Что библия говорит о труде. Заповедь о труде и уповании
Дисциплина – это то, что касается абсолютно всех сфер нашей жизни. Начиная от учебы в школе и заканчивая распоряжением финансами, временем, воспитанием детей и т.д. Но самое главное, дисциплина очень важна и в духовной жизни христианина.
Что такое дисциплина?
Сток Пек в своей книге «Забытая дорога» даёт следующее определение дисциплине:
«Дисциплина – это отложенное вознаграждение. Это процесс планирования боли и удовольствий жизни, который позволил бы усилить удовольствие за счет того, что вы прежде сталкиваетесь и переживаете боль, преодолевая ее. И это единственный подходящий способ жизни.»
Иными словами, сначала нам приходится чем-то жертвовать, доставляя себе тем самым боль и неудобства, но зато в конечном итоге мы получаем желаемый результат – награду за усилия. Без боли не может быть и вознаграждения.
Дисциплина в Библии
Несмотря на то, что в Библии нет прямого упоминания слова «дисциплина», при внимательном изучении мы можем видеть, что Бог говорит на эту тему. Для этого нужно обратить внимание на такие синонимы дисциплины, как «воздержание» (самоконтроль), «старание», «прилежность» и др.
1) В книге притчей царя Соломона, самого мудрого человека из людей, написано:
«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение».
Притчи 21:5:
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».
Притчи 10:4
«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью».
Притчи 12:24
Тот, кто прилежно и усердно выполняет свою работу, уделяет время подготовке, планирует и следует плану, в результате будет успешен. Такой человек обязательно получит награду за труд: изобилие, богатство, право управлять. Тот же, кто ленится и относится к своему делу небрежно и торопливо, сам и пострадает от этого, не получив желаемого результата.
2) В Евангелии от Матфея 25:14-30 Иисус рассказывает нам притчу о талантах:
«…человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.»
По возвращении же, господин потребовал отчета об использовании талантов. Двое из рабов хорошо потрудились, отдали господину вдвое больше талантов и получили поощрение. А про того раба, кто ничего не делал и вернул столько же, сколько и получил, господин сказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» (Мф. 25:28,29 )
В каждого из нас Бог заложил свои ресурсы, и Он хочет видеть, как мы ими распоряжаемся. Но для того, чтобы быть эффективными в распоряжении тем, что Господь дал нам, нужно прилагать усилия. Нужно развиваться, умножать свои «таланты», направлять их в правильное русло. А для этого необходимо дисциплинировать себя.
3) И, наконец, в Послании к Галатам 5:22-23 Апостол Павел перечисляет воздержание (или самоконтроль) как составляющее плода духа:
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.»
Плод духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина. В этом отрывке указан набор качеств, которые должны проявиться в каждом верующем человеке под действием Божьей работы в сердце. То, что в числе этих качеств, мы видим и самоконтроль, означает, что Сам Бог дает нам способность контролировать потребности своей плоти, быть умеренными в пище, одежде, стиле жизни. Это способность подавлять в себе лень, а также всякое плотское желание, которое может завладеть человеком и стать похотью, которая управляла бы им.
Важность дисциплины в духовной жизни христианина
Как известно, духовная жизнь христианина основывается на двух важных практиках: чтении Библии и молитве. И от того, насколько мы постоянны и старательны в этом, зависит наше духовное здоровье.
В Библии неоднократно говорится о том, что от верующих требуется постоянное усердие, старание, целенаправленные усилия к тому, чтобы созидать свою веру.
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»
2-е послание Петра 1:5-7
«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»
Послание к Филиппийцам 3:13,14
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.»
1-е послание Тимофею 4:16
Здесь приведены лишь несколько Библейских текстов, но все они о внутренней дисциплине. Дисциплина нужна, чтобы быть постоянным и внимательным в изучении Слова Божьего, быть регулярным и посвященным в молитве, отдавать своё время и силы для служения другим.
Господь хочет, чтобы Его дети были способны поработить своё тело и прилагать направленные усилия к тому, чтобы возрастать в вере и взращивать учеников.
Наш Бог – Бог порядка, и Он желает навести порядок и в жизни Своих детей. Об этом писал Павел в первом послании к Коринфянам 14:33: «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.»
Дисциплина в труде
Томас Алва Эдисон – американский изобретатель-самоучка и бизнесмен – говорил, что в гениальности 1% принадлежит таланту, а 99% – труду. Все успешные люди обладают дисциплиной, а в корне большинства неудач – недостаток этого качества.
Каким бы не было занятие, без дисциплины не обойтись. Она нужна как для того, чтобы овладевать новыми навыками, так и для того, чтобы применять и развивать уже имеющиеся. Очень важно быть верным и последовательным в тех шагах, которые необходимо выполнить для достижения цели.
Даже при сильной мотивации, но при отсутствии всякой дисциплины, дело не будет иметь успеха. Ведь если нет дисциплины, нет и действий, а мотивация со временем ослабеет. И наоборот, имея дисциплину регулярно выполнять необходимые действия для достижения цели, мотивация будет сохраняться.
Что же делать?
Итак, мы уже говорили о том, что дисциплина – это отложенное вознаграждение, увидели, как Бог смотрит на дисциплину и убедились в её важности.
Ключом же к применению дисциплины является принятие упреждающего решения. Необходимо принять упреждающее решение относительно того, как вы будете практиковать дисциплину в различных сферах жизни. То есть решить, как вы будете поступать в той или иной ситуации ещё до того, как эта ситуация наступила.
А для того, чтобы остаться верным этому решению и не сдаться на полпути под давлением лени, используйте силу подотчетности. Бог не рассчитывает, что вы справитесь со всем в одиночку.
Попросите двух-трёх друзей время от времени спрашивать у вас отчет о ваших решениях. Скажите им: «Я принял эти упреждающие решения, так как правда хочу получить отдачу. Помогите мне их придерживаться.»
И, безусловно, Бог силой Духа Святого будет помогать вам в этом!
Проанализируйте, какая сфера вашей жизни более всего нуждается в дисциплине.
И примите решение, как вы собираетесь сделать первый шаг?
Евгения Антюфеева
Специально тема труда в Библии не прописана. Однако можно говорить, что Библия - книга о труде. Доказательством тому служит следующее.
Господь обладает потенциалом, способностями, чтобы создавать предметный мир, то есть сотворить этот мир и человека. Пользуясь этими сверх способностями, Он всё создал и благословил: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. I. 28 - 30). Господь создал Человека для радостной и счастливой жизни на Земле. В Эдеме Человек получил не одну, а четыре заповеди: умножения жизни; возделывание земли (Быт.2.15); познание мира и запрещение вкушения плодов древа познания добра и зла (Быт.2.16).
Цель жизни Человека ухаживать за растениями и животными. Это радостный труд, щедро вознаграждаемый самой природой (Рай). Здесь речь не идет о труде в его последующем значении - постоянной борьбе человека за своё существование.
Однако, Человек (первородный, древний и современный) ежечасно грешит (первородный грех) - непослушанием своему Создателю. По научению Змея Ева ест сама и кормит Адама плодом от запрещенного Богом дерева, то есть нарушается прямой запрет Бога и происходит ослушание . Это ослушание есть проявление своеволия Человека. Во - вторых, грех состоит в проявлении алчности: Бог дал Адаму и Еве всё . Они в раю . Однако, им и всем последующим людям мало того, что уже дано. Люди хотят по своей воле изменять предмет труда Бога, то есть, Природу . Змей говорит Человеку: самое святое в мире - это не дар, это твоё «право».
Таким образом, своеволие и алчность - суть первородного греха. Этот первородный грех (своеволие, алчность, гордыня) стал причиной Божьего наказания людям: «Адаму же сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал Тебе, сказав: не ешь от него, проклята Земля за Тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоя… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой Ты взят, ибо прах Ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 17-19). Таким образом, наказанием для Человека, по воле Бога, как следует из Библии, становится труд в его всеобщем значении (материальный и духовный).
Духовный труд служит искуплением первородного греха ослушания . Материальный труд основа для обеспечения жизни. Главное, в том, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю».
Поэтому с первых страниц Библии, с первой главы Бытия тема труда получает определенный смысл: труд Человека - это наказание Божье, суть которого «в тяжелом, в поте лица» способе добывания средств существования. При этом, при всех своих трудовых усилиях Человек всё равно превращается «в прах». Получается, что тяжелый, пожизненный труд ради небытия, вечной смерти - такова судьба ветхозаветного гордого Человека.
Однако, явление Иисуса Христа - сына Божьего дает людям надежду на воскрешение , которое Он показал людям.
Воскрешение даруется всем , но после будет суд Божий , на котором дела (цели и результаты труда «в поте лица») каждого Человека будут взвешены , исходя из христианской морали. Так, в Новом Завете, труд обретает своё новое значение для Человека - возможность спасения праведными трудами .
Таким образом, труд в Библии представлен в единстве двух ипостасей: Труд как Наказание , Труд как Спасение .
Божьим судом часть людей, праведных в своей земной жизни, обретает через воскрешение, утраченное древним (ветхим) Человеком бессмертие в новом мире, в царствие Божьем. Другая часть людей, которые не признали Господа «Альфой и Омегой, Началом и Концом, Первым и Последним» будут судимы: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… (От. 20. 12-15). В конце Откровений, которым заканчивается Библия, Иоанн Богослов передает напоминание Бога о глубоком смысле жизненных трудов каждого Человека и неотвратимой его ответственности за них. Неправедными являются «культ разума» и «культ труда», если в них исповедуются претензии Человека превзойти в результатах своего труда самого Господа.
Таким образом, есть все основания воспринимать Библию как книгу, в которой тема труда занимает не просто важное, но центральное место. Библия начинается с описания трудов Творца и заканчивается описанием суда Божьего над людьми «по делам его». Труд как наказание и одновременно как спасение - это две ипостаси сущности труда в библейском учении. Из-за первородных грехов первых людей (Адама и Евы) Бог проклял созданную Им Землю . Возделывать землю стало тяжким трудом.
Праведный Ной должен был развить земледелие и культуру пользования землей. Но его потомство стало самостоятельно, по своему разуму хозяйствовать, тем самым не возвращаясь к богопослушанию, а наоборот, преодолевая своим трудом естественные законы природы, установленные Богом
Наиболее сильным наказанием за языческое уклонение и богопротивное упорство стал великий потоп , который уничтожил древние цивилизации, созданные потомками Адама и Евы вместе со всеми результатами их труда. После потопа осталась очищенная и обновленная природа, созданная самим Творцом (предмет труда), и праведный Ной со своей семьей (живой труд) получили «вторую» возможность, что называется «с нуля» возделывать Богом данную землю в соответствии с замыслом божиим о предназначении Человека. Но перед Ноем, как и перед Адамом, Творец оставляет «свободу выбора», исполнять волю Господа или действовать по своей воле, полагаясь на свой разум в определении смысла и целей труда.
Потомки Ноя искажают Божий смысл и предназначение труда как наказание и спасение. Они отказываются воспринимать труд как обязанность равную для всех , преследует корыстные цели во взаимной оценке труда. Это проявляется в том, что добросовестный труд одних людей не находит справедливой оценки со стороны других.
Об этом в «Бытии» рассказывается на примере Иакова, работающего пастухом. Иаков «тщательно и даже самоотверженно» относится к своим обязанностям, но встречает у Лавана, на которого работает, несправедливое вознаграждение. «Вот, двадцать лет был я у тебя; … овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли.., а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мной Бог отца моего.., ты бы отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера» (Быт. 31.38-42). В этом тексте выражена универсальная христианская истина о том, что труд Человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда христианина известна только Богу.
Библия не обходит основные вопросы управления трудом наёмных трудящихся. Святой Апостол Павел в посланиях к фессалоникийцам (первом и втором) сформулировал принципы управленческих взаимоотношений хозяев (работодателей) и трудящихся (работников). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». Оставляется и свобода выбора человека: «Ибо, когда мы были у вас, то эавещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»
Библия актуализирует процесс труда. Екклесиаст заключает, что труд - постоянное нескончаемое выполнение определенных работ, которые по пословице, «никогда не переделаешь» - это земной удел Человека: «Все вещи - в труде… Что было то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1.8-9).
Мы видим здесь справедливое суждение о непрерывности труда. У Человека нет возможности «освободиться» от него. Тяжел труд людей, обремененных богатством и властью, поскольку они требуют постоянных забот, ответственности и контроля. Тяжек труд бедных и простых людей, нацеленных на жизнеобеспечение.
Постоянная затрата рабочей силы («наказание трудом») выносится Человеком легче, когда он понимает пожизненность этой крестной ноши. Но результаты труда никогда не бывают окончательными, они всё больше требуют «пота». И всё заканчивается смертью.
«Все труды Человека - для Его рта, а Душа его не насыщается… много таких вещей, которые умножают суету: что же для Человека лучше?» (Еклл. 6.7.11).
Литература:
Ветхий Завет
Новый Завет
Захарова Л.Н. Собственность и личность. Челябинск. Южно - Уральское книжное издательство. 1991.
Иисус Христос в документах истории/сост. Б.Г. Деревенский. СПб. Алетейя. 1999.
Марцева Л.М. Труд в контексте российской цивилизации. Социально - философский аспект: Монография / Омский государственный университет путей и сообщения. Омск. 2002.
Канунников А.Б. - начальник отдела
Госинспекции трудав Омской области,
кандидат юридических наук, доцент
кафедры экономики и права ОмГАУ
Господь обладает потенциалом, способностями, чтобы создавать предметный мир, то есть сотворить этот мир и человека. Пользуясь этими сверх способностями, Он всё создал и благословил:
Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею
(Быт. I. 28 - 30).
Господь создал Человека для радостной и счастливой жизни на созданной Земле. (В дальнейшем социология труда стала называть это «предмет труда»). В Эдеме Человек получил четыре заповеди для счастья: умножения жизни; возделывание земли (Быт.2.15); познание мира и запрещение вкушения плодов древа познания добра и зла (Быт.2.16). Как видим, сформулирован только один запрет и три заповеди положительной и созидательной деятельности Человека.
Цель жизни Человека - ухаживать за растениями и животными. Это радостный труд, щедро вознаграждаемый самой природой (Рай). Здесь речь не идет о труде в его последующем значении - постоянной борьбе человека за своё существование.
Однако Человек (первородный, древний и современный) ежечасно грешит (первородный грех) - непослушанием своему Создателю. По научению Змия Ева ест сама и кормит Адама плодом от запрещенного Богом дерева, то есть нарушается единственный прямой запрет Бога и происходит ослушание . Это ослушание есть проявление своеволия Человека. Во - вторых, грех состоит в проявлении алчности : Бог дал Адаму и Еве всё . Они в раю . Однако, им и всем последующим людям мало того, что уже дано. Люди хотят по своей воле изменять предмет труда Бога, то есть, Природу . Змий говорит Человеку: самое святое в мире - это не дар, это «право» твоё .
Таким образом, своеволие и алчность - суть первородного греха. Этот первородный грех (своеволие, алчность, гордыня) стал причиной Божьего наказания людям:
Адаму же сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал Тебе, сказав: не ешь от него, проклята Земля за Тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоя… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой Ты взят, ибо прах Ты и в прах возвратишься
(Быт. 3. 17-19).
Таким образом, наказанием для Человека, по воле Бога, как следует из Библии, становится труд в его всеобщем значении (материальный и духовный).
Духовный труд служит искуплением первородного греха ослушания . Материальный труд - основа для обеспечения жизни. Главное в том, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю».
Поэтому с первых страниц Библии, с первой главы Бытия тема труда получает определенный смысл: труд Человека - это наказание Божье, суть которого «в тяжелом, в поте лица» способе добывания средств существования. При этом при всех своих трудовых усилиях Человек всё равно превращается «в прах». Получается, что тяжелый, пожизненный труд ради небытия, вечной смерти - такова судьба ветхозаветного гордого Человека.
Однако, явление Иисуса Христа - сына Божьего дает людям надежду на воскрешение , которое Он показал людям.
Воскрешение даруется всем , но после будет суд Божий , на котором дела (цели и результаты труда «в поте лица») каждого Человека будут взвешены , исходя из христианской морали. Так, в Новом Завете труд обретает своё новое значение для Человека - возможность спасения праведными трудами .
Таким образом, труд в Библии представлен в единстве двух ипостасей: Труд как Наказание , Труд как Спасение .
Божьим судом часть людей, праведных в своей земной жизни, обретает через воскрешение, утраченное древним (ветхим) Человеком бессмертие в новом мире, в царствие Божьем. Другая часть людей, которые не признали Господа «Альфой и Омегой, Началом и Концом, Первым и Последним» будут судимы:
И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…
(От. 20. 12-15).
В конце Откровений, которыми заканчивается Библия, Иоанн Богослов передает напоминание Бога о глубоком смысле жизненных трудов каждого Человека и неотвратимой его ответственности за них. Неправедными являются «культ разума» и «культ труда», если в них исповедуются претензии Человека превзойти в результатах своего труда самого Господа.
Таким образом, есть все основания воспринимать Библию как книгу, в которой тема труда занимает не просто важное, но центральное место. Библия начинается с описания трудов Творца и заканчивается описанием суда Божьего над людьми «по делам их» . Труд как наказание и одновременно как спасение - это две ипостаси сущности труда в библейском учении. Из-за первородных грехов первых людей (Адама и Евы) Бог проклял созданную Им Землю . Возделывать землю стало тяжким трудом.
Праведный Ной должен был развить земледелие и культуру пользования землей. Но его потомство стало самостоятельно, по своему разуму хозяйствовать, тем самым не возвращаясь к богопослушанию, а, наоборот, преодолевая своим трудом естественные законы природы, установленные Богом.
Наиболее сильным наказанием за языческое уклонение и богопротивное упорство стал великий потоп , который уничтожил древние цивилизации, созданные потомками Адама и Евы вместе со всеми результатами их труда. После потопа осталась очищенная и обновленная природа, созданная самим Творцом (предмет труда), и праведный Ной со своей семьей (живой труд) получили «вторую» возможность, что называется, «с нуля» возделывать Богом данную землю в соответствии с замыслом божиим о предназначении Человека. Но перед Ноем, как и перед Адамом, Творец оставляет «свободу выбора», исполнять волю Господа или действовать по своей воле , полагаясь на свой разум в определении смысла и целей труда.
Потомки Ноя искажают Божий смысл и предназначение труда как наказание и спасение. Они отказываются воспринимать труд как обязанность равную для всех , преследуют корыстные цели во взаимной оценке труда. Это проявляется в том, что добросовестный труд одних людей не находит справедливой оценки со стороны других.
Об этом в «Бытии» рассказывается на примере Иакова, работающего пастухом. Иаков «тщательно и даже самоотверженно» относится к своим обязанностям, но встречает у работодателя Лавана, на которого работает, несправедливое вознаграждение.
Вот, двадцать лет был я у тебя; … овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли.., а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мной Бог отца моего.., ты бы отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера
(Быт. 31.38-42).
В этом тексте выражена универсальная христианская истина о том, что труд Человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда христианина известна только Богу .
Библия не обходит основные вопросы управления трудом наёмных трудящихся. Святой Апостол Павел в посланиях к фессалоникийцам (первом и втором) сформулировал принципы управленческих взаимоотношений хозяев (работодателей) и трудящихся (работников). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас , и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». Оставляется и свобода выбора человека:
Ибо, когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Библия актуализирует процесс труда. Екклесиаст заключает, что труд - постоянное нескончаемое выполнение определенных работ, которые, по пословице, «никогда не переделаешь» - это земной удел Человека:
Все вещи - в труде… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем
(Еккл. 1.8-9).
Мы видим здесь справедливое суждение о непрерывности труда. У Человека нет возможности «освободиться» от него. Тяжел труд людей, обремененных богатством и властью, поскольку они требуют постоянных забот, ответственности и контроля. Тяжек труд бедных и простых людей, нацеленных на жизнеобеспечение.
Постоянная затрата рабочей силы («наказание трудом») выносится Человеком легче, когда он понимает пожизненность этой крестной ноши. Но результаты труда никогда не бывают окончательными, они всё больше требуют «пота». И всё заканчивается смертью.
Все труды Человека - для Его рта, а Душа его не насыщается… много таких вещей, которые умножают суету: что же для Человека лучше?
Папаян Р. А
Важный вопрос ветхозаветного законодательного урегулирования, - указания о вознаграждении за труд. Справедливое вознаграждение и своевременная оплата - основное требование к работодателю. Это положение также неоднократно повторяется в законодательной части Ветхого Завета: "Не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра" (Лев. 19. 13); "В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того" (Втор. 24. 15). Важность этого положения подчеркивается его периодическим напоминанием в других книгах Библии: "Приду к вам для суда и буду скорым обличителем [...] тех, которые [...] удерживают плату у наемника" (Мал. 3. 5); "Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас" (Тов. 4. 14). Здесь также нет определенных санкций за нарушение закона, однако есть ряд указаний на неотвратимость Божьего наказания: "Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои - беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его" (Иер. 22. 13). Предельно строгая оценка подобным беззаконным действиям дается в назидательных книгах Библии: "Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы" (Сир. 34. 22). Евангельский подход к этой
проблеме идентичен ветхозаветному, однако формулировки более строги, и если Ветхий Завет неуплату наемнику приравнивал убиению ближнего, Новый Завет тот же поступок приравнивает убиению Господа: "Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника" (Иаков 5. 4-6).
Отметим и другое положение, связанное с оплатой. Рядом с установлениями о вознаграждении за труд мы видим в Ветхом Завете и идею компенсации за потерю работоспособности: "Когда ссорятся (двое), и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший (его) не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его" (Исх. 20. 18-19).
Приравнивание раба, наемника и поселенца, которое видим в заповеди о субботе, позволяет считать, что требования, касающиеся оплаты труда, также являются универсальными. Так, относительно раба, которого хозяин обязан был на седьмой год отпустить на свободу, Господь говорит: "Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой" (Втор. 15. 13-14). Обосно-вание этого требования - в фактическом заработке отпущенного на сво-боду: "Не считай этого для себя тяжким, [...] ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника" (Втор. 15. 18).
Евангельские коррекции к этим ветхозаветным нормам, в русле их переведения в соответствие со свободной волей человека, основанной на любви, по-новому подчеркивают достоинство человека. Разумеется, рядом с призывом к освобождению от рабского отношения к вещам и к раздаче имущества нуждающимся и просящим, не остается места для отказа человеку в отдаче заработанного им. Но Новый Завет, вместе с естественным положением о том, что "трудящийся достоин пропитания" (Матф. 10. 10), с новой силой утверждает: "Трудящийся достоин награды за труды свои" (Лука 10. 7; 1 Тим. 5. 18). Это положение значительно шире, чем проблема оплаты. Здесь говорится о признании человеческого достоинства, о награде земной и небесной, предусмотренной одним только этим достоинством, а вовсе не чьей-либо "благосклонностью": "Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся" (1 Кор. 16. 16); "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас" (1 Фес. 5. 12). Хотя здесь речь идет о тех, кто трудится на духовном поприще, во всеохватности этого призыва вряд ли можно усомниться, тем более если учесть, с чего мы начали: божественное требование одухотворенности любого труда.
В Новом Завете можно видеть еще один нюанс в трудовых отношениях - фиксацию существующих договорных начал. О них говорится не в законодательном порядке (вообще "закон" как правовой документ представлен лишь в Ветхом Завете, в Пятикнижии Моисея; Новый Завет говорит на совершенно ином языке, адресованном человеку не как субъекту права, а как носителю духовных начал), они попросту упоминаются совершенно по другому поводу, в одной из притч - о работниках в винограднике. "И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию; и получивши стали роптать на хозяина дома. [...] Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе" (Матф. 20. 9-14).
Аллегорический смысл притчи в том, что Господь воздает всем независимо от времени их обращения к Богу. В проекции же на земные реалии смысл притчи - в приведенной выше формулировке: "Трудящийся достоин награды". Через призму этой притчи, слова апостола "каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3.8) получают дополнительный смысл: награда не только в абсолютном объеме труда, но в устремленности к труду, в самой причастности к процессу созидания, то есть в активизации того, в чем сокрыт смысл подобия человека Богу: это и есть содержание понятия "человеческое достоинство". Реализуется оно в том, что человек, кому бы ни служил, на самом деле не служит никому, кроме себя, ибо он свободен по высшему предначертанию: "Труды твои не были для чужого дома" (Пр. 5. 10); "Трудящийся трудится для себя" (Пр. 16. 26). Новый Завет добавляет: "Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов" (2 Тим. 2. 6). И в то же время, служа себе и
другим, человек служит Богу, ибо он - раб Божий. И сторонами этого "договора" являются Бог и человек. Договорные обязательства - всего лишь минимум для обеих сторон. В трудовых отношениях людей минимум обязателен: он - от договора; что сверх того - это от Бога: желание отдать больше продиктовано уже не обязательством, а любовью к ближнему. В отношениях между Богом и человеком - то же самое: так поступает и Господь, давая не только "сокровище на небесах" (Матф. 19. 21), но и на земле. Когда у Господа, обещавшего дать Соломону все, что он попросит, царь попросил лишь то, что нужно было для служения Богу - "сердце разумное, чтобы [...] различать, что добро и что зло" (3 Цар. 3. 9), - Господь пошел дальше договоренности: "За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе ра-зума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное [...]; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу" (3 Цар. 3. 11 -13).
Так еще раз утверждается параллелизм богатства материального и богатства духовного. При этом связующим звеном становится труд (физический и духовный), пользование правом на труд для реализации созидательной способности человека - в оправдание своего подобия Богу.
Папаян Р. А. Христианские корни современного права.
В Евангелии сказано: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем, достаточно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Эти слова Спасителя вполне можно понимать буквально, но только обязательно правильно. Нигде в Священном Писании мы не сможем найти одобрения праздности. Многим из нас с детства знакома поговорка «кто не работает, тот не ест», которая - как ни странно, потому что широко распространена она была в советские времена - является практически дословной цитатой из Послания апостола Павла к фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3 , 10). Безусловно, апостол Павел вряд ли решился бы как-то противоречить словам Христа Спасителя. Более того, все Священное Писание говорит о том, что со стороны человека необходим труд - как духовный, так и телесный. Если мы вернемся к самому началу Священного Писания, Книге Бытия, то увидим, что человек получил повеление в поте своего лица снедать свой хлеб, то есть трудиться своими руками, уставать, утомляться и таким образом добывать пропитание, для себя насущное.
Поэтому в словах «не заботьтесь о завтрашнем дне» нет призыва к праздности. Что же означает «заботиться» в этом контексте? Чрезмерно много думать о том, будет ли мне завтра что есть, что пить, во что одеться. Думать нужно иначе: мне просто нужно сегодня делать все, от меня зависящее, для того, чтобы завтра у меня все это было. Мне необходимо быть в своих расходах скромным, бережливым, мне необходимо работать усердно, но при этом избегать страха, волнения, внутренней суеты, которая рождается у человека, не доверяющего Богу и Его Промыслу о себе. Ведь этот страх порой появляется у людей, которые уже имеют все необходимое, но с большими сомнениями и тревогой смотрят в завтрашний день. И этот страх без какой-то реальной причины начинает уничтожать человека изнутри.
Границу между здравым попечением и суетностью не так сложно определить. Все, что здраво, носит конструктивный характер. Когда человек рассчитывает свои силы, средства, обдумывает все обстоятельства и не мечется от этого, а напротив, чувствует себя более спокойно и уверенно, это можно назвать здравой, нормальной заботой. При этом если человек верующий, то он понимает, что его планы могут подкорректироваться в соответствии с волей Божией. А значит, так тому и быть, потому что в конечном итоге все обратится к пользе. Когда же человек в этих мыслях и в этом попечении пребывает непрестанно, когда этот страх его мучает и заставляет глотать успокоительные препараты, то, конечно, грань здравого отношения человек уже переступил.
«Бери от жизни все»?
Выражение «не заботьтесь о завтрашнем дне» в сознании некоторых людей приобретает совершенно превратный смысл: живи беспечно, одним днем, «бери от жизни все», не думай о последствиях. Очевидно, что такая подмена понятий может произойти только в сознании человека, который свои представления о том, как правильно прожить эту жизнь, черпает где угодно, но только не в Евангелии. Это, скорее, даже какая-то сатанистская идеология, ведь известно, что один из постулатов современного сатанизма - это «здесь и сейчас», то есть я должен получить все, что захочу, прямо здесь и прямо сейчас, невзирая ни на моральные, ни на материальные ограничения.
А почему происходит эта подмена? Она происходит тогда, когда человек теряет веру. Это то, о чем говорил Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено». И если нет вечной жизни, то хочется действительно получить максимум удовольствия от каждого дня жизни земной. Человек просто не задается вопросом: «А что потом?», или же задается и дает себе на него отрицательный ответ: «Никакого “потом” не будет».
Если продолжить разговор о подменах, то приходится вспомнить, что часто в некой беспечности обвиняют многодетные семьи: мол, люди рожают детей и не думают о том, как они их будут воспитывать. Такие семьи на самом деле часто сталкиваются с бытовыми и финансовыми проблемами. Но, на мой взгляд, данная постановка вопроса вообще неправильна и неправомочна. Какая альтернатива предлагается? Заниматься планированием рождаемости? Это совсем не христианский подход. Мы видим семьи, в которых родители хотят иметь детей, и Господь им их не посылает; и видим семьи, в которых действительно есть определенные материальные трудности, отсутствие достатка, и рождается ребенок за ребенком. Ведь это тоже дело Промысла Божия. Появление каждого человека в этот мир - это всегда некое чудо. Вот не было его - а потом он явился. И мне кажется, что это именно как чудо и как волю Божию надо принимать, а не упрекать людей в беспечности.
А насколько уж удается обеспечить детей необходимым, это, наверное, в значительной степени зависит не от того, сколько их рождается, а от того, как в целом складывается жизнь родителей: насколько они востребованы как профессионалы в своей области, насколько они в свое время потрудились, чтобы такими профессионалами стать. Вот на чем нужно концентрироваться, а не на количестве детей. Ведь нет ничего дурного в том, чтобы приобретать профессию, которая может сделать человека твердо стоящим на ногах. Просто не надо, с другой стороны, и както безутешно скорбеть, когда по какой-то причине труд невысоко оплачивается, лишь бы он был честным и не связанным с чем-то греховным.
Есть, конечно, такие семьи, где детей рожают одного за другим и не занимаются ими. Но здесь проблема не в многодетности, ведь по большому счету нет разницы: один ребенок предоставлен самому себе, или двое, или пятеро. Вся суть - в родителях, которые либо пьют, употребляют наркотики, либо им просто нет дела до своих детей.
Во многих многодетных семьях дети не только не предоставлены самим себе, но они еще и участвуют в воспитании друг друга, и их количество становится не проблемой, а наоборот, решением проблемы.
Епитимия и упование
Я еще раз возвращусь к Книге Бытия и к повелению в поте своего лица добывать хлеб. Все необходимое нам в жизни действительно добывается с трудом, и это некая епитимия, которую несет человек после грехопадения. А что мы знаем о епитимии? Плохо, когда приходится ее нести, ведь это означает, что есть некий повод, который определяет ее необходимость. Но если уж ее нам определили, то нужно ее выполнять. Посильное, разумное попечение о своих материальных нуждах - тоже составляющая часть епитимии, данной нам после грехопадения. Фактически это еще одна заповедь Божия - трудиться и добывать свой хлеб.
А возвращаясь все-таки к этому слову - «не заботьтесь», или, как сказано в церковнославянском тексте, не пецытесь (не пекитесь) - хочется вспомнить рассказ Аркадия Аверченко, замечательного дореволюционного писателя, которого называли королем смеха. Герою этого рассказа, который пытался сделать какое-то дело и для этого блуждал по многим инстанциям, все время говорили: «Надо бы похлопотать». Он никак не мог понять, что значит «похлопотать»: бегать, хлопать руками, крутиться, еще что-то делать? Так и человек, который излишне о чем-то печется, он как бы бессмысленно «хлопочет» - бегает, машет руками, а толку от этого никакого нет, потому что внутреннее беспокойство, суета способны только лишь помешать человеку сделать то, что ему необходимо.
Если речь, допустим, идет не о семье, а о монастыре, то и там эконом совершенно обязательно должен рассчитать запасы, денежные средства так, чтобы их хватило на питание, на одежду для братии, на все необходимое для богослужения. Если он этого не рассчитывает, то грош ему цена как эконому - и, наоборот, выполняя свое монашеское послушание, он ни в коем случае не приходит в противоречие с Евангелием. Однако если он без конца ходит мрачнее тучи и говорит: «Завтра мы все умрем с голоду», хотя на день сегодняшний есть все необходимое, он, безусловно, против доверия Богу погрешает. Мы можем видеть множество примеров в истории различных обителей, когда открывали амбар с полной уверенностью, что он пустой, а он чудом Божиим ломился от пшеницы или других запасов. Господь тем самым явным образом показывал, что человек посредством собственного попечения ничего не может обрести, что Он заботится о нас Сам, и мы получаем то, что нам потребно. Ведь в Евангелии есть и такие слова: Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6 , 27). Сделайте все, что от вас зависит, а в остальном положитесь на Бога.
Старец Паисий говорил про себя: когда нужно что-то сделать, я сначала делаю все по моим силам, что требуется, а потом становлюсь на молитву, воздеваю руки и молюсь о том, чтобы Господь дал то, чего не хватает. Вот самое лучшее попечение, самая лучшая забота о завтрашнем дне.