Устное народное творчество марийского народа. Духовная культура марийцев Песни найденные в музыкальных изданиях
Подобные документы
Расселение мордвы-эрзи и мордвы-мокши на территории РМ. Жанровая классификация мордовских народных песен. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен. Бытование русской песни в мордовских деревнях. Своеобразие переработки русских песен в мордовских деревнях.
курсовая работа, добавлен 20.12.2009
Истоки кабардинской и балкарской культуры, искусство адыгов. Песня - душа кабардинского и балкарского народа. Национальный фольклор в творчестве русских и советских композиторов. Характерные особенности хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии.
дипломная работа, добавлен 18.02.2013
Общие особенности, источники и принципы творчества как причины художественного значения хоров в музыкальной драматургии И.С. Баха. Единство мира баховских образов, хорал и полифоничность. Хоровое исполнительство в кантатах, ораториях, мессах и мотетах.
курсовая работа, добавлен 30.03.2013
Этапы и музыкальная драматургия русского свадебного обряда. Классификация и виды хороводов. Региональные особенности бытования песен с движением. Жанровые признаки песен эпического рода. Небылицы и скоморошины. Поэтика и сюжеты былин. Народные баллады.
контрольная работа, добавлен 05.04.2015
Хоровое искусство в России. Выразительные возможности хора. Обращение композиторов к созданию хоровых произведений. Особенности творчества В.С. Ходоша. Хоровой цикл "Времена года": музыкально-теоретический и исполнительский анализ (I часть цикла "Весна").
реферат, добавлен 21.01.2012
Классификация основных жанров музыки: народного, профессионального композиторского и традиционного. Песенная культура, инструментальная музыка и современное композиторское творчество казахского народа. Поэтические традиции, эпос и искусство айтыса.
презентация, добавлен 13.10.2013
Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста "За рекою, за быстрой" А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.
контрольная работа, добавлен 18.01.2011
Выразительные средства музыки. Творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, русских и украинских композиторов. Полифония и творчество Баха. Возникновение музыкальных жанров. Оперный спектакль и балет. Строение сонатной формы. Состав симфонического оркестра.
шпаргалка, добавлен 06.11.2009
Становление стиля клавирной музыки в усвоении и постепенном преодолении традиций органной и лютневой музыки. Пути развития школы французских клавесинистов и ее родоначальники. Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку, и известные клавесинисты.
реферат, добавлен 01.10.2011
Песенная культура России в XІX веке. Русская композиторская школа: Михаил Иванович Глинка; Александр Сергеевич Даргомыжский; Петр Ильич Чайковский. Товарищество "Могучая кучка" - уникальное явление русской музыки. Русская музыкальная культура начала XX в.
Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века. Однако начало профессиональной марийской музыки было положено в 20-е годы и связано с творческой деятельностью первого национального композитора И.С. Ключникова-Палантая (1886-1926) . Марийский фольклор стал важнейшей основой процесса формирования профессиональной музыки. Ее зарождение, как и в других национальных республиках Поволжья, начиналось с вокально-хорового творчества. И.С. Палантай получил образование регента в Казанском музыкальном училище, стажировался на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Творческая деятельность композитора связана с созданным им первым марийским хором при Марийском педтехникуме, для которого он писал обработки марийских народных песен и оригинальные сочинения песенного жанра. Самые известные хоровые сочинения композитора - «Кÿсле» (Гусли), «Вÿдшö йога » (Воды текут), «Йывырте » (Радуйся) и сегодня являются жемчужинами марийской хоровой музыки. После И. Палантая жанр вокально-хоровой музыки получил широкое развитие в творчестве Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, Н.А. Сидушкина. В творчестве названных композиторов расширилась тематика хоровой музыки, получили развитие новые жанровые разновидности.
В 30-е годы возникают первые профессиональные исполнительские коллективы. Была создана Хоровая капелла под управлением композитора, хорового дирижера А.И. Искандарова (ныне капелла носит его имя). В 1939 году капелла вошла в состав Ансамбля песни и пляски республики при созданной в 1938 году Марийской филармонии. В 40-50-е годы активно функционировал женский хор Радиокомитета (под управлением Н.А. Сидушкина). Большую популярность в 30-60-е годы получила песенная лирика и хоровые сочинения А. Искандарова («Не могу забыть», «Как мне быть», хоровые пейзажные зарисовки - «В лесу», «Кукушка» и др.). Значителен вклад в национальную вокально-хоровую музыку К. А. Смирнова. Его хоровые обработки отличаются яркостью звучания, картинностью, -«Туп-дуб-дуб», «Звонкоголосая гармонь» и др. Для музыки 70-90-х годов характерно стремление к циклизации хоровых миниатюр, обращение к крупным формам и жанрам. Были созданы первая марийская оратория С.Н. Макова «Муралтем мый йывыртен » (Я от радости пою) на стихи Й. Кырли, хоровой концерт Ю.С. Евдокимова, хоровая кантата В.А. Захарова «Чавайнлан семаршаш » (Венок Чавайну) на стихи С.Г. Чавайна. Сохраняется у современных авторов интерес к жанровой миниатюре (сочинения Ю.С. Евдокимова, В.М. Алексеева).
Симфоническая музыка в национальной культуре начиналась с инструментальных обработок народных песен, создания жанровых фольклорно-тематических сюит, картин, фантазий. Один из зачинателей марийской инструментальной музыки - Я. А. Эшпай («Марийский марш», «Марийская сюита» для симфонического оркестра, квинтет для деревянных духовых инструментов). Первые симфонические произведения марийских авторов носят народно-жанровый характер, преобладает метод орнаментального варьирования народно-песенных мелодий, наблюдается близость инструментального письма к вокально-хоровому. В последующие годы в творчестве К.А. Смирнова и Э.Н. Сапаева наметились два основных направления - драматического конфликтного и лирико-жанрового симфонизма. Ярким достижением марийской музыки стали 1 симфония и «Сернурская сюита» К. Смирнова, в ранг национальной классики вошли Симфониетта и «Торъяльская сюита» Э.Сапаева. В конце 70-х гг. новую сферу эпической образности развивает в симфонической музыке А.К. Яшмолкин (Симфония-поэма, Концертино-поэма). Драматическая напряженность характерна для симфонизма Ю. Евдокимова (1 и 2 симфонии 1978,1985 годах). В 70-е годы особенно активно начинает развиваться концертный жанр. Основываясь на национальном интонационном материале, А.Б. Луппов в 70-80 годах создает цикл концертов для деревянных духовых инструментов (флейты, кларнета, гобоя и фагота). Яркие образцы в концертном жанре представляют Концерт для флейты с оркестром В.М. Алексеева, Концертино для флейты и струнного оркестра В. А. Захарова, Концерт для скрипки с оркестром С.Н. Макова, Фортепианный концерт А.К. Яшмолкина, Элегия для гобоя и камерного оркестра В.Д. Кульшетова.
В национальной музыкальной культуре относительно поздно начали зарождаться крупные музыкально-театральные жанры - опера и балет. Первая марийская опера Э. Сапаева «Акпатыр », созданная по одноименной драме классика марийской литературы С.Г. Чавайна, появляется на сцене в 1963 году. Появление марийской оперы стало вехой в развитии национальной культуры. Она была поставлена объединенными силами приглашенных артистов-солистов, профессиональных музыкантов и самодеятельности города. Талантливый композитор создал историко-эпическое полотно о борьбе марийцев в рядах пугачевского восстания. В музыке оперы национальная мелодико-интонационная основа органично соединяется с классическими оперными формами. Вторая марийская опера «Элнет » И.Н. Молотова появляется в 1971 году. Она создана на основе одноименного романа С.Г. Чавайна и посвящена жизни марийской деревни в пореформенный период и первые послереволюционные годы. Третья национальная oпepa «Алдиар » Э.А. Архиповой, созданная по мотивам одноименной пьесы А.А. Волкова, повествует о событиях XVI века, связанных с христианизацией края.
Первый марийский балет «Лесная легенда» А.Б. Луппова поставлен по мотивам марийских народных сказок и легенд. Произведение вводит зрителей в волшебный мир леса, с которым издревле тесно связана жизнь марийцев. В основе драматургии лежит принцип лейтмотивных характеристик героев, показанных в конфликтном противоборстве доброго и злого начал. Музыка его поэтически претворяет марийские народно-песенные интонации. Премьера балета в 1973 году прошла с большим успехом. Последующие балеты А.Луппова, также связанные с национальной тематикой и мелосом: «Прерванный праздник», «Замок Шеремета». Из балетных произведений других современных авторов увидел свет рампы в 1984 году лишь балет «Живой камень» А. Яшмолкина. Сюжет балета, созданного на основе легенд, обращается к далекому историческому прошлому края, смутным временам родоплеменных войн.
Большую роль в подготовке музыкальных кадров сыграло Йошкар-Олинское музыкальное училище, основанное в 1931 году. Первоначально образовательное учреждение имело название Марийский техникум искусств. С 2006 года оно вошло в состав Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая. С 1940 года существует Союз композиторов республики (ныне региональное отделение Союза композиторов России). Проводниками музыкальной культуры являются исполнительские силы республики. Старейший из них - Марийская государственная капелла им. А. Искандарова. Репертуар капеллы обширен, это произведения русской и зарубежной классики, сочинения зарубежных мастеров. Большое место в нем занимают произведения марийских композиторов, тесно связанные с народно-песенными истоками. Капелла исполняет музыку современных марийских авторов на фестивалях музыки республик Поволжья и Урала, представляет национальное искусство и за рубежом. В 2004 году капелла принимала участие во II Международном фестивале хорового искусства «Поющий мир» в городе Санкт-Петербурге и была удостоена памятной серебряной медали. В республике нет постоянного симфонического коллектива, однако в 70-80-х годах вел активную концертно-симфоническую деятельность оркестр музыкального театра под управлением В.Н. Бенедиктова, постоянно включая в программы произведения марийских композиторов. Сегодня симфоническая музыка звучит на концертах в исполнении оркестра Музыкального училища им. И.С. Палантая. Известен в республике и за ее пределами созданный в 1984 году С. Элембаевым оркестр народных инструментов «Марий кундем » («Марийский край»), - талантливый коллектив, дипломант Всероссийского конкурса, в репертуаре которого обработки народной песенно-танцевальной музыки, переложения сочинений марийских композиторов. Танцевальное искусство марийского народа отличается самобытностью и ярким национальным колоритом. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения народные танцы покоряют своей простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая особенности народного характера и темперамента. Танец является неотъемлемым атрибутом народного быта, обычаев, обрядов, верований. Танцы органично входили в состав обрядовых церемоний: исполнялись ритуальные танцы в свадебном, поминальном обрядах, существовали особые специфические танцы в обрядах календарного цикла. Сюжеты танцев и игровых увеселений разнообразны, тесно связаны с трудом и обычаями народа и отражают его жизнь. Во время весенних праздников в своих танцах и играх выражал надежду на хороший урожай, а осенью после окончания полевых работ радовался новому хлебу, прославлял добрых богов за их покровительство и щедрость. В древних танцах и играх видно подражание повадкам животных и птиц, в аллегорической форме изображались различные явления природы. Часто в играх и танцах изображалась борьба героя со злыми духами и нечистой силой.
Старинные марийские танцы подразделяются на два основных класса - обрядовые и бытовые. Среди обрядовых выделяются танцы-шествия и пляски особых персонажей, исполнявшиеся на поминках, свадьбах, обрядовых праздниках. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных мари «Веревочка», «Латкокыт » (Двенадцать), танцы с пением (мурен куштымаш ), танцы-игры «Пар кычалын » (Ищу пару), «Вÿд йоген » (Ручеек), «Строй».
Имея общую национальную основу, марийские танцы в разных районах проживания мари отличаются своеобразием. Сложилось много танцев с четким композиционным построением: «Кандыра » (Веревочка), «Вич мужыр » (Пять пар), «Ваш миен куштымаш » (Строй), «Кид совен куштымаш » (Хлопки). Марийские народные танцы органично входят в репертуар многочисленных фольклорных и фольклорно-этнографических ансамблей республики. Один из самых известных и именитых - фольклорный ансамбль «Марий памаш », созданный в 1975 году. Искусство самодеятельных артистов произвело огромное впечатление на фестивалях в Голландии и Испании, на концертных выступлениях в Эстонии. Активным пропагандистом марийского танца является танцевальный ансамбль «Рвезылык » («Молодость») при Республиканском колледже культуры и искусств.
Ведущим профессиональным исполнителем марийских национальных танцев является Государственный ансамбль танца «Марий Эл». Над постановками марийских танцев в 50-е годы работал заслуженный деятель искусств МАССР Н.М. Арбан. Большой вклад в развитие марийской танцевальной культуры внесли известные исполнители марийских танцев, заслуженные артисты МАССР - Н. Дружинина, Е. Данилова, А. Чеботкин, С. Асмаев. С 1975 года артисты ансамбля регулярно выезжали на гастроли за рубеж, коллектив выступал с концертами в Венгрии, Чехословакии, Мексике, Дании, Финляндии, ГДР, Франции, Бельгии. Государственный ансамбль танца «Марий Эл» является дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве (1985 г.), других престижных наград.
История музыкальной культуры марийцев
Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.
Особенность марийского фольклора - особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.
Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты,традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно - обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.
Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.
Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века.
Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.
б)луговую
в)восточную
Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.
В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.
Жанры марийских песен
Песни записанные в экспедиции Суксунского района
Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)
Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы - ре малой октавы - ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.
1. Айда олташ каена
Им Вуд серым
Ший вуд серым, ший Вудшам
Ой, подъелаш, подъелаш. - 2раза
2. Ший Вуд серым
Ший вудшим оно падья
Ший Вуд серый ший отмажья
Ой, кунчалаш. Кунчалаш. -2раза
3. Айда йолташ каена
Сар олокаш
Сар кукушпаш, сар мурыжым
Ой, кольшташ, кольшташ. - 2 раза
4. Айда йолташ каена
Мор Аркашке
Мор Аркашке, мор саськажем
Почалаш, почалаш. - 2 раза
5. Мор аркаште мор
Саськажем оно ног
Сар шушеньемы жьем
Кольшташ, кольшташ. - 2 раза
6. Айда йолташ каена
Ял мучашке
Ял мучашке гармонь
Йукьем кольшташ.-2 раза
7. Ял мучаште гармонь
Йуовель она кольел
Ял мучаште гармонисты
Устное народное творчество марийцев богато по содержанию, разнообразно по видам и жанрам. Возникшее в глубокой древности, оно выражало думы и чаяния людей, их практический ум и смекалку. В нем нашли отражение реальные исторические события, эпические сюжеты, обычаи и обряды, мифологические представления и многие другие стороны жизни народа.
В легендах и преданиях (тошто ой ) нашли отражение различные моменты этнической и социально-политической истории: расселение и миграции, взаимоотношения с соседними племенами и народами, сражения с чужеземцами, деятельность и подвиги героев и богатырей, основание городищ, поселений и городов, происхождение и появление различных форм и видов хозяйства и культуры, социальных явлений, участие в общественно-политических событиях в различные периоды и другое. Сказки (йомак, шая ) в аллегорической форме повествуют о социальной жизни народа, бытовых взаимоотношениях людей, восхваляют положительные и высмеивают отрицательные их качества и поступки, выражают торжество добра над злом.
Значительное место в устном народном творчестве марийцев занимал обрядовый фольклор. Обрядовый фольклор был тесно связан с различного рода торжествами: календарными праздниками, свадебными церемониями, похоронно-поминальными обрядами, проводами на военную службу и т.п. Эти события сопровождались специально приуроченными для них песнями, плясками, музыкой, заклинаниями. Обрядовые песни исполнялись под особую, в каждом случае определенную мелодию, нередко в музыкальном сопровождении.
Песни (муро, мыры ) - самый распространенный и наиболее самобытный жанр марийского фольклора. В них народ поэтично воспевал родной край и его природу, выражал чувства радости, надежды и горя. Песни сопровождали трудовую деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные обряды. Различаются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, сиротские, рекрутские, поминальные, песни-раздумья и другие. Характерной особенностью марийских песен является двухчастное построение образных выражений на основе сравнения или противопоставления: за изображением природного явления воспроизводится выражение чувства, состояния души или действия личности.
Особенно богаты и разнообразны по репертуару и мелодике свадебные песни, как и весь свадебный фольклор. Во время свадьбы свадебные чины должны были исполнять песни, посвященные конкретным лицам, участникам и гостям со стороны невесты. Основную песенную нагрузку несли женщины-участницы обряда (сÿан-вате ) со стороны жениха. В своих песнях они извещали о цели приезда, описывали путь следования, песнями выкупали место за столом, выражали благодарность хозяевам и их родне за прием, угощение и воспитание невесты, отдавали должное ей самой. Они непременно воздавали хвалу своей округе и деревне, жениху, его родителям и их хозяйству, выражали пожелания здоровья, счастья, достатка и многочисленного потомства молодоженам.
Строю народной песни соответствуют марийские музыкальные инструменты. Наиболее распространенными из них были: из духовых - свирель (шиялтыш ), деревянные трубы, обмотанные берестой (пуч ), волынка с пузырем (шÿвыр ), глиняные свистульки (шун шÿшпык ); из струнных щипковых - гусли (кÿсле, карш ), скрипка (ковыж ), из ударных - барабан (тÿмыр ). В XIX веке получили распространение гармони .
Инструментальная музыка марийцев была тесно связана с семейной и религиозной обрядностью, с песенно-танцевальным творчеством. Под волынку в сопровождении барабана наигрывали песенные и танцевальные мелодии во время праздников и свадеб, ритуальные - на поминках, во время осмотра всходов после посева. Волынщики (шÿвыро ) считались самыми дорогими и почетными лицами на праздниках и обрядах, выполняющими общественный долг, за что награждались вышитыми рубашками или полотенцами. Особенно престижным считалось участие волынщика в качестве свадебного чина. Наиболее популярные волынщики за свою жизнь играли на десятках свадеб, чему свидетельством была масса свадебных полотенец.
Песенно-танцевальные мелодии исполнялись также на гуслях, на них играли и женщины. Во время молений в священных рощах гусли использовались для наигрывания ритуальных мелодий. Трубы являлись сигнальным инструментом охотников, пастухов, лесорабочих. Во время праздников Сÿрем и Угинде игра на трубе приобретала ритуальный характер. Среди луговых марийцев известны были девичьи трубы, в которые в свободные от работ летние вечера трубили невесты на выданье. Оригинальным способом исполнения было воспроизведение женщинами и девушками песенных и плясовых мелодий губами с помощью древесного листа или тонкой кожицы бересты.
К устному народному творчеству можно отнести заговоры и заклинания, представляющие собой средства магического воздействия на окружающий мир посредством особого рода словесных формул. Они имели различную направленность: предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную (для приворота), а также противоположного к ним действия. Словесные изречения заговоров и заклинаний облекаются в тонкие эпитеты и сравнения. Например, чтобы предохранить от порчи {локтыш ) или кратковременности жизни, обеспечить долгий век личности, произносили длинный монолог над заговариваемым предметом (еда, напиток): "Когда колдун сможет укоротить век Бога, только тогда пусть возьмет душу (данной личности)". Далее следует перечисление других природных объектов - земли, моря, молнии, радуги, ветра, облаков, одновременно 77 видов птиц и деревьев, 77 людей, вечное бытие и жизнь которых колдун должен будет суметь отнять, чтобы обречь на преждевременную смерть конкретно заговариваемого человека. Завершается заговор пожеланием: "Как тает масло, лед, растворяется мед, рассеиваются и тают облака, радуга, иней... пусть так же тает, уходит, не достигает успеха порча, насылаемая колдуном".
Многочисленные словесные формулы произносились при заговорах на любовь, чтобы "присушить" душу и сердце, обеспечить взаимные чувства конкретных партнеров действиями одного из них или третьим лицом. Суть формулы выражалась в перечислении набора образных явлений или предметов, сравниваемых с чувством симпатии и любви. Так, в одном из заговоров произносились следующие изречения: "Как разгорается огонь, занимается заря, светит солнце... пусть так же разгорается (светит) чувство его любви ко мне". В другом случае приводятся следующие сравнения: "Как солнце (луна) вращается вокруг земли, как хмель обвивается вокруг жерди, колесо вращается вокруг оси, мельничный жернов крутится относительно другого, как молоко (вода) закипает и обращается внутри котла, так и его душа, сердце пусть вращаются, обвиваются вокруг меня, прикипают ко мне". Используются и такие формулы: "Как 77 видов цветов расцветают, 77 видов плодов зреют, как чело, печи и лавка, пара столбов изгороди... обращены друг к другу, пусть так же и его чувства расцветают (зреют), его душа и сердце пусть будут обращены ко мне". При произнесении заговора каждая формула выговаривается полностью отдельным предложением.
В послеоктябрьское время фольклор получил развитие в форме художественной самодеятельности. Наиболее популярным остается обрядовый фольклор с его традиционным песенно-танцевальным репертуаром в разнообразном музыкальном сопровождении. Наряду с песнями, популярными стали частушки в сопровождении гармони и баяна. В последние десятилетия при сельских и городских Домах культуры, в различных производственных коллективах и учебных заведениях возникли фольклорные ансамбли, в репертуаре и исполнении которых развиты и возрождены традиционные песни, пляски, игры и музыкальные инструменты. Первый в республике фольклорный ансамбль "Марий памаш " ("Марийский родник") проложил дорогу и за пределы страны, ознакомил с марийским народным творчеством и искусством ряд европейских стран от Финляндии до Испании. Вслед за ним в Венгрии, Финляндии и Эстонии побывали и другие фольклорные коллективы.
С образованием марийской автономии были созданы условия для развития профессиональной культуры и искусства: печати и литературы, театра и музыки, живописи, скульптуры и архитектуры.