Ветхий завет создание мира. Сотворение мира и человека богом
Сотворение мира Богом - это предание, с которого начинается первая глава Библии. О сотворении мира в той или иной форме говорят все без исключения религии мира, подтверждая тот факт, что мир не возник случайно
Сотворение мира по Библии.
Библия описывает сотворение мира очень кратко. Это описание не расчитано на конкретное историческое время и расчитано на понимание людей всех времен и разного образования. Поэтому сотворение мира выражается символами, очень емкими по значению, и не всегда правильно понимаемыми нами. Так, например, слово “йом” (переведенное словом “день”), в древнееврейском языке может означать, как непосредственно “день”, так и неограниченный период времени. В пользу последнего варианта некоторые исследователи Библии приводят слова апостола Петра: “… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8)”, хотя возможно и прямое значение этого слова.
История сотворения мира. Сотворение мира из ничего
В Священном Писании и
стория сотворения мира начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю". Понятия "небо" и "земля" в данном случае не следует воспринимать буквально. "Небом" здесь названы "силы небесные", то есть мир ангелов - светлых духов, исполняющих Божью волю. Дословно "ангел" - значит "вестник". А словом "земля" обозначено абстрактное пространство (возможно Вселенная). Эта "земля" была "безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". И сказал Бог: "Да будет свет" - и явился свет. Бог отделил его от тьмы и назвал свет днем, а тьму - ночью. "И был вечер, и было утро, день один". Отличительной особенностью Бога-Творца является сила Его Слова: только Ему было подвласно сотворение мира из ничего, только Слово способно вызывать к существованию несуществующее и мертвое возвратить к жизни - никому в мире, кроме Него, это неподвластно.
Во второй день Бог создал "твердь", которую назвал небом (собственно, небесный свод), и “отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью". Так появились воды земные и воды небесные, способные проливаться на землю в виде осадков.
В третий день Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша". Сушу Он назвал землею, а "собрание вод" - морями. "И увидел Бог, что это хорошо". Затем Господь сказал: "Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле".
В четвертый день создал Бог солнце, луну и звезды "для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов".
В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и животные. Господь благословил их и повелел им "плодиться и размножаться".
Сотворение человека Богом
В шестой день Бог сказал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" и сотворил мужчину и женщину. Сотворение человека по образу и подобию Божию подразумевает не внешнее сходство, а присутствие "образа Божия" в душе человека, т. е. - сходство внутреннее. И Господь сотворил человека, образовав его "из праха земного", то есть из глины, и "вдунул в лицо его дыханье жизни, и стал человек душою живою". Имя первого человека было Адам, что по-древнееврейски значит "человек", однако иногда это имя переводят как "слепленный из красной глины".
В стране Эдем Бог насадил сад невиданной красоты и изобилия (в русском переводе Эдемский сад назван "Раем") и поселил там Адама, чтобы он возделывал и хранил его. Затем Бог сказал: "Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответствующего ему". Он создал зверей и птиц - и привел их к Адаму. Адам дал им всем имена (Согласно древним преданиям Адам был способен понимать язык зверей и птиц, видеть их свойства и повелевать ими в прямом смысле слова). Но среди птиц и животных "для человека не нашлось помощника, подобного ему". Тогда Господь погрузил Адама в глубокий сон, и пока тот спал, вынув у него одно ребро, сотворил из ребра женщину. Впоследствии она получила имя - Ева (“жизнь”), но поначалу Адам назвал ее просто женою, сказав: "Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою: ибо взята от мужа своего". Бог благословил первых людей и сказал им: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею".
В седьмой день от начала сотворения мира Бог "почил от всех дел Своих". Этот день был назван "суббота", что означает "покой", и установлен в качестве праздника - для отдыха и служения Богу. Так произошло сотворение человека Богом.
О существовании ангелов задолго до сотворения человека говоритят слова Господа к Иову: “… где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд , когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов.38:4-8)”
Морана - злой дух
Асклепий
Сатир Козлиный
Средневековый Китай - искусство
Великое Пермское вымирание
Одно из самых катастрофических вымираний в истории Земли, произошедшее в пермском периоде, по геологическим меркам продолжалось буквально одно мгновение. Как подсчитали...
2 Мировая война кратко
Итоги Второй мировой войны кратко описать очень сложно. Сама война затронула судьбы многих миллионов людей и многих государств. Ниже...
Как сделать макияж девушкам с веснушками
Если вы хотите показать веснушки, откажитесь от тонального средства. Даже самое легкое их замаскирует. Ограничитесь корректором: наносите его на зону вокруг...
Правильный домашний интерьер
Каждый человек оказывается в ситуации, когда ему необходимо облагораживать свое жилище. Дизайн интерьера при всей казалось бы своей простоте...
Двигатель на соленой воде
«Quant e-Sportlimousine» - мощный автомобиль, который использует в качестве топлива солёную воду, недавно был сертифицирован для езды по европейским дорогам. В отличие...
Сотворение мира
В начале Бог сотворил землю и небо.
Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.
Ну разве можно что-то сделать в темноте?
И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.
Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы. Свет он назвал днём, а тьму ночью. Так прошёл первый день.
На второй день Бог создал небесный свод.
И разделил воду на две части. Одна часть осталась покрывать всю землю, вторая же часть поднялась к небу, – и тут же образовались облака и тучи.
На третий день Бог сделал так: собрал всю воду, которая оставалась на земле, и пустил ручейки и реки, образовались озёра и моря; а свободную от воды сушу Бог назвал землёй.
Посмотрел Бог на дела рук своих, и ему очень понравилось то, что он сделал. Но всё равно чего-то не хватало.
Земля стала зелёной и красивой.
На четвёртый день он создал светила на небе: Солнце, Луну, звёзды. Чтобы освещали они землю днём и ночью. И чтобы отличать день от ночи и обозначать времена года, дни и месяцы.
Так, по желанию Бога и его трудами возник прекрасный мир: цветущий, яркий, светлый! Но… пустой и безмолвный.
Утром пятого дня в реках и морях заплескалась рыба, самая разная, большая и маленькая. От карасиков до китов. По морскому дну поползли раки. Заквакали в озёрах лягушки.
Запели птички и начали вить себе гнёзда на деревьях.
И вот наступило утро шестого дня. Едва рассвело, как леса и поля наполнились новой жизнью. Это звери появились на земле.
На краю поляны прилёг отдохнуть лев. В лесной чаще притаились тигры. Неторопливо пошли на водопой слоны, с ветки на ветку запрыгали обезьяны.
Ожило всё вокруг. Стало весело.
И тогда же, на шестой день, Бог создал ещё одно существо, самое главное существо на земле. Это был человек.
Как ты думаешь, почему человек считается главным на земле?
Потому что Бог создал его по своему образу и подобию.
И наказал Бог человеку, что тот будет управлять всем на земле и владычествовать над всем живущим и растущим на ней. А чтобы человек мог это делать хорошо, Бог вдохнул в него душу и разум. Первым на земле стал человек по имени Адам.
А на седьмой день Бог отдыхал после трудов своих, и день этот стал праздничным на все времена.
Посчитай дни недели. Шесть дней человек трудится, а на седьмой отдыхает.
Только после усердного и полезного труда бывает настоящий отдых. Не так ли?
Из книги Разумные основания для веры автора Пиннок Кларк ХСотворение мира При более широком взгляде на вещи удивительным фактом оказывается уже само существование вселенной. Почему вообще что-то существует, вместо того чтобы ничему не быть? Есть ли удовлетворительное объяснение бытию как таковому? В философских кругах идут
Из книги О Библии и о Евангелии автора Волкославский Ростислав Николаевич6. СОТВОРЕНИЕ МИРА Бог есть Творец всего, и в Библии Им дано подлинное сообщение о Его творческой деятельности. «В шесть дней создал Господь небо и землю» и все живущее на земле и в седьмой день той первой недели «почил». Таким образом Он установил субботу как постоянный
Из книги Зороастризм за 90 минут автора Успенская АннаСотворение мира Предание о двух первичных духах - Добра и Зла - наиболее полно изложено в трактате IX века «Бундахишн» («Книга Первотворения»), также основанном на проповедях Заратуштры.Хррмазд (Ахура Мазда) и Ахриман (Ангра Майнью) - два Духа, существовавших вечно. Но
Из книги Библиологический словарь автора Мень АлександрСОТВОРЕНИЕ МИРА - см. Креационизм библейский; Природа и Библия; Шестоднев; Эволюционизм естественнонаучный и
Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип§142. Бог и сотворение мира Е. WiLH. M?ller: Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes. Halle I860. P. 112–188; 474–560. Большая часть этого ученого труда посвящена космологическим теориям гностиков.Когда речь заходит о церковных учениях, мы не должны забывать, что христианство вошло в мир не как
Из книги Введение в Ветхий Завет Канон и христианское воображение автора Брюггеман УолтерСотворение мира Первые две главы Книги Бытия - это также первые главы Библии в целом. Неудивительно поэтому, что они всегда привлекали особое внимание читателей. Чтобы их понять, нужно осмыслять их в свете определенных древних литургических традиций, связанных с
Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестенСОТВОРЕНИЕ МИРА И сказал Бог: Да будет свет!СВЕТВначале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, только Дух проносился над водами.И сказал Бог: да будет свет! И стал свет.И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.И
Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора БиблияСотворение мира 1 В начале сотворил Бог небо и землю a. 2 Земля была пуста и безлика, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами b.3 Бог сказал: «Да будет свет», - и появился свет. 4 Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. 5 Бог назвал свет днем, а тьму - ночью.
Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев НиколаевичСотворение мира Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые
Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит ФиларетСотворение мира В начале всех времен Бог сотворил небо и землю.Земля, исходя из ничтожества, была совершенно пуста - без дерев, без плодов, без всякого украшения; тьма была над бездною вод, которыми земля была, как бы поглощена, и Дух Божий носился над водами, приготовляя
Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий АлексеевичСотворение мира Наиболее известное повествование о сотворении мира находится в Библии в книге Бытия. Здесь встречаем рассказ о 6 днях, в которые Бог создал последовательно свет (первый день), небо и воду (второй день), сушу и растения (третий день), звезды (четвертый день),
Из книги Екклесиаст (рус. и англ.) Илл.Эрнста Неизвестного автораСотворение Мира В ту от нас баснословно далекую эру, когда жил и творил Когелет (да и много веков спустя, а в некоторых семьях и в наши дни), каждый еврейский ребенок, достигнув возраста «детских вопросов» и принявшись теребить отца или деда за бороду: «Скажи, откуда все
Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина ПетровнаСотворение мира В начале Бог сотворил землю и небо.Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.Ну разве можно что-то сделать в темноте?И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы.
Из книги Уроки священного писания. Теория абстрагирования автора Зулумханов ДавудСотворение мира «В начале сотворил Бог небо и землю»[Быт 1:1]Понятия небо и земля – основополагающие для первых глав Библии. Они составляют начало отсчета. И здесь небо и земля – не привычные для нас небо и земля, а абстрактные понятия, обозначающие, соответственно,
Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр ПавловичI Сотворение мира Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Во всей своей необъятности он правильно движется подобно величественным
Читающий Священное Писание поверхностно (то есть понимающий написанное в нем буквально) “приходит в великое недоумение”, - говорит святитель Иоанн Златоуст. Недоумение вызывают уже первые страницы Библии, чрезвычайно простые по форме, но необычайно трудные для понимания. В первой главе Книги Бытия говорится о сотворении мира:
“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее , и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так… И был вечер, и было утро: день третий.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так… И был вечер, и было утро: день четвертый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо… И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так…
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой” (Быт. 1. 1–9, 11, 13–15, 19–21, 23–24, 26–28, 31).
На первый взгляд кажется, что это древнее повествование не соответствует современным научным представлениям о происхождении мира. Но Библия, как уже было сказано, и не является учебником по естественно-научным дисциплинам, в ней не содержится описания того, как совершалось сотворение мира с физической, научной точки зрения. Ибо Библия научает нас не естественно-научным, а религиозным истинам. И первая из таких истин та, что именно Бог сотворил мир из ничего. Представить подобное человеческому сознанию невероятно трудно, ибо творение из ничего лежит вне пределов нашего опыта.
Желая постичь тайну начала бытия физического мира, люди впадали (и до сих пор впадают) в одно из трех заблуждений.
Одно из них не разграничивает Творца и творение. Некоторые из древних философов считали, что Бог и Его творение суть одна субстанция, а мир является эманацией божества. Согласно этим представлениям Бог, подобно жидкости, переполнившей сосуд, излился вовне, образуя физический мир. А потому Творец буквально присутствует Своим естеством в каждой частице творения.
Таких философов называли пантеистами.
Другие же считали, что материя всегда существовала наравне с Богом, и Бог просто вылепил мир из этой вечносущей материи. Таких философов, признававших исходное существование двух начал - Божественного и материального, - называли дуалистами.
Третьи вообще отрицали существование Бога и утверждали извечное существование одной только материи. Таковые получили название атеистов.
Ошибки в постижении сущности Божественного творчества объясняются тем, что творчество это осуществлялось вне реальности человеческого опыта. У людей есть опыт творчества посредством науки, техники, искусства, хозяйственной и иной практической деятельности. Однако и наука, и техника, и искусство, и любой другой вид деятельности изначально располагают материалом для творчества, имея дело с объективным началом - окружающим миром. Отталкиваясь от опыта собственного творчества, люди и пытались осмыслить творение Вселенной.
Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего - Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей. Божественное творение не есть однократный акт - оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках, ибо, как повествует Библия, светила были созданы только в четвертый день. Речь идет об иных периодах времени. “У Господа, - возвещает нам Слово Божие, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2 Пет. 3. 8). Бог - вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение.
Зато вполне очевидно другое. Господь Сам говорит в Божественном Откровении о том, что творческий Божественный акт еще длится: “Се, творю все новое” (“Я творю все новое” - Откр. 21. 5). Это означает, что Бог неявным и непостижимым для нас образом продолжает дело творения, поддерживая своей Божественной энергией вселенское мироустройство в равновесном и жизнеспособном состоянии. Бог есть Творец мира, и Его промышление о мире и человеке, Его творческое созидание по отношению к миру и человеку не закончено.
Именно первые строки Книги Бытия стали камнем преткновения для многих, особенно в XVIII–XIX веках, в эпоху бурного развития естествознания. Но давайте задумаемся: мог ли почти три тысячи лет назад древний пророк Моисей, обращаясь к кочевому народу, повествовать о творении мира на языке современной науки? А вот то, что поведал Моисей на языке своего времени, человечеству внятно даже до сего дня. Минули тысячелетия, но нет на земле такого народа, который не сумел бы понять эти древние слова. Для современного человека это прекрасные символы, образы, метафоры - замечательный язык древности, образно доносящий до нас сокровенную тайну, религиозную истину о том, что Бог есть Творец мира.
Эти образы не рисуют нам фантастической картины мироздания. В них раскрывается процесс возникновения духовного и материального миров. “Сотворил Бог небо…” - традиционное церковное толкование этих слов усматривает в них свидетельство о создании сверхчувственного ангельского мира; “… и землю” - здесь указание на сотворение материи. Даже если оценивать повествование Библии о творении мира с точки зрения современных взглядов на происхождение космоса, то и здесь - конечно, с поправками на язык и образность изложения - можно найти нечто, представляющееся весьма логичным и понятным. Преобразование материи начинается с сотворения света: “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…” Сегодня мы знаем, что свет - это электромагнитные колебания, это энергия. Итак, в основе творческого акта, преобразующего хаотическую материю, - создание энергии. Затем - творение мира неживого и живого. Вначале были растения, потом водоплавающие, пресмыкающиеся, летающие; затем млекопитающие. Как сказано в Библии, все это Бог не прямо сотворил, но произвели вода и земля. Это указывает на вовлеченность всей природы в тайну сотворения нового. И в завершение творения мира - создание человека.
Древние образы и метафоры не должны быть препятствием к восприятию истины о сотворении Богом мира и человека. При этом мы должны помнить, что цель библейского повествования - не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах.
Бог создал мир во времени и в пространстве, вызвав его из небытия к жизни Своею всемогущей силой. Бог создал человека и предназначил его к особому общению с Собой, возвысив над всем творением и определив ему главную цель его бытия - жизнь в полной гармонии с Творцом, иначе говоря, жизнь религиозную. Об этом и свидетельствуют нам вечные глаголы Библии.
Сотворение мира единым Богом-творцом - одна из центральных идей иудаизма и христианства. Главным источником этой концепции служит Библия, а точнее, её первая книга - Бытие, относящаяся к . Сотворение мира имеет множество интерпретаций. Та или иная точка зрения формируется в зависимости от того, к какой религии человек принадлежит.
Научный подход
История в Библии описана подобным образом: Творец создал землю за 6 дней (На седьмой день Создатель «отдыхал» - следил за развитием жизни). Как бог создал землю за 7 дней со всем её многообразием? Это ведь попросту невероятно! Возможно, «день» - это грубый перевод с древнееврейского. Древнееврейское «йом» (то слово, которое неоднозначно перевели как «день») может значить и гораздо больший временный период, например, эру либо эпоху. Например, в Псалме № 89 один божественный день соответствует тысяче земных лет .
Существует и другое значение божественного дня. В «Евангелие Царства Небесного» апостол Иуда повествует о разговоре Иисуса Христа с фарисеями, в котором он говорит о том, что божественный день соответствует времени, за которое Солнце трижды пройдёт свой путь. Сын бога в своём высказывании имеет в виду не оборот Земли вокруг Солнца, а движение Солнца вокруг центра галактики. По расчётам астрофизиков, он занимает 250 миллионов лет, таким образом, мы видим, что один божественный день приравняется к 750 миллионам земных лет.
Соответственно, шесть дней, за которые Бог сотворил мир, это 4,5 миллиарда человеческих лет. Интересным фактом является то, что и в научной картине мира, дата образования Земли была 4,5 миллиарда лет назад.
Дни творения мира Богом:
- I день (750 миллионов лет). Сотворены небо, земная твердь и свет.
- II день (1,5 миллиарда лет). Произошло создание атмосферы.
- III день (2,25 миллиарда лет). Сотворены моря и суши, травы и деревья.
- IV день (3 миллиарда лет). Из-за уменьшения плотности атмосферы и её очищения стали видны Солнце, звёзды и Луна.
- V день (3,75 миллиарда лет). Созданы рыбы, древние рептилии (динозавры), птицы.
- VI день (4,5 миллиарда лет). Созданы млекопитающие и современные рептилии (змеи и ящерицы), сотворён человек по божественному образу и подобию - мужчина и женщина с телом, Душой, Духом и Совестью.
- VII день (5,25 миллиарда лет). Отдых Бога. Развитие жизни (божественное задание - «плодитесь и размножайтесь»).
Сотворение мира по Библии для детей кратко описывается именно так, но мы более подробно рассмотрим происходящее в каждый из дней.
Библейское сказание о сотворении мира названо Шестодневом . В начале Книги Бытия ведётся рассказ о великих божественных делах - сотворение мира со всем его многообразием и во всём его совершенстве в течение шести дней. Бог создал Вселенную, наполнив её огромным множеством небесных светил, сотворил землю с её водоёмами и горными вершинами, человека, флору и фауну. Откровение о сотворении мироздания является величайшей идеей, идеей, которая даже смогла превзойти разум. Идея о сотворении всего из ничего, бытие из небытия. Итак, вначале Господь создал небо и землю.
Бог самодостаточен, он сотворил мир лишь из исключительной любви. Первыми Господь создал Ангелов. Хоть Ангелы и являются божественными существами, они тоже когда-то были сотворены, они имеют своё начало, ибо всё имеет начало, и лишь Бог безначален.
Хронология создания
В самом начале земля представляла собой неустроенную пустошь. Материя (бытие), которая была создана из ничего (из небытия), была неупорядоченной, скрытой тьмой. Однако тьма была лишь следствием отсутствия света, как и зло лишь следствие отсутствия добра, то есть тьма не могла изначально создаваться как самостоятельная стихия.
Первый день
По воле Господа возник свет, отделивший бытие от тьмы. Господь не изничтожил тьму, а ввёл периодическую смену тьмы и света, дня и ночи. Ночью человеку, как и любому другому человеческому существу, полагается восстанавливать силы.
Примечательно, что в описании первого дня сотворения первым описан именно вечер, а затем только утро. Именно по этой причине у древних евреев новый день начинался с вечера. Подобный порядок остался неизменным и в богослужениях Церкви Нового Завета.
Второй день
Господь создал небо. В древнееврейской культуре мы можем встретить метафоричное сравнение неба с шатром: простираешь небеса, как шатер. В описании второго дня идёт речь и о воде, которая, помимо земли, встречается и в атмосфере.
Третий день
Были сотворены океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. В третий же день Господь создал всю флору, положив начало органической жизни на земле. Из земли появилась зелень, трава и деревья, которые, размножаясь семенами, продолжали свой род, соблюдая преемственность поколений. Это говорит о постоянстве всего, что имеет божественное творение.
Четвёртый день
В этот день были сотворены небесные светила. Каждое из них имеет своё предназначение, отличается от других. Как мы помним, сам свет был сотворён во второй день, а все светила, в том числе и Солнце, - в четвёртый. Соответственно, Солнце не единственный источник света, однако Господь - отец всего света.
Сотворение светил имело несколько целей:
- Освещение земли и всего, что находится на ней;
- Установить различие между дневными светилами (Солнце) и ночными (Луна и звёзды);
- Ввести разделение дня и ночи, времён года;
- Вести летоисчисление с помощью календаря;
- Свет может стать знамением.
Пятый день
На заре пятого дня Господь обращает внимание на воду (так же как в третий день - на землю). Стоит уточнить, что под водой понимается и атмосфера.
В этот же Бог повелел сотвориться представителям фауны, формы жизни более высокой, нежели растения. В пятый день сотворены рыбы и амфибии, а также птицы, насекомые и все те, кто живёт в воздушной среде. Господь создаёт первых существ разного пола и завещает им плодиться и размножаться.
Шестой день
Господь творил существ от низших к высшим. В шестой день Бог сотворил человека из праха земного. Творец решил, что человеку не нужно быть одному, взял его ребро и создал жену человеку. Господь не создал несколько супружеских пар, потому что хотел видеть человечество единым, их единство бы заключалось в общем предке - Адаме. Исходя из этого все люди являются родственниками.
После создания человеческого тела Бог одарил его дыханием жизни и душою, то есть душа имеет божественное происхождение, это является главной особенностью человека.
Сотворение человека - последний этап Шестоднева . Господь создал мир, и это его совершенное творение, рука Бога не внесла в него зла, то есть мир изначально вместилище лишь блага.
Возможно, Шестоднев - лишь красивая притча. Наука представляет нам иную картину миру, нежели религиозное учение. Однако научная теория является лишь теорией, а, значит, не может быть доказана. Чтобы подробнее ознакомиться с мнением учёных, можно посмотреть один из множества документальных фильмов, например, «Вопрос о происхождении». А, посмотрев, решить, правда это или нет. Каждый будет придерживаться своего мнения, ведь для одного икона - просто картинка, а для другого - святая реликвия.
Сотворение мира
Некоторыми эти главы воспринимаются как фактическое описание, другими – как аллегория. Некоторые рассматривают 6 дней творения как описание этапов происхождения Вселенной, хотя фраза сотворение мира носит религиозный оттенок, а фраза происхождение Вселенной используется в естественных науках. Очень часто библейскую историю сотворения мира критикуют за несоответствие тому, что было доказано наукой. Но есть ли здесь противоречия? Порассуждаем!
Сотворение Мира. Микеланджело
Прежде чем более подробно остановиться на истории Сотворения мира, хотелось бы отметить одну интересную особенность. Большинство религий и древних космогонических текстов вначале повествуют о сотворении богов, а лишь затем о сотворении мира. В Библии описана принципиально иная позиция. Библейский Бог был всегда, Он не был сотворен, но является творцом всего сущего.
Шесть дней сотворения мира.
Как известно, мир был сотворен из ничего за 6 дней.
Первый день Сотворения мира.
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Книга Бытия)
Так начинается библейская история Сотворения мира. Эти первые строки Библии позволяют нам лучше понять библейскую космологию. Следует обратить внимание, что здесь речь идет еще не о творении привычных нам неба и земли, они будут сотворены несколько позже – на второй и третий день творения. В первых строках Бытия описано сотворение первовещества, или, если угодно, то, что ученые называют сотворением вселенной.
Таким образом, в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Следует сказать о свете и тьме, ведь светильники на тверди небесной появятся только на четвертый день. Многие богословы рассуждали на тему этого света, описывая его и как энергию, и как радость и благодать. Сегодня также популярна версия, что свет, описанный в Библии, есть не что иное, как Большой Взрыв, после которого началось расширение Вселенной.
Второй день сотворения мира.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
Второй день – день, когда первовещество начало упорядочиваться, начали формироваться звезды и планеты. Второй день творения рассказывает нам о древних представлениях иудеев, которые считали небо твердым, способным удерживать огромные массы воды.
Третий день сотворения мира.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
В третий день Бог создал Землю практически такой, какой мы знаем ее сейчас: появились моря и суша, появились деревья и травы. С этого момента мы понимаем, что Бог творит живой мир. Подобным образом наука описывает становление жизни на юной планете, конечно, это происходило не за один день, но все же глобальных противоречий нет и здесь. Ученые считают, что на постепенно остывающей Земле начались долгие дожди, которые привели к появлению морей и океанов, рек и озер.
Густав Доре. Сотворение мира
Таким образом, мы видим, что Библия не противоречит современной науке и библейская история Сотворения мира вполне укладывается в научные теории. Единственный вопрос тут в летосчислении. Что для Бога один день – то для вселенной миллиарды лет. Сегодня известно, что первые живые клетки появились через два миллиарда лет после рождения Земли, прошел еще миллиард лет - и появились первые растения и микроорганизмы в воде.
Четвертый день сотворения мира.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый.
Именно четвертый день творения оставляет больше всего вопросов для тех, кто пытается примирить веру и науку. Известно, что Солнце и другие звезды появились раньше Земли, а в Библии – позже. С одной стороны, объяснить это просто, если принять во внимание, что Книга Бытия была написана тогда, когда астрономические наблюдения и космологические представления людей были геоцентричны – то есть Земля считалась центром Вселенной. Однако, все ли так просто? Вероятно, что данное расхождение космологии Библии и науки можно объяснить тем, что Земля – более значима или «духовно центральна», ведь на ней живет человек, созданный по образу Божьему.
Сотворение Мира - день четвертый и день пятый. Мозаика. Собор Святого Марка.
Небесные святила в Библии и в языческих верованиях принципиально разные. Для язычников солнце, луна и другие небесные тела ассоциировались с деятельностью богов и богинь. Автор Библии, возможно, нарочито выражает совершенно иное отношение к звездам и планетам. Они – равны любому другому тварному объекту вселенной. Упомянутые вскользь, они демифологизированы и десакрализированы - и, в целом, сведены к природной реальности.
Пятый день Сотворения мира.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.
Сотворение мира. Якопо Тинторетто
И здесь библейская история сотворения мира полностью подтверждает научные факты. Жизнь возникла в воде – в этом уверена наука, это подтверждает Библия. Живые организмы начали плодиться и размножаться. Мироздание развивалось по воле творческого замысла Бога. Отметим, согласно Библии, животные возникли только после того, как появились водоросли и наполнили воздух продуктом своей жизнедеятельности – кислородом. И это тоже научный факт!
Шестой день Сотворения мира.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Шестой день творения ознаменован появлением человека – это новый этап мироздания, с этого дня начинается история рода людского. Человек – нечто совершенно новое на юной Земле, он имеет два начала – природное и божественное.
Занимательно то, что в Библии человек творится сразу после животных, это демонстрирует его природное начало, он преемственно связан с животным миром. Но Бог вдыхает в лицо человека дыхание Своего Духа – и человек становится сопричастным Господу.
Сотворение мира Богом из ничего.
Центральной идеей христианства является идея сотворения мира из ничего, или сreatio ex Nihilo . Согласно этой идее, Бог создал все сущее из небытия, переведя небытие в бытие. Бог одновременно является и творцом, и причиной сотворения мира.
Согласно Библии, до Сотворения мира не было ни первозданного хаоса, ни праматерии –не было ничего! Большинство христиан верят, что в процессе сотворения мира участвовали все три ипостаси Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Мир был сотворён Богом осмысленным, гармоничным и послушным человеку. Бог даровал этот мир человеку вместе со свободой, которую человек использовал во зло, о чем свидетельствует . Сотворение мира по Библии – акт творчества и любви.
История Сотворения мира – источники (документальная гипотеза)
Предание о Сотворении мира существовало в устной традиции древних израильтян задолго до того, как его записали библейские авторы. Многие библеисты говорят, что , на самом деле, является составным трудом, сборником произведений многих авторов разных периодов (документальная теория). Считается, что эти источники были объединены воедино примерно в 538 г. до н. э. Вероятно, что персы после завоевания Вавилона согласились предоставить Иерусалиму значительную автономию в рамках империи, но требовали от местных властей принять единый кодекс, который был бы принят всем сообществом. Это привело к тому, что жрецам пришлось отбросить все амбиции и свести иногда противоречащие друг другу религиозные предания воедино. История сотворения мира пришла к нам из двух источников – жреческого кодекса и яхвиста. Именно поэтому мы находим в Книге Бытия 2 истории сотворения мира, описанные в первой и во второй главе. Первая глава дана по жреческому кодексу, а вторая – по яхвисту. Первая в большей степени повествует о сотворении мира, вторая – о сотворении человека.
Оба повествования имеют много общего и дополняют друг друга. Однако, мы видим явные различия в стилистике : Текст, поданный по Жреческому кодексу, четко структурирован . Повествование разделено на 7 дней, в тексте дни отделены фразами «и был вечер, и было утро: день …» . В первые три дня творения четко просматривается акт разделения – в первый день Бог отделяет тьму от света, во второй – воду под твердью от воды над твердью, в третий – воду от суши. В следующие три дня Бог заполняет все, что создал.
Вторая глава (источник яхвист) имеет плавный повествовательный стиль .
Сравнительная мифология утверждает, что оба источника библейской истории Сотворения мира содержат заимствования из Месопотамской мифологии, адаптированные к вере в единого Бога.