная природа невербальной коммуникации, т.е. ее реализация одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);
Ø эволюционно историческая древность по сравнению с вербальной речью;
Ø независимость от семантики речи (слова могут значить одно, а интонация голоса – другое);
Ø значительная непроизвольность и подсознательность;
Ø независимость от языковых барьеров;
Ø особенности акустических средств кодирования;
Ø особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. В каждой культуре существуют свой язык жестов, язык тела, свои интерпретации конкретных невербальных сообщений. Невербальные средства порою заменяют словесные (экономят их) или дополняют их значение. Выделяются следующие особенности невербальной коммуникации: 1) ситуативность; 2) синтетичность; 3) непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий.
Под «коммуникацией» понимается процесс передачи речевой информации, предполагающий однустороннюю информационную связь субъекта и объекта, которая является монологичной. Под «общением» понимается процесс взаимодействия между субъектами, являющийся двусторонним и диалогичным (по М.С.Канану). В настоящее время понятия «общение» и «коммуникация» в научной литературе используются как синонимичные, поскольку и в коммуникации, и в общении используется речь.
Многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:
Ø информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
Ø интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
Ø гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
Ø аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
Ø нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
Ø семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;
Ø практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.
Речевая коммуникация, являющаяся единством информационной и коммуникативной сторон речевой деятельности, осуществляется при прохождении информации от субъекта (отправителя), кодирующего сообщение посредством знаков или сигналов, к адресату (получателю), которому предстоит декодировать данное сообщение. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Обязательным структурным элементом речевой коммуникации является обратная связь, предполагающая реакцию слушающих на высказывание говорящего, отсутствие которой приводит к разрушению коммуникации.
В процессе речевой коммуникации важную роль играют социально-ролевые и психологические компоненты. К психологическим структурным моментам акта речевой коммуникации относят коммуникативное намерение, замысел и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания, а также понимание сообщения, т.е. когнитивную составляющую. Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) – это желание вступить в общение с другим. Замысел сообщения – это информация в исходном виде, которую один партнер намерен передать другому, глубинный уровень порождения сообщения, на котором существует лишь смутный проект предстоящего высказывания. Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом полученного сообщения.
К социальным компонентам коммуникативного акта относятся статусные и ситуативные роли его участников, а также используемые ими стилевые приемы. Статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание, как собственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных социальных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека.
Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.
Особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики . Под стратегией речевого общения понимается процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержание от какого-либо действия.
Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него. Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику.