Исаакиевский собор. Внутреннее убранство
Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого - спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она - лечебница, где происходит от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.
Православный храм
Православный храм - это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.
Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать - царица Елена Константинопольская - была инициатором воздвижения в Иерусалиме.
С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.
Внутреннее устройство
Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм - образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).
Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:
- Для священнослужителей, которые проводят службы.
- Для всех верующих, присутствующих в церкви.
- Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.
Издревле храм разделяется на три основные части:
- Алтарь.
- Средняя часть храма.
- Притвор.
- Иконостас.
- Жертвенник.
- Престол.
- Ризница.
- Горнее место.
- Амвон.
- Солея.
- Пономарка.
- Клиросы.
- Паперти.
- Свечные ящики.
- Колокольня.
- Крыльцо.
Алтарь
Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.
Иконостас
Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.
Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.
В центре размещены царские врата - особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.
Иконы и фрески
Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.
Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.
Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.
Средняя часть храма
Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.
Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм - это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.
Притвор
Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.
Внешнее устройство
Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.
Абсида - выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.
Барабан - верхняя часть, которая завершается крестом.
Световой барабан - барабан с прорезанными проемами.
Глава - увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.
Закомара - русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.
Луковица - глава церкви луковичной формы.
Паперть - возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).
Пилястра - плоский декоративный выступ на поверхности стены.
Портал - вход.
Трапезная - пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.
Шатер - имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.
Фронтон - завершает фасад здания.
Яблоко - купольный шар, на котором установлен крест.
Ярус - убывание по высоте объема всего здания.
Виды храмов
Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:
- В форме креста (символ распятия).
- В форме круга (олицетворение вечности).
- В форме четырехугольника (знак Земли).
- В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).
Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня - это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.
Во времена устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.
Устройство буддийского храма
Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища - у Будды, его учения и у общины. Правильное место - то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм - замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота - главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм - для них это одно и то же понятие.
Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения - это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.
Посещение буддийского храма
Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде - это неуважение к вере.
Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.
Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.
Иногда Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами из русского, итальянского и французского мрамора и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.
Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.
В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа - святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - . Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе». В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.
Интерьер Успенского собора представляет собой сложный художественный синтез архитектуры, монументальной живописи, икон, предметов прикладного искусства. Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Внутреннее пространство без хоров и, что главное, поражает своим светлым простором, полностью открывающимся нам с первого взгляда. Огромный торжественный зал. Массивные круглые столпы, поддерживающие купола, не создают впечатление тяжести. Современники образно сравнивали их с «древесными стволами» и с восхищением отмечали, что собор был построен «палатным образом». Таково было и задание архитектора Фиорованти: Успенский собор предназначался для венчания московских государей на царство и для других торжественных служб. Стены храма сохранили фрагменты росписи, выполненные в XV веке. В соборе хранятся иконы, созданные в 12 веке.
Известно, что в работе по росписи собора принимал участие знаменитый иконописец Дионисий. От этой древней росписи сохранилось лишь несколько композиций в алтарной части собора и фигуры преподобных, украшающих каменную алтарную преграду перед иконостасом. Каменная преграда высотой около 3,5 м отделяла восточную часть храма -- алтарь. На высоте 2,5 м от пола Дионисий с помощниками написал на преграде поясные изображения двадцати трех "преподобных" -- наиболее активных деятелей церкви первых веков ее существования. Расписаны были также стены и своды алтаря и приделов за преградой. Отдельные фрагменты этой первоначальной росписи дошли до наших дней. В приделах, примыкающих к алтарю с южной стороны. Дмитровском и Похвальском, сохранились композиции, выполненные, возможно, самим Дионисием,-- "Рождество Иоанна Предтечи" (см. приложение И), "Похвала Богоматери" (см. приложение К) и "Поклонение волхвов" (см. приложение Л). Написанная в нежных и мягких тонах--сиренево-розовом, голубом, желтоватом, с легко наложенными светлыми бликами,-- композиция "Поклонение волхвов" отличается поэтичностью. К северу от алтаря, в Петропавловском приделе и в жертвеннике, частично сохранились росписи "Апостол Петр исцели недужных", "Семь спящих отроков эфесских" (см. приложение М), "Три отрока в пещи огненной" (см. приложение Н) и "Сорок мучеников севастийских" (см. приложение П).
Существующая роспись появилась в соборе в 1642-1643 г.г. К работе над новой стенописью было привлечено множество (более 150) иконописцев из разных городов. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин, Сидор Поспеев и др. На сводах Успенского собора размещены композиции на темы двунадесятых праздников. В верхней части северной и южной стен также иллюстрируются евангельские сюжеты - притчи. В третьем ярусе начинается повествование о земной жизни Богородицы. Во втором ярусе располагаются композиции на тему Акафиста Пресвятой Богородице - торжественных песнопений, посвященных Богоматери, а в самом нижнем ярусе - изображения семи вселенских соборов, на которых вырабатывалась догматика Православной церкви. На западной стене по традиции помещена грандиозная сцена Страшного суда.
У южной стены собора вблизи иконостаса находится резное деревянное сооружение - так называемый Мономахов трон (см. приложение Р), или царское моленное место. Оно было сделано в 1551 для первого русского царя Ивана Грозного вскоре после его венчания на царство. Дошедший до наших дней трон изготовлен из орехового и липового дерева; над ним прорезной балдахин(шатер), поддерживаемый четырьмя искусно выточенными столбами, он был осенен двуглавым орлом. Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия, у него четыре льва, также вырезанные из дерева. Царское место имело занавеси, которые задвигали, когда царь переоблачался в соборе. Фриз, связывающий балдахин, покрыт со всех четырех сторон надписями, извлеченными из Священного Писания. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери. На каждой дверце в кругах вырезаны по две надписи, заключающие в себе рассказ о войне Владимира Мономаха с греками. Столбики трона поставлены на три панели, на каждой их которых вырезано по четыре барельефа, итого выходит 12 барельефов, которые иллюстрируют сюжеты известного памятника древнерусской литературы «Сказания о князьях Владимирских».
У северо-восточного столба стоит еще одно деревянное резное моленное место (см. приложение С). Оно появилось в Успенском соборе в XVII веке. Его перенесли из домовой церкви цариц для первой жены Алексея Михайловича Романова - Марии Ильиничны из рода Милославских. До этого момента царицы не посещали служб в Успенском соборе. По русской традиции женщины в храме молились по левую руку, мужчины -- по правую. В сердцевидных кокошниках, венчающих сооружение, помещены сцены Рождества Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи. Они служили своеобразным молением о продолжении царского рода. У юго-восточного столпа -- каменное патриаршее, а до XVII века митрополичье место (см. приложение Т). Здесь восседал глава Русской Церкви. Очевидно, само митрополичье моленное место было воздвигнуто одновременно с постройкой собора.
В 1624 году в юго-западном углу Успенского собора был установлен ажурный медный шатер, отлитый русским мастером Дмитрием Сверчковым (см. приложение У). Шатер предназначался для хранения плащаницы (шитого покрова с изображением Положения Христа во гроб, использовавшегося в богослужении Страстной седмицы). Здесь же хранилась драгоценная реликвия - частица Ризы (одежды) Христа, которая была подарена русскому царю иранским шахом Аббасом. В 1913 году в шатер поместили раку(см. приложение А) с мощами канонизированного в том же году патриарха Гермогена, который прославился непримиримым отношением к польским интервентам, захватившим Кремль в начале XVII века, и принял от них мученическую смерть.
Собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями(см. приложение А), а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами - сенями. Сами захоронения находятся под полом собора. За иконостасом в Петропавловском приделе находится гробница митрополита Петра. В XV веке мощи митрополита находились в золотой раке, которая исчезла во время польско-шведской интервенции XVII века. Новую раку сделали из серебра, но и она была украдена в начале XIX века солдатами Наполеона. В настоящее время мощи святого митрополита Петра покоятся в серебряной раке под бронзовым балдахином, выполненными в 1819 года. Рака св. Ионы, первого русского митрополита, поставленного собором русских епископов, стоит в северо-западном углу храма. Она была создана в 1585 году по заказу сына Ивана Грозного, царя Федора. Медная сень над ней отлита в 1803 году. В юго-восточном углу собора находится сделанная из кипариса рака святого митрополита Филиппа (Колычева). Обличавший царя Ивана Грозного за его злодеяния митрополит Филипп был задушен по приказанию царя в Тверском монастыре. Мощи его привезли и тожественно поместили в Успенском соборе при патриархе Никоне в XVII веке. Так же в соборе находится гробница патриарха Гермогена, великого русского патриота, погибшего в 1612 году, во время польской интервенции.
Колоссальное внимание стоит уделить иконостасу. Он состоит из пяти ярусов, в которых размещены шестьдесят девять икон, написанных шестнадцатью иконописцами. В том числе в соборе находятся великолепные иконы XII-XVII века. Поподробнее об этом я изложу в следующей главе.
В окт. 1846 г. прихожане заново отстроенной Богоявленской ц. обратились в Святейший Синод за разрешением «украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля». К 1853 г. был сооружен 18-метровый многоярусный иконостас, 65 образов для него были написаны в традициях академической школы. В 1895 г. завершилась внутренняя отделка церкви, стены были украшены лепниной и живописью. В 1912 г. артель живописцев из мастерской придворного иконописца и реставратора В. П. Гурьянова при участии худож. А. Е. Куликова заново расписала трапезную, позолотчик В. Р. Чубаров отделал иконостас Никольского придела. Накануне празднования 800-летия основания Москвы в соборе была проведена реставрация живописи главного купола с изображением «Св. Троицы Новозаветной» и образами рус. святых. Бригаду реставраторов-живописцев возглавлял выпускник МДС худож. П. А. Голубцов (в монашестве Сергий; впосл. архиеп. Новгородский и Старорусский), к-рый в 1954 г., уже в сане архимандрита, был помощником главного художника храма по реставрации его настенной живописи. Начиная с 70-х гг. XX в. работы по реставрации интерьера храма ведутся непрерывно: расширена солея, реконструированы сев. и юж. балконы и выстроен центральный балкон для размещения хоров, промыта и тонирована настенная живопись, в 1987-1988 гг. отреставрирован главный иконостас.
К передаче мощей свт. Алексия в 1947 г. на одном из оборонных предприятий Москвы для Б. с. была изготовлена рака из бронзового сплава по эскизу М. Е. Губонина. На внутренней стороне крышки раки помещено шитое изображение святителя. В июле следующего года над ракой установили резную деревянную сень, исполненную также по эскизу Губонина мастерами-резчиками по дереву братьями Ворносковыми. В Никольском приделе храма в 1949 г. по проекту акад. А. В. Щусева было сооружено беломраморное, украшенное бронзовыми деталями надгробие над могилой Патриарха Сергия. Эта работа явилась последним произведением маститого зодчего. У надгробия в стеклянном футляре хранится куколь Патриарха Сергия.
Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в.
У сев. стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской ц. находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архим. Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежат Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник – список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др.
На рубеже 1945-1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.- список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. община перешла в ц. свт. Николая в Хлыновском туп., перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской ц. икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе – XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» – келейный образ прп. Серафима Саровского.
Казанская икона Божией Матери. XVII в.
В 1897 г. на средства прихожан были созданы вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память коронования имп. св. Николая II и имп. св. Александры Феодоровны. На одной из них помещены иконы святых, тезоименитых членам царской семьи, на др.- иконы Богоявления и свт. Феодосия Черниговского. Обе хоругви ныне укреплены на сев. и юж. стенах центрального нефа. В ризнице собора имеются драгоценные литургические предметы: напрестольные кресты XVIII – нач. ХХ в., потиры (в т. ч. изготовленный на имп. стекольном заводе в С.-Петербурге в кон. XVIII – нач. XIX в.), шитые золотом воздухи и др., а также священнические ризы XIX в.
Собор сохранил основной набор из 17 колоколов, сложившийся в XIX в., за исключением самого большого колокола, получившего в ХХ в. трещину. Общая масса всех колоколов превышает 6800 кг.
Одна из
особенностей Исаакиевского собора - стиль его внутреннего убранства. В
сравнении с другими российскими храмами XIX века он отличается не только
своей программой и художественным исполнением внутреннего убранства, но
и структурой иконостаса, расположением икон, цветовым решением.
Если,
в соответствии с этими описаниями, представить себе иконостас первой
Исаакиевской церкви, то его доминирующими цветами будут желто-золотой и
зеленый с двумя синими вертикальными полосами вдоль царских врат. В силу
архитектурных особенностей чертежного амбара, перестроенного в первую
Исаакиевскую церковь, ее иконостас высотой до 4 м и шириной более 6 м не
нуждался в горизонтальных силовых конструкциях, а для зрительного
эффекта большей высоты разделялся вертикальными зелеными полосами,
начинающимися от пола.
Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собора.
Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.
Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А.Ринальди).
Его иконостас составляли в основном вертикальные структуры, колористическое решение - белый, золотой и зеленый цвета. К сожалению, главный алтарь этого собора не сохранился, но, он, скорее всего, не нарушал вертикального членения. В иконостасе размещалось не более 10 - 12 икон значительного размера. Ранее упомянутые иконы небольшого размера, переносимые из первого в последующие Исаакиевские храмы, располагались в интерьере.
Интересно отметить, что когда Монферран начал возводить четвертый собор, рядом с разбираемым третьим храмом сделали специальную пристройку для его икон, и в ней проводили богослужения. После 1828 года из-за интенсивных строительных работ по Императорскому указу и просьбе прихожан наиболее почитаемые иконы Исаакиевского собора перенесли в помещение на втором этаже западного крыла Адмиралтейства, где освятили временные приделы св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного.
К. П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова
Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря.
Внешний вид.
Северный фасад.
Рельеф фронтона северного портика - это «Воскресение Христа» (1839-1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции - поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него - ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) - ближайших учеников Иисуса Христа, - причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий - первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Северный фронтон.«Воскресение Христа»
Апостол Пётр
Апостол Павел Апостол Иоанн
Правая ниша "Положение в гроб" Северная дверь собора
Западный фасад
На фронтоне западного портика - барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842-1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти - царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).
Апостол Фома (скульптор Витали) Апостол Варфоломей (скульптор Витали) Апостол Марк (скульптор Витали)
Барельеф с изображением Монферрана «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» Западные двери
Южный фасад
На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839-1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.Апостол Андрей Апостол Филипп Апостол Матфей
Левая ниша. "Благовещение" Правая ниша. «Избиение младенцев» Южные двери