Букин развитие памяти. Тренировка памяти, или разведчиками не рождаются…
Построить эффективное общение с человеком, которого вы видите впервые, - довольно сложная задача. Немедленно переходить к делу не всегда продуктивно, особенно в российской традиции переговоров. Сначала нужно наладить контакт, побеседовав о «пунктиках» партнера - о том, чем человек увлечен, о чем он может говорить бесконечно долго. Такие «зацепки» есть у каждого - у кого‑то простые, у кого‑то более сложные. О том, как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов по методике спецслужб читайте в нашей статье.
В этой статье вы прочитаете:
- Как тренировать память и внимание по методике спецслужб
- Как легко наладить контакт с потенциальным клиентом или партнером
- Как держать в голове решения, планы работ и договоренности
- Как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов
Как тренировать память и внимание управленцам, чтобы запоминать важные мелочи переговоров в работе управленцев? Ответ на этот вопрос ищут сотни коммерсантов. Давайте рассмотрим как тренировать развитие памяти по методикам спецслужб, которые описал в скоей книге Денис Букин, автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб».
Самый простой вариант: если собеседник приехал на встречу на автомобиле, поговорите о марке его машины, парковках, пробках, развязках, ремонте дорожного покрытия и т. д. С женщинами можно беседовать о детях, домашних делах, невзирая на то, что они - бизнес-леди. Но самый эффективный способ наладить контакт - подготовиться к первой встрече. Заранее найдите собеседника в социальных сетях или почитайте его персональный блог, изучите оставленные им в интернете следы - так вы поймете, чем он увлечен. Разговор о его интересах позволит наладить личный контакт.
Дальше нужно позволить собеседнику поговорить о своем увлечении и, слушая его, добавлять комментарии или даже осторожно спорить. Так вы выявите положительные особенности личности партнера, которые надо отметить в разговоре, указав, что вы сами не обладаете ими. Например, спортсмены и болельщики помнят турнирные таблицы, все победы и поражения любимой команды за десятилетия. Такому человеку можно сказать: «У вас прекрасная память. А вот я не такой, не так много помню». Если ваш собеседник мастерит модели самолетов, значит, он обладает терпением, усидчивостью, умением работать руками - тогда заметьте: «А я не такой, у меня не получается работать руками». В большинстве случаев собеседнику неловко из‑за того, что он лучше вас, и он попытается поддержать вас и убедить, что вы тоже так можете, что ничего недостижимого в его способностях нет. Это тот самый момент, когда можно перевести разговор к сути дела, по которому вы встретились: контакт налажен, человек вам доверяет, и вы можете спокойно обсудить детали сделки.
Как надолго запомнить имя человека и его увлечения
На незапланированной встрече - скажем, на конференции - лучше сразу обращаться к человеку по имени и начинать разговор с его «пунктиков». Это вызывает симпатию и доверие. Запоминать и быстро воспроизводить такую информацию можно, используя особенности работы нашей памяти (рисунок).Имя лучше привязать к какой‑либо изюминке внешности - допустим, к выдающейся черте лица. При этом нужно мысленно преувеличить ее. Например, у меня есть борода - хотя это изменчивый фактор, но неплохо подойдет, потому что вы все равно ее запомните. Вы представляете себе, что борода ну просто очень большая. Затем нужно провести ассоциацию с ней: можно представить человека этаким стереотипным русским - хмурым, мрачным, с бородой. Если мрачный, значит, ходит как бука, то есть Букин. В то же время усы можно представить как усы гусарские, а гусар - это Денис Давыдов. Получается Букин Денис. То есть вы строите мысленную модель, картинку и таким образом связываете внешность человека с его именем и фамилией - и запоминаете их.
Дальше к этому образу можно добавить «пунктики». Например, вы заметили, что у собеседника хорошая память. Представьте карикатурный портрет бородатого человека с хорошей памятью - скажем, с преувеличенно большим лбом. Конечно, картинка получится абсурдная, но ничего «неправильного» в этом нет - так информация легче запомнится. Когда вы увидите этого человека снова, у вас сразу появится перед глазами эта картинка, и вы воссоздадите его имя, фамилию и основные «пунктики».
Для успешного использования метода на первом этапе важно сформировать привычку. Возьмите какую‑нибудь газету и попробуйте запомнить всех персонажей, чьи изображения там есть. Вы смотрите на фотографию, представляете главную черту внешности этого человека и по этой черте, а также по его имени и фамилии строите мысленную картинку, историю - и запоминаете. Привычка запоминать таким образом приходит достаточно быстро, часто хватает одной газеты. Но некоторые люди боятся абсурдности этих воображаемых картинок, тогда как в карикатурном преувеличении нет ничего страшного. Чем более необычен образ, тем лучше он запомнится.
Как сохранить в памяти детали переговоров
Чтобы запомнить ход переговоров, важно не столько обладать хорошей памятью, сколько уметь выделять главные моменты и мысленно фиксировать их. Тут мы продолжаем достраивать созданный образ собеседника, добавляя ассоциации. Например, важно запомнить, чем человек занимается. Возьмите уже придуманную вами картинку и встройте в нее сферу его деятельности. Некоторое время назад я общался с установщиком офисных перегородок; в первые минуты я представил его в лабиринте из перегородок - яркий образ позволил мне запомнить род его занятий.
По ходу переговоров не стоит записывать все на диктофон или делать подробные заметки - это непродуктивно. Нужно выделять основные пункты и запоминать их или записывать на бумаге: потом по ним будет гораздо проще воспроизвести сказанное.
Большое значение для памяти имеют мотивация и контекст, ведь человек лучше запоминает необходимую в жизни информацию.
Наш мозг выделяет то, что считает важным, поэтому, прежде чем что‑то запомнить, нужно сформулировать для себя причину, по которой нужно это помнить, и ту пользу, которую вы при этом получите. Например, можно проговорить про себя, что вы запоминаете прайс-лист конкурента, чтобы произвести впечатление на контрагента и выглядеть уверенно, аргументируя изменение цены в свою пользу.
Как держать в голове большое количество цифр
При запоминании цифр важно погружение в тему. Мы хорошо запоминаем информацию, которая касается нашей профессиональной деятельности или увлечений. Каждая цифра в этом случае соотносится с теми, которые мы уже знаем и помним, она встраивается в систему ассоциаций. Вы легко можете воспроизвести суммы контрактов важных клиентов. Но как запомнить менее значимые цифры, например номер телефона? Так как числа - это абстрактная информация, которая неосязаема, нужно превратить ее в материальную. Делать это можно при помощи образов-заменителей: они кодируют цифры в картинку (таблица), и через выдуманную историю цифры можно связать с этими образами. Чем абсурднее будет история, тем лучше она запомнится.
Например, вам нужно запомнить номер договора 19 862. Создаем мысленную картинку: на пляже воткнут в песок длинный ярмарочный шест (1), оканчивающийся леденцом (9). Вокруг шеста на велосипеде (8) едет слон (6), за которым с кряканьем и гоготаньем летает гусь (2).
Как не забывать про планы
За запоминание уже состоявшихся событий отвечает ретроспективная память, а за намерения и планы- проспективная. Припоминание о будущем строится иначе, чем о прошлом. Во-первых, нужно помнить о самом намерении, а во‑вторых, надо вспомнить о нем в нужный момент времени. Чаще всего забывание происходит на втором пункте: люди упускают из памяти свои планы из‑за отсутствия внешнего напоминания.
Чтобы улучшить проспективную память, выберите себе «мишени» - события, которые гарантированно произойдут в течение дня. Например, вы поздороваетесь с консьержкой, пересечете дорогу у своего дома, увидите белый автобус, войдете в метро. Эти «мишени» нужно постараться заметить как можно большее количество раз, отметить событие про себя - подсчитывайте, сколько раз вы «поразили мишень». На одной «мишени» нужно тренироваться несколько дней, затем заменить ее на другую, потом можно ставить себе несколько «мишеней» сразу. Такая тренировка разовьет вашу способность вспоминать о намерении в ответ на внешнее событие.
Затем нужно научиться вспоминать о намерении в нужный момент. Здесь вам понадобится хорошее чувство времени: оно помогает без внешних подсказок вспомнить о запланированном деле именно тогда, когда нужно. Засеките время на секундомере или на часах с секундной стрелкой. Затем, не глядя на часы, отметьте прошедшую минуту, пять минут, десять минут и час. При этом нужно заниматься обычными делами и не пытаться подсчитывать про себя секунды. Если ваше чувство времени неправильное, отметьте это и попробуйте еще раз.
Теперь можно выработать систему, которая поможет вспоминать о планах. Самое простое - записать их в ежедневник и постоянно к ним возвращаться. В таком случае нужно выработать привычку не забывать обращаться к записям в начале каждого дня и после завершения каждого дела. Второй вариант - постоянно «сканировать» намерения, привязав их к какому‑либо событию. Например, каждый раз, когда к вам подходит секретарь с документами, вы припоминаете список срочных встреч и включаете их в план работы.
Самый надежный способ - выработать правила и ритуалы. Например, каждое утро вы собираете данные о делах, выполненных подчиненными за предыдущий рабочий день, а каждый день после обеда проверяете состояние срочных дел, которые еще не поздно исправить.
Также мы часто не завершаем текущие дела, если отвлекаемся во время решения задачи на что‑то другое: внимание переключается, и мы забываем о том, что делаем. Избежать этого можно, если при отвлечении внимания вы остановитесь, зафиксируете в памяти, на чем прервались, затем создадите и мысленно проиграете новый план действий. В плане вы должны представить себе, как откладываете первую задачу, выполняете вторую, после чего возвращаетесь к первой. Так создастся отметка, что дело не закончено, сохранится мотивационное напряжение, и вы будете помнить, что нужно вернуться к первой задаче и завершить ее.
- Карьера и Саморазвитие
Ключевые слова:
1 -1
«В здравом уме и твердой памяти…» – вам наверняка известна эта формулировка, принятая в юридической практике и отражающая дееспособность человека. А что делать, если память – нетвердая? В Дискуссионном клубе
Executive.ru
прошел семинар с Денисом Букиным
«Психологические методики спецслужб». Денис Букин – эксперт в области практической психологии, психотерапии, возможностей внимания, воображения, памяти и мышления, автор бестселлера «Развитие памяти по методикам спецслужб» . В настоящее время партнер в компании Empatika
.
Опыт работы в больших корпорациях, доступ к государственным служащим и людям, которые их обучают, и собственная психотерапевтическая практика позволили создать методику для людей, которые, не обладая феноменальными способностями, хотят улучшить свою память, обострить восприятие и развить мышление. Публикуем несколько советов от Дениса Букина для тех, кто не смог посетить его выступление в Дискуссионном клубе.
1. Развивайте память регулярно
Чтобы при случае вспомнить все, не нужно совершать подвигов, достаточно посвящать развитию своей памяти всего 20 минут в день. Улучшения будут заметны уже через несколько недель. Так считает Денис Букин. По его мнению, нынешнее поколение слишком доверяет такому практически необъятному хранилищу информации, как интернет. Все нужные сведения добываются с помощью правильных запросов в популярных поисковых системах. Однако стоит помнить, что мышление оперирует той информацией, которую можно найти в памяти, а не на внешнем носителе. Именно поэтому память сохранила свое значение.
Для иллюстрации своего тезиса лектор привел в пример историю со знаменитой картиной Николая Ге : «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Николай Ге был в комнате Петергофского дворца всего один раз, в качестве туриста. Он осмотрел ее и уехал. А саму картину писал по памяти. Сначала он написал вариант, где главные персонажи: царь Петр и царевич Алексей расположились со стороны окна, но он ему не понравился из-за высокой контрастности. Тогда он написал еще один вариант, тот, который мы все с вами знаем. Создать свое полотно Николаю Ге помогла профессиональная память художника, привыкшего запоминать самые мелкие детали, оценивать игру света и тени.
Денис Букин уверен, что точно такая же память есть и у обычных людей. Для подтверждения этого факта проводился специальный эксперимент. В течение 10 часов всем его участникам показывали поток слайдов, а потом делали контрольный замер, демонстрируя всего две картинки, одну, которую участник уже видел, и вторую, которой в этом потоке не было. Участники эксперимента определяли правильный слайд с точностью более 85%. Если бы им показывали более яркие и запоминающиеся слайды, точность ответа возросла бы до 98%.
Еще один пример хорошей памяти – футбольные болельщики, которые часто помнят статистику матчей любимой команды за 50 лет, без специальных тренировок. Впрочем, понять феномен памяти без знания механизмов ее функционирования довольно сложно.
2. Не пренебрегайте сном
Лектор постарался компактно представить все три типа памяти. Первый тип – это сенсорная память, она располагается на органах чувств человека, например, на сетчатке глаза. Именно на сетчатке какое-то время хранится пучок яркого света, на который вы случайно взглянули, а потом закрыли глаза. Память есть и на кончиках пальцев .
Важная информация из сенсорной памяти попадает в следующую память – кратковременную. Кратковременная память – это то, что стирается через определенный промежуток: время хранения составляет от нескольких секунд до нескольких часов.
Все важное переносится в третий тип памяти – долговременную память. Процесс переброски материала из одного типа памяти в другой контролируется гиппокампом и происходит во сне. «Тот, кто плохо и мало спит – плохо учится», – заметил Букин. Более того, не выспавшийся человек часто попадает в разные неприятные ситуации, например в аварию, заснув за рулем. Причина – в потере концентрации внимания. По словам Букина, если человек готов развивать свою память, он должен начать с тренировки внимания.
3. Тренируйте внимание!
Главный закон внимания: 7+/-2. Эти цифры означают количество предметов, которые человек может удержать в фокусе своего внимания одновременно. Денис напомнил, что в современном мире мало кто надеется на свою память, предпочитая ей записные книжки и интернет. В связи с этим объем внимания уменьшился до критических значений - 4 +/-1. Ребенку при таких значениях ставят диагноз – синдром дефицита внимания. У взрослых это состояние выражается в том, что человек не может запомнить больше трех действий, а четвертое забывает, что отрицательно влияет на эффективность труда . Именно поэтому внимания надо тренировать. Именно так поступал штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, герой «Семнадцати мгновений», советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД. По сюжету фильма Штирлиц получает задание выяснить, кто из высших руководителей рейха ведет переговоры о перемирии с США и Великобританией.
Штирлиц выстраивает четыре гипотезы, каждая из которых связана с определенным типажом: Гиммлер, Геббельс, Геринг, Борман. Всех четырех персонажей Штирлиц зарисовывает, визуализируя эти образы. Потом на каждого из них «навешиваются» факты из жизни, особенности поведения, планы, цели. Этот прием называется интеллект-карта (mind map). Главный их плюс в возможности изобразить на одном листе всю цепочку событий, от глобальных до локальных. Присваивая каждой детали визуальный образ или слово. Минус в том, что свою интеллект-карту нельзя передать кому-то другому, каждое понятие в ней связано именно с вашими образами, и никто другой этой логики понять не сможет.
Еще одно упражнение для развития внимания – тщательный досмотр хорошо знакомого вам предмета. Например, смартфона. Изучаем внешний вид устройства, все его царапины, потертости в течение пяти минут. Это не так просто, как может показаться, постепенно внимание начинает рассеиваться. Бывает, что человек заметил трещину, и начинает вспоминать, когда это могло случиться. В этот момент надо остановиться и раскрутить спираль воспоминаний назад. Через какое-то время включится механизм постпроизвольного внимания, вы вработаетесь, и будет сложнее переключиться на что-то другое, чем оставить этот предмет. Так бывает с книгами, сначала сложно вчитаться, а потом, когда сюжет захватывает, оторваться от чтения невозможно.
4. Не откладывайте на завтра
Если ваших усилий не хватает на удержание внимание – это прокрастинация. Этот термин переводится с латыни знакомыми нам словами – «на завтра». Прокрастинаторы, выполняя свою работу, постоянно отвлекаются , то на проверку почты, то на просмотр ролика в интернете. Работа растягивается на несколько дней, а иногда и недель. Попыток «поработать» набирается очень много, а эффективность такой работы минимальная. Причем, как утверждает Букин, прокрастинаторы устают гораздо больше, чем люди, совладавшие с собой. Для борьбы с этим явлением существует специальный прием: «15 минут». Вы договариваетесь с самим собой, что 15 минут работы без внешних раздражителей сменяются десятиминутным перерывом, до тех пор, пока вы не вработаетесь. Потом перерыв можно не устраивать и делать свое дело, до наступления усталости.
5. Тренируйте припоминание
«Все нужные вам воспоминания можно вытянуть из памяти, для этого надо начать их припоминать», – считает Денис Букин. Начните с припоминания своего дня. Вспомните по пунктам, с утра и до вечера, где вы были, что делали, с кем встречались, о чем говорили, о чем думали. Между пунктами проведите логическую связь. Если перемещались из одного места в другое – как вы ехали, если приняли решение после разговора – какая информация подтолкнула вас к этому решению . И сами разговоры хорошо вспоминать по пунктам, с осознанием, как вы переходили от одного пункта к другому. Постарайтесь воспроизвести каждую мелочь. Помните, что неопытные агенты прогорают на мелочах. При проверке «легенды» им задают вопросы с подвохом, на которые может ответить человек, хорошо знакомый с местными реалиями.
Кстати, о разведке. В одном из «мгновений» Штирлиц, узнав, что на чемодане с передатчиком обнаружили отпечатки пальцев радистки Кэт, начал припоминать, все, что связано с этим чемоданом, выстраивая логическую цепочку событий. Потом он подтасовывал часть фактов, мешая ложь с правдой, и выкрутился из щекотливой ситуации.
6. Отделяйте истинные припоминания от ложных
Припоминать можно не только свежие события, но и события многолетней давности. Например, вспомнить, что вы делали в августе 1991 года? При этом главная опасность, связанная с воссозданием этого временного полотна – ложные воспоминания. За такой большой срок рассказы близких людей становятся неточными, обрастают множеством неверных деталей. К примеру, швейцарский психолог Жан Пиаже уверял всех, что помнит, как его чуть не похитили из коляски, но его спасла няня. Родители мальчика в знак благодарности подарили няне деньги и именные часы. Однажды, будучи взрослым, Пиаже получил по почте увесистый конверт с письмом от няни, которая перед уходом в монастырь решила покаяться, написав, что выдумала всю историю с похищением, и вложила в конверт деньги и часы, полученные ею за этот «подвиг».
С помощью ложных воспоминаний можно манипулировать людьми. Можно внушить своему коллеге, что он совершил некий поступок, которого на самом деле не было. А для подтверждения ваших слов привлечь в качестве свидетелей других коллег. Человек вполне может поверить в мистификацию. «Будет этичным, если вы сразу же раскроете свой розыгрыш», – дал совет Денис Букин.
В завершение «шпионского семинара» Букин рассказал о самой актуальной технике для современных менеджеров – установлении контакта с незнакомым человеком и его последующей вербовке. Испытать свои чары можно на таксистах. Они обычно охотно идут на контакт с пассажирами. Цель – вывести своего контактера на его любимую тему. Есть темы, о которых мы можем говорить часами: спорт, рыбалка, хобби. Но слушать придется долго. Иногда выйти на след помогают вещи в салоне автомобиля. «У одного из водителей был брелок в виде боксерских перчаток, я с ним начал разговор о боксе, рассказал о своем единственном бое и нокауте», – привел пример Букин. Когда контакт налажен, стоит спросить таксиста, а что же сделать, чтобы стать таким же мастером, как и он. Это такой вербовочный триггер. Контактер уже сблизился с вами, ему не нужно перед вами возвышаться, и он попытается успокоить и приободрить вас. В этот момент надо его вербовать, например, отказаться платить за проезд.
«История про Штирлица устарела. Раньше ремесло шпиона требовало многих лет вживания в образ. Сейчас берут готового персонажа, чаще всего недовольного чем-то», – заметил Букин. Зачастую главная мотивация – это деньги. Похожие ситуации встречаются в бизнесе. Допустим, вы продавили своего контрагента по цене, ему обидно, но вида он не показывает. Не надо наступать на больную мозоль и напоминать о своей маленькой победе и тогда впереди у вас будет много выгодных сделок.
В Киеве живет Евгений Степанович Березняк — легендарный разведчик, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Украины, один из спасителей города Кракова, выступивший прообразом советского резидента в культовом телесериале «Майор Вихрь». Перечень его наград и званий — на wikipedia .
В это трудно поверить, но Евгению Степановичу сейчас 99 (!) лет. Стариком не выглядит: у него напрочь отсутствует верный спутник старости — склероз, его памяти может позавидовать любой тридцатилетний.
В 2004 году в интервью «Экспресс-газете» он рассказал о некоторых эпизодах своей биографии: как стал разведчиком, как попал в лапы гестаповцев. Чего только стоит описание гестаповской тюрьмы, побег из которой лег в основу киноленты:
«Гестаповские тюрьмы — это хорошо организованная фабрика пыток для выколачивания признаний. Там не только били, заламывали руки и ноги до хруста в костях, но и подвешивали в спецблоке с помощью различных хитроумных устройств, избивали резиновой палкой, сплошь унизанной остроконечными металлическими гайками, наждачными кольцами сдирали с узников кожу с мясом. Была там и спецкамера-одиночка для особо стойких, где держали несколько дрессированных злющих псов: чуть человек пошевелит рукой или ногой — собаки кидаются на него и рвут на куски».
Восхищает буквально вся история жизни героя. Но тема нашего блога — развитие и тренировка памяти . Поэтому и внимание, прежде всего, хочу обратить на следующие поведанные им особенности подготовки разведчиков:
«Работая в подполье, я своими глазами видел, как немцы расстреливали десятилетних детишек в селе Юрьевка за то, что они носили партизанам хлеб, был свидетелем того, как фрицы расстреляли сто ни в чем не повинных людей на заводе за то, что один рабочий дал пощечину немецкому офицеру. В разведшколе проучился шесть месяцев и был назначен на Первый Украинский фронт. Я отдавал себе отчет, что в десантно-оперативной разведке выживает один из четырех.
Записывать ничего нельзя — все нужно держать в голове! Встретился с нужным человеком — мгновенно «запиши на подкорку» его цвет волос, глаз, покрой костюма, узел на галстуке. Еще нужно уметь «читать» город по карте, запоминать с ходу сотни названий незнакомых улиц, адреса, пароли. А меня природа, увы, не наградила отличной памятью. Тогда мой преподаватель, Василий Степанович, объяснил мне, что память разведчика — отнюдь не дар божий, ее нужно развивать, тренировать, как спортсмены тренируют тело. И получилось — развил! Если бы не это, то операция на краковском рынке Тандетта, шикарно воспроизведенная в фильме «Майор Вихрь», провалилась бы в пух и прах".
Какие выводы из всего вышесказанного мы можем сделать?
- То, что легендарный разведчик в свои 98 находится в здравом уме и твердой памяти, несмотря на все, что ему довелось пережить — лишний раз подтверждает тот факт, что мозгу тренировки нужны так же, как и телу. Тренировка памяти положительно сказывается на многих как психических, так и физических процессах, ведь мы знаем, что в организме все взаимосвязано.
- Традиционно считается, что разведчики должны обладать исключительной памятью. Образ разведчика с феноменальной памятью воспет в книгах, фильмах и народной молвой. И это совершенно справедливо, ведь отличная память действительно крайне важна для разведчика. Как правило, во время разведывательных операций записывать что-либо нельзя и полагаться приходится только на память. При этом информация, которую необходимо запомнить, предъявляется лишь один раз и на мгновение. А запомнить требуется с абсолютной точностью и надолго, ведь сообщить о добытых сведениях в большинстве случаев получается далеко не сразу.
- Важно то, что разведчик может развить и натренировать свою память. Если бы при подготовке разведчиков ориентировались только на тех, у кого врожденная хорошая память, то о самой подготовке разведчиков, как институте, о разведывательной службе в целом не могло бы быть и речи. Отличная память от рождения если и встречается, то очень редко. При этом какой бы хорошей ни была память, без специальной тренировки все равно невозможно запомнить с первого раза сотни подробностей, названий, адресов, шифров, паролей и других точных сведений.
Благо, современные технологии позволяют любому желающему развить память, как у разведчика. Более того, в отличие от разведшкол, где «натаскивают» на запоминание исключительно специфических сведений, особенно важна и полезна практическая направленность сегодняшней мнемотехники.
Развитие памяти по методикам спецслужб
«Альпина Паблишер», 2015.
Иллюстрации Alec Mackenzie
Как заострить свой ум и развить воображение
Память и воображение
Способность человека воспринимать и запоминать образы эволюционно намного старше и более развита, чем способность понимать и запоминать речь. Просто потому, что для нашего предка крадущийся тигр был опаснее ругающегося сородича. Это значит, что картинка будет воспринята быстрее и лучше текста.
Как можно использовать это для развития памяти? Попробуйте визуально представить то, что хотите запомнить. Для мозга воображаемое мало отличается от реально видимого. Образ запомнится лучше текста, особенно если картина будет яркой, живой, подробной.
Поясним на примере. Ваш друг объясняет вам, как до него добраться: диктует адрес, называет улицу, номер дома и квартиры. Запомнили? Затем он поясняет, что он живет в доме, на первом этаже которого расположен зоомагазин. Уже лучше! Представьте себе вашего друга, стоящего за прилавком зоомагазина и продающего трем кошкам по три золотые рыбки. Квартира 33. Да, это нереально, абсурдно, но ярко, живо и необычно и поэтому хорошо запомнится.
Упражнение №1
Рассмотрите предметы на своем столе. Обратите внимание на каждый из них. Что где лежит? Какой стороной они обращены к вам? Каковы особенности каждого предмета: цвет, фактура, потертости, царапины?..
Теперь закройте глаза. Представьте себе сначала стол в целом, потом начинайте переходить от предмета к предмету. Представьте каждый из них в деталях. Если не получается, ненадолго откройте глаза, взгляните на предмет, вызвавший у вас затруднение, снова закройте глаза и продолжайте воображать.
Это упражнение можно выполнять не только с предметами на столе, но и с комнатой, видом из окна, людьми, сидящими напротив вас в транспорте.
Упражнение №2
При чтении художественного произведения останавливайтесь и пытайтесь вызвать в воображении то, что описывает автор: лица, внешность, предметы, интерьеры, пейзажи... С одной стороны, это поможет вам развить воображение, а с другой - насладиться хорошей книгой и лучше запомнить ее содержание.
Развитие воображения
Воображение можно назвать самой творческой функцией мозга. С помощью воображения можно не только представлять ранее увиденное, но и создавать новые образы. Кроме этого, можно изменять образы в размерах, перемещать, вращать, добавлять к ним новые элементы, убирать старые. Именно воображением пользуются люди, когда что-то придумывают: изобретатели изобретают, режиссеры снимают фильмы, писатели пишут книги, художники создают картины.
Творческое воображение применяется во многих мнемотехниках. Как уже говорилось, изображение запоминается лучше текста, поэтому, чтобы запомнить прочитанное, нужно его увидеть - увидеть в своем воображении.
Упражнение №3
Сядьте поудобнее, закройте глаза и воссоздайте по памяти обстановку места, в котором вы часто бываете. Это может быть ваше любимое кафе, рабочий кабинет или концертный зал. Вспомните планировку помещения. Как выглядят стены? Пол? Потолок? Как расставлена мебель? Какие предметы стоят на столах и полках? Представьте себя сидящим на вашем обычном месте. Что вы видите? Попробуйте увидеть эту же обстановку с другого ракурса: сядьте на другое место, встаньте на стол или лягте на пол. Что вы видите сейчас?
Упражнение №4
Проведите в своем доме полчаса–час с завязанными глазами. Походите по комнатам. Попробуйте, не открывая глаз, умыться, одеться или даже приготовить себе завтрак. Включите музыку. Посидите в своем любимом кресле. Возьмите с полки какую-нибудь книгу. Переставьте вещи. Откройте глаза и посмотрите, удалось ли вам задуманное.
Упражнение №5
Представьте себе доску для записей. Ту, которую вы видели в детстве, в школе или дома. Представьте фактуру доски, ее цвет, раму, как она висит на стене. Может быть, она черная, матовая и шершавая, на которой пишут ме- лом; может быть - белая и гладкая, для маркера. А теперь представьте, как она меняет цвет на коричневый. На оранжевый. На синий. Почувствуйте каждый цвет. До- бейтесь, чтобы доска приобрела ровно тот цвет, какой вы задумали.
Когда вы научитесь свободно менять цвета воображаемой доски, напишите на ней любое слово. Посмотрите на него внимательно. Каким почерком оно написано? Какого цвета текст? Какая фактура у линии? Сотрите слово воображаемой тряпочкой или губкой и напишите другое. Поработайте с воображаемой доской и словами на ней.
Возвращайтесь к этому упражнению и постепенно увеличивайте объем текста. Записывайте короткие фразы, цифры, списки. Зарисовывайте схемы. Представляйте написанное как можно яснее и подробнее.