Происхождение образа банши. Сверхъестественное Сверхъестественное банши какая серия
Имена банши
Банши в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространённым именем является ирл. bean sí , состоящее из bean - женщина, и sí - Ши , что вместе переводится как «женщина из сидов», из потустороннего мира. Наряду с общепринятым обозначением, во многих районах острова для банши имеются и свои, локальные имена, причём в некоторых районах острова до сравнительно недавнего времени применялось только локальное название.
Так, в графствах Лимерик, Типперэри и Мэйо обычным является имя ирл. an bean chaointe , что дословно обозначает плачущую женщину, плакальщицу. В юго-восточной части Ирландии имя банши образовано от ирландского слова badhbh (бадб), обозначающего агрессивную, страшную и опасную женщину. В средние века в Ирландии именем badhbh часто называли богинь войны. В графствах Лиишь, Килкенни и Типперэри распространено имя boshenta (бошента), производное от badhbh chaointe . В Уотерфорде банши называют bibe - байб. В Карлоу, Уэксфорде, а также на юге графств Килдэр и Уиклоу распространено имя bow - бау.
Происхождение образа банши
Банши, как полагают специалисты по ирландскому фольклору, не имеет прямых аналогов в верованиях других народов. Однако в бретонском фольклоре есть нечто схожее с банши - вестник смерти Анку , также подобные персонажи встречаются в валлийской мифологии. Это даёт основания предполагать, что образ банши уходит в древнюю кельтскую мифологию . Патриция Лайсафт, профессор Дублинского университета, посвятившая более 20 лет изучению образа банши в фольклоре, отмечает, что носители традиций практически не задумываются о происхождении банши, а воспринимают её как данность. Тем не менее, ей удалось сформулировать следующие представления о происхождении банши:
Весьма распространено мнение, что банши нечто вроде феи (fairy ), такое объяснение встречается в некоторых литературных произведениях XIX и начала XX веков. Однако в настоящих народных преданиях о банши такое отождествление дается очень редко. В ирландской народной традиции феи - существа общественные, живут сообществами и ведут образ жизни, схожий с человеческим. Тогда как возвещающая о смерти банши - существо одинокое и все её отношения с человеческими существами определяются её связью со смертью.
Призрак
Большее распространение имеют следующие версии: банши не что иное, как призрак (дух) женщины-плакальщицы, так как оплакивание и рыдание одна из ее характерных черт. Некоторые ирландцы верят, что если плакальщица не выполняла свои обязанности подобающим образом, то и после смерти она продолжает оплакивать умирающих.
Покровительница рода
Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши - это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.
По поверьям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши, обозначаются как семьи с «О"» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.
Облик банши
Что касается описания внешнего вида банши, то тут мнения диаметрально противоположны. Одно остаётся неизменным - женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах детей, что это молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами в длинном белом плаще с капюшоном. Банши описывают также как маленькую старушку, но опять же с длинными волосами, белыми или седыми. Вообще длинные волосы - это такая же отличительная черта банши, как и её крик. Реже встречается описание чёрных или тёмных волос банши, также как и тёмных или цветных одежд, так как совершенно очевидно, что в сумерках или темноте, времени, когда появляется банши, её проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми, волосами, что также подтверждает легенду о банши-старухе. Что касается головного убора, то он упоминается крайне редко, так как он был бы неуместен ввиду длинных развевающихся волос. Так как плащ банши в основном доходит до пят, обувь также упоминается крайне редко. Некоторые носители традиции считают, что она ходит босой.
Банши в легендах
Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета:
- Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался её обидеть. Банши отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев.
- Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником.
- Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы костяным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.
Банши в культуре
Литература
- Рэй Брэдбери написал рассказ «Банши» (англ.) русск. , по которому в году был снят один из эпизодов телевизионного цикла «Театр Рэя Брэдбери» (англ.) русск. .
- Упоминается в фантастических романах Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов » и «Братство Талисмана».
- В книге Чарльза де Линта «Отведай лунного света» встречается сравнение плача героини Джеми Пэк с плачем банши.
- Образ банши появился также в комиксах (Банши из Marvel Comics).
Кинематограф и анимация
- В 1970 году был снят фильм «Плач баньши », где банши представлял собой монстра, призванного предводительницей ведьм, чтобы уничтожить семью ненавистного ей преследователя ведьм.
- В 2006 году был снят фильм «Банши. Музыка смерти».
- Фильм 2008 года «Банши!!!» (реж. Колин Тейз). В России демонстрировался также под названиями «Ночная стража» и «Несущая гибель»
- «Вой Банши » - американский фильм ужасов 2011 года .
- В фильме «Аватар » (2009) банши или икранами названы крылатые драконоподобные существа, используемые местным народом На’ви для полётов.
- В мультсериале «Экстремальные охотники за привидениями » одним из призраков, от которого главные герои избавили мир, была банши.
- В телесериале «Зачарованные » на Фиби нападает баньши. Под воздействием её крика, Фиби сама становиться баньши, но признание бывшего возлюбленного Коула снова делает её человеком.
Компьютерные игры
- В мире World of Warcraft банши представлены как призрачные существа, способные летать и оглушать врагов звуковыми волнами.
- Во вселенной BattleTech имя Banshee носит одна из самых мощных боевых машин.
- В игре Command & Conquer: Tiberian Sun Banshee - летательный аппарат, основанный на инопланетных технологиях, и оснащенный мощным плазменным вооружением.
- В играх Grand Theft Auto Liberty City Stories , Grand Theft Auto III , Grand Theft Auto: Vice City и Grand Theft Auto: San Andreas один из самых скоростных представителей автомобильного парка называется Банши (Banshee).
- Во вселенной Warhammer 40000 раса Эльдар имеет подразделения «Воющих Банши», женские отряды для близкого боя, наносящие дополнительный урон звуковыми атаками.
- В игре Disciples II - один из юнитов, яркий образ призрака плачущей и стенающей девушки.
- В игре Проклятые земли встречаются очень мощные враги под названием банши, которые выглядят как призраки в чёрных балахонах.
- В игре Fable II банши как плачущая женщина, порождающая злых существ с душами детей, встречается в Призрачных Топях. Является очень сильным противником.
- В игре Mass Effect банши являются представителями расы азари превращенными в монстров Жнецами и имеющими редкое генетическое отклонение, называемое ардат-якши.
- В серии Dungeons and Dragons заклинание «Крик Банши» является одним из самых сильных атакующих заклинаний, моментально убивающим всех врагов.
- В игре StarCraft II: Wings of Liberty за расу терранов есть юнит - вертолёт «Банши», который имеет способность становиться невидимым.
- В игре Heroes of Might and Magic V «Крик банши» - расовое умение некромантов, понижающее боевой дух и удачу армий противника. Банши также является одним из героев-некромантов, если игрок играет за этого героя - умение «Крик банши» будет усилено вдвое.
- В игре
Характеристика.
Банши представляется в виде женщины с распущенными тёмными волосами, в красной одежде и с кровавыми глазами, а тело их покрыто густым тёмным туманом. Банши способны производить крик, который могут слышать только те, на кого она охотится, а охотится банши только на больных людей, которые пережили операцию или серьёзную болезнь. Те, кто слышит её крик, хотят, чтобы этот звук прекратился, и бьются головой о тяжёлые предметы или пол, чтобы только перестать слышать эти вопли.
Банши приводят своих жертв к самоубийству, после чего разрывают их поломанный череп и пожирают мозг. Банши охотятся только с наступлением ночи. В сказаниях говорится, что некоторые банши своим криком предупреждают человека о его смерти, а некоторые, наоборот, используют свой крик, чтобы убить человека.
Способности.
Крик - банши могут производить крик, который слышат только те, за кем они пришли. При этом, её крик настолько неприятен, что из ушей, носа и глаз начинает идти кровь, а сам человек пытается остановить этот крик, и, поэтому, бьётся головой об подручные предметы, стену или пол, тем самым, раскалывая себе череп и доводя себя до смерти.
Камуфляж - они могут становится невидимыми при помощи чёрного, окружающего их, тумана. Кроме того, их могут видеть только те, кто слышат их крик.
Язык - у банши есть язык, которым они пожирают человеческий мозг.
Неуязвимость - банши неуязвима к обычному оружию. С помощью магии можно сковать её движения, а убить её можно только золотым ножом или золотыми пулями.
Неосязаемость - как духи, банши могут проходить сквозь стены и становится неосязаемыми.
Левитация - они могут парить в воздухе.
Электрокинез - могут действовать на электроприборы и электричество.
Телекинез - могут отталкивать и передвигать предметы силой мысли.
Слабости.
Золото - золотой нож или золотые пули могут убить банши.
Магия - особые ритуалы и заклинания могут помочь против банши. Так, существует ритуал, способный прогнать её. Его использовала мама Эйлин, чтобы спасти дочь. Также существует заклинание связывания банши, которое может пригвоздить её к стене и временно лишить её возможности действовать.
Появления.
3.02 "С детьми всё в порядке"
Упоминается, когда братья ведут расследование о странных смертях.
11.11 "В Мистике"
Нападение банши
Эпизод начинается с того, что в одной семье погибает супружеская пара от того, что странный и ужасный дух нападает на мужа, а затем и на его жену, которая пыталась его защитить с помощью заклинания. В живых остаётся только маленькая дочь.
Спустя много лет, в небольшом городке начинают умирать люди от того, что они слышали странные звуки и бились об стенку. При расследовании оказывается, что существо, которое повинное в смерти этих людей - это банши. Поначалу, Сэм думает, что банши - это глухая уборщица Эйлин. Но, как оказывается, Эйлин является охотницей, которая уже много лет ищет банши, которая убила её родителей (в начале эпизода). Эйлин использует связывающее заклинание и ловит в ловушку Сэма, думая, что он и есть банши. Убедившись, что Сэм не банши, Эйлин его освобождает. К тому же, Эйлин говорит, что её отец работал на Хранителей знаний. Чтобы проверить эту информацию Сэм звонит Дину и тот находит в записях Хранителей точную информацию.
Сэм и Дин хотят использовать по их мнению следующую жертву - Милдред Бейкер. Так как банши охотится на больных людей, а у Милдред проблемы из сердцем. Когда настаёт ночь Сэм, Дин, Милдред и Эйлин ждут банши. Однако, банши приходит к Дину. Тот слышит ужасный крик, который заставляет его биться об стену. Эйлин на языке жестов показывает Милдред, что надо активировать символ. Милдред надрезает ладонь и прижимает её к знаку, и тогда банши пригвождает к стене. Эйлин успевает взять золотой нож и убить её. После смерти банши крик в голове Дина прекращается.
Мифология
Слово происходит от староирландского ben síde, в современном ирландском звучит как bean sídhe или bean sí (bean - женщина, sídhe - сиды или фейри). У них длинные распущенные волосы, которые они расчёсывают серебряным гребнем, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Банши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть кого-либо из членов семьи. Когда несколько банши собираются вместе, это предвещает смерть великого человека. Увидеть банши - к скорой смерти.
Плачет банши на языке, которого никто не понимает. Ее плач, называющийся Киэнинг - это крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Банши может принимать облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, выпирающими зубами и единственной ноздрей. Или представать бледной красивой девушкой в сером плаще или саване. А иногда она является в образе рано умершей девственницы из числа членов рода. Она то крадётся среди деревьев, то летает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями.
Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни сталкивался с предсказаниями. Будь-то домашний сонник, черноглазые веселые цыгане на улице или черная кошка, перебежавшая дорогу. Да-да, именно так! Ведь народные приметы тоже являются вестниками определенных событий в нашей судьбе. Но все это бытовая сторона жизни, привычная. Мистика же начинается уже за столом гадалок, экстрасенсов и хиромантов. Однако все данные ими предсказания могут быть и изменены нашими же поступками. А вот в древних мифах и легендах существовали другие предсказатели, лишь обрекающие на страшные события или кончину.
Существо – предвестник смерти
Например, ужасающий образ Банши – уродливое создание потустороннего мира, предрекающее человеческую смерть и сопровождающее души умерших в мир иной. Персонаж Банши – завсегдатай ирландских сказаний, предстающий в образе женщины. Она являлась родственникам и друзьям того, кому предстоит умереть, а то и вовсе ему самому, рыдала и кричала о будущей кончине.
Специалисты считают, что ирландская вестница смерти не имеет своих аналогов в легендах других народностей. В разных источниках древней литературы Банши выступает и в разных образах.Банши-фея , например, по легенде должна жить общественной жизнью среди себе подобных как человек. Но, к сожалению, суть этого существа с человеком связана лишь его смертью.
Банши-призрак – наиболее подходящий этому существу образ. Женщина-плакальщица, которая своими рыданиями оповещает человека о смерти. Считалось, что если она неподобающим образом плакала перед кончиной, значит, должна восполнить недостатки проделанной работы уже после свершившейся смерти.
Банши как покровительница рода – дух имеющий с определенной семьей родственные связи. А точнее некогда живший на этой земле родственник, который после своей смерти выполняет роль вестника.
Внешние признаки банши
Мнение о том, как должен выглядеть призрак разделяются. Детские сказки и романтические рассказы преподносят нам этот персонаж в виде , с распущенными длинными волосами, одетой в белый плащ с капюшоном.
В других же мифах – это более страшные женщины-крикуньи. Старухи все с теми же распущенными волосами только уже седыми, страшным морщинистым обликом и скелетоподобной худобой.
Другие вещатели смерти в кельтских сказаниях
Наряду с образом Банши существует скелетоподобный бретонскийАнку. В отличие от Банши, он имеет мужское половое различие и не просто оповещает о горе, а сопровождает душу умершего в мир иной.
Следующей по образу и подобию своему можно назвать– Гурах-и-рибин . Некое существо – обитатель двух миров: мира живых и мира мертвых. Этот проводник и вовсе не имеет никаких признаков принадлежности к мужчине или женщине. Просто страшный образ, видимый человеком в последние минуты своей жизни и первые после смерти.
Либо же это огромная худая старуха с выпяченными изо рта желтыми или черными зубами, имеющая кожаные, подобно летучей мыши, крылья. Иногда легенды и вовсе преподносят Гурах в виде птицы без перьев. Впрочем, такой образ существует и как отдельный персонаж.
Такое страшилище может подойти к жилищу и постучать в дверь к человеку. При этом вестница не просто кричит или рыдает о предстоящем горе, она нашептывает родственникам, кого пришла забрать.
Следующим подобием Банши может выступать мужчинаКихирает. Существо-скелет без мяса и кожи, появляющийся вблизи места, где должна произойти смерть или церкви, где предстоит отпевание покойника. При этом Кихирает не просто предвещает кончину, он стонет и воет, предупреждая насильственную смерть или коллективную, либо в результате несчастного случая.
Все эти персонажи имеют всякого рода внешние и поведенческие отличия, но цель их едина – предупредить о неизбежной смерти. Хотя и в встречаются некоторые сказания, где человек смог прогнать страшных вестников, а, соответственно, и собственную гибель.
Разными наименованиями Банши обладала и в самой Ирладии в разных регионах и графствах. В переводе это могла быть просто плакальщица или страшная, опасная женщина.Бошента, Байб, Бай и многие другие интерпретации вестницы смерти.
Сверхъестественное существо
Не могли обойти стороной этот образ потустороннего мистического существа и сценаристы сериала «Сверхъестественное». Да и как иначе, ведь Банши – красочный, ужасающий, темный персонаж, некий проводник в мир иной. А герои сериала Дин и Сэм, как известно, с легкостью путешествовали между мирами на протяжении десяти сезонов.
В реальной жизни предвестником смерти выступает поведение некоторых животных, птиц и прочее стечение примет человека. Хотя параллельно с верой в приметы бытует и мнение, что они сбываются только для тех, кто в них верит. Поэтому самым верным средством будет не проникаться злыми образами и горестными вещаниями. А легенды и их герои пусть так и остаются для нас привлекательными образами захватывающих книг и кинофильмов, в списке которых сериал «Сверхъестественное» занимает первые позиции.
Похожие материалы:
Нет похожих материалов...
Любимый вид нежити(кроме вампиров).Самый сексуальный образ эдакого эмо-призрака ^__^.Хотя к привидениям она не относится,скорее к fairy creatures .(мнения тут расходятся).К слову,в играх я всегда за нежить играю)))
Banshee.
Aka : Washer of the Shrouds(о ней будет ниже), Washer at the Banks, Washer at the Ford, Cointeach, Cyhiraeth, Cyoerraeth, Gwrach y Rhibyn, Eur-Cunnere Noe, Bean sidhe, Bean Chaointe, the Bean-nighe, Kannerez-Noz
Облик банши
Что касается описания внешнего вида банши, то тут мнения диаметрально противоположны. Одно остается неизменным — женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах детей, что это молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами в длинном белом плаще с капюшоном. Также банши описывают как маленькую старушку, но опять же с длинными волосами, белыми или седыми. Вообще длинные волосы — это такая же отличительная черта банши, как и её крик. Реже встречается описание черных или темных волос банши, также как и темных или цветных одежд, так как совершенно очевидно, что в сумерках или темноте, времени когда появляется банши, её проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми, волосами, что также подтверждает легенду о банши-старухе. Что касается головного убора, то он упоминается крайне редко, так как он был бы неуместен ввиду длинных развивающихся волос. Так как плащ банши в основном доходит до пят, обувь также упоминается крайне редко. Некоторые носители традиции считают, что она ходит босой.
Покровительница рода
Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши — это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.
По повериям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши, обозначаются как семьи с «О"» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи которые поселились в Ирландии до XVII века.
У банши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Банши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть кого-либо из членов семьи. Когда несколько банши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей. Увидеть банши - к скорой смерти. Плачет банши на языке, которого никто не понимает; в ее воплях будто сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой.(тут мнения вновь разделились:кто-то утверждает что плач ее как - "низкое приятное пение",или "звук двух ударяющихся др о друга щитов",или "тонкий визг,где-то между стенаниями женщины и стоном совы").Ее вопли могут быть настолько сильными,что бьется стекло(!). Порой банши принимает облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной единственной ноздрей и выпирающими передними зубами. Порой становится бледнокожей красавицей в сером плаще или в саване. А иногда является в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода.(так же иногда ее представляют с огромной грудью,кот. она закидывает назад). Она то крадется среди деревьев, то летает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями.
Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне банши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченными пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла, словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.
Есть также история о том, как некий фермер встретился с банши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие с багровым отливом. Старуха сидела, понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но тут старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старик-сосед, последний в древнем роду.
Баньши, бэнси, бансии ("небесные женщины"), в ирландской мифологии феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах. Согласно поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п. До сих пор многие верят, будто их заунывный плач, называющийся Киэнинг и слышный по ночам, непременно предвещает близкую человеческую смерть. Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными, черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами, или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Фея баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда может являться в образе рано умершей невинной девы - родственницы семьи. Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была баньшей, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".
Двигаются Банши со звуком,подобным звуку полета птицы.Поэтому некоторые ошибочно отождествляют их с вороной.
БЕННИ или ПРАЧКА У РУЧЬЯ
В фольклоре жителей горной Шотландии близкая родственница банши. Прачкой у ручья ее называют потому, что бенни можно встретить у лесных речушек, в которых она стирает окровавленные одежды тех, кому суждено умереть. Одета она обычно в зеленое платье. Если человек заметит бенни до того, как она увидит его, и встанет между нею и водой, она выполнит три желания. Бенни ответит на три вопроса, но и сама задаст столько же, причем лукавить с ней ни в коем случае не следует. Того, кто наберется храбрости и припадет ртом к ее отвислым грудям, она может признать своим пасынком и будет ему помогать. Впрочем, если рассердить бенни, она принимается хлестать человека бельем, и у несчастного начинают отваливаться руки и ноги. По некоторым источникам, бенни - духи смертных женщин, которые умерли при родах, а покой обретут, лишь когда подойдет срок покинуть сей мир (то есть в тот день, в который они бы почили от старости).
Персонажи ирландских поверий и легенд, восходящих к древней кельтской культуре, уникальны и не имеют аналогов у других народов. В их числе — баньши — дух-покровитель ирландской семьи. Порой в ночной тиши над полями и холмами зеленой страны раздается зловещий вой, поражающий смертным ужасом сердца услышавших его. Это баньши оповещает о близкой смерти одного из жителей округи.
Баньши — существо уникальное, загадочное и неоднозначное в своих проявлениях. Нет единого мнения о том, что оно собой представляет. Но все согласны с тем, что баньши совершенно точно относится к женскому роду. Об этом свидетельствует и само ее родовое имя. Баньши -от ирландского bean sidhe — «женщина из сидхов».
Легенды рассказывают, что в незапамятные времена, когда земля была совсем юной и не существовало границ между мирами людей и богов, на зеленых просторах Ирландии жило могучее племя богини Дану. Этот народ — Туата Де Дананн — был искусен в ремеслах и науках, творил великие чудеса, владея магией друидов. Но однажды из-за моря прибыли Сыны Миля — предки нынешних ирландцев — и победили людей Дану.
Часть побежденных была вынуждена уплыть за Западное Море в Иной Мир, что зовется еще Равниной Счастья, Землей Вечной Юности или Яблоневым Островом. А другие остались в Ирландии, укрылись в глубине Волшебных Холмов, защищенные от людских глаз чарами невидимости. Их стали называть сидхами — народом Холмов.
Отношения между победителями и побежденными всегда оставались довольно враждебными и напряженными. И все же некоторые баньши настолько сблизились с новыми хозяевами зеленой земли, что стали духами-покровителями ирландских родов и отдельных семей, но не всех, а тех, в ком течет чистая кельтская кровь, без примеси саксонской, нормандской, датской… Эти фамилии, как правило, начинаются на «О» или «Мак». В отличие от славянских берегинь баньши не сближаются с людьми, предпочитают держаться от них несколько отстраненно.
В основном в их «обязанности» входит предупреждение о грозящей опасности, близкой смерти одного из членов семьи. Но если глава семейства, к которому баньши особенно привязана, покидает пределы Ирландии, не важно, один или с домочадцами, уезжая, скажем, в Америку или Австралию, она следует за ним.
Таких, дружественных к людям баньши чаще всего видят в облике юной девушки или молодой женщины с рыжими распущенными волосами, которые она расчесывает серебряным гребешком. Но бывают баньши брюнетки и даже блондинки. Одеты они обычно в белые, свободно ниспадающие одежды, реже на них серые, черные или зеленые платья. Баньши может явиться взору путника в виде невысокой опрятной седовласой старушки. А захочет — покажется серой вороной, облаком, кустом, тенью…
Но некоторые баньши остались враждебными к человеческому роду. Они являются людям в виде ужасных ведьм-вампирш с красными глазами либо уродливых дряхлых старух со спутанными волосами и в лохмотьях. Такие баньши живут в пустынной сельской местности, а ночью выходят на охоту, ловя запоздалых путников и выпивая кровь у парней и молодых мужчин. А попавшая в когти баньши женщина от ее укуса превратится в такое же чудовище. Эти злобные существа ненавидят все живое. Они без жалости убивают всех в округе, опустошая любую местность, где живут.
Роковые встречи в легендах…
В Ирландии известно немало легенд о встречах с баньши. Обычно они не сулят человеку ничего хорошего.
Один молодой фермер возвращался поздно ночью из соседней деревни, где играл в карты. Подходя к своей ферме, он увидел молодую женщину, которая, сидя на придорожном камне, расчесывала серебряным гребешком роскошные рыжие волосы. Парень попытался заговорить с ней, но красавица, как будто не слыша, продолжала свое занятие. Тогда он из озорства (хмель туманил голову) вырвал у женщины из рук гребешок, прибежал домой и лег спать.
Разбудил фермера ужасный вой, от которого кровь стыла в жилах. Это баньши явилась под окно и потребовала вернуть украденную вещь. Парень не решился взять гребешок в руки, захватил его каминными щипцами и, открыв окно, высунул их наружу. Сверкнула молния, дом потряс страшный грохот грома, нечеловеческая сила вырвала щипцы из рук. Утром фермер нашел под окном искореженное, обугленное железо. И понял, что если бы не догадался взять гребень щипцами, остался бы без руки.
Другая легенда рассказывает, как такой же фермер, встретив юную баньши, воспылал к ней страстью и попытался обнять ее. Баньши с такой силой толкнула фермера в грудь, что он в беспамятстве рухнул на землю. А на груди навсегда остался отпечаток багровой пятерни.
Часто баньши предстает в виде прачки, стирающей в ручье окровавленную рубашку человека, обреченного на смерть. Один мужчина, увидев такую картину, попросил прачку постирать и его рубашку. Она возразила, что его срок еще не пришел. Но мужчина продолжал настаивать. Тогда баньши рассердилась, взмахнула рукой -и приставала вдруг оказался без рубашки, которая непостижимым образом оказалась у волшебной прачки. Она простирнула ее в ручье — и рубашка снова оказалась на теле парня. Только ворот так сдавил его шею, что невозможно было дышать. Задыхаясь, он стал молить баньши о прощении. Вдосталь намучив его, она все же сжалилась и отпустила мужчину с миром.
…и наяву
«Сказки!» — скажете вы. Но как же быть со множеством случаев, когда реальные люди видели баньши или слышали ее вопль-плач?
В воспоминаниях леди Феншейв, жившей в 1625-1676 годах, есть рассказ о встрече с баньши. Это случилось, когда леди Феншейв гостила у леди Онор О’Брайн.
«Мы должны были остаться там на три ночи. В первую же ночь, около часа, меня разбудил голос. Я отдернула занавеску и в лунном свете увидела прислонившуюся к окну женщину в белом, с рыжими волосами и мертвенно-бледной кожей. Она что-то громко говорила с такими интонациями, которых я раньше никогда не слышала. И затем со вздохом, больше похожим на ветер, чем на дыхание, исчезла… Я была так испугана, что волосы у меня на голове встали дыбом и ночная рубашка упала с плеч. Я толкала и щипала своего отца, но он так и не проснулся во время этого происшествия, которому я стала свидетелем. Около пяти часов хозяйка дома пришла проведать нас и сказала, что не ложилась всю ночь, потому что ее кузен О’Брайн, чьи предки были владельцами этого замка, попросил ее остаться в его покоях, и что он скончался около двух часов ночи».
В 1979 году как-то ночью Айрин Мак-кормик из Эндовера (графство Хэмпшир, Англия), находясь в спальне, на втором этаже своего дома, услышала вдруг «ужаснейший, завывающий звук». И тут же внизу, в гостиной, заскулил перепуганный пес. Женщина забрала собаку наверх, и они вместе дождались рассвета. А утром пришло извещение для мисс Маккормик с просьбой прибыть в Винчестерскую больницу, где лежала при смерти ее мать. Когда Айрин добралась до больницы, мать была уже в коме и вскоре умерла.
Бостонскому бизнесмену Джеймсу О’Барри, происходившему из древней ирландской семьи, эмигрировавшей в Массачусетс в 1848 году, довелось слышать крик баньши несколько раз. Впервые это случилось в раннем детстве. Впервые он услышал голос баньши, когда был еще маленьким мальчиком.
— Как-то утром я лежал в постели и услышал странный звук — как будто рыдания безумной женщины, — вспоминал Джеймс. — Была весна, голубое небо, за окном щебетали птицы. Когда я встал и спустился к завтраку, у кухонного стола сидел мой отец со слезами на глазах. Я прежде никогда не видел, чтобы он плакал. Мама сказала мне, что они только что узнали, что в Нью-Иорке умер мой дедушка. Смерть его была полной неожиданностью.
В 1946 году О’Барри служил офицером при штабе ВВС США на Дальнем Востоке. В 6 часов утра он был разбужен низким воющим звуком.
— На сей раз я моментально понял, что это такое, — рассказывал Джеймс. — Я сел в кровати, мои волосы встали дыбом. Звук становился все громче, усиливаясь и затихая, как сирена воздушной тревоги. Потом он замер, и я ощутил ужасную подавленность, потому что понял, что умер мой отец. Через несколько дней я получил подтверждение.
— Я лежал в постели и читал утреннюю газету, когда уши мои заполнил ужасающий вой, — свидетельствовал бизнесмен. — Я сразу вспомнил о жене, маленьком сыне, двух моих братьях и подумал о том, чтобы это не был кто-нибудь из них!
Но на этот раз баньши оплакивала не смерть кого-либо из членов его семьи, а гибель хорошего знакомого О’ Барри -президента Джона Кеннеди.
Любопытный эксперимент в начале 1990-х годов провел ирландский радиоинженер О’Нил. Он сам слышал плач баньши, когда умерла его младшая сестра. После этого О’Нил соединил с чувствительным микрофоном обыкновенный медицинский фонендоскоп, и прибор всегда был у него под рукой. И когда спустя много лет в больнице от рака умирала мать О’Нила, он, услышав снова этот плач, вставил в уши трубки и записал звуки на магнитофон. В своей статье О’Нил честно упоминает, что воспользовался открытием пермского врача Геннадия Крохалева, который не только фотографировал видения больных, но и с помощью того же фонендоскопа прослушивал их акустические галлюцинации.
Как говорится, против науки не попрешь. Поневоле вспомнишь слова великого английского драматурга: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Виктор МЕДНИКОВ