Страх наказания — как избавиться. Сильный страх наказания у ребенка, что делать? Страх быть наказанным
Страх наказания
Во многих семьях используется наказание, как средство обуздания и подчинения близких людей.
Детей начинают подвергать наказанию с самого раннего возраста. Лишение ребенка сладостей или похода в зоопарк – это наказание, которое применяется любящими родителями в интеллигентных семьях.
Но зачастую родители не могут сдержать свой гнев, беспомощность или собственное бессилие, поэтому бьют детей. Есть семьи, где побои продолжаются до взрослого возраста ребенка. Известны случаи, когда отец продолжает бить сына даже тогда, когда сын сам уже становится отцом.
Наказание не всегда приводит к тому, что ребенок становится послушным и управляемым. Дети, которые пришли в этот мир с большим творческим потенциалом и имеют долгий опыт человеческих жизней, часто не подчиняются родителям и продолжают отстаивать свою самостоятельность.
Однако бывает и так, что наказанный в раннем детстве ребенок потом становится абсолютно покорным и управляемым. Ранее наказание становится тем страхом, который заставляет быть послушным и больше не вызывать раздражения родителя. Встречаясь с такими случаями, можно найти и удивительный феномен – отсутствие осознанной памяти об этом наказании. Такие люди часто просто не могут себе представить, что родители их когда-то наказывали.
Ребенок должен развиваться, а для этого ему необходимо «забыть» о случаях, останавливающих или подавляющих его. Мозг строит обводной канал развития. Этот канал дает возможность ребенку расти с определенными корректировками. Вы видели когда-нибудь дерево, которое в самом начале роста встретило препятствие? Его ствол огибает это препятствие и стремится дальше вверх. Силы и время, которые были потрачены деревом на преодоление препятствия, оставляют определенную память.
Подобная память остается в организме ребенка, пережившего в раннем детстве серьезное наказание. Таким наказанием может быть не только физический удар, но и сильный негативный эмоциональный порыв, направленный против ребенка.
Передо мной сидит женщина, Татьяна. Она красива и умна, но страдает от чувства собственной неуверенности. Ее проблемы похожи на страхи и проблемы многих женщин. Она не может отказать мужчине и теряет себя, когда мужчина начинает от нее что-то требовать. С самого детства отец приучил ее к безоговорочному подчинению. Он мог позвать ее в любое время. Девочка сразу прибегала, боясь ослушаться отца, и стояла рядом с ним, пока он занимался своими делами. Его развлекала такая ситуация. Позже он завел себе собаку, которая так же беспрекословно отзывалась на его призывы.
Когда Таня выросла, то не могла отказать юношам, которые требовательно ее подзывали. Ее оскорбляли, издевались над ней и считали «доступной». Татьяна сильно переживала, но ничего не могла сделать с этим.
Теперь она сидит передо мной, готовая ко всему. Она не умеет отказывать и отстаивать свое мнение.
Когда она была маленькая, отец часто срывался в истериках. Его эмоциональные срывы так пугали ребенка, что Таня стала беспрекословно подчиняться отцу, боясь спорить с ним.
Страх недовольства мужчин, которое она могла нечаянно вызвать, заставлял Таню быть послушной.
Снять такой страх наказания было непросто.
Во-первых, его корни лежали в младенческом возрасте.
Во-вторых, Татьяна воспринимала отношение к ней отца как должное.
Единственно что ее задевало, так это то, что теперь собака занимала ее место рядом с отцом. Именно это обстоятельство впервые заставило ее задуматься над взаимоотношениями с мужчинами. Она просто не понимала, что бывают иные отношения и считала, что другие женщины ведут себя так же.
Татьяне пришлось учиться вести себя с гордостью и чувством собственного достоинства.
Несколько сеансов Татьяна осознавала, чего она достигла в профессиональной карьере.
Она обладала талантами и способностями, которых не было у ее знакомх.
Для этого мы составили список тех качеств, которые есть у нее.
Вопросы, на которые я попросила ее ответить:
1. Какие знания у вас есть?
2. Что вы умеете делать в доме?
3. Какие навыки и умения вы приобрели на работе?
4. Какими знаниями, которыми вы обладаете, обладают ваши знакомые?
5. Что вы умеете делать дома такого, что не умеют делать ваши знакомые?
6. Какие знания и умения отличают вас от ваших сотрудников?
7. Сравните свой портрет с портретом своих знакомых женщин.
Татьяна работала над этим списком по моему настоянию месяц. Она постоянно должна была возвращаться к каждому пункту и дописывать его.
Через месяц отношение женщины к себе изменились. Она стала отстаивать собственное мнение и уважительно относиться к тем талантам, которыми обладала.
Постепенно, Таня стала понимать, что многие знакомые использовали ее знания и умения. Долгое время она отдавала все то, что могла и умела, чтобы не получить осуждение и недовольство от окружающих.
Теперь Татьяна поняла, что ее ценность не в том, чтобы все отдавать и бояться осуждения, а в том, чтобы ценить все то, чем она обладает.
Когда человек отдает то, что не ценит, он обесценивает свои таланты и возможности!
Вы можете не уважать себя, но не имеете права обесценивать то, что получили от Вселенной!
Есть много людей, которые хотели бы иметь те таланты и возможности, которыми вы обладаете, но они за это отдали бы многое. Поймите это!
Из книги Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Том 3 автора Раджниш Бхагван ШриБеседа 7. Чем больше вы любите, тем в большей степени исчезает страх. Если вы любите тотально, страх отсутствует абсолютно 17 декабря 1975г., ПунаЕвангелие от Матфея, глава 2235. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?37.
Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов АлександрПреступления и наказания Несмотря на высокую религиозность майя и отсутствие дверей в их домах нельзя сказать, что это общество было лишено преступности. Люди везде и всегда люди, и в натуре человека порою заложено совершать то, что не очень нравится окружающим. У майя
Из книги Том 3. Домология автора Вронский Сергей АлексеевичСтрах Стеллиум в XII поле.Повреждённое Солнце.Луна в негативном аспекте с
Из книги Тайна, которой нет автора Парсонс ТониСтрах Пока я не знаю, кто я есть на самом деле, моей жизнью в значительной мере управляют мои страхи.Возможно, именно страх порождает веру в начало и конец.Именно страх потерять себя питает и поддерживает мое стремление выжить и продолжать существование, и больше всего я
Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена ИвановнаСтрах 16.08.37 Еще один параграф, весьма полезный для осознания учениками.§ 580. «Чем сильнее свет, тем мрачнее тьма» – и это речение не понято. Между тем его нужно принять просто. Не следует думать, что тьма возрастает от света. Свет обнаруживает тьму и затем рассеивает ее.
Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи КлодО праве наказания И так на Законы второго роду, или на те, которые занимаются внутреннею безопасностию государства, обращаю мои примечания, то есть на часть Правоправления, относящуюся ко Благочинию и к уголовным Законам. Оба отделения с соединяю во едино; потому что, не
Из книги Главная книга о любви автора Виилма ЛуулеИсточник права наказания И так тщетно было бы искать ныне в нем принадлежностей Законодателя и Судии. Однако по Законам Истины ничто не должно оставаться без наказания, и сие уже неизбежно, чтобы Правосудие везде разливалось с наиточнейшею строгостию как в чувственном,
Из книги Правила очищения автора Кацудзо НишиСтрах страхов: страх, что меня не любят Материализм преподал человечеству урок властвования над женщиной. Властвование есть негативность. Для того чтобы жизнь складывалась хорошо, нужно привести физический и духовный мир в состояние равновесия.Наипервейшая сторона
Из книги Иудаизм. Древнейшая мировая религия автора Ланж Николас де Из книги Цель – благополучие автора Эгли РенеСтрах В рассказе об искушении Авраама («Акеда») Авраам, уже готовый принести в жертву сына, слышит слова: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога» (Быт 22:12). Страх Божий – еще одна важная добродетель в иудаизме. Книга
Из книги Простые законы женского счастья автораСтрах Большинство людей склонно постоянно чего-то бояться. Имеется в виду страх перед болезнью, несчастным случаем, экономическим спадом или увольнением. Это может быть также страх перед начальником или чужим мнением, ограблением, агрессией и военными конфликтами. Этот
Из книги Путь от рождения к мудрости, или Как вырастить детей счастливыми автора Шереметева Галина БорисовнаСтрах Страх – это условие мужской игры. Если вы полностью контролируете все, то страха нет.Испытывая страх, мы понимаем, что не контролируем ситуацию.Именно поэтому мужчины стремятся к контролю, а для этого пытаются найти научные объяснения всему. Если вы про все будете
Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж СиэлСтрах наказания или послушные дети Страх наказания может подавить индивидуальность ребенка и сделать его полностью зависимым от родителей. А зависимым впоследствии он станет и от других деспотичных людей. Как часто родители гордятся тем, что ребенок очень послушный и
Из книги Кармические уроки судьбы автора Секлитова Лариса АлександровнаПочему наказания и поощрения нецелесообразны Говоря о наказании, мы иногда думаем о наказании физическом, хотя оно бывает также и нефизическим. Помимо телесной боли или дискомфорта, оно может включать лишение ребенка каких-либо вещей или впечатлений.В обществе под
Из книги Всеобщая мифология. Часть I. Когда боги спускались на землю автора Балфинч ТомасНаказания души вселением в другую форму Некоторые авторы утверждают, что в качестве наказания многие нерадивые души людей в переходный период смены рас будут отрабатывать свою карму, будучи воплощенными в камни, насекомых, растения, животных. Кто больше нагрешил, тот
Содержимое
Здоровый ребенок активен и жизнерадостен. Это его обычные эмоциональные состояния. Формирование самосознания и перипетии обыденной жизни могут вызывать и негативные эмоции. Многие детские проблемы исчезнут со временем, чего нельзя сказать о страхе. Он растет вместе смалышом. Чем больше знаний ребенок получает об окружающем мире, тем больше осознание опасности, расширяется круг предметов и явлений которых он боится.
Бесстрашный ребенок вызывает гораздо больше опасений, чем осторожный. Но грань между чувством самосохранения и патологическим страхом довольно тонкая, поэтому страхи мешают жить, вызывая невротические расстройства. И это еще не все. Детские страхи могут привести и к более серьезным проблемам: нервный тик, энурез, плохой сон, агрессия, отказ от контакта с окружающими. Иногда непреодолимый детский страх указывает на серьезные психические заболевания: аутизм и шизофрению. В таком случае поможет только врач.
В принципе, когда малыш испытывает страх, это вполне нормально. Боязнь выдуманных чудовищ, разбойников и животных говорит о наличии воображения, боязнь одиночества - о том, что он привык жить в обществе людей. Главное, чтобы такие страхи не переросли в фобии, тогдамалвшу потребуется помощь.
Причины
Детские страхи возникают по разным причинам: недостаточная активность, отсутствие коллектива и навыков общения с другими людьми. Все это приводит к появлению беспокойства без видимых причин.
Любой ребенок чего-то боится, но многие родители даже не подозревают об этом. Часто, они сами закладывают страх в основу послушания, заставляя ребенка сделать что-то необходимое. К примеру, он не слушается, не хочет собирать игрушки. В таком случае, родители повышают голос, вызывая страх громким звуком, приводят себя в качестве примера, вызывая страх, не соответствовать своим родителям. Или вызывают страх потери, угрожая лишениями, прибегают к телесным наказаниям, вызывая страх боли, угрожают запереть в темноте или отдать чужому человеку, тем самым вызывая у страх одиночества, темноты, боязнь злых людей, смерти.
Значительную роль играет мать. Главенствующая в семье, она часто раздражительна и беспокойна, может резко прикрикнуть или наказать, что конечно вызовет ответную реакцию.
Страхи у детей часто появляются из-за излишней опеки родителей. Заботясь о безопасности малыша, они и шагу не дают ступить, не сделав предупреждения: «нельзя», «не ходи», «не трогай», «не бегай», а на естественный вопрос «почему?» отделываются категоричным ответом: «нельзя и все!». Отсюда у него возникают различные фантазии.
Все дело в особенностях психики малыша. Чувствительные и ранимые дети чаще всего подвергаются страхам. Особенно тяжело мальчикам, ведь от них требуют большей смелости, а когда он боится, сюда примешивается и стыд за свой страх. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом. Такие взрослые потеряют доверие малыша, он замкнется в себе.
Шумные выяснения отношений между родителями часто приводят к развитию чувства страха у детей. Причем родители могут и не подозревать, что своими действиями вызывают у него страх, так как внешне он может этого и не показать, и оставаться совершенно спокойным. Длительное нахождение в стрессовой ситуации может привести к невротическим отклонениям, так как психика маленького человека довольно неустойчива и отрицательные эмоции негативно на нее влияют. На основе страха развивается тревожность - необоснованное беспокойство, опасение.
Некоторые исследователи считают, что тревога развивается в процессе социализации. Она неизбежна, но устойчивые фобии могут принять патогенный характер и подавлять нормальное развитие ребенка как личности.
Малыш боится горшка
У малышей часто возникает страх перед горшком: он плачет, убегает прячется и усадить его на горшок просто невозможно.
Что делать родителям
Даже если вам кажется, что малыш просто капризничает, нужно внимательно отнестись к его страхам. О том, какие последствия имеют незамеченные детские страхи пойдет речь ниже.
Страх беззащитности
В наше беспокойное время страх незащищенности, в основе которого лежит опять же страх смерти, все более обоснованный. Поэтому родителям необходимо снизить чувство тревожности: стараться не смотреть новости, в которых говорят о катастрофах, войнах и насилиях. Помочь ему преодолеть такой страх можно, если на вопрос ребенка ответить: « Угроза есть, но не факт, что это случится. Если соблюдать осторожность, все будет хорошо». Элементарные меры предосторожности, помогающие избегать насилия, ребенок, конечно же, должен знать.
Страх наказания
Страх наказания у малыша не говорит о том, что его постоянно бьют. Часто, родители не применяют телесных наказаний вообще, но общение происходит властно и не допускает каких-либо возражений. Или родители требуют от ребенка слишком многого. Он боится стать нелюбимым, плохим, не соответствовать родительским меркам, быть отвергнутым. А ведь для него нет ничего хуже.
Страх смерти
Страх смерти может появиться у ребенка в шести - семилетнем возрасте. Он внезапно осознает, что все люди и он сам, когда-нибудь умрут, и это для него довольно серьезное потрясение. У особенно чувствительных детей это открытие оставляет тяжелые впечатления и долго тревожит. Родители должны проанализировать собственное поведение: не слишком ли зациклены на детских болезнях, разговорах о тяжелой жизни и различных опасностях, не чересчур ли тревожатся сами. Детям не стоит присутствовать на похоронах и наблюдать покойников. Это очень сильное эмоционально переживание, которое вызывает скрытый страх.
Как бороться с детскими страхами
Можно помочь ребенку с помощью игровых методов. В неформальной обстановке, усвоение привычек и навыков и корректировка своего поведения и преодоление психологических трудностей идет лучше. Прокручивание ситуаций страхов в игровой форме освобождает ребенка от негативных переживаний.
Не нужно превращать ее в обязанность, если ребенок не хочет играть - то не надо. Поскольку страхи очень разнообразны, то и вариантов игр должно быть множество. В них он будет «проигрывать» различные ситуации, преодолевая свой страх. С помощью игры можно добиться гораздо лучшего результата, чем с помощью нравоучения или наказания.
Есть несколько способов победить детские страх, родители должны обратить на это особое внимание.
Упростить .
Чтобы победить детский страх и тревогу родителям достаточно будет снизить лишнее напряжение за счет упрощения распорядка дня. Если ребенок подвержен частым вспышкам раздражения, упростите на некоторые время его жизнь, снимите некоторые несущественные запреты.
Рационализировать.
Основными приемами коррекции эмоциональных состояний у детей являются демонстрация и разъяснение им того, почему та или иная ситуация может быть опасна. Иногда можно использовать «волшебные» предметы, которые могут защитить малыша в любой ситуации. Совместно изобретенные родителями и ребенком средства защиты тоже имеют положительное влияние.
Преобразовать.
Преобразование страхов - это психотерапевтический прием. Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, или слепить из пластилина. Затем вместе с ребенком выбросьте или уничтожьте.
Родители должны знать несколько действий для рационализации детской тревожности:
- распознавать стрессовые реакции по определенным признакам;
- обеспечить надежное присутствие взрослых;
- предоставить возможность ребенку рассказать о своем состоянии;
- разрешать ребенку поведение, уже не свойственное его возрасту: посидеть на коленках или закутаться в одеяло.
Последствия
Не замечаемые детские страхи и несвоевременная коррекция приводят к развитию отрицательной эмоциональности у детей. Она может обретать три формы: тревожность, негативистическая демонстративность и уход от реальности.
Тревожные дети
Постоянное недовольство ребенком родителями, упреки, замечания, приводят к тому, что ребенок постоянно боится что-то сделать неправильно или плохо.
Отсюда и возникает высокая тревожность. Или наоборот, родители видят в ребенке гения, неординарную и высокоразвитую личность, предъявляемые требования очень высоки, ребенок стремится оправдать возложенные надежды, но не может справиться.
Повышенная тревожность приводит к снижению самооценки и повышению мотивации избегания неудач. В результате, ребенок будет стремиться действовать только по указанию взрослых, установленным образцам и бояться проявить инициативу.
Недовольные таким поведением взрослые, могут все чаще обращать внимание на проблемы ребенка, усиливая его эмоциональный дискомфорт. Возникает замкнутый круг, разорвать который взрослые могут, пересмотрев свои установки. Внимание необходимо заострять на успехах малыша, что послужит причиной снижения уровня тревожности.
Демонстративный ребенок
Это стремление малыша привлекать к себе внимание.
Такие дети могут показывать преувеличенные эмоциональные реакции, манерничают, стремясь обратить на себя внимание, получить похвалу. Такая линия поведения заключается в недостатке похвалы со стороны окружающих. Причинами демонстративности может стать как «заброшенность» ребенка, отсутствие внимания, так и его избыток, который вызывает у него чрезмерную потребность в постоянном эмоциональном контакте. Такие дети добиваются внимания разными способами, вплоть до нарушения правил поведения, так как замечания, сделанные взрослыми, подкрепляют их демонстративность. Чтобы снизить ее, родители должны предоставить малышу разные возможности для самореализации: участие в детских утренниках, концертах, общественные поручения и изобразительная деятельность.
Уход от реальности
При таком варианте, дети стремятся обратить на себя внимание, с одной стороны, и не могут реализовать свое стремление из-за высокой тревожности, с другой. Высокий уровень тревожности затрудняет их деятельность и контактность. Не достигнув желаемого успеха, ребенок «выпадает» из жизни, начинает «витать в облаках». Здесь свою защитную функцию выполняет воображение. В мечтах он добивается признания, которого ему недостает в реальной жизни. Стремление к нему всегда отражается в детских фантазиях и отстраненности. Чтобы скорректировать такое поведение, взрослым достаточно будет активно поощрять малыша, проявлять к нему внимание и заинтересованность в результате его деятельности.
Post Views: 375
Детские страхи вызывают самые различные реакции у взрослых, начиная от негативной реакции до полной паники. Некоторые родители совершенно не реагируют на фобии ребенка, а другие начинают водить детей по врачам, «пичкая» чадо успокоительными препаратами и проводя сеансы психотерапии. Есть такие родители, которые начинают ругать и наказывать ребенка за каждое проявление страха, считая это проявлением малодушия или желанием привлечь к себе внимание.
По статистике только малая часть родителей правильно реагирует на детский страх и обращается к психологу. А именно этот вариант является самым правильным. Так как игнорирование детских фобий может привести к развитию невроза, который может потребовать серьезного лечения.
Работа психолога с детскими фобиями в самом начале их появления может полностью искоренить проблему.
Даже если родителям показалось, что страх ребенок пережил и «перерос» самостоятельно, позже могут появиться тяжелые последствия.
Суть детских страхов
Страх – это сильная эмоциональная реакция на воздействие среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема восприятия обусловлена богатым детским воображением.
Смысл страхов в большом количестве проблемных и страшных ситуаций, которые активно обсуждают взрослые: пожары, убийства, похищения. Ночные страхи часто бывают вызваны просмотром фильмов ужасов. Часто взрослым кажется, что ребенок не обращает внимания на взрослые разговоры или выбранные вами телепередачи.
Но это далеко не так. Ребенок, словно мягкая губка, впитывает в себя информацию взрослых. Но он не всегда может отличить правду от вымысла поэтому в его мозгу выдуманная ситуация может иметь вполне реальные очертания и эмоционально выразиться в виде страхов.
Причины возникновения детских страхов могут быть достаточно глубоки:
- Излишняя информатизация детей. Дети получают огромное количество информации: из образовательных организаций, с улицы, из интернета, телевидения и т.д. Слабая аналитическая способность мозга рисует совершенно непредсказуемые картинки и сочетания, которые могут вызывать страх.
- Гиперопека родителей. Особенно это касается городских детей, которые не имеют определенных навыков самостоятельной деятельности. Любой момент одиночества и самостоятельности может сопровождаться картинками ужаса в их мозгу, что весьма неблагоприятно сказывается на детской психике.
- Нехватка времени взрослых на полноценное общение с ребенком. На первый взгляд эта распространенная ситуация кажется безобидной. Но нужно помнить, что если не общаться с ребенком, расставляя по местам умозаключения и домыслы, то эти самые элементы могут поменяться местами. Причиной страха очень часто является отсутствие теплых эмоциональных отношений в семье.
- Еще одной проблемой современных детей является гиподинамия. Дети, не получающую высокую физическую нагрузку более подвержены страхам. Это вполне объясняется физическим воздействием на нервную систему. Физические нагрузки усиливают иммунитет к психическим травмам.
- Доминантное поведение матери также может быть причиной появления детских фобий. Агрессивное доминирующее поведение матери вызывает массу негативных эмоций у ребенка, включающих страхи.
- Ссоры и конфликты в семье. Такое поведение взрослых всегда пугает детей. Если к постоянному напряжению ребенка прибавить детскую фантазию, то появление страха является вполне объяснимым.
Диагностика страхов
В работе психолога диагностика страхов является важным компонентом. Но важно не только установить факт страха, но и понять его причины. Без знаний этиологии нельзя излечить ни одну болезнь.
Сама диагностика страхов не вызывает труда у психологов. Диагностических методик множество. Самыми распространенными являются: рисование страхов, лепка, составление сказки, беседы с ребенком.
Эти методы выявляют страх одной из групп:
- «немой страх», когда ребенок отрицает наличие проблемы, но сам страх является очевидным: страх собак, насекомых, чужих людей и т.д.;
- «невидимки» — страхи, которые осознаются ребенком, но отрицается родителями.
Самыми распространенными страхами в детском возрасте являются:
- Страх быть наказанным: ребенок боится наказания фактически при любой оплошности или ошибке, включая испачканную одежду, замечание учителя или плохую отметку, поломанную вещь. Этот страх свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений. Родителям, чьи дети испытывают этот вид страха, нужно задуматься о стиле взаимодействия с ребенком, пересмотреть отношения, пока проблемы не зашли слишком глубоко.
- Страх крови. Многие дети начинают панически кричать при виде ссадины или ранки. На самом деле дети кричат не от боли, а при виде крови. Страх крови присущ и многим взрослым. Глубинные причины страха крови ведут к тому, что при виде крови ребенку может показаться, что кровь может вытечь вся и ребенок умрет. Таким образом, страх крови близок по своей сути страху смерти.
- Страх смерти родителей. Очень часто этот страх порождают сами родители, упрекая детей в несамостоятельности и никчемности. Если в семье часто звучит фраза: ты без нас ничего сможешь, то ребенок начинает бояться одиночества. Особенно если оно связано именно со смертью родителей.
- Страх перед животными, особенно собаками. Этот страх может иметь перед собой конкретную историю, когда ребенок мог быть напуган животным. При этом собака могла не кидаться на него, а просто быть рядом и страх был ситуативным. Например, пес громко гавкнул, и ребенок испугался от неожиданности. Или просто близко подошел к ребенку. Есть случаи, когда ребенок увидел горящие в ночи глаза кошки или собаки, и это вызвало его страх. Очень часто подобные страхи провоцируют родители. Например, мама с ребенком, показывая на проходящего мимо пса с хозяином, может констатировать: «не будешь слушаться – собачка тебя укусит». Стоит ли говорить о разумности подобных высказываний.
- Страх темноты. Эта фобия относится к категории возрастных страхов, присущих детям дошкольного возраста. Основан он больше на фантазии ребенка, чем на фактах после большого количества прочитанных (просмотренных) сказок с волшебством и определенным набором персонажей. Нужно понимать, что дети воспринимают сказку, как особую реальность, поэтому вполне возможно в его понимании существование героев сказок в собственной комнате.
Очевидно, что даже если ребенок не говорит родителям о своих страхах, то фобии все равно имеют место быть. Фобии могут протекать бессимптомно, если родители не заостряют внимания на детских страхах, не культивируют их и не считают нужно корректировать это стояние. Однако в этом случае, ребенок можно внутренне глубоко переживать страх. А невозможность проявления эмоций окажет ещё более глубокий негативный след на психике ребенка.
Неправильным является и культивирование детских страхов. Излишняя впечатлительность родителей при переживании детского страха только усилит проявление фобии.
Порой случаются ситуации, когда страхи на детей проецируют родители. Так мама со страхом пресмыкающихся или земноводных обязательно передаст подобную фобию ребенку. А папа-подкаблучник, опасающийся скандалов супруги по каждому поводу, подсознательно передаст сыну страх наказаний.
Каждый из нас в социуме испытывает боязнь ответственности, но не каждый способен осознать страх. Явление возникает на любом этапе жизни. Составляющими страха выступают опасение неудачного решения, провала, неоправданного риска, инициативности. Страх проявляется, когда наваливается рутина, когда не видно выхода, возможности и силы исполнить свои обязательства у обоих полов. Это не значит, что страх приносит страдания, скорее наоборот, он связан с нежеланием взрослеть, брать на себя ответственность.
Ответственность – энергия, которая мобилизует, делает сильней. Лидерское качество жизненно необходимо. Без него люди не развиваются. Для развития человека как личности нужна ответственность, хотя бы перед самим собой, способность признать, что настоящее положение вещей является итогом собственных поступков. Существует 2 типа людей:
- Те, кто организует свою жизнь и поступки, формируя будущее.
- Те, кто обвиняет других, становясь жертвами обстоятельств.
Если целеполагания в жизни нет, человек, меняясь биологически, остается инфантильным. Это характеризуется неготовностью или страхом взять на себя ответственность. Эта группа людей всегда считает кого-то виноватым в том, что не получается у них. Живет, не задумываясь ни о чем, плывет по течению.
Антипод создает впечатление взрослой личности, организующей свою жизнь и готовой нести ответственность за все, что окружает ее.
Боязнь ответственности по своей сути иронична. Являясь психическим отклонением, фобия воспринимается как безответственность. Люди, страдающие повышенной тревогой по поводу обязательств и важных задач, терпят неудачи только из-за того, что испытывают страх сделать что-то неправильно, ошибиться.
Страх перед ответственностью, как ни странно, созвучен гиперответственности. Раздувая мелкие обязательства, страшась будущего, они кажутся неподьемными, невыполнимыми. Наши опасения мешают двигаться вперед, если они приобретают размеры вселенских масштабов. Так или иначе, вся жизнь связана с принятием обязательств, которые чаще всего отталкивают. Но не взяв ответственность, не получить приятных моментов. Сосредоточившись на положительных, глубинных вещах, борьбу с невидимым страхом начать легче.
Истоки гипенгиофобии
На пути к успеху лежат препятствия, иначе бы каждый становился успешным без особых усилий. Страх ответственности основывается на том, что мешает добиться успеха. Условно причинами страха и как следствия безответственности можно назвать:
- Навыки неудачника.
- Откладывание важного на потом.
- Негативное мышление.
- Критика, сплетни.
- Вредные привычки.
Поведение неудачника сводится к тому, чтобы не рефлексировать, винить в своих проблемах президента, близких, соседей, учителей, местность или погоду. Он не берет ответственность за поступки и слова, не думает о будущем, не строит планов, сливается с толпой.
Не думая о важном, индивидуум проводит день у телевизора, в социальных сетях, у компьютерных игр, откладывает саморазвитие, учебу. Когда люди говорят, что на важные дела не остается времени, средств, сил, значит, они не берут ответственность за свою жизнь. Лень, замещение важных дел второстепенными может привести к краху, как финансовому, так и личному. Это является толчком к глубокой депрессии, апатии, безысходности. Груз незавершенных начинаний или текущих дел начинает давить на человека. Убегать индивидуума в будущее, где намечены планах разрешить дела, оставить на потом, заставляет страх.
Крайнюю степень страха обязательств и ответственности в научной психотерапии принято называть гипенгиофобией. Становясь фобией, она не сопровождается паническими атаками и повышенной тревогой. Базой, на которой держится гипенгиофобия, становятся:
- детские впечатления, травмы;
- социальные установки, отношения;
- суггестивность, перфекционизм, низкая самооценка индивидуума.
Страх ответственности, качества, связанные с ним, а затем гипенгиофобия рождаются в детстве. Синдром безответственности развивается на фоне родительских установок и желаний. В процессе социализации ребенок усваивает свои впечатления, запреты, критику или наказание за неверные с точки зрения наставников, действия, перенося их вместе со своим страхом во взрослую жизнь. Подобные программы неправильного воспитания или травм могут передаваться из поколения к поколению.
Социальные стереотипы подхватывают эстафету неуверенности, формируют стойкое оценочное понимание действий и событий. Порицание, осуждение, межличностные неудачи, насмешка или критика вызывают страх ответственности у большинства людей. Человек с повышенной внушаемостью следует и вторит обществу, которое устанавливает рамки хороших и плохих поступков, успеха-неуспеха, не успевая выработать собственную оценку. В итоге становясь «как все», формирует навязанные негативные предубеждения. При неудаче или провале человек воспринимает последующие действия и события в свете прошлых ошибок, повлекших за собой неприятные результаты.
Принятию любого решения мешают, развивают страх также заниженная самооценка и перфекционизм. Сравнивая успехи с идеалом, человек всегда будет недоволен и расстроен, оценивая как долго еще до совершенных результатов. Одной из причин, по которым мужчины боятся обязательств в межполовых отношениях, является тяжелый разрыв в прошлом и как результат опасение отказа. Итогом такого мышления становится постоянное беспокойство при малейшей попытке брать на себя ответственность, избегание реальных действий, депрессия. В тревожном состоянии гипенгиофобия парализует, а человек теряет всякую способность действовать.
Самостоятельный тренинг
Выбраться из страха и предотвратить депрессию поможет правильная тактика:
- Поймайте себя на мысли, когда хочется отложить дела.
- Разложите цепочку, которая ведет к страху. Правильно задать себе вопрос «чего конкретно я боюсь?».
- Пропишите все важные дела и цели по пунктам.
- Осознайте первый шаг на пути к цели.
Преодолевать страх ответственности, развивать качества уверенности сходно с накоплениями в банке. Тренировка и полученный опыт, как банковский счет всегда придут на помощь в случае неудачи, придадут уверенности в собственных силах. Важным моментом развития положительных качеств и преодоления страха является поддержка, которую необходимо дать самому себе. Собственной поддержкой выступает:
- ежедневная афирмация («я самый умный, талантливый, красивый и т. д», «я все решаю», «я – господин»);
- внедрение аффирмаций – желательно периодически проговаривать фразы в окружении, не боясь показаться комичным, позером, нелепым.
В большинстве случаев человек способен справиться с проблемой самостоятельно, постепенно принимая ответственность за свои действия.
Для того, чтобы избавиться от данного страха, нужно попробовать изменить что-то в жизни. Достижению успеха, уверенности способствуют следующие моменты:
- Чередование труда и отдыха составляет основу стабильного психического состояния.
- Доведение задачи до логического конца позволит получить чувство удовлетворенности, уверенности, оптимизма.
- Отказ от затягивания решений. Обратные ситуации создают стрессовые ситуации, напряжение, развивают страх.
- Принятие ошибки как подсказки, опыта. В следующий раз она послужит планом по исправлению действий, а не покажется катастрофой.
- Анализ последствий. В оценке последствий необходимо руководствоваться рациональным подходом. Это создаст ясность вариантов решения любых обстоятельств и понимание возможных результатов.
- Тренировка брать ответственность за ежедневные поступки. Так будет накапливаться ресурс противостояния фобии.
- Действия вопреки страху – эффективное начало борьбы с ним. Страх парализует, поведенческие акты разрушают бездействие.
Выходом в такой ситуации являются тренинги, НЛП, психотерапия. В этом может помочь близкий человек, которому Вы не безразличны.
Помощь психотерапевта
В психотерапии особое внимание уделяется разновидностям социальных фобий. Гипенгиофобия занимает среди них одно из первых мест, поскольку ее действие продолжительное, а последствия опасные. Страх перед обязательствами в обществе, жизни приводит к дисбалансу физиологических функций и внутреннего состояния. Человек становится вялым, безынициативным, заторможенным, либо, наоборот много суетится. Отмахиваться от проблемы нельзя. При игнорировании страха, нежелании бороться с ним возникают более серьезные последствия.
Социальное расстройство отражается на самочувствии пациента, вызывая проблемы физического здоровья. Его следствием могут быть такие заболевания как:
- Язвенные болезни желудка.
- Сердечно-сосудистые патологии.
- Соматические заболевания.
Неуправляемый страх наряду с заболеваниями внутренних органов и систем ведет к большей инвалидизации пациента, серьезному жизненному кризису.
Психотерапевты советуют устранять гипенгиофобию постепенно с повышением градуса ответственности и важности заданий. Терапия заключается в достраивании личностных качеств субъекта, изменении отношения к способностям, организации здорового поведения посредством узкоспециализированных тренингов. Медикаментозно лечатся только телесные симптомы тревожности. Страх при этом остается в глубинах сознания.
Гипенгиофобия присутствует почти у всех, кем бы он ни был: учеником школы, студентом ВУЗа, офисным работником, безработным. Разница лишь в уровне страха перед ней. Боязнь ответственности отличаясь от других социальных фобий, возникает без исторически сложившихся причин и воздействия внешних факторов. Корни разновидности социофобии лежат, как правило, в качествах характера человека, впоследствии развитыми обществом.